
Ваша оценкаРецензии
Аноним10 января 2021 г.Песнь о Буревестнике
Читать далее"Мцыри", пожалуй, лучшая романтическая поэма русской литературы. Это настоящая жемчужина отечественной поэтической словесности, в которой нет ни одной лишней строки, и в то же время произведение очень компактное, если не сказать короткое, не перегруженное, тот случай о котором можно сказать: "прекрасно не тогда, когда нечего добавить, а тогда, когда нечего отнять".
Поэма стала визитной карточкой поэта, в ней наиболее полно отразлась его мятущаяся и бунтующая душа, его идея бегства и одиночества. В какой-то мере Мцыри - альтер-это самого Лермонтова, у которого очень непросто складывались отношения со светом, в котором поэт ощущал себя чужаком. Может потому главный герой и получил то имя, под которым мы его знаем. Ведь сначала, в черновой рукописи, поэма называлась "Бэри", что по-грузински так и значит - "монах", но в конце концов Лермонтов остановился на другом названии, "Мцыри" переводится и как "послушник", и как "чужак".
Известно, что поэма пользовалась необыкновенной популярностью в среде революционеров, главный герой был ярким выразителем борьбы за свободу, способным на героический поступок, на самопожертвование ради родины и своей идеи. Монастырь ассоциировался у них с темницей духа, с тягостной атмосферой имперских порядков. В этом есть доля истины, но символику поэмы следует понимать шире, монастырь - это любая косная система, сковывающая свободу индивида, подчиняющая его волю, а побег - попытка активно повлиять на ситуацию, но не за счет революционных преобразований, как это понимали революционеры, а за счёт поисков ответов на мучающие вопросы в самом себе.
Поиск утраченной родины - это поиск самого себя, сражение с барсом - сражение с собственными демонами, с собственными недостатками и слабостями. И в этом контексте тема одиночества начинает звучать еще сильнее,Мцыри одинок во всех частях поэмы, он одинок до побега, во время его и после, очень остро напоминая другой лермонтовский образ - белеющий парус в голубом тумане...
За темой одиночества скрывается другая лермонтовская тема - обреченности и поражения, которая очень ярко и органично будет представлена автором позднее в образе и судьбе Печорина. И все же, несмотря на обреченность, поэт оправдывает борьбу, ибо смысл в ней самой - борьба и есть жизнь, о чем и говорит устами Мцыри:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.Но не обходится и без сожаления, поскольку в поэме очень сильно звучат мотивы надежды и веры в свою удачу, то и ноты разочарования не могут не прорываться:
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!И все же, романтическая составляющая затмевает собой жизненную неудачу юного послушника, вселяя в сердца читателей веру в мечту, придавая им силы надеяться и стремиться к лучшему. По большому счёту, знаменитая "Песнь о Буревестнике" Горького является концентрированной вытяжкой из лермонтовской поэмы.
Сделав круг, мы снова возвращаемся к революционерам, поскольку они и есть самые отпетые романтики в этом мире, и революционером по-настоящему можно быть только в молодости. Нет, есть и пожилые поборники революций, но это уже, скорее, функционеры, нежели революционеры, ими движет уже не мечта, а практические соображения. Поэтому только революционно-настроенный юноша, с горячо горящими глазами, может сказать:
Я молод, молод... Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл.
Как ненавидел и любил?
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл: ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, — я также мог бы жить!1523,4K
Аноним17 декабря 2022 г.Читать далееЭта красивая поэма - настоящий гимн жизни! Весь день мучительно пыталась вспомнить, где я слышала вот это надрывное "Я бы жил!!!" И вспомнила. "Покровский ворота". Лев Евгеньевич Хоботов. Действительно, вся драма именно в том, что человек мечтает о том, чего он лишён. Всегда. И очень точно подмечает Мцыри, что седому монаху, который в свое время вкусил радости мирной жизни, конечно хочется покоя и уединения. Но не юноше во цвете лет. Опять же кровь...
