
Ваша оценкаРецензии
Аноним2 октября 2023 г."Крепче несите, ноги, не дайте с дороги свернуть!"
Читать далееВ центре пьесы Розова находится человек. Не случайно каждый персонаж, главный или второстепенный, выглядит ярким, живым, убедительным. Зрительское внимание привлекают человеческие характеры, их жизненные принципы, устремления. Всех героев можно условно разделить на два лагеря. Во главе идеалистов и романтиков я бы поставила Клавдию Васильевну Савину - женщину, вырастившую четверых детей: Федора, Татьяну, Николая и Олега. Она не жалела сил и здоровья, только бы воспитать их людьми достойными - такими, какой была сама: честными, совестливыми, интересными, имеющими высокие жизненные цели и стремящимися к ним.
Любая ваша победа в жизни, пусть самая маленькая, любой ваш красивый поступок - это моя радость. Ваши успехи - они целиком ваши, я не присваиваю себе ничего, только бываю счастлива! Но ваши неудачи, особенно измены человеческому достоинству, они просто пугают меня, хочется кричать от обиды! Я как будто падаю вниз, в грязь!.. Как будто рушится здание, которое я возводила своими руками в бессонные ночи, когда вы были крохотными, в тревоге, в слезах, в радости.У Клавдии Васильевны хорошие дети. Коля, зарабатывающий первые деньги, чтобы поддержать мать, сестру и младшего брата. А ещё соседскую девушку с младшей сестрёнкой. Он не отказывается от высшего образования, но поступать планирует не на дневной, я в вечерний или заочный. Таня, отличные отметки которой не для аспирантуры, она готова преподавать в самом далёком бедном колхозе. Как горячо девушка отстаивает свою позицию в разговоре с Леонидом.
Леонид Павлович, почему же я должна устраивать только свое счастье, думать только о себе?! Я хочу, чтобы и там, в самом далеком, в самом глухом, в самом бедном колхозе, люди жили хорошо. Не хуже, чем мы с вами! По-моему, всегда нужно думать о тех, кто живет труднее тебя, и надо стараться сделать жизнь этих людей лучше, счастливее! Иначе зачем же жить?!Олег, самый пылкий романтик, пишет стихи, влюбляется напропалую, мечтает, любит природу. Олег, который любуется аквариумными рыбками, а видит Средиземное море, океан, тайгу, Антарктику, даже Марс...
У Геннадия другое воспитание, пример отца заставляет смотреть на жизнь более трезво, где-то идти на компромиссы. Но он однозначно не принимает приспособленчество отца, нет у сына уважения к нему.
К лагерю беспринципных, пренебрегающих моральными нормами персонажей, в первую очередь, хочется отнести отца Геннадия. Иван Никитич Лапшин приехал в Москву по работе и старается извлечь из поездки личную выгоду, не брезгуя пользоваться казёнными деньгами. Он хитрый, мелочный, завистливый, интерес к чужим доходам подчёркивается вопросами: "Сколько же зарабатывать будет?" или "А почем вам за писанину-то платят, Федор Васильевич?". Здесь же соседка Таисия Николаевна, занимающаяся спекуляцией. Этот образ отлично демонстрирует один из признаков советской эпохи. Достать что-то модное и качественное можно только через третьи руки. И это было наказуемо.
Леонид и Леночка смотрятся гармоничной мещанской парой, только Леночка - жена Фёдора. Это о ней Олег говорит: "Всё деньги в уме какие-то подсчитывает, о шкафах, о кушетках, о стульях разговаривает... Федьке ведь это неинтересно, а она его пилит, пилит!.."
Поделить всех людей на плохих и хороших нельзя. Вот тут я подошла к главной теме пьесы. Как так получилось, что правильно воспитанный, любимый и уважаемый сын и брат, вдруг претерпевает изменения. Есть две стороны, каждая из которых пытается бороться за Фёдора. С одной стороны, жена с чисто женским оружием - слезами, укорами, мнимыми сердечными приступами. У Фёдора мягкий характер, он готов идти на уступки любимому человеку, отказываясь при этом от собственных стремлений. С другой стороны - любящая семья. Для них главное, чтобы их сын и брат был счастлив, но будет ли у него счастье с Леночкой? Савины не из тех, кто разбивает семью.
Сложная психологическая обстановка пьесы задаёт вопросы, но не даёт ответов. Чувства смешаны. Лучше всего их озвучивает Таня: "Я его люблю, жалею и ненавижу". Приспособленец Леонид считает ситуацию нормальной: "Он вырабатывает, Таня, свое отношение к жизни и, согласно этому отношению, свое поведение в ней".Интересным деталью показалась сабля - своеобразное ружьё на стене, которое даёт свой выстрел, обостряя обстановку до критической точки.
