
Ваша оценкаРецензии
Аноним9 мая 2013 г.Историко-приключенческий роман современного немецкого автора о судьбе Имперской трансантарктической экспедиции 1914-1917 гг. под командованием Эрнеста Шеклтона оставил после себя неоднозначные впечатления. С одной стороны, это ж золотой век полярных исследований, отважные первопроходцы, замерзающие во льдах, холодрыга, цинга и ездовые собаки. Наверное, я садист, но ничего не могу поделать со своей любовью к книгам, где кто-нибудь замерзает в студеную зимнюю пору. А с другой - я чуть не помер со скуки, читая это небольшое произведение. Попробую рассказать, в чем было дело, чтобы вы смогли составить впечатление о книге, не особо зацикливаясь на моем специфическом восприятии.Читать далееЕсли обратиться к историческим реалиям, то всю жизнь сэра Эрнеста Шеклтона преследовал злой рок. Его первая полярная экспедиция на корабле "Дискавери" под командованием знаменитого Роберта Скотта не достигла намеченной цели, а сам Шеклтон чуть не умер, впридачу крупно поссорившись со Скоттом. Вторая, уже самостоятельная, экспедиция на корабле "Нимрод" оказалась не сильно успешнее - ездовые пони дохли, люди тоже чувствовали себя неважно, с трудом удалось добраться только до южного магнитного полюса. Зато полезную выработанную стратегию украл тот же самый Скотт и использовал в своих интересах. Впрочем, это ему не сильно помогло. Лавры же покорителя полюса забрал себе Амундсен.
Но Шеклтон не сдавался и целью следующей экспедиции поставил пройти Антарктиду насквозь: сколько можно - проплыть на корабле, а потом поехать на собаках. Хитрость заключалась в том, что второй корабль экспедиции должен был в назначенное время и место подвезти припасы, чтобы группа Шеклтона с их помощью продолжила бы вторую половину пути. Этот, казалось бы, вполне ровный план закончился двойной катастрофой. Шхуну второй группы, "Аврору", унесло в море, а люди чуть не погибли из-за невероятно суровой погоды. Баркентина самого Шеклтона, "Эндьюранс", еще в самом начале пути застряла в паковых льдах, и освободиться уже не удалось. Когда корабль затонул, люди устремились в обратный путь. Несмотря на то, что и эта экспедиция окончилась провалом, в группе Шеклтона не погиб ни один человек и даже удалось сохранить кое-какие материалы, и это могло бы стать некоторым утешением, однако, планета была слишком увлечена Первой мировой войной и не особо интересовалась географическими открытиями. А в следующей экспедиции Шеклтон уже погиб, и, собственно, на том и закончилась его печальная история.Непосредственно исторический и фактологический материал в книге проработан очень хорошо и подробно. Однако, автор в послесловии даже сам говорит, что в первую очередь его волновали не события, а судьбы. И вот тут он, на мой взгляд, перегнул палку.
Дело в том, что в оригинальной экспедиции участвовал нанятый в Аргентине некий Пирс Блэкборо, записанный в команду как стюард. Бонне же сделал этого человека главным героем, от имени которого ведется повествование, изменив его имя на Мерс в честь самого себя. И мы видим еще совсем молодого и глупого парня, пробравшегося зайцем на "Эндьюранс" и на птичьих правах путешествовавшего со злополучной экспедицией до победного конца. Судьба реального Блэкборо была довольно печальна, он сильно обморозился, однако, в книге все напасти прототипа оказались равномерно распределены на остальных персонажей. Сам же Мерс практически не пострадал.
О сюжетной канве рассказывать надобности нет, раз уж это исторический роман, то почитать можно хоть в википедии. Я же остановлюсь на тех моментах, которые лично мне показались спорными.Действие романа разворачивается очень медленно. Точнее, даже не так - катастрофически медленно. Из всего-то четырехсот страниц нам на протяжении двухсот рассказывают биографию Мерса Блэкборо. Дотошно, в деталях. И время от времени это сопровождается рассказом о подготовке к путешествию и начале плавания. Следующие сто страниц посвящены дрейфу на запечатанном корабле и льдине. И только в самом конце можно разглядеть реальную трагедию людей, умирающих во льдах Антарктики. Складывается такое впечатление, что до этой поры они даже не осознавали, что куда-то поплыли - спокойствию этих людей, их полному равнодушию к происходящему вокруг можно только позавидовать. Вместе с тем речь Блэкборо совершенно лишена эмоций и впечатлений. Он как ходячий чурбачок, выполняющий свои функции. И этот человек пробрался на корабль зайцем, рискуя всем, алкая дальних странствий? Ну не вяжется одно с другим, его редкие проблески чувств будто прописаны принудительно автором, но не принадлежат устам персонажа.
И это касается почти всего. Чего ждут читатели от такой книги? Ужасов ледяного ада как минимум. Здесь же люди в тридцатиградусный мороз ведут себя так, будто они на Лазурном берегу. Их заливает ледяной водой, смывает в море, засыпает снегом - а им хоть бы хны. Абсолютно никакого ощущения, что это полюс, а вокруг ледяные пустоши. В конце только попадается пара упоминаний, что у кого-то одеревенели ноги, обморожены пальцы или выпали зубы - и это всё. Мимолетный комментарий. И эти 80 страниц можно назвать лучшими, потому что хотя бы начинаешь сопереживать героям. Автор, делая упор на этих самых героев, на их характеры, будто бы упустил, что для сопереживания нужна соответствующая ситуация, достаточно атмосферная, а не просто набор сведений, кто с кем дружил в детстве и какие книги читал.
Так что всю первую половину книги я засыпал от скуки, а вторая, где пошло действие, оказалась слишком сухой.