Я читала недавно прекрасную книгу про Кавказ. Валерий Маслов - Русские на Кавказе . И чуть прикоснулась к тем историческим междоусобицам, которые там происходили на протяжении многих веков. Колорит местности в стихах и поэмах Лермонтова такой сочный - не удивительно, потому что он видел своими глазами то, о чем мы только лишь читаем в книгах. Гордые, дикие и свободные горцы - кровь и темперамент этих мест. И вот такой ребёнок гор помещён в чужую для него среду, да ещё в строгий сон монастырских стен. Чего же ожидать? Трагедия животного в клетке. Погубленный горный цветок. Он должен был совершать набеги на соседей, красть красавиц, грабить и жечь чужие аулы и сёла. Он должен был погибнуть в бою, как пристало войну. Но не так... не так...
711,3K
Аноним28 июня 2025 г."В земле чужой умру рабом и сиротой..."
Читать далееУ каждого из нас звучат в памяти отдельные строки поэмы "Мцыри" (школьная программа напоминает о себе). Во время прослушивания мне было приятно их узнавать и повторять вместе с актёром Александром Водяным. Но если бы меня спросили (до сегодняшнего прослушивания), о чём рассказывает Лермонтов в известном произведении, я бы не вспомнила сюжета, а вот атмосфера отпечаталась величественными видами Кавказа и печальным настроением героя. Поэма настолько мелодична и эмоциональна, что на аудиокнижных сайтах можно найти десяток версий в мужском, женском и смешанном исполнении.
В аннотации говорится, что исповедь героя - "это ода свободе могучего духа, противостоящей стихии". Но мне кажется, что основной движущей силой всех действий и поступков героя, является тоска по Родине. Именно это чувство заставляло мальчика "гордо умирать", отказываясь от пищи в детском возрасте, а воспоминания об отцовском доме и родном ауле толкнули на побег. Острое желание прикоснуться к родимой земле победило сладкое томление по образу молодой грузинской девушки, увиденной в горах.
Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.Кручина по Родине и безысходное отчаяние дали молодому парню силы и готовность сразиться с барсом... То есть, могучий дух, о котором говорится в аннотации, проявился благодаря более сильным чувствам - любви к отечеству, родному народу и стремлении к свободе.
Михаила Юрьевича выслали на Кавказ за стихотворение "На смерть поэта", посвящённое смерти Пушкина, в котором отчётливо звучали обвинительные строки, признанные за вольнодумство. По легенде, обнаруженной на просторах интернета, Лермонтов, проезжая по Военно-Грузинской дороге, посетил монастырь Джвари, где среди развалин встретил старика. Мцыри. Его рассказ лёг в основу сюжета поэмы.
70465
Аноним2 апреля 2021 г.Последняя просьба, или, Кто сильнее, тот и прав
Читать далееПоэма о грузинском мальчике, которого в 6-летнем возрасте похитил русский военный, оторвал от семьи, родни и родного края.
Когда парень вырос, проведя всю сознательную жизнь в монастыре, ему удалось вырваться - на короткий миг - и почувствовать глоток свободы! Тайком он увидел девушку, грузинку, услышал щемящие душу звуки мелодии, далекой, из детства... Воспоминания о матери, о сестрах и братьях, о детстве и родном ауле не покидали ни на миг всю его короткую жизнь.
Во время побега из монастыря, в борьбе с диким зверем аллегорически выразились весь гнев и горечь, накопленные в заточении.
Но все тщетно, его вернули, лечили, пытались убедить покаяться (!), в чем?
Единственной просьбой Мцыри было желание быть похороненным в уголке монастырского сада, откуда видны Кавказские горы.Читая такие произведения, не покидает постоянная мысль - ЗА ЧТО? Забавы ради? Или просто, чтобы потешить свою гордость?
Интересно, ставит ли читатель СЕБЯ на место этой семьи, лишившейся ребенка, или ребенка, лишившегося матери?Люблю творчество Лермонтова, который умеет тонко отобразить грань и всколыхнуть сознание. Похожее ощущение вызвала первая часть его "Героя нашего времени", о девушке Бэлле.
Горечь и страдания, гордость и бравада русских военных.
Страшно все это...672,9K
Аноним7 декабря 2022 г.Ах, душа!!! Тебе бы скинуть гири...
Читать далееНа мечты устроили сафари
Демоны в обличии людском...
Где твоя свобода бродит, парень???
Как давно уже ты с ней знаком???
Пролетело мимолётным ветром
Детство в медоносных кишлаках...
Юность срубленным упала кедром
В пламя плена, превратившись в прах...
От войны жестокой пахнет гарью...
