
Ваша оценкаРецензии
Аноним10 мая 2020 г.Морское путешествие
Читать далееДушевная и трогательная история о мальчике Грише Булатове, который чудом попал на бриг "Артемида" и отправился в дальнее путешествие на Кубу в 1854 году во время Крымской войны.
Герои понравились все. Отношения и в семье, и на корабле, на мой взгляд, правильные и правдоподобные. Автор неоднократно говорит о том, что это сказка, но в основе реальные события, о которых сохранилось очень мало информации.
Бриг "Артемида" коммерческо-экспедиционное судно. Присутствует профессор, который изучает планктон. С ним и подружится Гриша. Хороший характер у мальчика, отзывчивый и спокойный. Да и вообще, практически все герои наделены разными положительными чертами. В целом, роман производит очень приятное впечатление. Для любителей морских путешествий: здесь и корабельная терминология, и правила поведения. И, конечно, много морских баек и историй.
Но книга не только о мальчике-путешественнике. Красной нитью проходит тема детского одиночества и непонимания взрослыми детских бед. Выбор дальнейшего пути в жизни, прислушиваясь к своему сердцу может сделать даже 11-летний ребенок. Гриша необычайно сердечен, очень хочет дружить и никогда не быть одиноким. Он часто сомневается, боится и переживает.
Взрослые люди придумали свой мир, в котором детским горестям нет места. Для взрослых эти горести - случайные слезинки, которые мальчик вытрет со щек и забудет через пять минут.Порекомендовать могу любому, кто интересуется детской литературой и морскими приключениями. Читается легко, но с оттенком грусти.
67841
Аноним3 декабря 2021 г.Читать далееУдивительно; автор постоянно подчеркивает, что это сказка, что так не бывает, а ведь в повести нет ничего сказочного!
Да, может быть, где-то слегка подтасованы исторические факты, где-то приукрашена действительность, но это настоящая, очень живая история о мальчике Гриши из далекого сибирского городка, которому посчастливилось испытать настоящие приключения. Дальний родственник взял его с собой в удивительное путешествие на бриге "Артемида" к далеким теплым странам.
В повести нет головокружительных испытаний и опасностей, морских боев и нападения акул. Разве что страшные шторма, которые явились настоящим экзаменом на храбрость для маленького моряка.
А в основном это повесть о братстве, дружбе, доброте и открытых сердцах.
Как всегда у Крапивина. В героя просто невозможно не влюбиться, столько отваги, чести и достоинства в этом маленьком сердце! Показательно его отношение к наказаниям. И это не трусость, не малодушие. Просто мальчишка не может понять и принять унижение другого человека и самоутверждение большинства над провинившимся. Для него это недостойно!
Зато он открыт для новых знакомств и дружбы. А как трогательно он принял сироту Пауля-Павлушку. Разве это не показатель настоящего человека?
Не подвел меня Крапивин и на этот раз. Отличная детская повесть. Прямо советую-советую!42478
Аноним7 апреля 2023 г.Читать далееВот за что я люблю автора, так это за умение показать величие обычного человека. Его герои в этой книге не ломают окружающий мир, не стремятся стать героями. Хоть автор и вносит некую толику опасных приключений, но в общем-то история очень спокойная и уютная. Именно "уютная", т.к. именно с этим понятием у меня ассоциировался главный герой. Он твёрдо знает, где его спокойная бухта с верными друзьями и любимыми людьми.
Здесь много взрослых персонажей, которые сыграли свою роль в обкатке мировоззрения юного моряка. Но лично мне больше остальных импонируют двое - молодой мичман и доктор. Они вроде и разные, но вместе с тем очень интересные и цельные в своих убеждениях персонажи.
Понятно, что в книге многое приукрашен и идеализированно. Но при этом герои то всё равно получились настоящими, со своими проблемами и заскоками. Автор просто поворачивает их нужной стороной к читателю.