К тому же, раз уж речь о личной жизни Мерса велась столь подробно, хотелось бы узнать, как она развивалась дальше, а то одни только намеки. Что у него получилось в итоге с той девушкой и какое напутствие она дала ему перед путешествием? Это ж практически главная интрига! Но нам ничего не сказали, обидно. Мне кажется, есть какая-то грань, за которой недомолвки и иносказания из литературного приема превращаются в издевательство над читателем.Но я не буду категорично говорить, что недостатки книги перевешивают ее достоинства. Возможно, это лично мне, желающему приключений и ледяного крошева, было невыносимо тоскливо читать о корабельном быте и психологии людей тех военных лет. Так что любители книг на подобную тематику могут попытать удачу - вдруг понравится.
На фотографии слева вы можете увидеть всех 28 участников экспедиции. Где-то среди них стоит и Пирс Блэкборо.
Похоже, что это единственная фотография, где он есть точно, на остальных фотографиях большинство людей не командирского звания идентифицировать сложно.
А вот сайт, на котором можно посмотреть полную подборку фотографий, уцелевших в той экспедиции.64339
Аноним4 января 2020 г.Подержать Антарктиду за вымя
“В области науки и географических исследований мне нужен Скотт,Читать далее
для путешествия полярной зимой — Уилсон,
для молниеносного рывка к Полюсу — Амундсен;
но если я окажусь в пасти у дьявола и захочу из неё выбраться,
я без колебаний призову Шеклтона»
(Эпсли Черри-Гаррард)Имя полярного антарктического исследователя Эрнеста Шеклтона навсегда вписано в историю покорения Антарктиды. Причём вписано в том числе и буквально — на карте этого ледового материка без особого труда можно найти шельфовый ледник и ледник, гору, хребет и берег, носящие имя этого героического исследователя, а если поднять голову вверх и посмотреть на Луну, то… глазами, конечно, ничего нового не увидишь, но всё-таки нужно иметь ввиду, что один из ударных кратеров близ южного полюса Луны тоже носит имя Шеклтона.
Сэр Эрнест Генри Шеклтон
Однако не всё так просто было в полярной биографии Шеклтона. Несколько раз он был на Антарктических просторах, (причём дважды с целью покорения Южного полюса) и ни разу ему это сделать не удалось (как мы помним, Южный географический полюс покорил Амундсен, а товарищ и командир Шеклтона по одной из экспедиций Роберт Скотт и вообще погиб на обратном пути вместе со всей группой). И вот после успешной экспедиции Амундсена Шеклтон организует Имперскую трансантарктическую экспедицию, главной целью которой ставится пересечение антарктического материка.
Вот как раз об этой, тоже неудавшейся, однако всё равно героической экспедиции Шеклтона и идёт речь в нашем историко-приключенческом романе. С историзмом этой книги спорить не приходится вовсе — и само путешествие, и все его основные события и вехи в книге изложены достаточно точно, без искажений. А приключенческий характер ей придаёт сам стиль изложения. Автор вводит в состав экспедиции некое новое лицо — 17-летнего валлийского парня, одержимого идеей участвовать в экспедиции Шеклтона. И весь последующий рассказ идёт от имени Мерса Блэкборо (так зовут нашего героя).
Для чего же автору понадобился этот придуманный персонаж? Да просто для того, чтобы ввести его в самые недра экспедиции, и, приблизив к Сэру (так называют Шеклтона члены экспедиции), помочь читателю увидеть и саму суть вещей, и узнать поближе характеры героев экспедиции — и Шеклтона, и капитана корабля, и врачей, и всех остальных экспедиционников и матросов. Однако, поскольку рассказ ведётся от имени совсем ещё молодого человека, то слова повествования и весь его стиль самые незамысловатые и без всякой претензии на героизм и выспренность. Скорее наоборот, Мерс показывает нам всю экспедиционную путешествующую компанию в целом и всех её членов во всей их обыкновенной человеческой простоте — тут вам и дружбы и неприязни, тут вам и дружеские подтрунивания друг над другом и довольно неприятные слухи о нетрадиционной ориентации одного из членов команды, тут и накал страстей и попытки неповиновения руководителю во время одного из самых острых и драматических эпизодов путешествия. Но вот эта предвзятая субъективность рассказчика как раз и позволяет автору раскрыть всю полноту характеров и всю силу и богатство личностей членов экспедиции. И если в первой половине (или даже чуть больше) книги описания всех этапов путешествия нам порой кажутся и приземлёнными и обыденными, то последующие за этим главы дрейфа стиснутого льдами судна, его крушение и беспримерный ледовый поход по льдам и торосам моря Уэдделла, а затем едва ли не отчаянный 800-мильный бросок на неприспособленной для плавания в тех широтах и в этот сезон шлюпке к острову Южной Георгии — все эти полярные страсти с лихвой восполнят читателю всё то, что ему показалось недоданным в первой части книги.
А весь рассказ об этой беспримерной морской, а затем ледовой и островной полярной полуторагодовалой робинзонаде точно совпадает с тем, что писали об этой экспедиции: Деннис Н. Т. Перкинс - Лидерство на грани. Уроки лидерства, почерпнутые из героической саги об антарктической экспедиции Шеклтона Альфред Лансинг - Лидерство во льдах. Антарктическая одиссея Шеклтона Однако поскольку наша книга принадлежит к числу художественных, то и изложены все экспедиционные перипетии языком художественным, т. е. и увлекательно, и развлекательно, и в высшей степени переживательно (особенно когда знаешь, что всё написанное о лишениях и тяготах пути, и о испытываемых голоде и жажде, о холоде, страхе и чувстве безнадёжности ни на йоту не являются авторским вымыслом, а полностью соответствуют реально пережитым людьми Шеклтона испытаниям), и конечно же познавательно тоже — я, к примеру, хотя знал историю вопроса, всё равно открыл карту маршрута и то и дело поглядывал то на описываемые в книге антарктические места, то на фотографии.
Экспедиционное судно «Эндьюранс»
Карта предполагавшегося и реального маршрута экспедиции
И конечно же основное достоинство этой книги и заключается в её двойственной природе и двойственной содержательно-смысловой составляющей. И потому книгу можно смело рекомендовать для чтения не только тем, кто интересуется полярной литературой, но и всем остальным категориям читателей, причём даже без оглядки на возраст — наверное от 14 и старше.
