
"... вот-вот замечено сами-знаете-где"
russischergeist
- 39 918 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Начну с банального – от Г. Уэллса я ждала чего-то фантастического. Вот такая сила стереотипов и репутации. В итоге я читала и ждала, ждала, ждала – когда же начнется оно! То самое, фантастическое. И вот, вроде бы дождалась. Но нет, оказывается всё намного сложнее. И , не побоюсь этого слова, круче.
Процесс чтения был похож на тот самый шторм, который пережил главный герой. Бури сменяются недолгими штилями. Только начинаешь расслабляться и радоваться за героя – ну дайте человеку пожить спокойно! – и на тебе, опять случается какой-то ужас.
Не могу сказать, что меня очень впечатлил главный герой. Когда еще не было четкого понимания того, к чему ведет автор, то мне главный герой вообще не нравился. Инфантильный тюфячок , пардон, вот и всё, что хотелось о нем сказать. Абсолютно не приспособленный к жизни фантазер.
По мере развития событий становилось понятно, а в конце и вовсе всё стало на свои места – главный герой в книге не столько сам по себе личность или образ, сколько способ и возможность для автора выразить свои мысли о мире, о жизни, о людях, о истории. Да и вообще книга больше похожа на приглашение к разговору, а не на художественное произведение. И это не к тому, что написана плохо или коряво, а к тому, что всё повествование больше похоже на разговор о том, что «накипело», только в художественной обработке. Очень много смысловой нагрузки. Быстро книгу не прочитаешь. Буквально можно принимать только главы о детстве, но даже они в целом являются образом.
Мне совершенно не близки те пассажи о вере , которые у автора очень навязчиво встречаются на всем протяжении истории. Но нельзя не признать, что они вполне уместны в контексте данной истории. Суть в том, что человек (не зависимо от веры и религиозного воспитания) входит в жизнь полным надежд, иллюзий, желания «переломить систему». И всё это вполне логично объясняется отсутствием жизненного опыта. Мало кто подготавливает ребенка к реальной жизни. И уж тем более к тяжелым испытаниям. Всегда есть надежда, что эти самые тяжелые испытания обойдут стороной.
И вот человек сталкивается с предательством, двуличием, обманом и прочими гадостями. И оказывается к такому не готов. Минус (для меня) в книге тот, что автор многократно намекает будто вся проблема в том, что религиозный дядя научил ребенка жить в фантазии, а не в реальном мире и это та причина, по которой герой «стукнулся» о жестокость мира и поехал крышей.
На самом деле, как мне кажется, с ребенком, воспитанным в не религиозной среде, всё происходит точно так же. Или точнее – может произойти. Никто героя не заставлял бухать, пускаться во все тяжкие, «жрать человечину» и т .д. То есть, по сути автор описывает только один вариант событий, а их десятки, если не сотни. Вот это единственный минус, который я могу отметить.
В остальном эта книга замечательная. Поднимаются очень важные и во все времена острые социальные вопросы – куда идёт человечество? Мы уже не каннибалы в плане еды, но абсолютно точно пожираем людей в плане духовном. Бесконечные конфликты на ровном месте, подсиживание, желание урвать кусок получше, использовать тех, кто слабее и более зависим в существующей системе. В книге всё зло, как образ, сконцентрировано , но это удивительно подходящий прием для большей показательности. Я даже ужасалась тому, что людоедство показано как-то слишком уж легко. А оно ведь так и есть – собираются люди в коллективе и мочат коллег (в чем то не угодных) – разве такое редко встретишь? Да на каждом шагу.
Отдельная история – война. У Г. Уэллса всё по-настоящему кошмарно описано. Без капли пафоса и разборок «кто прав, кто первый начал» и всё в таком роде. Вот какие книги нужно читать тем, кто смеется с пацифистов. Тут уж поневоле им становишься.
Вполне возможно, книга придется по душе далеко не всем. Во-первых, она очень специфичная по настроению и если вам хочется расслабиться, то это сто процентов не тот вариант. Если хочется чего-то динамичного , приключенческого и атмосферного, то не введитесь на слово «остров», будете разочарованы.
Если у вас уже пессимистическое настроение и мир не радует, то тоже не рекомендую книгу, ибо состояние усугубится.
Но если вы хотите поразмышлять, подумать – что такое наш мир, какое место каждый занимает в мире и на острове Рэмполь, посмотреть на себя честно и сказать – вот я на этом острове мог бы быть тем-то и тем-то (поверьте, вариантов будет много и вряд ли хоть один из них вам понравится). Всё это может не только заставить задуматься над многими вещами, а даже, уверена, даст пинок для крутых изменений в своей жизни. История не поражает новыми открытиями и не увещевает пафосно, она скорее похожа на человека, который ругается, возмущается, воет от боли и на всех орёт, а ты смотришь на него и понимаешь, что он прав, хоть он и псих. Идешь домой и вместо привычных «опять пожрать не приготовили», «опять двойка», «родители больше любили брата, пусть он им и помогает», берешь и жаришь картошку по своему фирменному рецепту, берешь ребенка и отвозишь с ним «пирожки для бабушки». И хоть на короткий момент на какой-то части острове Рэмполь воцаряется мир, свет и «все живы». Со временем такие моменты вспоминаются как «были счастливые времена».