719,7K
Аноним29 марта 2018 г.Две женщины: от перспектив к местечковости.
Очень часто любовь принижает человека, разрушает его жизнь. Я даже не знаю, совершено ли во имя любви на земле больше высоких поступков или подлых.Читать далееПотрясающая пьеса. О жизни. О людях. О ценностях. Об отношениях.
Семья Савиных.
Клавдия Васильевна - мама четверых детей. Они уже не маленькие и у каждого свои проблемы, свои радости и переживания. И, конечно, материнское сердце, ни на минуту не замолкает, болит за каждого. Каждая мама желает для своего ребенка лучшей судьбы: исполнения его желаний, осуществления стремлений, продвижения вперед, счастливой семейной жизни. Вопрос в том, как найти подход, если у каждого из детей свой характер и свое видение жизни, и сохранить мир в семье?
Любая ваша победа в жизни, пусть самая маленькая, любой ваш красивый поступок -- это моя радость. Ваши успехи -они целиком ваши, я не присваиваю себе ничего, только бываю счастлива! Но ваши неудачи, особенно измены человеческому достоинству, они просто пугают меня, хочется кричать от обиды! Я как будто падаю вниз, в грязь!.. Как будто рушится здание, которое я возводила своими руками в бессонные ночи, когда вы были крохотными, в тревоге, в слезах, в радости.Федору 28 лет. У него были блестящие перспективы в работе, но он целенаправленно начал размениваться по мелочам для заработка, "благодаря" своей молодой жене Лене, которую не интересует ничего, кроме новых вещей и мебели, которых ей всегда мало, сколько бы ни покупалось. Мещанство с усиливающимся аппетитом поглощает молодую семью день за днем...
Мама Федора и остальные ее дети - девятнадцатилетняя Таня, восемнадцатилетний Коля и пятнадцатилетний Олег видят сложившуюся ситуацию и верно оценивают ее, ведь Федя с Леной живут с ними в одной квартире в ожидании ордера на получение новой жилплощади. Слеп только Федор. И не только слеп, а еще и слаб духом. Жена управляет их совместной жизнью, а муж подчиняется, пытаясь во всем угодить ей.
Конфликты в доме не стихают. Первые влюбленности, учеба, случайно испорченная новая ленина мебель... Споры, крики, уходы из дома. И, кроме того, ежедневные бесперебойные приходы и уходы соседей, многие из которых пользуются добротой Клавдии Васильевны...
В течение долгого времени ничего не меняется, пока мама не решается "раскрыть глаза" Федору. И теперь перед ним встает выбор, чью точку зрения принять - жены или мамы, и с кем из них остаться? И это решение определит, кому будет причинена боль: той, кто подарила жизнь и воспитала или той, с кем предстоит прожить дальнейшую жизнь и кому, возможно, суждено стать матерью его ребенка...
575,7K
Аноним17 апреля 2023 г.Дальше живите сами
Читать далееВообще эта пьеса написана в 1957 году и уже в 1960 была экранизирована под названием «Шумный день». Конечно сам я всего этого не помнил и воспользовался услугами всезнайки-интернета, однако поводом для этого поиска стал сменно фильм, который я как раз когда-то видел, и который запомнился великолепной игрой замечательных актёров: имена Сперантовой и молодого Олега Табакова наверняка для многих любителей советского кино значимы и привлекательны. И потому и захотелось послушать теперь радиоспектакль по этой пьесе, где задействованы совсем другие актёры — не то, чтобы именно сравнить и поискать кто лучше, но просто взгляд с другой стороны делает любой предмет объёмным.
Проблематика пьесы проста и несмотря на прошедшие со времени её написания шесть с гаком десятилетий остающаяся актуальной. Да-да-да, вещизм, культ вещей, соревнование между обладателями чешскими мебельными гарнитурами и югославскими сапожками, между «такой же, но с перламутровыми пуговицами» и «а без крыльев нету? Будем искать». И конечно же взаимопонимание людей нескольких поколений, проблема отцов и детей.
Пересказывать сюжетную основу пьесы было бы совсем неправильно, тем более, что проблематика актуальна, и потому пара слов о художественных достоинствах спектакля. Хотя основной набор актёров, озвучивавших роли героев пьесы, для меня остался терра-инкогнита (на самом деле можно было посмотреть каждую фамилию по фотографии и наверняка встретились бы знакомые лица, однако уж Сперантова-то известна и узнаваема и по голосу (обратили внимание, в фильме роль матери семейства играет она же).