Кровь питает горные ручьи...
Где твои теперь родные, парень???
Нынче чтишь обычаи ты чьи???
Жизнь переломала твои корни...
Под ребро судьба всадила нож...
Роза вдруг травою стала сорной...
Правда превратилась в злую ложь...
И побег был совершён напрасно -
Всё вернулось на круги своя...
Не упал со скал, не съеден барсом,
Не тонул в реке - цепь да петля
На душе привычно затянулись...
Смрад высоких, страшных, мокрых стен
Не заменит гул свободных улиц,
Лишь в тоске увязнешь до колен....
Ах, душа!!! Тебе бы скинуть гири
И с разбега прыгнуть со скалы!!!
Но, увы... "Прощай навеки, Мцыри...", -
Над Кавказом пропоют орлы...Да, соглашусь с мнением многих, что пафоса в этом стихе столько, что даже самому стало немного неудобно после его написания... И вы все верно подметили, что я ловко позаимствовал для последнего катрена, фразу из знаменитой песни группы "КиШ"... Всё признаю, во всём признаюсь, но прощения просить не буду, ибо так было и задумано - величаво, пафосно, с расфуфыренным видом, написать рецензию на этот шедевр мировой поэзии... Вот потому, что так накрыло после чтения оного... Именно в этот момент, в этот миг, в эту эпоху, на этой планете... Полчаса вдумчивого чтения и произошла полная перезагрузка сознания, самоидентичности и прочего душевного барахла...
Я в очередной раз возвращаюсь к классическим произведениям, которые в школьные годы мелькнули в моём читательском графике, либо по принуждению, либо без особого понимания прочитанного... Осознание многих произведений возможна лишь по достижению особого рейтинга жизненного опыта и не иначе... Ну, невозможно понять душевную боль Мцыри, находясь в нежном возрасте, когда сам ещё не хлебнул сполна житейских невзгод.... Если судьбина ещё не сломала об твой хребет пару кнутов, не реально сострадать персонажу с такой страшной долей... Можно скептически усмехнуться, скорбно нахмуриться и через минуту уже гонять в футбол с одноклассниками... А вот здесь и сейчас - другое дело: какая строчка татуирует душу тревогой, каждая рифма чётко и плотно цементирует сознание пониманием сложившейся с героем ситуации... Это уже не просто поэзия - это уже переплетение чувственных порывов автора и читателя... Это прямой диалог через века, сквозь космос, через некий мистический туннель...
"Как вы там, Михаил Юрьевич??? Мы вас чтим и помним!!!"
А в ответ тишина и лишь ветер гудит, словно дыхание вечности... И не совсем ясно: то ли гений так благоволит к тебе или так посылает на всё четыре стороны...)
5 из 5 - даже оценка вышла пафосная, хоть по виду это обычные цифры...)
Читайте и думайте!!! Приобщайтесь к зову настоящей поэзии, ведь и через 1000 лет Лермонтова будут читать, а наши рецензии вряд ли...)481K
Аноним2 марта 2015 г.Читать далееО чем поэма? Мне кажется не о свободе как благе. Что за свобода от которой умирают на третий день?
Эпиграф : вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. В смысле - чуть-чуть попробовав жизни, умираю.
Вообще, любой тест на знание творчества Лермонтова несложно пройти с высоким показателем, если выбирать из предложенных фрагментов стихотворений темы смерти, могильного покоя, тянущих на дно природных стихий. Про холодный сон преждевременной могилы - значит он.Я считаю, что поэма эта о неприспособленности затворника к мирской жизни. Об ужасе отсутствия выбора. Об отчаянной попытке изменить жизнь, образ которой жестоко навязан судьбой.
Был ли Мцыри пленником? Монастырь ведь не тюрьма и наставника своего он называет отцом, искренне раскрывая ему душу перед смертью. Что-то подсказывает мне, что если и был он пленником, то не монастыря, а жизненных обстоятельств.
Мог ли поступить иначе? Ну, например, сказать наставнику, что не хочет быть монахом, что хочет быть пастухом, плотником или еще кем-нибудь. Или, решив бежать из монастыря взять с собой еду, хотя бы на первое время. Наверное, мог, если бы подумал. Складывается впечатление, что Мцыри полудикий юноша, живущий инстинктами. Инстинкт вырваться в просторы гор и рек, за стены монастыря, инстинкт сражаться за себя, половой инстинкт. Если следование инстинктам это свобода, то тогда да - герой Мцыри умер от неумения, незнания, неимения средств жить на свободе. Умер без сожаления, жизнь в монастыре была ему ненавистна.