Не уверена, что буду продолжать знакомство с циклом. Но эту часть когда-нибудь обязательно перечитаю. Под другое настроение.22198
Аноним12 июня 2016 г.Читать далееЕсли когда-нибудь меня вдруг спросят: был ли в моей жизни писатель, у которого какую книгу бы ни открой - любимая, я смело отвечу: был. Есть, и надеюсь, будет ещё много крепких лет, любимый Владислав Петрович.
Жаль, я так мало читала его книг в детстве. Бриг "Артемида" - то, что мне нужно было тогда - история, полная приключений, - тревог, не присущих сказкам, - и сказочных решений, которые просто обязаны быть взяты, - или воплощены, - в жизнь.
Начиная читать эту книгу я, из-за частых отвлеканий от чтения мелким озорником, ещё не доросшим не то что до Крапивина, - до "Конька-горбунка", - признаться, несколько терялась в неспешном и тихом описании сибирской зимы, детства и катаний на санках. Несколько раз я думала, что возможно, это будет самая скучная повесть у Владислава Петровича.
Теперь хотелось бы попросить у него прощения за то, что я так подумала.
Много лет, много новых попыток позволили мне вывести для себя константу - как бы скучна ни была вначале книга Крапивина, стоит порваться сквозь неинтересный тебе (не исключено, что индивидуально тебе) момент, - и ты окунешься в неё с головой, хлебнув солёной морской воды, и с воплем ужаса и визгом восторга, вынырнешь, хватая ртом воздух.
Так оно и случилось.
У стиля Крапивина есть чудесное свойство - кто угодно другой возьми этот сюжет (не такой уж и хитрый) и напиши по нему книгу, - хоть величайший писатель, - а получится не так. Потому что Крапивин не рассказывает историю, не повествует сюжет. Он пишет души. Души, живущие на страницах, живые души, живые глаза, живые истории и мысли, ощущения, переживания и тревоги. Живые травы и цветы колосятся на полях, живой океан стучится в борт брига, живая бумажная "ласточка" перелетает через него и устремляется в море.
И читатель, - сколько бы десятков лет они ни имел и на сколько бы тысяч себя ни чувствовал, - читая эти книги, почувствует себя мальчишкой. Или девчонкой.
Потому что Владислав Петрович сам - мальчишка.
Будь это война, будь это царская Россия (я даже не подозревала, как русские тогда произносили: Гюго - Юго, Айвенго - Иванхое, Карибское - Караибское), будь то другая планета. Этого мальчишку - вихрастого, насупленного, но с улыбающимися глазами, с красными коленками и бурыми локтями, - можно встретить везде.
Я люблю его. Мечтаю в один день увидеть его в моем сыне, а пока - читаю эти книги и учусь видеть в мире сквозь хаос и боль - солнце и звезды, а ещё - делать так, чтобы хаоса и боли было немного меньше.
Потому что эти книги объясняют мне не то, какая жизнь есть, - мне ли не знать этого, - а то, какой жизнь ДОЛЖНА БЫТЬ.
- Пётр Афанасьевич, а все-таки, как вы тогда сумели догадаться? Так быстро... Ну... Что мы прячемся недалеко, и что Пако нам помогает. Будто всё знали заранее.- Скажу - так ты не поверишь, - усмехнулся доктор.
- Скажите...
- Все очень просто. Дело в том, что я когда-то тоже был мальчишкой.
16435
Аноним20 марта 2019 г.Читать далееТо ли я повзрослела, то ли новые произведения Крапивина уже не те, но эта книга не вызвала у меня таких сильных чувств, как более ранние его произведения. И вроде здесь есть все присущие и такие любимые, такие чисто крапивинские элементы: корабельная терминология, конфликт поколений, некая сказочность и эти чисто детские приметы и суеверия, но все равно что-то не то.
