
Ваша оценкаРецензии
boservas29 августа 2022 г.Голубые люди в голубых городах
Читать далееЕще совсем недавно я считал Лазаря Лагина автором одной книги - "Старик Хоттабыч", но потом познакомился с его малой прозой - рассказы и повести - и даже написал на них несколько рецензий, а теперь дело дошло и до романов. Их - романов - у автора целых пять штук, это, если считать "Хоттабыча". А рецензируемый - самый последний по хронологии, но именно он привлек меня больше других и заставил себя прочитать, что называется, влёт.
Дело в том, что Лазарь Лагин оказался первопроходцем темы попаданчества в советской литературе. И, если уже в "Старике Хоттабыче" эта тема присутствовала, но в довольно оригинальной форме, то "Голубой человек" предстает уже вполне классическим произведением данного жанра. И это при том, что роман написан еще в 1964 году.
Молодой человек, комсомолец, увлекающийся изучением истории партии, какой партии говорить не надо, и так ясно, попадает из своего счастливого 1959 года в мрачный 1894 год. Да, тот самый временной провал в прошлое, который сулит и автору, и его читателям, такую бездну открывающихся возможностей в деле реконструкции истории.
Но Лагин, как и положено первопроходцу, не бросается с места в карьер, и обрабатывает новую тему с невероятной осторожностью. Не знаю, читал ли он к тому моменту "И грянул гром" Брэдбери, который был переведен на русский в 1963 году, за год до начала работы Лагина над своим романом, но ответственность перед историей, которая должна идти своим чередом, и у автора, и у его героя прослеживается очень четко.
Поэтому Юрий Алешин, так зовут комсомольца-попаданца, не старается что-то кардинально изменить, развернуть ход истории и всё прочее, чем маниакально страдают сегодняшние попаданцы откуда угодно куда угодно. Нет, Юрий Алешин озабочен только одним - влиться в зарождающееся марксистское движение пролетариата, сослужить ему, пусть маленькую, но посильную службу.
Да и могла ли выглядеть концепция по другому у советского писателя, решившегося на попаданческий эксперимент. Что-то ускорять, тянуть одеяло на себя, это же путь в супергерои, а супергерой - это не наш герой. Наш герой - коллективист, маленький винтик в большой машине, в данном случае, в партийной машине.
Поэтому Юрий Алешин живет в семье, в которую попал, общается с людьми, которые его окружают. Да, тут надо помянуть, что Лагин использует прием, при котором Юрий перемещается в тело человека, жившего на 65 лет раньше, но с таким же именем, и как две капли воды похожего на него. Поэтому ему не приходится объяснять откуда он взялся, это окружающим приходится удивляться, что он полностью потерял память.
Революционер, с которым сводит Юрия судьба - Сергей Розанов, он же "голубой человек", полностью выдуман автором, в реальности такого человека не существовало. И все же от соблазна свести своего героя с реальными историческими личностями, Лагин не удержался. Таких оказалось двое. Первый - это... Владимир Ульянов, с которым Юрий побеседовал, подкараулив его возле дома, где в конкретный день должна была состояться сходка революционеров. Юрий же изучал историю партии, и хорошо помнил где и когда вершилась история зарождающегося марксистского движения. Правда, молодому Ильичу он не открылся, чтобы не пугать того неотвратимостью предстоящей ему судьбы.
А вот вторым оказался будущий директор департамента полиции Лопухин, тот самый, который выдал революционерам провокатора Азефа. Так вот, по версии романа, он сделал это, потому что был предупрежден Юрием Алешиным о том, что в 1917 году случится революция, хотя о том, что он "гость из будущего" так и не признался. Так что, все же, каким-то, пусть и предопределенным образом наш герой сумел поучаствовать в историческом процессе. Правда, это ничего не изменило, зато объяснило причину поступка Лопухина.