Дополнительное задание
Коктейль «Ледяные небеса»
РЕЦЕПТ: 1 л. медицинского спирта разбавляем водой, натопленной из айсберга, до крепости 76º и затем добавляем туда одно яйцо императорского пингвина, полплитки шоколада и пару унций тюленьего жира. Нагреваем до температуры 69ºC и тщательно размешиваем. Пить под открытым небом в морозную зимнюю ночь.Обоснование рецепта:
В приполярных районах без медицинского спирта вообще довольно трудно — и для обработки разных научных приборов, и в медицинских целях, ну и вот для нашего коктейля, опять же, нужен.
Вода, натопленная из айсберга — так из моря Уэдделла не зачерпнёшь, солоновато будет. Ну ладно, если айсберга поблизости не оказалось, то хотя бы сосульку не поленитесь отломить.
Откуда взялась цифра в 76 градусов — именно на этой широте и вмёрз в лёд корабль экспедиции.
Яйцо императорского пингвина — так ведь проще от пингвина яйцо стырить, чем везти за тыщи миль куриное. Хотя… если у вас случайно (подчёркиваю — случайно) в холодильнике есть яйца куриные, то можете парочку использовать, что с вами поделаешь.
Шоколад обязательно имеется в рационе полярника, ибо калории, калории, калории. Ну, и у вас наверняка плитка-две в запасе имеется.
А тюлений жир зачем? — Ну вот в состав бурятского чая непременно жир входит, так почему бы в наш коктейль жир от тюленя не впендюрить. Опять же, полезно. Нет тюленьего жира? Экие вы не запасливые… Ну, тогда хоть оливкового масла плесните, что ли, три столовых ложки.
А 69 градусов — в память о той широте, на которой «Эндьюранс» покинул поверхность моря Уэдделла и булькнул вниз.
Зачем нагревать? Вот чудаки-люди, да ведь скорлупа-то иначе ни за что не растворится :-D62720
Аноним10 августа 2018 г.Читать далееКнига основана на реальных событиях. В 1914 году сэр Эрнест Шеклтон собрал команду и отправился в Антарктиду. Один из членов экипажа проник на корабль тайно, его обнаружили, когда высадить его в каком-нибудь порту было невозможно в силу их удалённости. Мирко Бонне поведал историю этой экспедиции от лица этого «зайца», изменив ему имя, но оставив фамилию.
Начало ХХ века. Идёт активное изучение и освоение Антарктиды. Экспедиции Руаля Амундсена, а затем и Роберта Скотта, покоряют Южный Полюс. После этого Шеклтон ставит перед собой весьма амбициозную задачу – пересечь Антарктиду вдоль.
1914 год. Началась Первая Мировая война. Но экспедиции в Антарктиду война не помешала. Напротив, британское правительство оказало поддержку Шеклтону, но в основном экспедиция состоялась за счет средств спонсоров. Она получила громкое название Имперская трансантарктическая экспедиция. В ней участвовали 2 корабля и 28 членов экипажа.
Первая баркентина под командованием самого Шеклтона должна была достичь моря Уэделла, перезимовать там, а затем часть команды собиралась на собачьих упряжках отправиться к Южному Полюсу, пересечь его и достичь противоположного берега. Команда второго корабля, отплывшая из Австралии к морю Росса, должна была обеспечить успешное завершение первой экспедиции, построив склады и обеспечив их продовольствием и материалами, чтоб Шеклтон с сотоварищами мог благополучно осуществить свой план. Задумка была грандиозной, но всё пошло не так, как задумано. Но самое ужасное здесь даже не провал экспедиции, а то, что из-за Первой Мировой войны она осталась практически незамеченной.
Насчет достоверности произведения ничего сказать не могу. Надо хорошо разбираться в теме, чтоб понять, где автор точен, а где чуточку приврал. У книги есть один существенный минус – она скучная и нудная, особенно в начале, когда идёт подготовка к плаванию. Много внимания уделено непосредственно Мерсу Блэкборо, тому самому «зайцу». Я понимаю, что он здесь главный герой, от его лица ведётся рассказ, но его слишком много, да и к тому же он оказался весьма удачливым парнем, везде на первых ролях. Так же мне не хватило эмоций персонажей. Хорошо ли у них дела, плохо ли, они спокойны и уравновешены. Мороз, голод, лед куда не глянь, дрейф в открытом море, полтора года черт знает где, жизнь на грани выживания и все герои в норме, ни у одного не сдали нервы. На мой взгляд, это странно. Странно до такой степени, что героям не сочувствуешь. Текст романа сухой и довольно бедный, поэтому сравнение Мирко Бонне с Джеком Лондоном неоправданно.
В заключение добавлю, что неудача не остановила Эрнеста Шеклтона. В 1921 году он вновь снарядил экспедицию в Антарктиду. Однако достичь её берегов ему не удалось, он умер от сердечного приступа в Грютвикене, остров Южная Георгия 5 января 1922 года. А пересекли Антарктиду по маршруту, разработанному Шеклтоном, только в 1958 году. Но это уже совсем другая история.
*Использованы материалы Википедии
36357
Аноним20 января 2020 г.Однажды в «Зеленой обезьяне»
Читать далееВ грязном кабаке под вывеской «Зеленая обезьяна», затерянном где-то в закоулках Буэнос-Айреса, однажды собралось прелюбопытное общество. В центре внимания, за самым большим столом, расположились две спорящие до хрипоты компании: Жюль Верн, Даниэль Дэфо, Герман Мелвилл против Роберта Скотта и Руаля Амундсена. Фантазия против реального опыта. (Бес)смертная слава против (бес)славной смерти. Приключения против испытаний. К спорщикам были прикованы все взгляды. Ну еще бы! Диспут велся с использованием подручных средств, и невнимательному гостю кабака могло прилететь в глаз не только матерным аргументом или метко пущенным катышком из хлеба, но и массивным деревянным стулом.