Рано осиротевшему мальчику Грише из Богом забытой Турени выпадает уникальный шанс - его берут в плавание к Антильским островам, еще и с перспективой поступления в военно-морской корпус. Здесь и романтика морского путешествия, здесь и страх перед стихией и морской бурей, здесь и корабельные истории, здесь и новые друзья и враги. И здесь же впервые мальчик Гриша предстает перед выбором, перед тем, что правильно, а что нет. И сможет ли он противостоять взрослым, у которых свой мир и свое понимание добра и справедливости?
В общем и целом книга очень светлая, ламповая, но до раннего Крапивина, прочитанного мной в детстве, все-таки не дотягивает.15763
Аноним14 мая 2016 г.Читать далееВ моем детстве не было книг Владислава Крапивина. К сожалению, не было, поскольку львиная доля их очарования, как мне кажется, уходит с возрастом читателя.
Впрочем, я не могу сказать, что для меня, давно уже вышедшей даже из юношеского возраста, роман Крапивина оказался лишенным очарования начисто. Я восприняла его как сказку, а не как роман, в реалистичность событий которого можно поверить. Я не поверила, но сказка получилась красивой.
Мальчишка-сирота из маленького городка неожиданно получает возможность отправиться в путешествие на настоящем корабле - да не куда-нибудь, а на Кубу. Корабль этот военный, и капитан его, родственник опекунов Гриши, имеет к правительству острова какое-то таинственное дело государственной важности. И так, Гриша Булатов из Турени попадает вначале в Санкт-Петербург, затем в Архангельск, из которого и начинает свое далекое и таинственное путешествие бриг "Артемида". Гриша учится говорить по-испански и французски, разочаровывается в людях, переживает шторм, находит брата, совершает побег, спасается из гущи военного конфликта, знакомится с аборигенами, да и вообще с ним случается все, что только может случиться с мальчишкой в подобной приключенческой сказке.
Этот роман был первым прочитанным мной произведением Владислава Крапивина, и, возможно (скорее всего), в его библиографии есть и более сильные, и более слабые книги. Мне же, видимо, попалась золотая середина.
С точки зрения взрослого мне в "Бриге "Артемида" не хватило разнообразия: здесь, как и во многих сказках, было только черное и белое - герои либо однозначно плохие, либо однозначно хорошие, что, как мы знаем, в жизни встречается крайне редко. Впрочем, два героя - капитан Гарцунов и гардемарин Невзоров - претендовали на реалистичность, но слишком уж скомканными получились их истории.
Ну а если бы я была ребенком, думаю, осталась бы в восторге от романа, который, хоть и достаточно объемный, читается очень легко и быстро. Язык Крапивина очень красочный и даже живописный - все видится, чувствуется и практически осязается. Герои, хоть и по большей части лишены реалистичности, живые и интересные. Ну а морские приключения - признайтесь, все же в детстве хоть иногда хотели стать пиратами или моряками? Да ведь и не только о морских приключениях пишет здесь автор: здесь и про честь, и про дружбу, и про выбор, и про смелость, - и все это приправлено морской романтикой и соленым ветром.
А честь... она разве бывает по приказу? Она ведь... когда человек решает сам.15334
Аноним13 сентября 2016 г.Читать далееЖаль, что Крапивина не было в моем детстве. Но он и сейчас звучит отлично. Он не пишет, он просто берет за руку и проводит с собой по всем морям. Это не книга, а настоящая мальчишечья радость - столько радостей и событий, столько приключений, сколько только может свалиться на голову. Есть некая наивность в книге, благодаря которой все видится либо в черном, либо белом цвете, есть определенная ностальгия по детству и времени, когда все было легко и просто. Было больше "за", чем "но".
И хотя "Там, где ветер" вызвал ощутимо больше эмоций, чем "Бриг", все равно Крапивина читать было легко и увлекательно. Удивительная особенность языка автора.10464
Аноним13 сентября 2016 г.Крылья постаревшей птицы.