Три дня обитания в дикой природе. Единения с ней. Борьба с барсом. Ведь были же на нее силы! Любование девушкой. Умел бы соблюдать условности - может быть и не пришлось умирать.
Вот и автор не любил условностей. Только автор - избалованный барчук, избегающий их от пресыщенности и хандры, а Мцыри - потому что просто не знал как их соблюдать. Мцыри любил жизнь, хотел жить, исповедь его про жизнь, с которой он не справился, но которой страстно желал. Автор не любил…
483K
Аноним25 октября 2022 г.Кавказский дух
Читать далееМихаил Юрьевич на Кавказе провел много времени. Почти все его главные произведения поэтому про Кавказ.
В этой поэме рассказана судьба молодого кавказца, который, проводя почти всю свою взрослую жизнь в войне, схваченный в плен, был спасен от казни и взят в мцыри, то есть в послушники в грузинской церкви. Но зов Родины заставил его сбежать, потому что в монастыре посчитал себя пленником. Все равно, на воле не успел он вдоволь надышаться волей. И предпочел он казнь заточению. Вах, какой темперамент!)
Михаил Юрьевич мастерски сумел передать всю отповедь свободолюбивого парня и даже не забыл высказать свою точку зрения, ведь и Печорин, и Мцыри, и даже тучка, все они это автопортрет его. Кавказ во времена Пушкина и Лермонтова был такой горячей точкой, что мог бы он быть и гостеприимной житницей, а кавказские воины самыми верными защитниками государства. По какому-то недоразумению стало там неспокойно. Какое именно недоразумение, всем итак ясно. Такое же недоразумение в 20-м веке возбудило Чечню. Сегодня чеченские воины также одни из самых преданных государству.
Почему-то, в конце этого короткого отзыва хочется добавить "Ахмат сила!")361K
Аноним27 февраля 2024 г.Родина бывает только одна.
Читать далееСейчас имя Михаила Юрьевича Лермонтова прочно стоит на вершине русской словесности. Все его произведения многократно издавались, количество научных литературоведческих работ постоянно увеличивается, его стихи изучаются со школьной скамьи, а в наши Тарханы ежегодно приезжают любители его поэзии со всех уголков огромной России. Конечно, одно из самых известных его произведений поэма "Мцыри" была в своё время "пройдена", но сейчас настало время о ней рассказать именно так, как она и воспринимается человеком, прошедшим уже немалый жизненный путь. В моём рассказе не будет повторений заученных школьных характеристик, не будет пересказа сюжетной линии (как это любят делать большинство читателей), а будет лишь моё личное отношение к этому знаковому произведению русской поэзии в контексте не только истории, но и нынешней политической ситуации, которая, как вы знаете, сейчас очень напряжённая. И начать, пожалуй, надо с самого начала.
Первая и единственная прижизненная книга М.Ю.Лермонтова.
25 октября 1840 года в типографии Ильи Глазунова и Кº в Санкт-Петербурге была выпущена первая книга стихов поэта. Цензорское разрешение на её выпуск было дано 13 августа того же года А.Никитенко. Книга была выпущена в количестве 1000 экземпляров. На обложке была указана цена в 1 руб.серебром. В 2012 году один её экземпляр ушёл с торгов за сумму в 3 млн. 300 тыс.руб. Это одна из самых редких прижизненных книг русских классиков. Подготовлена она была и составлена самим Лермонтовым для издателя Н.И.Кувшинникова.
В книгу были включены 26 стихотворений и 2 поэмы. Одна из них, завершающая книгу, и была "Мцыри"История появления поэмы.
М.Ю.Лермонтов. Автопортрет (1837-1838).Взрывной и бурный характер молодого Лермонтова и стал, видимо, основной причиной, по которой он и оказался на Кавказе дважды. Был бы он более покладист, то закончил бы Московский университет и не был бы военным. Но ссора с профессором Маловым привела его в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. И в 1834 году он вышел оттуда уже корнетом лейб-гвардейского Гусарского полка. Первая ссылка на Кавказ была после написания им стихотворения "Смерть поэта". Лишь благодаря бурной деятельности и заступничеству его бабушки она была непродолжительна. Именно к этому времени и относится автопортрет Лермонтова.