А диспут меж тем велся прелюбопытный. Амундсен с горечью вопрошал, способны ли современные люди на подвиг и соперничество. Скотт возмущенно размахивал снифтером с бренди и вопил: забрось, мол, любого мужчину на необитаемый остров — и он умрет на второй день, если не будет интернета, и на третий — если будет. Дэфо брался изящно доказать, что если мужчина будет не один, то шансы на выживание у него будут очень даже неплохими, хотя и сугубо литературными. Верн тут же вклинивался с замечанием, что если мужчин будет больше двух и все они будут плыть по морю на разумно оснащенном корабле, — то шансы выжить и вовсе практически стопроцентные. В свидетели Мастер Жанра призывал скромно сидящего в углу кабака Рафаэля Сабатини, про которого все и всегда почему-то забывали, хотя мастерства в нем было с избытком, — и тот с достоинством кивал, подтверждая все выше сказанное (и то, что на лодке выжить проще, и то, что все про него забывают). Мелвилл молча сидел между двумя товарищами по перу и мрачно потягивал какую-то ромовую бурду из стеклянной кружки. Молчал, в основном, потому, что мог бы оказаться и по другую сторону стола. Изредка он все же вставлял реплики наподобие «убить всех китов», «жир спасет мир» и «мясо врага лучше подавать холодным».
Впрочем, Верн и Дэфо заглушали эти слова, и никто Мелвилла особо не слушал. Кроме мужчины, сидящего прямо за спиной у парочки покорителей Южного полюса, — он не только слышал каждое произнесенное в помещении слово (и реплики Мелвилла он встречал хмурым взглядом), но и успевал что-то записывать. Ах да. И я там был, мед-пиво пил, да только по усам не текло и в рот попадало, ведь дело было летом в Буэнос-Айресе, а я был чисто выбрит и коротко стрижен. Иначе говоря, я методично прикладывался к бокалу с экзотическим для этих мест медовым пивом, сидя за одним столиком с нашим внимательным подслушивателем, и мне было прекрасно видно, как в его голове рождаются и умирают замыслы — и какие из идей, оставшихся в живых, он переносит на бумагу. Мужчину этого звали Мирко Бонне, и буквально на моих глазах рождались «Ледяные небеса».
Рождение — процесс не только творческий (о, эти ночи без сна), но и мучительный. Я отчетливо видел, как тяжело приходилось Бонне. На рождающуюся книгу влияет столько разных факторов! «Ледяные небеса» получились приключенческим романом — наверное, потому что Верн и Дэфо кричали громче всех в «Зеленой обезьяне». Другое дело, что в кабаке при этом сидело столько полярников, сколько среднестатистический любитель истории покорения Южного полюса не сможет припомнить за раз: были там и Кук, и Нансен, и Далримпл, и Росс, и Шеклтон, и Борхгревинк, и прочая, прочая, прочая. Они тоже не молчали, с высоты своего опыта комментируя рассудительным тихим голосом сентенции шумных фантазеров. Но Бонне слышал всё и вся, обдумывал, записывал, помечал, вычеркивал, подчеркивал, переиначивал своими словами. Поэтому какими бы задорными и пылкими приключениями ни разродилось его перо, в них всегда можно найти зерно истины и здравого смысла — проверенной на чужом опыте истины и чужого здравого смысла. (В умеренных пределах, конечно). Это-то меня и раздражало в старине Бонни: он писал интересно, увлекательно и настолько правдиво, что ты будто на собственной шкуре переживал все тяготы антарктического путешествия и двух лет выживания во льдах. (Впрочем, как раз это — чистой воды фантастика). Холодели руки, пересыхал рот, а сырое мясо с теплой кровью переставало казаться чем-то ужасным. И в то же время ты ни на секунду не забывал, что читаешь книгу, написанную с чужих слов — великую ледяную фантазию. Раздражало именно осознание того, что и фантазия может быть великой: чтобы побывать на Южном полюсе, даже не обязательно выходить из дома. Интересно, выезжал ли Бонне хоть раз за пределы Германии? Наверное, да, у нас ведь безвизовое пространство: вчера он мог быть в Гамбурге, а сегодня — уже в каком-нибудь Хельголанде, на берегу Северного моря, пытается вообразить себя юным храбрым Мерсом Блэкборо, который зайцем пробрался на британскую баркентину «Эндьюранс», плывущую с экспедицией к самому южному и самому малоизученному материку планеты. Цель экспедиции храбра до безумия: пересечь пешком континент. Но Бонне-то что с того? Он сидит дома, за рабочим столом, укутавшись пледом, попивая горячий кофе и выстукивая рваный ритм по клавиатуре любимого макбука. И самое безумное в этом то, что сюжет романа основан на реальных событиях: такая экспедиция действительно предпринималась, хотя и составила всего 73 дня.
А может быть, я просто завидовал воображению старины Бонни, ведь мне, чтобы представить какое-то место, нужно там побывать. Собственно, так я и оказался в Южной Америке: понял, что за всю жизнь ничего толком не видел, нигде толком не бывал, и фантазия моя бедна, как церковная мышь в закромах осажденного Ленинграда. Ну вот, опять глупость сморозил. Надо бы наведаться туда лично. А пока вернемся к Бонне.
Бонне, хотя и не юн, храбр почти так же, как Блэкборо. Это ведь надо додуматься: написать книгу, время действия которой — Первая мировая война, — причем книгу от лица валлийца, окруженного ирландцами, американцами, англичанами и прочими супротивниками, которым автор явно симпатизировал. Я считаю это храбрым, потому что давно пора преодолеть национальные предрассудки, возникшие из-за болезненного прошлого Европы: сегодня не след винить немца за то, что он немец, если, конечно, этот человек (любого происхождения) не разжигает межнациональную ненависть. Впрочем, должен признать, что эти предрассудки могут быть живы лишь в моей голове, а современную Европу уже охватили другие.