Читать далееЧто-то на этот раз при чтении Крапивина не было ощущения полета. И вроде бы пишет он все так же замечательно и истины у него те же, но появилось что-то такое не ленивое, а близкое к земле состояние. Почему-то представляется старая птица, которое знает как летать, но уже сил взлететь высоко и пролететь далеко нет. Так и тут. Вроде бы вот сейчас будет размах крыльев, ветер в лицо, бескрайние просторы и оп-па, мы уже снова у земли, снова отдыхаем, чтобы потом еще раз разогнаться и ненадолго взлететь.
Хотя, если взять возраст автора на момент публикации книги, то ему 70 лет, возможно, я не утверждаю, что все именно так, но возраст влияет и на то как стала звучать книга по сравнению с первыми рассказами.Читать интересно, даже зная, что все это сказка, но ведь большинство дат и событий имели место быть и про них что-то новое узнать любопытно. Смотреть за взрослением юного человечка тоже любопытно. Но появляются в книге моменты, с которыми я не совсем согласна. И может я бы согласилась с ними, если бы мне их больше объяснили, дали бы хоть немного больше того, чтобы я стала понимать поступки и мысли. Я не могу обойтись одним только благородством. Не могу обойтись одним только страхом, мне нужно еще, еще что-то, что-то действительно важное, чтобы я не могла с этим поспорить. В его рассказах (Крапивина) я часто находила отклик в себе и мне не нужны были объяснения поступков, все было понятно как-то без дополнительных слов, а тут такого отклика не было. То есть на что-то я реагировала, но так же было что-то что меня заставляло хмуриться. Мне удивительно стало непонятно поведение мальчишки! в книге Крапивина и совершенно понятны действия людей взрослых. Хотя до этого понять крапивинского мальчишку мне было не сложно.
Самый спорный момент это то, что герой Гриша Булатов, вцепился в свой страх и не отпускает его. То есть день за днем он с ним и холит его и лелеет, хотя каждый день происходят события, которые должны как-то дополнить его впечатления. Есть люди, которых он слушает, но словно выводов не делает и ветер его кудри не треплет. Мальчишки крапивина могут бояться, но они не носятся со своим страхом, а тут носится. И весь этот невероятный огромный путь через океан из России на Кубу, получается скомканным, тусклым, с душком. И вроде бы ты пытаешься это понять, но принять это - невозможно.
Но исторические факты и географические отсылки - любопытны.Хотелось бы написать больше и ярче о книге, но я чувствую разочарование и хочется забыть об этом как о страшном сне, а ведь это цикл и есть еще две книги в таком духе. Хотя, если считать, что целью автора идет показать быт России девятнадцатого века, то наверное, книга удалась. Просто я привыкла читать совсем не о быте то, что выходит из-под пера Владислава Крапивина.
10460
Аноним12 января 2021 г.Читать далееОчень неровный цикл у Крапивина получился. Он состоит из трех частей, которые можно было бы разделить как «очень прошлое»—«немного прошлое»—«настоящее». Или я бы разделил на «отлично»—«хорошо»—«фигня». Да, именно так. Я хотел написать обзор на цикл целиком, но понял, что очень уж неровные книги получились у Крапивина. Очень разные по своему настроению. Я бы даже сказал, что последняя история здесь пришита такими суровыми нитками, что больше похожи на канаты. Не будь этой связи… впрочем, обо всем по порядку.
Итак, у нас первая история этого цикла. «Бриг Артемида». Вы не поверите, но это такая историческая повесть приключенческого толка. С кораблями, путешествиями, островами Крапивин раньше ничего такого не делал. Даже в «Давно закончилась осада», Владислав Крапивин так далеко в прошлое не заглядывал. А тем более в такую глушь как простой сибирский городок. Жил там себе простой паренек Гриша. Сирота, которого воспитывал местный купец как родного сына. В роду одни дочери, а тут — сынишка лучшего… наверное даже друга, а не простого помощника. И вот выпала Грише уникальная для тех лет возможность — стать морским офицером. И даже для начала отправиться в плаванье на настоящем бриге. Через океаны.