Не удержался главный герой еще от одного обязательного действия практически всех попаданцев - исполнения песен, которые будут написаны позже. Нынче попаданцы в основном поют Высоцкого, бардов и рок-исполнителей, Юрию же, как советскому человеку и начинающему революционеру, пришлось петь песню про матроса Железняка. Он исполнил её умирающему от чахотки Розанову, которому открыл всю правду о грядущих событиях. Да, полностью он открылся только ему - "голубому человеку".
Главным же "достижением" Юрия стало обнаружение второй части ранней ленинской работы "Что такое "друзья народа", и как они воюют против социал-демократов", которая считается утерянной до сих пор.
А теперь вернемся к голубым людям. Это совсем не то, что вы подумали. Тогда голубые были другие. Это были правильные голубые, это были те, у кого есть голубая мечта. А самая голубая мечта, это.... опять не то, что вы подумали! Это освобождение пролетариата, это - социалистическая революция. И те, кто об этом мечтают, те и есть голубые.
И в 1964 году такое видение было более чем естественным, это уже гораздо позже естественным станет то, что не совсем естественно. И голубой цвет окажется безнадежно скомпрометированным. А ведь когда-то голубые люди с голубыми мечтами пели песни про голубые города, и не боялись быть неправильно понятыми...
02:581673,6K
TibetanFox5 марта 2016 г.Читать далееЛагину многое могу простить за любимого "Старика Хоттабыча", даже махровые несовершенства в самом Хоттабыче, где пионеры обладают такой суперсилой непрошибаемой кристально-сияющей советсткости, что все силы древнего джиннячества супротив них - как кошачий чих. А вот в "Голубом человеке" простить несовершенства уже никак не получается, хотя задумка книги многообещающая.
Хоттабыч был про попаданца из древнего мира в наш, тут же стрела времени летит в другую сторону. Советский гражданин, живо интересующийся историей, но выросший уже именно советским человеком с мотивационных плакатов, вдруг по каким-то неведомым причинам попадает в 1894 год, когда Ульянова никто не знает, эсдеки - какой-то миф вроде бабайки и широкой общественности известно только, что они, кажется, хочут царя бонбой разорвать на мелкие шматочки. Советский гражданин попадает в этот мир под личиной крестьянина, приехавшего в Москву на заработки к своим родственникам, ибо возраст пришёл. Тоже непонятно, почему так - то ли, получается, он действительно выглядел стопроцентной копией какого-то парниши из 1894-го (куда тогда, кстати, делся он сам?), ведь внешне он ничуть не изменился. То ли это условность, которую автор поленился продумать поподробнее. Парень образованный, начитанный, хорошо помнящий историю этого времени и всей душой стремящийся к советским идеалам и победе революции... Но. Одно большое но.
Совершенно непонятно, почему он ведёт себя так, как ведёт. Обладая его возможностями и знаниями, он мог бы примкнуть к революционным любимым товарищам. Или помочь кому-то. Или пойти работать и получше узнать такую незнакомую старую Москву, где идеалистов вроде него считают наивными "голубыми людьми", которые полагают, что идиллия с добрым и справедливым миром может воплотиться в реальность. Что же вместо этого делает герой? Ничего. Вот действительно ничего. Автор пару раз вскользь упоминает, что на него напала какая-то вялость и память сильно испортилась, наверное, вследствие прыжка по временному пути. Однако сразу после этих упоминаний герой вспоминает важнейшие даты, имена, отчества, какие-то факты биографий малозначимых исторических персонажей, что с этим заявлением никак не соотносится. К тому же, он потрясающе вял и глуп. Отпугивает от себя тех немногочисленных "товарищей", до которых у него хватило слабенькой энергии доползти, лениво ругается со стукачом, один раз встречает Ленина, чтобы ляпнуть ему какую-то ерунду, зато долго ездит по ушам умирающему революционеру, успокаивая его, что в будущем всё будет тип-топ, и этот дядька почему-то ему верит, хотя персонаж слишком глуп, чтобы доказать своё "мы из будущего". А больше ничего. Никак не пользуется своими знаниями, никому не помогает, хотя должен, по идее, знать, кому и какая помощь нужна. Идёт зачем-то на какой-то отдельно взятый дурацкий завод и заводит там своими речами пару десятков человек, пишет карандашиком листовки, и всё это загибается и скатывается в никуда. Абсолютно бесполезное и ничего не давшее путешествие в прошлое, которое умудрилось при всей своей интересной задумке стать унылым и тягомотным.