Кроме храбрости Бонне наделил Блэкборо и своей глупостью. Это ведь надо додуматься: рисовать омерзительные сцены убийства китов, отстаивая право на существование всего живого, — а потом ради выживания жрать (иного слова и не подберу) теплые кровавые куски мяса пингвинов и тюленей, а также пристреленных «из милосердия» собак и кошки, к которым читатель успевает привязаться за время путешествия. Это не спойлер — это вещь, о которой лучше знать заранее. Если тошнит, то вот, держите бумажный пакетик.Если не тошнит, то добро пожаловать в клуб любителей книг и покорения Антарктиды. (Хм, как-то знакомо звучит). Не знаю, сколько книг у самого Бонне, но у Мерса Блэкборо — главного героя, — их было предостаточно. Начитанный, умный, романтичный юноша семнадцати лет, пятая точка которого обладала ярко выраженной тягой к приключениям; его мировоззрение было поистине буддистским, что уравновешивало карму с носом (или корму, тут все зависит от вашего воображения). Для начала Блэкборо уплыл из дома и довольно скоро потерпел кораблекрушение, но выжил, приобрел опыт и друга, так что с удовольствием бросился в следующую авантюру, куда этого малолетнего нахала никак не хотели брать, — Антарктика не для маленьких. Я с таким де… ду… дюже самоуверенным и настырным парнем тоже не хотел бы никуда плыть; но как показала практика: упорство — залог выживания. Поэтому, в конце концов, знакомство с историей, изложенной в «Ледяных небесах», оказалось небезыинтересным. И не будь старина Бонни так занят своим романом, а мой немецкий — так плох, я бы даже проставился ему за знакомство. Например, заказал бы местному бармену коктейль из рома (какое морское путешествие без рома?), водки (для сугреву), ликёра блю курасао (для синевы) и кокосового молока (чтобы разбавить синеву до цвета льда и настроить на авантюрный лад), и коктейль был бы, разумеется, со льдом. Я бы назвал его «Ледяными небесами», и старина Бонни не посмел бы отказаться — выпил бы как миленький. Пусть даже, судя по всему, с алкоголем он не дружит — в книге все чинно, экологично, без выпивки и пошлостей. Впрочем, какие пошлости, когда на улице минус сорок?
Под конец, читая выпорхнувшие из под руки Бонне страницы и потягивая холодный сладковатый напиток, я размышлял о том, что Бонне все-таки не хватает ловкости в переходах между сценами — они сменялись как-то резко и вдруг, так что даже матерый читатель в моем лице не успевал подготовиться, — и что нужно осмысливать сюжет не по ходу чтения, а специально прерываясь для этого (иначе невозможно продолжать), и что книге не помешал бы хороший редактор, если проблема в нагромождении конструкций, свойственном немецкому языку (впрочем, каюсь, сам грешен)… так вот, я размышлял об этом, когда книга вдруг закончилась. В пару глав уместились жизни героев, вернувшихся к «нормальной» жизни — и все. Война так и осталась багровым отсветом на ледяных небесах, изменения в личности главного героя так и остались за кадром. Поразмыслив, я вынужден был признать, что прочитал интересный, но в общем-то обычный приключенческий роман — чего не позволял себе уже лет пятнадцать. Из списков книг на будущее можно было вычеркнуть Верна, Дэфо, Сабатини, кое-какие книги По и Стивенсона и всего Мелвилла до кучи, которых я планировал перечитывать в старости, — что я и сделал. Напоследок мне оставалось только распрощаться с герром Бонни, мистером Скоттом и мистером Амундсеном, и я пообещал себе больше никогда с ними не встречаться — ни в этой жизни, ни в следующей. Мне хотелось бы никогда больше не возвращаться в этот грязный темный кабак с намалеванной на вывеске зеленой обезьяной. Потому что за его порогом меня ждут совсем другие приключения. С тем я был — и весь вышел.
Рецепт коктейля «Ледяные небеса»
Сладкий коктейль для морских приключений
Ингредиенты:
Ром — 20 мл
Водка — 20 мл
Ликер Blue Curaçao — 20 мл
Кокосовое молоко — 20 мл
Синий сахар, формовочный лед
Для приготовления понадобится шейкер
Приготовление. В стакан для виски (типа «олд фешн») положить кусок прозрачного льда, отлитого в специальной форме «айсберг», сверху полить его голубым кюрасао. В шейкере смешать водку, ром и кокосовое молоко и перелить их в стакан. Если переливать из шейкера осторожно, то коктейль получится слоистым. Края бокала предварительно смочите водкой и смажьте синим сахаром. Тип коктейля — long drinks: пьется постепенно.
Обоснование: см. выше.351,5K
Аноним9 января 2020 г.Путешествие картошки к Антарктиде
Читать далееХотелось бы отметить для тех, кто собирается еще читать данное произведение. Если вы ничего не знаете об экспедициях к Антарктиде, то следует изучить вопрос все же заранее. Кто такой Шеклтон, какие экспедиции его ждали, что изначально двигало этим историческим персонажем. Иначе вам будет просто неинтересно. Я путалась в событиях, датах и людях. Несмотря на явную художественную составляющую книги, мне кажется, что мне было бы куда легче ее воспринимать, если бы я понимала, о чем идет речь, хотя бы в общих чертах.
Этот захватывающий и в значительной степени исторический роман рассказывает о Трансантарктической экспедиции сэра Эрнеста Шеклтона в 1914–16 годах. Несмотря на надвигающуюся войну, король Георг V дает разрешение Эрнесту Шеклтону, командующему экспедицией на корабле «Эндьюранс», плыть в Антарктиду. Его задача: первым пересечь ледяной континент пешком. Шеклтон, полярный ветеран, выбирает экипаж из 27 человек. Бонне, немецкий писатель, написал свой роман с точки зрения Мерса Блэкборо, семнадцатилетнего валлийского безбилетника. Уже выживший после одного кораблекрушения, с помощью нескольких людей Шеклтона он тайно садится на корабль, в то время, как экспедиция берет запасы в Аргентине. Его обнаружили и доставили к капитану, однако при встрече Шеклтон бесится от гнева. Но его гнев (который, вероятно, был актом только для проверки храбрости молодого человека) быстро рассеивается, и вскоре Шеклтон становится отцом молодого валлийца. Конечно, как любая великая сказка о юношеских приключениях, Мерс будет расти и извлекать выгоду из этих отношений.