Нейтральная оценка не потому, что книга плохая. Просто она оказалась совсем не тем, что я ожидала.
Имя автора и название произведения давали надежду на приключенческую фантастику. На самом деле в истории м-ра Брелсуорси ее не оказалось ни капли. Неспешное повествование состоит из продолжительного самокопания героя и становления его мировоззрения.
Чужие потоки сознания и воспоминаний мне даются очень тяжело, наверное, потому, что я и своих имею в избытке. Но любителям размеренного, вдумчивого чтения с налетом психологизма и без сюжетной динамики наверное понравится.
5 из 10


"Этот человек много лет назад отнял у меня веру в жизнь, вызвал у меня помрачение рассудка и чудовищный бред об острове Рэмполь, научил меня повсюду видеть только зло – и вот он появляется передо мною в момент, когда я, под впечатлением разлуки с дорогими существами, преисполнен самых нежных, высоких чувств, появляется словно для того, чтобы показать мне, что остров Рэмполь – всего лишь жалкая карикатура на жестокую действительность! И где тот «бог», которого создал дядя, чтобы утешить меня и поддержать мою юную душу!"

"Во-первых, далеко не всегда выживают самые сильные, умные и проворные. Существо, которое ползает по земле, истребляя почки деревьев и молодые побеги, тем самым лишает пищи более разумных и жизнеспособных особей, делает их существование невозможным. Некоторые животные выживают, опустошая все кругом. Но, выживая, они часто оказываются носителями болезней, губительных для других организмов. Не обязательно истреблять или побеждать в борьбе более энергичную породу. Ее можно вытеснить незаметно, постепенно доконать.
Во-вторых, для того чтобы выжить, данному виду совершенно необязательно усиленно размножаться. Достаточно просто очень долго жить. Вот, например, мегатерии не тратят энергии на потомство. Все силы отданы индивидуальному росту, и процесс истощения тканей и одряхления, укорачивающий жизнь большинства высших животных, не подтачивает их организма. Они уже давно существуют без воспроизведения своего вида. Они отнимают еду у своих детенышей, подобно Сатурну уничтожают свое потомство и одиноко царят в своем мрачном мире. Природа поставила меня лицом к лицу с этими бесплодными гигантами с таким же равнодушием, с каким показала бы мне малиновку, розу или смеющегося младенца.
И, наконец, в-третьих: животное может пережить всех других тварей и затем погибнуть. Борьба за жизнь может кончиться торжеством видов, не слишком приспособленных к жизни, но чрезвычайно зловредных. Случается, что выживают малоприспособленные, вымирающие животные. И эти мегатерии, превратившие огромные пространства Южной Америки в бесплодную пустыню, мало?помалу вымирают. На острове Рэмполь время от времени какой?нибудь мегатерий вдруг перестает двигаться, валится на землю, вздувается и начинает разлагаться. Таким образом, эволюция далеко не всегда является напряженным стремлением к прогрессу, ко все большему распространению жизни; напротив, она может превратиться, как например, в этом случае, в мрачное стремление к смертельному концу".

"Вы рассказывали плешивым старцам о благах цивилизации, а говорить людям о чем-нибудь хорошем, значит наполовину уже это осуществить."












Другие издания