Из интересного только предсказуемая и банальная линия с Шурочкой (не буду спойлерить, вдруг кто решит-таки почитать), а также приятный сочный язык. Автор постарался откопать реалии Москвы того времени и описать их от души, у него это получилось, тем более, что Лагин всегда хорошо строил картинки. Но эти хорошие мелочи не могут перекрыть все недостатки скучной в целом книги, которая и завершается-то ничем, так что непонятно, зачем вообще написана. Точнее, понятно, зачем, - это чистой воды наивная агитация, но такая неумелая, что диву даёшься. Неудивительно, что сейчас эта книга известного, в общем-то, писателя, почти полностью забыта и мало кто её читал. Она того и не особенно стоит.
481,8K
Pijavka14 февраля 2024 г.Читать далееЛазаря Лагина я до недавнего времени тоже считала автором одной книги, "Старика Хоттабыча". Как оказалось и тут я была неправа. Полезно всё таки иногда ознакомится с биографией писателя и с библиографией тоже. В этой самой библиографии название "Голубой человек" особенно бросалось в глаза. С чего это он голубой? Аннотация в этот вопрос ясности не внесла, пришлось читать.
Ну что сказать? Мне совершенно непонятна низкая оценка "Голубого человека" на Лавлибе. На мой взгляд книга совершенно замечательная. С оговоркой на время написания (1964-1966 годы) и фонтанирующий революционный энтузиазм, это вполне качественная фантастика. Сюжет, слог, персонажи (и главные и второстепенные) очень даже хороши. Что меня особенно порадовало, так это описание Москвы конца 19-го века. Это именно то, что я ожидала от Гиляровского ("Москва и москвичи" которого меня не особо впечатлили) и то, что я совершенно неожиданно нашла у Лагина.
Главный герой, Юра Антошин, это отдельная тема для разговора. Уж не знаю, каким его задумал Лазарь Иосифович, но, думаю, что точно не комичным. Однако же, именно так он выглядит сегодня. Ну вот представьте себе ситуацию, когда человек нежданно-негаданно попадает в прошлое. Не очень далёкое, всего какие-то шестьдесят пять лет, но разница, тем не менее огромная - из СССР да прямо в царскую Россию. Что бы в такой ситуации сделал современный человек? Ясное дело, попытался бы выяснить как вернуться обратно. А если вернуться невозможно, то максимально комфортно устроиться в своей новой реальности. Но не таков наш советский молодой человек. Он не будет размениваться на такие мелочи. Он займётся революционной борьбой. И ради такого дела даже не будет на работу устраиваться (работа ведь будет мешать пропагандистской деятельности), а будет преспокойно сидеть на шее у приютивших его "родственников". И ничего, что революция таки свершилась и без его участия и задолго до его рождения. И стоит ли обращать внимание на то, что "родственники" сами с трудом концы с концами сводят. Главное счастье трудового народа. В общем, получился у Лагина этакий бездельник, отлынивающий от работы под благовидным предлогом борьбы с угнетателями трудового народа.
Но тут уж ничего не поделаешь. Времена и нравы меняются, романтика революции развеивается и старые советские книги воспринимаются по-другому. Но от этого они не становятся менее интересными. Просто угол зрения чуть-чуть поменялся.
33467
JDoe717 ноября 2020 г.Читать далееЮноша из Москвы 1959 года переносится в Москву 1894.