На самом деле Мерс Блэкборо не совсем выдуман. На корабле Шеклтона действительно был валлийский безбилетник, названный Персе Блэкбороу; Шеклтон проявляет удивительный интерес к мальчику, вероятно, впечатлен тем, насколько хорошо он выдерживает их бурную первую встречу, и делает его своим личным управляющим. Хотя я не видела ничего учёного в Мерсе, когда его впервые представили, великий исследователь выделяет его как своего рода интеллектуального ученика. Вскоре он прочитал большую часть классики полярного исследования в библиотеке своего наставника, что дало ему возможность увидеть их быстро ухудшающуюся ситуацию в перспективе, что заслужило уважение большинства других членов экипажа. Все эти другие моряки - люди, чьи мысли и диалоги Бонне мог себе только представить. То, что начиналось как история завоеваний и исследований, вместо этого становится романом о том, как много разных личностей, работающих под сильным лидером, уживаются в ужасных обстоятельствах и помогают друг другу выживать.
Хотя этот роман не поразил меня, тем не менее, он мне понравился. Одной истории достаточно, чтобы заинтересовать, заставить искать дополнительную информацию.
Рецепт коктейля "Ледяные небеса".
Состав:
Лондонский сухой джин
Белый вермут
Лаймовые листья
Много мяты
Ледяная сфераОбоснование и приготовление:
Название книги бросает в дрожь и намекает на красоту льдов. Есть некое сравнение с небесами, что тоже звучит просто потрясающе. А значит и на вид, и на вкус коктейль должен быть таким же. Ледяным, холодным, суровым, но красивым.
Следует положить в бокал две ледяные сферы. Налить белый вермут 60 мл. Потом добавить лондонский сухой джин 30 мл. Украсить лаймовым листом и мятой.181,4K
Аноним10 января 2020 г.Читать далееБесподобно многообещающее название! Основано на реальных событиях. Ещё и повествование от первого лица. Ждёшь блокбастера, как минимум, а получаешь какой-то невнятный любительский бложик, у автора которого к тому же напрочь отморожено чувство юмора. Словом, всё очень и очень серьёзно, и оттого невыносимо скучно.
Самое увлекательное в романе это начало и конец, а триста страниц середины с описанием непосредственно экспедиции вполне можно было заменить статьёй из википедии. Там более живенько, без лишних деталей и не засыпаешь.
Так вот в зачине, где мы знакомимся с героем, который «зайцем» становится участником одной из важнейших и опаснейших экспедиций, ты с нетерпением ждёшь, когда же он отправится в путь, как будет справляться с трудностями, вернётся ли к родным; короче, ты в предвкушении чего-то грандиозного. Но дальше, как мне представляется, автор все усилия направляет на то, чтобы достоверно воссоздать ход событий. И вот мы многомногомногомного страниц читаем о том, как команда движется вперёд на судне, на льдине, в шлюпках, пешком, на попе, а в лицо страшно сильный ветер, который всё время срывает капюшон с головы измученного, но стойкого Мерса. Следующая же волна интереса накрывает лишь в тот момент, когда наступает развязка. Потому что здесь Бонне снова расслабился и начал рассказывать истории, а не вести хронику.
Для меня главный минус романа именно в истовом стремлении автора к достоверности. Ведь предполагается, что это художественный текст, а он интересен деталями, достоверность которых не проверишь и не определишь. Я имею в виду переживания людей, их состояние и личные истории. За редким исключением, я практически не различала персонажей. Мне приходилось возвращаться к списку участников и смотреть о ком речь: это кок, а это механик, а это врач, а это тот чел, что протащил Мерса на корабль... Как человек, который может пустить слезу над книгой, я поражалась тому с каким безразличием читала, как судно сдавливают паковые льды, как оно трещит и вот-вот пойдет ко дну с большей частью провианта, топлива, одежды, экипировки, личных вещей, при этом понимая, что могут погибнуть люди. А всё потому, что в этой истории практически нет отдельных людей. Для меня с ними не ассоциируется ничего за пределами этой экспедиции. Я не знаю, кто они, что делали до, кто их ждёт или к кому стремятся они. Все они просто члены команды. В романе есть эпизод, где описываются изменения в психическом состоянии людей из-за длительного пребывания в тяжёлых условиях, нехватки воды, еды, тепла. Но и он даётся просто как факт, а не раскрывается художественно. Ты даже проникнуться им не успеваешь, как события уже несутся дальше.
Какой смысл в том, чтобы беллетризировать что-то и при этом отказываться от придумок, которые могли бы подстегнуть сюжет и заинтересовать читателя. Ведь если важна достоверность, никто не возьмется за художественную переработку. Почему бы тогда не написать документальное исследование? А так получается ни два ни полтора.
И вот чувствуешь себя какой-то Снежной Королевой с ледяным сердцем, потому что вроде умом понимается, какой невероятной стойкостью надо обладать, чтобы стать причастным к открытиям и достижениям такой величины, а вот сопереживания к героям не возникает совсем. И всё потому, что художественная литература – она ведь про другое. Я, разумеется, не ждала мистический триллер с кракенами и прочими чудовищами океанскими. И я бы даже удовлетворилась, если бы всё было представлено в виде журнала, регистрирующего события. Но почему это получилось так нехудожественно, а большей частью так скучно и тягомотно? Это ведь о человеческих судьбах и о бесконечно длинном противостоянии непредсказуемому и смертоносному льду, что интересно само по себе!
В общем, если кратко, то роман безусловно расширил горизонты, заставил покопаться и почитать об экспедиции в частности и покорении Южного полюса в целом, но вот его художественная ценность осталась для меня под большим вопросом.
15323
Аноним31 января 2020 г.Сталь в небесах, холод вокруг, горячее сердце внутри
Читать далееМеня всегда околдовывали рассказы о Севере (с большой буквы) (и да я в курсе, что речь о Южном полюсе, для меня все что холод - это Север). Сталь в небесах, снега до горизонта, пронзающий холод, воющий ветер, страх и потрясающая мощь - это все что всплывает у меня в голове, как ассоциации. Север манил меня всегда и продолжает манить, поэтому я никак не могла пройти мимо книги о путешествии в Антарктиду.