Но ведь дело не в известности актёров, а залог успеха в актёрском мастерстве. И по этой части радиоспектакль ничуть не хуже фильма (всё-таки сравнивание некоторое было, да…). И даже многие интонации в тех или иных эмоциональных эпизодах были схожими, например когда юный Олег рубит шашкой новенькую мебель (в фильме это Олег Табаков, в радиоспектакле — Константин Устюгов, и интонации у обоих очень близки и похожи).
Так что получил большое удовольствие от новой встречи со старенькой пьесой.
А вещизм — да, многое теперь не нужно «доставать» и брать в магазинах «на ура!», но по-прежнему мы кичимся новенькими айфонами с тем или иным номером или же меряемся размерами плазмы на стенах своих спален и объёмами насиликоненной груди у дамы своего сердца… хотя потом частенько оказывается, что была она дамой не сердца, а тела, что-то типа спальной принадлежности. Впрочем, наш брат-мужик тоже гоняется за майбахами и прочими роллс-ройсами, оставаясь зачастую при этом простым богатеньким быдлом. Натуру человеческую трудно изменить, и тем более трудно делать это влиянием извне, а изнутри… когда оно ещё до кого дойдёт, это самое «изнутри»...38951
Аноним6 апреля 2021 г.Читать далееВ центре пьесы многодетная советская семья и их отношения, в первую очередь, друг с другом, а также с друзьями, соседями, одноклассниками.
Клавдия Васильевна - мать. И со своей основной - материнской - ролью справилась она неплохо. Хорошие получились дети. Умные, честные, решительные. Даже у Федора, несмотря на его слабость духа, основа-то заложена добротная. Ему бы жену подходящую, которая поддержала бы в нем не только практическое, но и творческое начало. Но Федя женился на Леночке, у которой в приоритете накопительство и обрастание вещами. Было даже забавно читать, как она отзывается о семье Федора:
Ты же видишь обстановку! Я уж и так живу здесь, еле дыша. Это -- мещанское болото, понимаешь? Федор становится раздражительным, все что-то думает... Я изо всех сил пытаюсь устроить ему нормальную жизнь, но здесь это просто невозможно. Потом -- все тянут, расходы ужасные! А больше всего боюсь, что они буквально со дня на день могут поссорить нас с Федором. Я вижу -- это их цель. Я их не устраиваю. Да это и понятно -- у нас слишком разные взгляды на жизнь. Уж я кручусь, кручусь...Это они-то мещане, ну-ну.
И ведь отчасти я эту Леночку понимала. В те времена все было в дефиците, поэтому приходилось прикладывать заметные усилия - выстоять длинную очередь, а потом еще и "повоевать" с другими претендентами, - чтобы стать счастливым обладателем кровати или серванта. И все же ей стоило сначала дождаться, когда им с Федором дадут квартиру, а потом уже обустраивать ее, а не заставлять мебелью и так небольшую жилплощадь свекрови. Глядишь, не попортили бы ни мебель, ни отношения.
Единственное, когда я не согласилась с Клавдией Васильевной, так это в сцене переезда Федора. По-моему, нет ничего правильнее и естественнее желания молодых жить отдельно, своей семьей, своим умом. Ну не нравится тебе выбор сына, но он уже взрослый человек, и ему с ней жить. Печально, конечно, что он убрал в далекий ящик и рукопись, и свои первоначальные устремления, которые так поддерживали в нем мать, сестра, братья, научные коллеги. Но может еще и вернется к ним. А нет, ну так это его жизнь. И отворачиваться из-за этого от сына, по меньшей мере, глупо. Понятно, конечно, что помирятся, но осадочек-то все равно останется.251,6K
Аноним24 апреля 2013 г.В жизни очень часто приходится решать: или - или. И всегда это неприятно
Читать далее
У человека слишком коротка жизнь,
чтобы он даже временно изменял своим большим желаниям.Время - советское. Главные действующие лица - обычная советская семья, с самыми обычными бытовыми проблемами. Ну и есть ещё несколько соседей у которых тоже не всё гладко. Обычная жизнь.
Но как же ярко автор обрисовал их всех. Словами, действиями, поступками показал людей и людишек даже в самых второстепенных персонажах.
Клавдия Васильевна. Мама. Центр семьи. Её материнское сердце болит за каждого.