Вся история начиналась как такая пастораль — провинциальный городок, детское катание со снежных горок, ощущение такого уюта после этого катания с печью и теплом. Волшебный фонарь, как предвестник будущей сказки. А затем приключения — дальние страны, новые знакомые, необычные языки и люди. И концовка, как и положено для «путешествия героя». В качестве финального аккорда этого произведения — история того, что же стало с героем после того, как его чудесное детство кончилось.
Да, относится к этой книге, как к действительно историческому произведению, было бы глупо. Не было в нашей реальности никакого брига, и секретного задания. Да и персонажи этой книги далеки от каких-то реалистичных прообразов. Они вновь — Крапивинские мальчики. Вроде бы они должны быть продуктами своей среды и понимать, как устроен мир вокруг них. Но вот одному из них выдается буквально золотой билет — стать офицером (читай дворянином), забыть про свое происхождение. Но он не хочет быть тем, кто жестоко относится к своим подчиненным. И поэтому твердо отказывается от этого предложения судьбы. Поэтому, давайте относится к этой истории как к сказке, художественному вымыслу.
И наверное, с этой позиции, книга действительно хороша. В ней есть все то, что автор любил в книгах в своем детстве. И все то, что так любят в книгах его герои, если судить по остальным произведениям этого автора. Ну разве что морских сражений нет. Впрочем, автор их тоже не особо любит. Он последователь выражения Сунь Цзы — «Повергнуть врага без сражения — вот вершина воинского искусства». И как раз такой выход нам здесь покажут.
Читается все это, как и многое другое у автора — легко. Даже стилизация под язык той эпохи тут присутствует. Благодаря той же структуре Кэмпбелла, история получается интересной и затягивающей. Прекрасное начало цикла. Но я бы, все-таки предпочел, чтобы оно было самостоятельным и оригинальным. Без каких-либо продолжений. Но об этом — в рецензиях на другие книги.
9504
Аноним15 декабря 2016 г.Читать далееДля меня из всех "крапивинских" книг эта - первая из его позднего творчества. Поначалу казалось, что оно существенно сдало за годы. Хотелось отвлекаться от всех описаний зимы в Турени, хотелось прерваться, заняться чем-то другим, чего раньше не наблюдалось. Я испугалась, что нежно любимый автор выдохся. Однако позже "Бриг" выровнял ход, и читать снова стало интересно, несмотря на географические отсылки, исторические отступления, слова автора, который в течение текста напоминает нам, что все это лишь сказка... Читая рецензии здесь, я ощущаю себя неправильным взрослым, потому что поверила в эту историю, потому что для меня описанное в книге не выдумка, а художественное повествование действительно существовавшего путешествия. Я не могу сказать, что ощутила родство душ с Григорием (характером это далеко не Сережка Каховский, который стал моим идеалом), но мотивы его поступков в целом мне были понятны. И подкупала его забота о маленьком Поле. Мальчик хоть и боялся шторма, будущего, стать отвратительным взрослым, но не замыкался окончательно в своих тревогах, и несмотря на разные языки, умудрялся везде найти себе товарищей. Для меня самой запоминающейся фразой в книге стала эта:
Потому что в каждом человеке, пока он не вырос, есть инстинкт содружества. И порой он сильнее - и понятнее! - других чувств.Меня спросили, когда я зачитала это вслух: "Куда же этот инстинкт девается, когда мы вырастаем?" Я ответила, что потом появляется выгода. Но Григорий на старости лет повел пароход "Охотник" через протоки Оби не ради выгоды, а по зову совести - нужно было дать шанс спастись людям от войны, тем "крапивинские" герои мне и любимы, что честь для них не размытое понятие, а стержень характера, что, как и автор, они всегда дети и сохраняют в себе ребяческий свет.
8518