
Ваша оценкаРецензии
Аноним28 января 2017 г.Есть сила, которая меня ведет и которой я полностью покоряюсь...
Читать далееОт автора:
"... Я писала совсем не для того, чтобы кто-то, прочитав, стал учителем. Мне просто хотелось показать, как это интересно — учить, вообще быть профессионалом, мастером. И как это трудно."
Автор искренне любит свою героиню, свою слегка взбаломошную, "летящую", активную и вездесущую Марину. Она не плод фантазии - Воронцова ведёт с нею обширную переписку, еще со студенткой: оценивает первые эссе и стихи, пишет отзывы на статьи и прозу, приезжает в гости и вновь проживает с нею юность. Юность безудержную, юность парящую, юность грезящую о делах великих, славных и полезных.
"Когда я писала «Нейлоновую тунику», меня занимал характер моей героини, мне было интересно, что она думает о современной жизни и о себе и как это проявляется у нее на уроках. Но не менее интересны были и сами уроки — как она их строит, как говорит, подводит ребят к сути и они эту суть понимают. Почему Марина не умела так уверенно учить сразу? Конкретно: что она неправильно и не вовремя делала на своих первых уроках? И что потом, на следующих уроках, стала делать правильно и вовремя? Меня это занимало, наверное, не меньше, чем мою героиню. Мне вместе с Мариной хотелось учить — и лучше, чем другие, и не так, как другие. Иногда, если все у нее удавалось и выходило, мне было жалко, что я не учитель, и не могу, как она, каждый день входить в класс и рассказывать ребятам о декабристах, Белинском, Пушкине…"
В повести показываются этапы становления человека как личности, переход от совсем юной, наивной и сверх самоуверенной девочки к женщине уверенной, помудревшей, нашедшей, наконец, свой путь.
А путь искался долго. Еще 15-тилетней Марина Смусина мечтала "объять необъятное, объяснить необъяснимое и стала жить замыслом большой работы о литературе." Литературный клуб "Дерзание" вывел её к Ленинградскому педагогическому институту, под крыло признанных преподавателей и ... Поэта. Поэта, которым своими стихами навсегда проложил дорогу к её сердцу.
Его творчеством, как и творчеством других, она спешит поделиться в первом классе, с которого началась её работа учительницы. С горящими глазами продумывает она первый урок - костюм, жесты, обстановку. Встречает учеников не стандартным приветствием, не требует тишины, а пытается создать общую "волну". «Воспоминания в Царском Селе» и ода «Вольность», «Погасло дневное светило» и «Вновь я посетил» — переплетаются сменяют друг друга стихи, раскрываются то с одной стороны, то с другой:
— Легко, просторно. А почему? Понять любимого поэта — это в какой-то мере понять себя. Узнать себя. И удивиться (поэзия вся на удивлении!) той потрясающей силе, которая заставляла его жить, любить, писать. Не сводить концы с концами, видеть жизнь такой, как она есть, — вразброс, в столкновении различных тенденций, в их притяжении и отталкивании...- Говорить о поэте — это значит говорить о его противоречиях, поисках, показывать биение его мысли. Здесь интересно не столько то, чем начал и чем кончил путь художник, сколько то, каков был этот путь. Река, берущая свое начало в горах и впадающая в море, течет по равнине, среди лесов и холмов.
Первый урок - и полный крах. Ведь
"урок, это тоже спектакль, и надо подать себя так, чтобы тобой заинтересовались."
Желание главной героини воспитывать новое, умное, интеллигентное поколение и культивировать красоту и благородство исполнилось, но не сразу. Ей пришлось пройти через те же трудности, что и многим: непонимание, неприятие, отторжение. Глубокое разочарование, наполненные пустотой дни, когда перед глазами её была лишь дымовая труба за окном да стопка непроверенных тетрадей на столе, желание поплакаться в чужую жилетку и бросить и опостылевшую школу, и грубых учеников постепенно отошли на задний план. Ей удалось пробить стену непонимания, изменив собственное отношение к детям и своему труду, став более чуткой, внимательной. Понимать не только себя, но и других, с осторожностью заглядывать в чужие души, бесконечно верить в своих учеников, искать сотрудничества, а не поучения - всему тому, что делает работу педагога такой почетной и ответственной, юной Марине помогли помогла понять старшая коллега по работе и эти уроки были бесценны.
"В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
(С.Островов)15441