Рецензия на книгу
В поисках радости
Виктор Розов
Аноним15 августа 2023 г.Конечно, это опять же розовский советский "лубок". Но знаете, он в данном случае, очень яркий.. Характеры прорисованы просто превосходно. Диалоги! Сегодня понятно, что советские взгляды на мещанство это дурь, жить в хорошо обставленной квартире, лучше, чем с рухлядью, но конечно не стоило бы на этом зацикливаться.. И понятно, что Олег на это смотрит со своей юной стороны.. И понятно, что жить нужно по возможности отдельно, но для многих семей это было невозможно.. А что сделала из Федора Леночка, как она с ним обращалась, такие вот отношения встречаются всегда. И здесь вместо мебели, может оказаться любая непомерная тяга к роскоши.. Жаль, Федора, но он действительно, тряпка..
"Я двоих выгнал а ты одну не можешь" восклицает Олег, сравнивая несравнимое..
Играя роль Олега Савина в пьесе «В поисках радости», я даже не осознавал все происходящее в полной мере. Савин совпадал с моей физикой и психикой в каких-то безусловных вещах — и в облике, и в пластике произошло прямое попадание. Полное совпадение тональностей актера и персонажа. Не приходилось размышлять и мучиться над главной проблемой роли — как произносить тот или иной текст. Ничего специально не придумывал, не искал — просто приходил и произносил реплики. Образ был готов задолго до выпуска спектакля. Он был во мне. Он и был я. (из книги Олега Табакова)Михаил Козаков писал, что для молочных зубов Современника Розов был как раз.
Жизнь показала, что все пьесы Розова, кроме разве "Вечно живых", как правило, никогда потом не ставили снова. Но когда они появлялись из-под пера автора, за них брались, я бы сказал, хватались такие режиссеры, как Эфрос, Товстоногов, Ефремов, оспаривая право "первой ночи". Часто его пьесы шли одновременно в разных московских театрах.<...> "В поисках радости" - в режиссуре Ефремова и в ЦДТ, в постановке Эфроса. <...> В провинции же пьесы Розова игрались в сотнях театров, что, как я теперь понимаю, совершенно естественно: это было и маняще, щекочуще-остро и в то же время сравнительно безопасно.
Тем не менее они, буду объективен, вполне укладывались в современниковское направление. Пристальное внимание драматурга к отдельному индивидууму, в недавнем прошлом именовавшемуся "винтиком", соответствовало устремлениям Ефремова, постоянно твердившего о воссоздании на сцене "жизни человеческого духа". А когда в пьесе существовал "бунт", да еще с высказанной вслух декларацией, она и вовсе воспринималась "Современником" как откровение.
Интересно, что розовский Олег бунтовал в то же самое время, что и Джимми Портер в пьесе Осборна "Оглянись во гневе", - вот тогда бы "Современнику" и поставить пьесу "разгневанного" молодого англичанина, а не спустя почти десять лет, когда уже давно настала пора оглянуться без гнева, но в серьезных раздумьях о прошлом…10810