Вторая ссылка оказалась более серьёзной, продолжительной и, увы, печальной. Это было наказание за дуэль с сыном французского посла Эрнестом де Брантом. Лермонтов с пылким азартом, свойственным его характеру, принимает вызов и стремится в самую гущу событий и не думая отсиживаться в арьергарде. Он попал служить в крепость Грозную ( ныне г. Грозный) к генералу А.В.Галафееву в Тенгинский пехотный полк, который вёл боевые действия с имамом Шамилем. Донесение генерала характеризует молодого поручика очень полно: "
"Тенгинского пехотного полку поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда обо всех её успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы".Это сражение стало поводом для награды офицера Орденом Святого Станислава 3-й степени. Сам же Лермонтов описал данные события в стихотворении "Валерик", а также, будучи хорошим рисовальщиком, нарисовал батальную картину.
После победы при Валерике Лермонтов становится командиром отряда конных охотников, состоящих полностью из числа самых отважных горцев. В обязанности отряда входила разведка и уничтожение малых отрядов неприятеля. Ныне этот отряд был бы назван разведспецназом. Поручик так сжился со своими подчинёнными, что не только изменился внешне, но и перенял их свободолюбивый дух. В 1940 году он со своим отрядом был прикомандирован к кавалерии под командованием князя Голицына, входившей в состав нового экспедиционного отряда. С 30 октября по 9 ноября его отряд провел дерзкий рейд в тылу неприятеля, не раз вступая в отчаянные схватки и каждый раз побеждая благодаря умелому маневрированию.
Вот что писал о нём в донесениях князь Голицын:
Во всю экспедицию в Малой Чечне с 27-го октября по 6-е ноября поручик Лермонтов командовал охотниками, выбранными из всей кавалерии, и командовал отлично во всех отношениях; всегда первый на коне и последний на отдыхе, этот храбрый и расторопный офицер неоднократно заслуживал одобрение высшего начальства."
"Отличная служба поручика Лермонтова и распорядительность во всех случаях достойны особенного внимания и доставили ему честь быть принятым господином командующим войсками в число офицеров, при его превосходительстве находившихся, во всё время второй экспедиции в Большой Чечне с 9-го по 20-е ноября".Отличная служба молодого офицера стала поводом для предоставления его к очередной награде золотой саблей "За храбрость". Но судьбе было угодно распорядиться иначе...
Теперь же самое время перейти непосредственно к самой поэме.Поэма "Мцыри" как отражение вольнолюбивого духа народа.
"Бэри" ( с груз.- монах) первоначально называл поэму Лермонтов, но переименовал на "Мцыри", что означает как чужак, послушник. Да и эпиграф прежде был иной: "Родина бывает только одна.", но окончательным стали слова из Библии, из 14-й главы 1-й Книги Царств "Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю.". Она же и даёт образный финал столь малой жизни и столь ранней смерти.
Соединение романтизма и кавказских исторических реалий и есть основа поэмы. Герой, с младых лет оторванный от родного крова, становится заведомо обречён на страдания.
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути.Его судьба послушника в горном монастыре воспринимается не как служение Богу, а как заточение, подобное тюрьме. И неслучайно лишь малая часть произведения посвящена всем предыдущим годам, а основная же часть повествует о его побеге и воспоминаниям о трёх трудных, но сладостных свободных днях.
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней.Именно эти дня и всколыхнули его родовую память.
Именно эти дни и сделали его вновь свободным не только телом, но и духом.
Именно эти и стали ему смертным приговором.
И не раны, полученные во время борьбы с барсом его убили, а убило одиночество и осознание своей оторванность от родного очага.
И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше, и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.Поэт усиливает контраст образов. Грубые каменные бездушные стены противопоставил он буйству дикой природы и чарующему видению молодой грузинки, шедшей с кувшином за водой.
Тебе, я знаю, не понять
Мою тоску, мою печаль;
И если б мог, – мне было б жаль:
Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.Даже в часы трудных физических испытаний Мцыри и не думает о людской помощи. Он лишь рассчитывает на себя, ощущая растворённым в природе.