Любая ваша победа в жизни, пусть самая маленькая, любой ваш красивый поступок -- это моя радость. Ваши успехи -они целиком ваши, я не присваиваю себе ничего, только бываю счастлива! Но ваши неудачи, особенно измены человеческому достоинству, они просто пугают меня, хочется кричать от обиды! Я как будто падаю вниз, в грязь!.. Как будто рушится здание, которое я возводила своими руками в бессонные ночи, когда вы были крохотными, в тревоге, в слезах, в радости.Эти её слова - крик души всех матерей.
А ей и правда есть за кого переживать, - семья то большая, и у каждого свои проблемы и радости; разочарования и победы; любовь и боль; метание в поисках своего места в жизни.
А тут ещё Леночка, невестка,"что-то чужое, неприятное"...
Впрочем, нет смысла раскрывать сюжет. Пьеса совсем небольшая. Читайте и наслаждайтесь. Она того стоит.251,4K
Аноним4 октября 2023 г.Читать далееЯ была уверена, что читала эту пьесу раньше, но в прочитанных ее нет. Впрочем, это не имеет большого значения - я знаю ее диалоги близко к тексту, потому что неоднократно смотрела и очень люблю фильм "Шумный день" с молодым Олегом Табаковым.
Сейчас эта пьеса может показаться неактуальной, потому что идеологические установки, в соответствии с которыми собственность считалась злом ("Старой ведьмой", как она названа в книге Евгения Пермяка), давно ушли из нашей жизни.
Но ведь Виктор Розов и его герои не против собственности - они против того, чтобы люди только в материальных ценностях находили свою радость. И когда читаешь эту пьесу из нашего сегодняшнего далека, невольно тоскуешь о таких теплых и прозрачно-солнечных взаимоотношениях между людьми... Ведь чем старше становишься, тем отчетливее понимаешь, что на деньги по большому счету не купишь ни здоровья, ни счастья. Ни обставленная как игрушечка квартира, ни красивые пейзажи за окном не радуют, когда этим не с кем поделиться или когда плохо кому-то из близких.
Семья Савиных - настоящая. Троих братьев и сестру связывают не только кровные узы, но и взаимное уважение, искренняя любовь к матери и общие взгляды на жизнь. И поэтому им так больно, когда после женитьбы Федор отдаляется от них - да нет, не то чтобы отдаляется, но меняется под давлением молодой жены и что-то теряет в себе что-то важное. Разумеется, они хотят, чтобы брат и сын был счастлив, но уверен ли он сам в том, что это счастье?
Конечно, можно рассуждать о том, что пьеса о ненужности вещей могла возникнуть только в стране, где эти самые вещи были в большом дефиците. Но разве сейчас по большому счету что-то изменилось? Разве не переплачиваем мы порой за бренды, разве не считаются в определенных кругах лузерами те, у кого не айфон, а андроид или вовсе кнопочный телефон? Лет десять назад очень активно стали издавать детские книги и народ начал скупать их пачками, радостно хвастаясь в живых журналах стопками новейших приобретений, пока не пришло отрезвление и не стало ясно, что в таком количестве их не прочитает ни один ребенок... Нас одолело потребительство.
Практически все герои пьесы очень яркие, нет ни одного проходного образа. Не менее интересными, чем члены семьи Савиных, получились Лапшин, вызывающий вполне понятное отвращение, противоречивый Геннадий, приспособленец Леонид. И хотя по возрасту я все больше приближаюсь к Клавдии Васильевне и на многое теперь смотрю ее глазами, самым любимым моим героем по-прежнему остается мятежный, по-юношески непримиримый и честный Олег, мечтатель и поэт.141K
Аноним1 апреля 2018 г.Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной!Читать далееАх, как я люблю читать про большие многодетные семьи, где отношения кипят, как в закрытом котелке с борщом! Там, где есть уже взрослые дети, соседи, приезжие гости - несомненно возникает столкновение интересов, характеров и мнений. Так и в этой небольшой пьесе - и строгая принципиальная мама, и дочь на выданье, ее женихи, братья, невестка, приходящие и уходящие люди - ругаются, мирятся, читают стихи, объясняются в любви, откровенничают и строят планы на будущее - этакая маленькая вавилонская башня, где, кажется, говорят на разных языках. Но каждый из них-то хочет счастья и себе, и близким, бьется в ПОИСКАХ РАДОСТИ! А понимание предмета - разное. И никого из них даже осудить не за что, даже "мещаночку" Леночку в ее погоне за красивой мебелью и обстановкой. Разве не ее право строить свою семью так, как она считает нужным? А если муж оказался ведомым - вдруг его счастье именно в счастье супруги, в удовлетворении ее желаний? По советским меркам, где удобства нужно было урвать втихаря или с боем - это неприлично. А сейчас вполне нормально - поработал - отдохни с комфортом! Будучи сама вредной невесткой, которая прожила три года с родителями мужа, пытаясь выбрасывать нажитый предками хлам, переставлять мебель и покупать непрактичные вещи - сочувствую всем героям)
А пьесу советую всем! И улыбнуться, и подумать, и погрустить есть над чем - ведь это про нас!
