
Ваша оценкаРецензии
Аноним30 июня 2018 г.Читать далееЭто было… Необычно. С одной стороны некоторые детали затёрты и незаметны, некоторые так обыденны, будто по улице идёшь и просто наблюдаешь за жизнью людей, но всё вместе складывается в игрушечный домик, в пресловутую Страну Чудес. Меня этот контраст сбивал, да, если не оценивать книгу целиком, а плыть по течению строчек, то всё отлично, но мне это не удалось. И мне почему-то не показалось безумство безумным, может из-за того, что я очень им заинтересована, но мысли и поступки тех же Марциана и Юстиниана, который мне приглянулся намного больше, мне кажутся логичными и продуманными, со смыслом. А когда их называли безумцами и дураками, просто хотелось ругаться на этих слепцов, мыслящих узкими категориями. Нисса вообще раздражала непомерно, все детали её поведения и характера кажутся мне нормальными и интересными в некотором смысле, но всё в целом, как неправильно собранные пазлы. Вроде бы все кусочки от этой картинки, но образ неприятен, Нисса очень созвучна этому необычному миру, как его воплощение в человеческом теле. Кровожадная, эмоциональная, но при этом невозмутимая и плывущая по течению. Император, который показан после болезни мне не приглянулся, однако его описание до неё очень любопытно, проникновенно, и вроде презирать нужно, но сил нет, особенно после пояснений учительницы Марциана. Задумка в принципе хорошая, но её реализация, по-моему, немного подкачала.
15606
Аноним16 января 2017 г.Читать далееЭтот роман настолько сильно меня впечатлил, что мне даже сложно писать отзыв. Было нелегко отрываться от чтения, а когда приходилось все-таки откладывать книгу, я не переставала думать о событиях и переживать о героях.
Сперва меня увлекла необычность обстановки в сочетании с наивным и очень чистым мыслепотоком героя.
Очень непросто передать особенности мышления и восприятия человека, чей рассудок отличается от того, что принято считать «нормальным». Но автору удалось: тут нет ни гротеска, ни передергиваний, все очень естественно, с героем полностью отождествляешься и лишь по реакции окружающих понимаешь, что он делает и говорит что-то не так.
И мир не менее потрясающий. Вроде бы немало есть книг, в которых описано альтернативное/магическое и т. д. развитие земной истории, но такого я не видела никогда. Здесь мир, изменившийся в самой своей основе. Здесь нельзя усомниться в существовании чужих богов, нельзя перейти в другую веру – потому что боги и народы неразрывно связаны между собой, у каждого есть свой бог, такой же неотъемлемый, как группа крови. И народы, и их боги настолько интересные и необычные, что книгу стоит читать хотя только ради того, чтобы познакомиться с ними.
Но для меня на первом плане – герои.
Марциан чудесный, я его полюбила. Одна из звезд, под которой он рожден, – звезда Милосердия, и это ощущается во всем. И милосердие это не напускное, это подлинное качество его души. Невероятно искренний человек, с глубокими чувствами: к своей семье, к друзьям, ко всему миру.
И остальные герои, хотя их мы видим со стороны, тоже очень яркие, одного с другим не перепутаешь. У каждого свои черты и особенности поведения и речи, у каждого своя семейная ситуация (такие разные семьи – как в жизни! – и ни одной шаблонной), в каждом ощутимы характерные черты народа и голос своего бога.
Сюжет простой: Марциан ищет встречи со своим богом, чтобы спасти своего папу. То, что его папа – император, и спасти его надо не только ради него самого, но и ради народов Империи — тоже, конечно, важно. На этом пути по сути всего три поворотных события: встреча с Нисой (встреча – не совсем подходящее слово ))), совершение безумства и поездка в Бедлам. Но, на самом деле, каждая мелочь, каждый разговор: с родными, с друзьями, с представителями разных народов, со случайными встречными, таксистами и т. д. – все имеет значение. Из этого складывается путь и картина мира.
Бог Марциана – безумный бог, и безумие людей его народа – священное. Да, то, что они делают, может казаться странным, ужасным или отвратительным, но они не выглядят при этом калечными и больными. Их безумие – божественная искра, ведь каждый из них несет в себе бога. А вот в Октавии, маме Марциана, ощутимы как раз психические нарушения, разлад. Но это я говорю, отстраняясь от книги – читая, я просто прониклась Октавией, да что уж там – я полюбила всех, кого любит Марциан.
Прекрасно описана повседневность, детали, похожие и непохожие на привычную нам реальность. Мир очень достоверный, в него веришь и хочешь задержаться там подольше. (Только одно название меня царапнуло – собственно, Бедлам. Слишком уж прямая отсылка, и откуда она могла тут взяться?)
Но и мистический пласт – финальная часть путешествия – ничуть не хуже. Кто-то может сказать, что эпизоды с испытаниями слишком сказочные, простоватые, – но мне кажется, так и должно быть. Ведь, хотя это испытания для друзей Марциана, – все они внутри его видения, внутри его пути.
Звездный Родник и разговор с богом – сильнейшие эпизоды, а финал пробрал просто до слез.Насколько я понимаю, планируется продолжение, которое я буду с нетерпением ждать. Но и эта книга выглядит цельной и завершенной. Да, осталась неразрешенной важнейшая ситуация, связанная с Нисой. Но Марциан уже совершил невозможное, вышел за грани реального, и я верю, что и тут он справится.