Чего в этой книге нет:
Юрий Антошин не станет добиваться встречи с Александром III Ни чтобы предостеречь насчет Александра Ульянова,ни чтобы злорадно обрисовать перспективы российского самодержавия.
Нет трескучей советской пропаганды.
Нет проблем вписаться в общество " с нуля". Автор позаботился , чтобы Юрий перенесся ( вселился?) в тело своего ровесника и однофамильца, обретя тем самым родных, крышу над головой и кое-какие деньги на первое время.
Ничего не будет сказано о дальнейшей судьбе Егора Антошина. То ли развоплотился, не выдержав визита гостя из будущего, то ли впрямь в революционеры подался.Что в книге есть:
По-хорошему советский главный герой.
Описания дореволюционной Москвы. С любовью, знанием и вниманием к бытовым деталям.
Камео В. И. Ульянова, еще не Ленина.
Трагичная романтическая линия.
Версия, что Юрий Антошин повлиял всё же на значимое историческое лицо: на поведение царского прокурора, а впоследствии - начальника департамента полиции, А. А. Лопухина. (Хотя, замечу в скобках, обилие дураков вокруг часто доводит умных людей до поступков похлеще, чем разгласить, а в какой кассе получает жалованье Евно Азеф)
Вера в будущее. Круг замкнется, каждая деталь станет на свое место. И все будет хорошо, потому что написано в 1974 человеком, помнящим каково оно было до революции, и в надежде, что Советский Союз развивается в лучшую сторону.P.S. Зацепилась в книге, пошла гуглить. Оказывается, женщинам законодательно запрещалось ездить на империале конки. В начале двадцатого века вопрос горячо обсуждался ибо ущемление прав и глупо дамам мерзнуть на остановке, когда есть свободные места.. В Петербурге городская дума в итоге разрешила. Московская, кажется, так и нет. Две столицы, да.
291,2K
SAvenok28 декабря 2013 г.Читать далееЭто, наверное, самый первый попаданец в истории русской (советской тогда) фантастики. Молодой, горячий, убеждённый коммунист - в России за считанные годы до революционных бурь...
Опять же, многим и многим нынешним образцам жанра в сравнении с Лагиным не светит ничего. Ибо здесь литературный язык великолепный, действуют живые люди, а не картонные фигурки. И автору не потребовалось для сюжета привлекать крупные исторические фигуры в качестве персонажей - так справился.
И главное - чудесный русский язык, каким ни в то время, ни сейчас почти никто не владеет
Тебя за чем посылали, ирод? Тебя за огурцами посылали, а ты что купил? Ежели это огурцы, то где ихняя хрусткость? Четыре копейки коту под хвост!
После обеда её неудержимо тянуло соснуть, поэтому в будущем она обещала отлежаться в роскошную женщину
Я тебе полтину дам, даже рупь-целковый. Желательно тебе иметь такую сумму денег?А ещё Лагин в этой книге смог даже историю ВКП(б) сделать неожиданно интересной и захватывающей вещью.
15632
kanifolka13 февраля 2015 г.Читать далееБез пяти минут инженер, студент-заочник из советского времени с его активным строительством коммунизма внезапно оказывается в царской России конца XIX века. Александра Ульянова уже повесили, Володя Ульянов еще известен только узким кругам подпольщиков и только в качестве «брата повешенного».
Уже ведется активная революционная деятельность, уже разрозненные и разноплановые кружки оппозиционеров тех времен начинают сбиваться в единую массу, ратующую за «землю крестьянам, заводы рабочим, государство – кухаркам».
И вот в это переломное время Антошин вдруг проваливается в качестве деревенщины, Рязани косопузой, активно включающейся в пролетарское движение. Попутно молодому и весьма деятельному человеку приходится принять участие в стремительно разворачивающихся событиях.