На свете и есть только одна правдивая и невыдуманная книга - сама жизнь. (В.Розов)122,3K
Аноним7 апреля 2013 г.Превосходная и совсем не большая бытовая пьеса интересного советского писателя - автора сценариев нескольких превосходных фильмов. Очень реалистичная, грустная и остроумная одновременно, история семьи, история взаимоотношений очень разных людей, борьбы между Делом и погоней за сиюминутным. Рекомендую!
111K
Аноним15 августа 2023 г.Читать далееКонечно, это опять же розовский советский "лубок". Но знаете, он в данном случае, очень яркий.. Характеры прорисованы просто превосходно. Диалоги! Сегодня понятно, что советские взгляды на мещанство это дурь, жить в хорошо обставленной квартире, лучше, чем с рухлядью, но конечно не стоило бы на этом зацикливаться.. И понятно, что Олег на это смотрит со своей юной стороны.. И понятно, что жить нужно по возможности отдельно, но для многих семей это было невозможно.. А что сделала из Федора Леночка, как она с ним обращалась, такие вот отношения встречаются всегда. И здесь вместо мебели, может оказаться любая непомерная тяга к роскоши.. Жаль, Федора, но он действительно, тряпка..
"Я двоих выгнал а ты одну не можешь" восклицает Олег, сравнивая несравнимое..
Играя роль Олега Савина в пьесе «В поисках радости», я даже не осознавал все происходящее в полной мере. Савин совпадал с моей физикой и психикой в каких-то безусловных вещах — и в облике, и в пластике произошло прямое попадание. Полное совпадение тональностей актера и персонажа. Не приходилось размышлять и мучиться над главной проблемой роли — как произносить тот или иной текст. Ничего специально не придумывал, не искал — просто приходил и произносил реплики. Образ был готов задолго до выпуска спектакля. Он был во мне. Он и был я. (из книги Олега Табакова)Михаил Козаков писал, что для молочных зубов Современника Розов был как раз.
Жизнь показала, что все пьесы Розова, кроме разве "Вечно живых", как правило, никогда потом не ставили снова. Но когда они появлялись из-под пера автора, за них брались, я бы сказал, хватались такие режиссеры, как Эфрос, Товстоногов, Ефремов, оспаривая право "первой ночи". Часто его пьесы шли одновременно в разных московских театрах.<...> "В поисках радости" - в режиссуре Ефремова и в ЦДТ, в постановке Эфроса. <...> В провинции же пьесы Розова игрались в сотнях театров, что, как я теперь понимаю, совершенно естественно: это было и маняще, щекочуще-остро и в то же время сравнительно безопасно.
Тем не менее они, буду объективен, вполне укладывались в современниковское направление. Пристальное внимание драматурга к отдельному индивидууму, в недавнем прошлом именовавшемуся "винтиком", соответствовало устремлениям Ефремова, постоянно твердившего о воссоздании на сцене "жизни человеческого духа". А когда в пьесе существовал "бунт", да еще с высказанной вслух декларацией, она и вовсе воспринималась "Современником" как откровение.
Интересно, что розовский Олег бунтовал в то же самое время, что и Джимми Портер в пьесе Осборна "Оглянись во гневе", - вот тогда бы "Современнику" и поставить пьесу "разгневанного" молодого англичанина, а не спустя почти десять лет, когда уже давно настала пора оглянуться без гнева, но в серьезных раздумьях о прошлом…10810
Аноним10 апреля 2013 г.Читать далееЯ довольно редко читаю пьесы, только если уж очень люблю автора либо тема интересная. Эта же пьеса меня заинтересовала, прежде всего, тематикой. Небольшая по объему, но внушительная по своей содержательности пьеса, в которой автор иронично и очень реалистично показывает нам на примере одной семьи что значит семья, дело, которым стоит заниматься, любовь, за которую стоит бороться, какими бывают внутрисемейные отношения и как нелегко порой понять, что доставляет нам радость, делает счастливыми. Читать ее было довольно интересно и несколько необычно, потому как я до этого не читала "семейные" пьесы, действие которых происходит в советское время.
10924