Мирко Бонне удалось показать глазами мальчишки путешествие во льдах так, словно он держит тебя за руку и вы смотрите в одну сторону. Парень, покинувший родную Ирландию на корабле волею судьбы и своей волей оказался "зайцем" в команде капитана Шеклтона ведущего свой корабль через льды Антарктиды с миссией пересечь ледяной континент. Метеоролог, физик, биолог, фотограф, художник, инженер, геолог, команда судна, капитан - компания совершенно разных людей, объединенных одной целью и миссией, готовые пожертвовать собой ради новый сведений и открытий, готовые терпеть лишения вдали от начинавшейся войны.
Долгое начало экспедиции, ожидание лучшей погоды, посещение крайнего поселения китобойцев, трупы китов разлагающиеся и загораживающее все вокруг и затем шестьсот тридцать пять дней в ледяном плену. Холод, лишающий кожи, голод раздирающий внутренности, полярная ночь лишающая рассудка. И только воля этих людей помогла им преодолеть все и вернуться назад, не потеряв себя.
Для меня не было откровением все, что я узнала из книги, но описания автора глазами парня сделали все настолько достоверным, что мороз буквально сковывает, я переживала за каждого героя и можно сказать сама побывала в ледяном плену в Антарктиде.
И неожиданно приятно было в конце узнать, что история экспедиции - это не литературный вымысел, история основана на реальных событиях. Я всегда поражалась стойкостью, мужеством и несгибаемой волей к жизни отдельных людей. Стальное небо, стальная воля и горячие сердца нужны для того, чтобы добровольно отправиться в столь опасное путешествие, которое может стать последним и вернуться из него не сломавшись.
Захватывающая, сильная и интересная книга.
11222
Аноним10 января 2020 г.Читать далееЧтобы набрать людей для Имперской трансантарктической экспедиции в 1914 году, Шеклтон дал такое объявление:
“Требуются мужчины для очень рискованного путешествия. Небольшая оплата. Жестокий холод. Долгие месяцы в полной темноте. Постоянная опасность. Возвращение не гарантируется. При успехе — награда и признание. Эрнест Шеклтон “Одним из первых подобных объявлений наверное было “Если вы не боитесь умереть, не возражаете против тесноты, владеете оружием - Колхида ждет вас!”. Или, чуть позже: “Я ищу участника приключения, которое я нынче устраиваю, но не так-то легко его найти”.
Семнадцатилетний Мерс Блэкборо - именно такой участник приключения. Получив от Шеклтона отказ взять его в экспедицию, он зайцем отплывает на баркентине “Эндьюранс”. И становится одним из двадцати восьми людей, решивших пересечь Антарктику.
“— У тебя есть все основания бояться. — Он возвращается, берет у меня из рук поднос и ставит на свою койку. — Я гарантирую тебе, мой дорогой друг, что ты будешь первым, кого мы убьем и порежем на куски, если у нас кончится провиант. Это достойная цель для тебя?
— Нет, сэр. Но я с этим смирюсь.
— Иди к капитану Уорсли. Он определит тебя в команду.
— Слушаюсь, сэр.
— И сейчас же прекрати улыбаться.
— Я никогда не буду больше улыбаться.
— А сейчас — вон отсюда.
Улыбка мелькает на его губах. Шеклтон улыбается, и в этот момент мне кажется, что дождь прекратился, как будто ни у кого и ни у чего нет причин плакать.”В послесловии автор пишет, что “хотел пережить приключение через рассказ о нем”, и это заметно. Его рупор - это Мерс, человек-энциклопедия, готовый, как Паганель у Жюля Верна, выдать даты, числа, факты по всем исследованиям Антарктики. Поэтому иногда его голос - это голос парня из Уэльса, который мечтает о море, любит Эннид Малдун, плывёт на “Эндьюранс” к Южному полюсу, а иногда - голос всезнающего автора, который хочет упомянуть и летчика Блерио, и собаку, переплывшую Ла-Манш, и всех полярных исследователей, а еще - короля Артура и героев кельтских мифов. С другой стороны, почему бы подростку не помнить наизусть имена первооткрывателей, тем более, они к нему тогда были гораздо ближе, чем к нам?
“Конечно, при нем вам следует держать при себе свои геройские взгляды. Он ведь действительно герой. Мне очень жаль, что я должен вам сказать это, Мерс, но вы окружены героями. Думаете, справитесь?”Это история нового “Арго”, где каждый участник - полубог или герой, или и то, и другое. Они плывут среди нереальных пейзажей, возвращаясь к тем временам, когда никакая связь между экипажем корабля и остальными не была возможна, маршруты - не изучены, так что полагаться приходилось только на себя. Это история льда и тишины, новых мифов, когда не знаешь, кто незримо идет рядом с тобой - но надеешься, что это погибший четыре года назад во время своей экспедиции Скотт. Антарктика сама - полноправный участник романа. Льды, зажимающие корабль. Ежегодные миграции птиц и тюленей. Золотоволосые пингвины, зачаровавшие одного из участников экспедиции. Туши забитых китов. Может, без людей было бы и лучше?
“Мы знали лед дольше, чем мы знаем Бога. Вопреки льду мы нашли путь к Богу.”По слогу, по действующим характерам эта книга может встать на полку к “Библиотеке приключений”. В ней тоже цитируют “бороться и искать, найти и не сдаваться!”, идут к цели, не обращая внимания на развернувшуюся Первую Мировую войну. “Король хочет, чтобы мы сделали что-то важное в жизни. Он хочет, чтобы мы стали первыми, кто пересечет Антарктиду пешком от моря Уэдделла до моря Росса. Мы еще расскажем правнукам, как сделали это. А поскольку все это не вместить в телеграмму, он приказал передать нам лишь это ободряющее «Вперед!»" - говорит Мерс. Правда или нет, но как благородно звучит, как близко к “Двум капитанам” и тому времени, когда запоем глотаешь приключенческие романы, и болеешь за всех хороших людей с Мечтой против всех плохих.