Книга - чудо как хороша. Я боялась сурового и беспощадного советского агитпропа, а получила вдумчивое, точное в мелочах и деталях изображение России 1894 года. Повествование выписано тщательно, вплоть до воспроизведения ярких оборотов речи. А действие, происходящее на примере нескольких людей, точно отражает быт и нравы. Все персонажи, тесно связанные друг с другом ниточкой времени, живые и яркие: смертельно уставший сапожник Степан, его стойкая и боевитая красавица-жена Ефросинья, рыжеволосая умненькая девчушка Шурка, недалекая, наивная и простая девушка Дуся и даже вечно пьяный и омерзительный полицай Сашка.
9753
Basella11 сентября 2024 г.Никому ни до чего нет дела
Читать далееКогда-то давно мне советовали эту книгу, как пример советской хронофантастики. Было любопытно познакомиться с произведением, тропа жанра которого только протаптывалась писателями, тем более автором советским с иным мировоззрением. Хорошо прописана дореволюционная действительность, старая планировка Москвы, улицы, быт, люди, даже особая манера говорить и разные словечки того периода не забыты. Видимо, автор сам ходил теми улицами, говорил устаревшим языком. Общий антураж создан убедительно.
Главный герой переносится в прошлое, но не сам, а попадает в тело крестьянина Егора, и (чем грешат все истории о попаданцах) думает не о том, как бы вернуться скорее домой, а торопится вершить историю. Удобное совпадение, что попаданец занимался историей, а не оказался среднестатистическим незнайкой. Как образцовый советский человек, он стремится познакомиться с доблестными революционерами и пытается помочь в их отчаянном деле. Попутно он знакомится с соседями, заводит друзей и врагов. Печальна судьба Дуськи, как, впрочем, и остальных героев, которым на долю выпало жить в тяжкое время. (А было ли время хоть когда не тяжким?). Интересно было взглянуть на мир, где никому ни до чего нет дела, где все всему сторона, глазами человека с советским воспитанием. Эпизоды с агитацией показались тягомотными, утяжеляющими приключенческий роман, в который влез философский трактат. Понятны и логичны помыслы и поступки героя, но где-то со второй половины романа читалось тяжело, хотелось скорее закрыть эту книгу. Концовка для меня была предсказуема, особенно после расставленных самим автором акцентов.
Любую тему и героев можно представить в романе увлекательно, но здесь это, на мой взгляд, не удалось. При убедительном антураже и ряде героев, история показалась неубедительной и будто напыщенной.
8355
kagury5 июня 2020 г.Уютный и увлекательный
Читать далееПоловина отзывов про эту книгу начинается со слов «неожиданно понравилось». И в моем случае это тоже правда. Я знала Лагина только как автора «Старика Хоттабыча», а он, оказывается, написал еще несколько книжек, причем в разных жанрах. И я теперь намерена их прочитать :).
Студент Егор Антошин случайно попадает в прошлое. В 1894 год, т.е. примерно на 60 лет назад в сравнении с тем временем, в котором он живет. Любопытно, что сейчас как раз еще +60 к временам Антошина, так что имеем отличную возможность сравнить три Москвы. Я для себя с удивлением обнаружила, что не всегда легко ориентироваться в Москве 60-х, хотя, казалось бы, в центре (в основном все крутится вокруг Большой Бронной) не так много и поменялось.
Что забавно с этим романом, вначале кажется, что у нас будет банальная история про то, как строить новый мир. Ведь в 1894 совсем немного осталось уже до 1917. Значит рабочее движение, кружки, политзаключенные и прочая революционная романтика. Тем более на это активно намекают вначале – главный герой с увлечением изучает историю партии. Кстати, в это мало кто из читателей верит, а зря. Когда мы проходили в школе революционные события, я и сама (ярый нелюбитель истории) с горящими от любопытства глазами штудировала ленинские тезисы и тексты заседаний. Это может быть очень интересно, особенно, если ты уже неплохо разбираешься в теме.
