саспенс. ужасы. готика. нуар
ladyMacbeth94
- 84 книги

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Рассказ про двух мальчиков, двух противоположностях, волей случая притянувшихся друг к другу. Когда грубое и злое медленно поглощает наивное и чистое. Но осознает ли зло себя при этом? Ведь этот мальчик не сам по себе сделался таким.
Сюжет очень кратко
Два мальчика, Коля и Ваня, познакомились и отдыхают на даче. Сначала они рыбачили вместе, а потом полюбили ходить в лес.
В начале им было интересно друг с другом из-за противоположных взглядов на мир.
Но одного грубо воспитывали быть наглым и брать, а другой всегда получал все на блюдечке, но был одинок.
Ваня Зеленев. Любитель кривляться и гримасничать. Рано повзрослевший мальчик, научившийся уже пить, курить и даже делать кое-что другое, считающееся постыдным. Он понимает вещи, которые не свойственно понимать детям в его возрасте: измены в семье, злые начальники, хитрые, лживые люди. Слишком рано он научился ненавидеть эту жизнь. Всему этому поспособствовала его семья: хоть и полная, с отцом и матерью и даже вроде как более-менее обеспеченная, с прислугой, но совершенно не имеющая представления о культуре и о том, что такое настоящее детство.
Коля Глебов. Изначально наивно-весёлый, чистенький и аккуратно одетый мальчик. Живёт на даче вместе с мамой. Семья его хорошо обеспеченная, только отец где-то на заработках в море, а мамочка, которая хоть и любит сына, но иногда недостаточно внимательна, потому что хочет жить свою жизнь и развлекаться. Коля - обычный ребенок, возможно, в некоторых моментах еще даже слишком наивный. Ещё он явно очень эмпатичен, что не сыграет ему в дальнейшем на руку.
И вот эти двое каким-то образом подружились. В стиле Сологуба: тут явно не обошлось без невиданных сил, гипнотических способностей или тому подобного.
Мальчик Ваня учит мальчика Колю "быть независимым" и другим непотребствам. При этом он своим неестественно большим для ребенка, полученным от грубых взрослых "жизненным опытом" нависает над Колей и высасывает из него естественную детскую жизненную энергию, заставляя в итоге утешаться от всего этого сигаретами и алкоголем. Ну прям как "независимые взрослые". Только "утешение" этими вещами чаще похоже на умерщвление. Тут буквально показано, как постепенно Колю затягивает невидимая на первый взгляд депрессия под видом ложного спокойствия.
Еще Ваня из-за отсутствия адекватного примера в семье не умеет вести себя по-доброму и поэтому порой просто как способ показать свое эмоциональное возбуждение, делает неожиданные и злые поступки в, казалось бы, мирной ситуации. Просто потому, что по-другому не умеет.
Переломным моментом стала обида Вани на Колю. Обиду эту он придумал в какой-то степени сам. Общение с Колей всё-таки вызвало в нем какие-то новые для него чувства. Но при этом он попал в ситуацию, когда благодаря "злым взрослым" и непреднамеренном участии Коли (который даже это особо не осознал), его унизили. Раньше бы он, как ни в чем не бывало перенес побои и жил дальше, но, возможно, Коля всё-таки размягчил его наросший "панцирь равнодушия", и благодаря этому очередной резкий выпад от жизни показался больнее и, главное, обиднее.
Очень страшно. Рассказ лучше не читать людям с суицидальными наклонностями, да и обычных он может подтолкнуть: так убедительно Сологуб устами ребенка рассказывает, почему этот мир обречён. Но всё-таки, мне кажется, он слегка переусердствовал. (И хорошо, если это так). Тут больше выдаваемое желаемого за действительное. Это зная особую любовь Сологуба к феномену смерти вообще. Зная, что в смерти он видел не горе, а надежду в противовес злой, несправедливой жизни.
Между мальчиками возникла странная привязанность. Ване удалось убедить Колю, что жить скучно. Ему удалось поменять его на внутреннем, подсознательном уровне, потому что в нужный момент рядом с Колей больше никого не было.
Очень трогательно замечать, что в последние моменты у Вани даже проскальзывает некая забота о Коле. Они бы могли стать хорошими друзьями и поддержкой друг для друга в будущем. Но у Сологуба были свои планы.
Писатель просто пошел ва-банк. Но он вовсе не хотел при этом сделать своим маленьким героям плохо. Он искренне считал, что так будет лучше. Ведь, по его мнению, этот мир давно прогнил.
От концовки сжимается сердце. Хорошо показано, как последние ниточки надежды и связи с чем-то настоящим и прежде родным у Коли обрываются..
На всякий случай все произошедшее у писателя объясняется мистикой.
Ну а если подумать в более позитивном ключе и попытаться найти здесь здравый смысл, то у Федора Кузьмича, как у учителя по образованию, посыл: занимайтесь воспитанием своих детей правильно, с добротой и будьте внимательны к ним, иначе может случиться непоправимое.

Очень странно наблюдать как могут дружить 2 такие разные мальчика, совершенно непонятно почему они не гуляют с другими и каким образом познакомились, но лето есть лето. Они вместе курят, распивают вино и формируют понятие о смерти...Один руководит, а другой - безропотно покоряется. Хотя понятие об освобождающей, исцеляющей смерти здесь сильно, но большей проблемой кажется дурное влияние окружающих и внушаемость человека в принципе. Ведь как здоровые, любящие жизнь и природу мальчики могут выбирать смерть просто из любопытства?

"Ванин отец, Иван Петрович Зеленев, юрист по образованию и свинья по природе..."

...мертвая луна тупо глядела на него. В бессильной душе не было молитвы. Камень остался камнем ... Он заметил над собой тонкую ветку с маленькими листочками. Она выделялась на синем небе черным очень изящным рисунком ...
Другие издания