Но верь мне, помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной...Кульминацией, конечно, стала битва юноши с барсом. Несомненно для меня, что эта часть не только ещё более отождествляет Мцыри с природой, но и показывает его главенство над ней, столь созвучное его свободолюбию.
Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг...Грядущая смерть не страшит юношу, он ведь познал вкус свободы и умирая, жалеет лишь об одном:
Меня печалит лишь одно:
Мой труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной...Его завещание очень простое и понятное. И после своей кончины видеть родные горы, ощущать себя пусть умершей, но частичкой своего народа.
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать —
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком…
И близ меня перед концом
Родной опять раздастся звук!А современна ли поэма?
Именно этот вопрос и постоянно звучал в моей голове во время чтения. Да, именно чтения, а не аудиозаписи, т.к. я привык выбирать созвучный мне темп, делать паузы, возвращаться к понравившимся или непонятным местам, а в конце - перечитать главное, созвучное душе.
История, услышанная поручиком Лермонтовым на Кавказе, может восприниматься, конечно, как прекрасный художественно- исторический образец русской романтической поэзии. Мне же видится её дальнейшее прозаическое продолжение. Судьба искусственно присоединённых республик Закавказья очень показательна. Нынешняя Грузия уже далеко не друг России. Да и не только она. Ведь не повернётся же язык назвать Севастополь украинским городом. Он был и будет всегда только русским. История полна таких примеров. А потому и "Мцыри" есть пусть очень маленький, но показательный пример художественного понимания самостоятельности каждого народа, его культуры, его вековой исторической памяти, сидящей где-то глубоко в подсознании каждого.
261,1K
Аноним22 февраля 2021 г.Поэма о свободе духа.
Читать далееПринято считать пяти -шестилеток несмышленышами, на попечении у взрослых. Герой Лермонтова не таков. Будучи в указанном возрасте, он, хотя и не может влиять на свою судьбу, бережно хранит в памяти воспоминания о родном доме и любовь к свободе, присущую горному народу. Разум ребенка пластичен, постепенно он, казалось, приспосабливается к жизни в монастыре и готовится принять постриг, но всё меняется в одночасье. Дерзкий побег, три дня блужданий, давших подростку больше счастья чем все прошедшие года, и печальный финал.
Мог мцыри смирится и забыть прошлое? Да. Многие так поступают и никто их не винит. Основная задача человека: выжить и сделать это максимально комфортно. Но он не захотел. Мне кажется, именно этот факт так привлекает читателя. Каждому и нас порой нужен перед глазами пример "паровозика, который смог", или хотя бы попытался. Это вдохновляет и придаёт сил.
Такая короткая история и столько в неё вложено! Удивительно!241,9K
Аноним13 августа 2024 г.Читать далееПеречитала недавно эту поэму. Как странно, что я вообще не могла вспомнить, о чем она, даже значение слова "мцыри" не помнила, даже когда начала читать, вспоминались отдельные строки, что да, вот они, такие знакомые, и всё равно не вспоминалось, о чем сама поэма .
Поэзия Лермонтова в школе была мне ближе, чем поэзия Пушкина, любила я тогда более грустное и даже несколько мрачное настроение Лермонтова, но воспринимается она тяжелее. Пушкин будто думает своими стихами, Лермонтов всё же их сочиняет.
Сюжет "Мцыри" трагичен с самого начала. И даже когда юноша, умирая, рассказывает, что с ним приключилось во время отсутствия в монастыре, хоть и кажется, что появляется какая-то надежда, но это всего лишь быстрый, хоть и яркий проблеск. Плененный ребенок, хоть и был заботливо воспитан в монастыре, но не помнил ни своего имени, ни родных, не помнил родной дом, хоть и знал, что где-то они были. Да и что для юного человека жизнь в монастыре, как не тюрьма? И вот он сбежал, и воспоминания начали приходить, и встреченная девушка тревожит чувства, и родная земля зовет к себе, даже битва с диким барсом и победа в ней окрыляют и обещают, казалось бы, новую жизнь, но ... Когда юноша, израненный и измотанный, обнаруживает себя у стен всё того же монастыря - это крушение всех надежд, это убивает последние силы.
Вся яркая жизнь мцыри уместилась всего в три дня, сверкнула и погасла.21948