Отзыв вышел сумбурным, поэтому просто хочу порекомендовать этот роман всем, кто любит необычные, глубокие книги, не укладывающиеся в рамки привычных жанров и схем.
И хочу еще раз поблагодарить автора.6236
Аноним14 января 2017 г.Мне сложно представить, что такое вечность — слово это большое и страшное, оно останется после меня.Читать далее
А от меня ничего не останется, потому что я дурак.Вот она - моя читательская удача. Вот она - долгожданная встреча с редкой, самобытной, яркой историей, которую хочется пить горстями, в которую хочется завернуться, укутаться с головой, вдыхать, вбирать в себя, наслаждаясь каждым словом.
Не ожидала я такого эффекта, не ожидала, что буду так жадно, взахлеб читать, едва переводя дыхание от восторга. Буквально. Без шуток. Трудно даже объяснить внятно и вменяемо, почему этот роман возымел на меня такое воздействие, тем не менее, факт остается фактом - я влюбилась, основательно и бесповоротно, и буквально с первых строк.Альтернативный мир, фэнтезийный, словно замерший под хрустальным колпаком, немного нереальный, стагнированный, наполненный странными архаичными реалиями, но при этом вполне себе современный, созвучный с нашим миром. В этом мире Римская Империя застыла навсегда в своей общественно-политической формации времен принцепсов и преторианцев и так и дожила до эры мобильных технологий. В этом мире есть император, железной рукой правящий империей, а у императора есть сын. И сын его - дурак.
Дурак, но такой добрый, чуткий, заботливый, любящий, с огромным сердцем, наполненным таким теплом, что в его тепле можно отогреть всю империю, наверное. Он - Форрест Гамп, но не такой, какого написал Уинстон Грум, а такой, какого сыграл Том Хэнкс, сыграл так, что его не возможно не любить, не сопереживать и не таять щемящей нежностью изнутри, глядя на этого потрясающего солнечного человечка. И все же Марциан, сын императора Аэция, конечно, не совсем Форрест Гамп. Он не просто умственно отсталый молодой человек, он по настоящему безумен, просто его хорошо учили и успешно научили казаться, хотя бы внешне, максимально нормальным. Но его безумие неизбывно, непредолимо, потому что оно дар его бога, бога его сумасшедшего народа. И когда бог велит ему совершить запредельное безумство, чтобы спасти отца, он не задумываясь делает это.
И о сцену с этим безумством меня шарахнуло так, что едва не отвратило от этой истории, так полюбившейся за прочитанные до нее две трети романа. Не стану пояснять, в чем состояло это безумство, которое Марциану нужно было совершить для своего душевнобольного бога, потому что эффект неожиданности, эффект ушата ледяной воды, обрушенной на голову, вскруженную добрым и позитивным вступлением романа, тут очевидная задумка автора, но скажу что для моей системы морально-ценностных координат это стало почти невыносимым испытанием. Я даже сделала перерыв в чтении. И мне довольно долго еще было тошно и почти физически плохо. Понимаю, что мальчик, конечно, болен, и в голове у него все по разному может быть, и даже если все первые две трети книги он казался вполне адекватным, добрым, прекрасным и чудесным, то он вполне способен на вещи ужасные и ненормальные. Но грустно, что мать его вроде как нормальна. Пожалуй, я бы предпочла, чтобы автор эту сцену сделал лаконичнее, какой-то просто констатацией факта, совершенного в бессознании, не с участием читателя. Не с таким подробным участием. Хотя, безусловно, это было очень сильно.
Тем не менее, к книге я вернулась и дочитала, и снова полюбила, и ни о чем не сожалею. Потому что язык романа, мысле-речь душевнобольного героя - это что-то невообразимое по своей выверенности, достоверности и сочности; потому что каждый из второстепенных персонажей живой, уникальный и ни на кого не похожий; потому что несмотря на очень поверхностное описание Империи, ее почему-то очень ярко представляешь и отчетливо видишь весь этот мир. Единственное, финальная часть романа показалась (может, правда, из-за перерыва в чтении) несколько излишне сюрреалистичной. Вроде все логично в рамках этого текста, и тем более в свете того, что тут герои вступают в обитель безумного бога Марциана, но почему-то было ощущение, что она несколько выбивается по своей фактуре из общего полотна повествования. Впрочем, я сюрр люблю всеми фибрами души, так что это не помешало мне наслаждаться. Ну а апофеоз безумия в столице сумасшедшего народа Бедламе это вообще прекрасно. Сцена с чаепитием у тетушки Марциана - просто шедевр на мой взгляд.
В итоге, даже несмотря на грохнувшее меня о бетонную стену пресловутое "безумство", эта вещь прочно и основательно прописалась в списке моих любимых околовампирских историй. Пишу околовампирских, потому что вампир тут есть, и не один даже, а целый народ вампиров есть в этом мире, но на фоне истории Марциана все вампирское в этом романе не важно от слова совсем: просто один из многих народов империи, просто один из странно обретенных, необычных друзей сумасшедшего сына императора.
6251