Но как автор ни старался, у него так и не получился образцовый агитроман. А получилась уютная история про Москву, быт и людей. Да, есть в ней социалисты, марксисты и даже листовки. Но это штрихами на фоне дореволюционной Москвы. Где дворник – это серьезный уважаемый человек, а рабочим завода, как быстро соображает Антошин, непросто заниматься организацией кружка, т.к. после 12-часовой смены особо-то не разгуляешься. Да и с грамотностью проблемы. Ну написал ты листовки, так еще надо найти тех, кто их сможет прочитать. А вылететь с работы, если что - это же конец света.
В общем, повторю, неожиданно приятная книжка, хотя ничто не предвещало. И язык отличный. Кстати, местами не лишенный иронии:
«
После обеда её неудержимо тянуло соснуть, поэтому в будущем она обещала отлежаться в роскошную женщину»,
хотя в целом - это вполне серьезный ламповый роман, совсем не претендующий на искры юмора.
8915
Yn5 марта 2016 г.Даешь СССР!
Читать далееЗамечательная книга! Не думал, что Лагин, мой любимый Лагин, автор Хоттабыча, писал еще и про революцию, да и еще так интересно!
Значит, так:
Юра Антошин - советский, молодой рабочий, студент-заочник, поссорился со своей семьей - сестрой Ольгой и девушкой Галей. . И с дурацким настроением пошел в кино, взяв четыре билета на четыре сианса. В окончание второго сианса задержал хулигана.
Потом, разообиженный на весь свет, выскочил во двор кино, подскользнулся, упал, почувствовал острую боль в боку и ... оказался в 1894 году, крестьянским парнем Егором, приехавшим в первый раз в город.
Он привыкает ко своей новой жизни и развивает революционную деятельность!
Читаешь про старую Москву и сердце кровью обливается. Как можно было так издеааться над простым людом! Крестьянин - не мог читать и писать!
-А я не раз в тот дом захаживал! - дразнился Антошин.
Не раз, говоришь?! – Дворника от бесстыдства этих слов чуть кондрашка не хватил. – Сюда и господ не всех пускают, а с очень даже большим разбором… А ты… Не могло этого быть и никогда того не будет, чтобы по этому дому мужичье разгуливало!.. Брешешь ты, анафема, и бог тебя за это накажет!.. Даже слушать противно, до чего ты, аспид, брешешь!..В господский дом - не ногой простому человеку!
– А было бы у тебя образование?..
– А было бы у меня образование, – рассмеялся Фадейкин, – я бы, – он сделал небольшую паузу, – я бы пошел на железную дорогу на машиниста учиться. Очень это прекрасная специальность – машинист на паровозе!..Было бы у него образование! Человек мечтает учиться, работать по профессии, а ему что - сапог в зубы, плеть по спине - иди на завод шуруй, деревня!
А вот таких, лакеев, сколько было!
– А по моей одежде и обувке, – продолжал Евстигнеев, с удовольствием окидывая себя взглядом, – если издаля на меня посмотреть, скажет кто, что я служащий человек? Каждый скажет – барин.
– Издаля конечно, – с готовностью согласился Антошин. – А вблизи сразу видно – лакей.
– Вот именно, – не менее охотно согласился Евстигнеев, – лакей, а не токарь-пекарь какой-нибудь… Поскольку одежда и обувка у меня тоже не покупные, а дареные. С господского плеча-с… И еще полный чимайдан всякого добра.
– Так задаром и дают? – спросил Фадейкин.
– Задаром, задаром! – передразнил его Евстигнеев! – Так, задаром, и сучка не ощенится. За-да-ром-с!.. Нет, братец ты мой, тут самолюбие требуется, аг-ро-мад-ней-шее самолюбие. Или ты не лакей! Потому лакей без самолюбия, что дьякон без бороды, что духи без запаху, что компот без сахару… Вот, возьмём к примеру такой случай: барин вернулся домой веселый, ты его ко сну готовишь, разуваешь его, к примеру, а он тебя, как дитя какое, от веселья своего норовит носочком ботинка да в рыло. Ну, что ты в таком случае сделаешь, мастеровой, можно сказать, человек, безо всякого самолюбия? – Посторонюсь, – сказал Фадейкин.
