Рецензия на книгу
Дурак
Дария Беляева
Аноним14 января 2017 г.Мне сложно представить, что такое вечность — слово это большое и страшное, оно останется после меня.
А от меня ничего не останется, потому что я дурак.Вот она - моя читательская удача. Вот она - долгожданная встреча с редкой, самобытной, яркой историей, которую хочется пить горстями, в которую хочется завернуться, укутаться с головой, вдыхать, вбирать в себя, наслаждаясь каждым словом.
Не ожидала я такого эффекта, не ожидала, что буду так жадно, взахлеб читать, едва переводя дыхание от восторга. Буквально. Без шуток. Трудно даже объяснить внятно и вменяемо, почему этот роман возымел на меня такое воздействие, тем не менее, факт остается фактом - я влюбилась, основательно и бесповоротно, и буквально с первых строк.Альтернативный мир, фэнтезийный, словно замерший под хрустальным колпаком, немного нереальный, стагнированный, наполненный странными архаичными реалиями, но при этом вполне себе современный, созвучный с нашим миром. В этом мире Римская Империя застыла навсегда в своей общественно-политической формации времен принцепсов и преторианцев и так и дожила до эры мобильных технологий. В этом мире есть император, железной рукой правящий империей, а у императора есть сын. И сын его - дурак.
Дурак, но такой добрый, чуткий, заботливый, любящий, с огромным сердцем, наполненным таким теплом, что в его тепле можно отогреть всю империю, наверное. Он - Форрест Гамп, но не такой, какого написал Уинстон Грум, а такой, какого сыграл Том Хэнкс, сыграл так, что его не возможно не любить, не сопереживать и не таять щемящей нежностью изнутри, глядя на этого потрясающего солнечного человечка. И все же Марциан, сын императора Аэция, конечно, не совсем Форрест Гамп. Он не просто умственно отсталый молодой человек, он по настоящему безумен, просто его хорошо учили и успешно научили казаться, хотя бы внешне, максимально нормальным. Но его безумие неизбывно, непредолимо, потому что оно дар его бога, бога его сумасшедшего народа. И когда бог велит ему совершить запредельное безумство, чтобы спасти отца, он не задумываясь делает это.
И о сцену с этим безумством меня шарахнуло так, что едва не отвратило от этой истории, так полюбившейся за прочитанные до нее две трети романа. Не стану пояснять, в чем состояло это безумство, которое Марциану нужно было совершить для своего душевнобольного бога, потому что эффект неожиданности, эффект ушата ледяной воды, обрушенной на голову, вскруженную добрым и позитивным вступлением романа, тут очевидная задумка автора, но скажу что для моей системы морально-ценностных координат это стало почти невыносимым испытанием. Я даже сделала перерыв в чтении. И мне довольно долго еще было тошно и почти физически плохо. Понимаю, что мальчик, конечно, болен, и в голове у него все по разному может быть, и даже если все первые две трети книги он казался вполне адекватным, добрым, прекрасным и чудесным, то он вполне способен на вещи ужасные и ненормальные. Но грустно, что мать его вроде как нормальна. Пожалуй, я бы предпочла, чтобы автор эту сцену сделал лаконичнее, какой-то просто констатацией факта, совершенного в бессознании, не с участием читателя. Не с таким подробным участием. Хотя, безусловно, это было очень сильно.
Тем не менее, к книге я вернулась и дочитала, и снова полюбила, и ни о чем не сожалею. Потому что язык романа, мысле-речь душевнобольного героя - это что-то невообразимое по своей выверенности, достоверности и сочности; потому что каждый из второстепенных персонажей живой, уникальный и ни на кого не похожий; потому что несмотря на очень поверхностное описание Империи, ее почему-то очень ярко представляешь и отчетливо видишь весь этот мир. Единственное, финальная часть романа показалась (может, правда, из-за перерыва в чтении) несколько излишне сюрреалистичной. Вроде все логично в рамках этого текста, и тем более в свете того, что тут герои вступают в обитель безумного бога Марциана, но почему-то было ощущение, что она несколько выбивается по своей фактуре из общего полотна повествования. Впрочем, я сюрр люблю всеми фибрами души, так что это не помешало мне наслаждаться. Ну а апофеоз безумия в столице сумасшедшего народа Бедламе это вообще прекрасно. Сцена с чаепитием у тетушки Марциана - просто шедевр на мой взгляд.
В итоге, даже несмотря на грохнувшее меня о бетонную стену пресловутое "безумство", эта вещь прочно и основательно прописалась в списке моих любимых околовампирских историй. Пишу околовампирских, потому что вампир тут есть, и не один даже, а целый народ вампиров есть в этом мире, но на фоне истории Марциана все вампирское в этом романе не важно от слова совсем: просто один из многих народов империи, просто один из странно обретенных, необычных друзей сумасшедшего сына императора.
6251