– Ну, скажем, посторонишься, – с великолепным пренебрежением усмехнулся Евстигнеев. – Ну, скажем, убережешь свое рыло. А оно у тебя покупное, что ли? Оно у тебя непокупное. Оно, при тебе и так и этак останется, а самолюбия настоящего у тебя, выходит, никакого и нету. Никак, то есть, ты себя не любишь!..
Евстигнеев сделал паузу, чтобы дать своим гостям возможность спросить, как бы он, Евстигнеев, в таком случае поступил, но не дождался.
– А вот я, – подмигнул; он… – я свое самолюбие очень даже имею. Я себе в таком случае что говорю? Я себе говорю: "Ванюша, дорогой, потерпи, докажи, что ты себя любишь! Не убудет тебя, Ванюша, от пиночка. Ты о брючках, скажем, в это время думай или о лаковых, к примеру, ботиночках, почти новых, раз пять от силы надеванных… Ну ткнет тебя барин с пьяных глаз в рыло, так ведь завтра утречком – барин ведь! – совестно ему перед тобой станет, он тебя брючками на штрипочках или ботиночками за тот пиночек и отблагодарит. И будешь ты, Ванюша, и при своем рыле и при господских брючках и ботиночках. Или, скажем, рассердился на тебя барин, плюнул тебе по-дурашному в тое же рыло. Ты что тогда?..
– Я б ему! – помрачнел Фадейкин.
– Ты б ему, ты б ему! – снова передразнил его Евстигнеев. – Вот и будешь до скончания своей жизни ходить в латаной поддевке и худых сапогах! А я уже сейчас во всем господском. И полный чимайдан гардеропу всякого. И еще у меня вся жизнь впереди. Еще я, братец ты мой. Дай только время, в купцы запишусь, открою магазин, сам себе лакея заведу...Противно! А вот это?
Был бы я царь, – сказал он, – я бы, конечно, первым делом маленечко приоделся, справил бы себе шубу хорошую, сапоги, шапку барашковую. Врать не буду, справил бы… покушал бы царской пищи, винца царского, понятно, отведал бы… Но в крайнем случае я бы себе ничего не брал, а приказал бы объявить такой закон: всем брючникам (ну, и сюртучникам, у которых много ребят), как станут они старенькие, чтобы от царя шло жалованье, что-бы им отдых был и чтоб не ходили они день и ночъ в одних исподниках… Издал бы я этот закон, наказал бы сенаторам, чтобы его сполняли без обману, и ушел бы с престола хоть куда угодно… С дорогой душой.. –Да если это с СССР сравнить!
Работа есть ПОСТОЯННАЯ, зарплата - большая, 100-300р,
пенсия - была,
образование - бесплатное,
лечение - бесплатное! Каждый - учился, каждый выбирал себе профессию, детские сады, ЦЕНЫ! - цены - постоянные! Все знали, что будет на следующий день, и цены не скакали, как сейчас с ног на голову!
Книга очень хорошая! Рассказывает нам о наших дедах, прадедах, почему и как они боролись против буржуев.
Даешь СССР!8964
nebritt4 апреля 2015 г.Читать далееНаверное, первая книга про попаданцев, встретившаяся еще в детстве. Пару лет назад начал искать ее, но безуспешно, поскольку искал среди многочисленных произведений Беляева. Наконец повезло, и вновь с тем же удовольствием перечитал эту книгу. Правда, в детстве удовольствие было от фантастического перемещения современного человека в прошлое, сейчас же - от подробного описания Москвы начала прошлого века. Можно даже не обращать внимания на сюжетную линию, построенную вокруг поиска таинственного труда Ленина, просто наслаждаться прогулками по Москве, которой нет.
2647