Допзадание: рецепт коктейля “Ледяные небеса”
Взять 635 частей холода - столько, сколько экипаж “Эндьюранс” “пробыл в ледяном плену”.
Добавить где-то до половины историй о предыдущих полярных экспедициях.
Забелить снегом и произвольно украсить тюленями, пингвинами и альбатросами.
Разделить на 28 порций - по количеству участников экспедиции на “Эндьюранс”.
В каждый бокал добавить свернутые страницы из корабельной библиотеки Шеклтона.
Поднимать с оптимистичным видом. Пить до дна.11284
Аноним20 января 2020 г.Путешествие ко льдам
Описанные в моем романе действующие лица и события не выдуманы. В действительности многие из событий произошли именно так, как описано мною. Однако я не ставил своей целью максимально точно рассказать о плавании на баркентине «Эндьюранс», напротив, я хотел пережить приключение через рассказ о нем и отправиться в экспедицию в ином временном и пространственном измеренииЧитать далееЯ люблю истории про Аляску, поэтому понадеялась, что и Антарктка меня увлечёт. И я не ошиблась.
Книга держала в напряжении до последней строки. Я переживала за каждого героя. И за Мерса, молодого парня, который пробрался на корабль зайцем, и за его друга Бейки, американского матроса, за Сэра Эрнеста, руководящего экспедицией.
В книге для себя я нашла только один минус: я не очень представляла себе, где находится грот-обер-брам-рея, крюйс-брам-стеньга, топсель и другие части корабля со страшными названиями. Поэтому перед прочтением этой книги советую ознакомиться с анатомией корабля.
Советую эту книгу всем, кого приводит в восторг морозный ветер приключений и неизведанные земли.
Книга была настолько интересна, что я придумала коктейль "Ледяные небеса":
Лёд. Много льда. Как в море Уэддела
Капля синего красителя для придания коктейлю цвета айсбергов
Светлый ром в лучших морских традициях
Прозрачная газировка, прозрачная как талая вода
И немного лимонного сока, чтобы жизнь мёдом не казалась и чтобы защититься от цинги10213
Аноним9 января 2020 г.Читать далееА я плыву, как Амундсен на льдине...
(с) что-то невнятное напевают мои коллеги на работе, разгадывая кроссворд. (неизвестная песня)Эй! Подождите, верните мне 2006-2007гг., когда в моду так крепко вошло писать про экспедиции к южному полюсу! Я все пропустила. Опять! (А Вы заметили?) Я нифига не знаю про южный полюс. Только Симмонс со своим "Террором" прорвал днище моего незнания и открыл клапана ужаса перед одиноким замерзанием в вакууме. Конечно же "Ледяные небеса" это не "Террор", от страха не будут стираться зубы, а вот подмерзнуть и надеть носочки-это да.
История выдуманного Мерса Блэкборо, попавшего на корабль "Эндьюранс", бывший "Поларис", (я думала так нельзя, думала плохая примета - а может это и спасло) зайцем, обвела меня вокруг пальца. На "Эндьюранс" снаряжена экспедиция в великую мерзлоту, на Южный полюс. От лица этого мальца, мы смотрим на ...хмммммм, а на что мы смотрим? На приключения межконтинентальной экспедиции? На великого капитана Шеклтона? На слаженность или конфликтность команды "Эндьюранс"? Или может на внутренних демонов экипажа? Неееет! Смотрим на скучную бессветовую серость! На полярную ночь в тумане!Я вообще думала, что все события это выдумка автора! А оказалось НЕТ! Под пресным рассказом, неокрашенным в эмоциональную гамму, оказался бриллиант реальных событий, алмаз человеческой стойкости.
Серый текст, серые события, серые герои, все было так пресно, что водичкой хотелось запить или в Калугу уехать. Мне были безразличны люди дрейфующие на льдине-корабле, мне плевать на их мотивы, на желания, ибо они манекены. Без эмоций и страстей! Не вызвало никаких чувств (а для некоторых осталось незаметным) уничтожение собак и котика плотника, даже отмерзшие руки и пальцы заставляли только зевать, я чувствовала себя замороженной сосиской.А вот, факт, что тронул мое сердечко, это тот самый плотник с кошкой Миссис Чиппи, хотя это кот! Талантливый и нищий! Могила этого человека отыскалась (он оказался очень известным рукастым мужиком) Новозеландским Антарктическим обществом, была облагорожена и даже установлен памятник коту! А вот так восхваляемый автором "небес" Шеклтон, оказался знатным козлом по отношению к Макнишу. Но читайте об этом сами!Меня двигало по книге только безжалостное любопытство к брюху, брюху с бумажкой деревянной рыбки. Оказалось-дерьмо какое-то. Но когда, раскрыт секрет рыбы, книгу как прорывает, словно сработало колдовство той записки. Сюжет течет водой живительной. Последние сто страниц, как на тарелочках с горки. Но даже тут герой, на грани окоченелой гибели, не боится смерти, не боится жизни, он вообще как картошка на льду!
Получается, книга, которая могла рассказать, о великой воле, о виртуозной и нелегкой победе человека надо льдом (как водном, так и сухопутном), о потере корабля и сохранении жизни всего экипажа, что замерзали на льдине больше года, о людях, что были преданы своей работе до конца, от фотографа до плотника, превращается в опус о воде и деревянной рыбке? Но может в этом талант писателя, холод и ночь высосала цвет не только из крови, но и из чернил и чувств к книге. Есть еще плюс у этого произведения и это конец, конец теплый, яркий и очень интересный! И опять эта рыбина сыграла не последнюю роль!PS как отправляясь в экспедицию можно взять 1000 иголок для граммофона и 0 таблеток от гельминтов!?
Рецепт пойла Ледяные небеса:
Помолитесь Королеве Виктории и Марии, затем отправляйтесь на готовку!
Ингредиенты для пойла:• Вода со льдины (на край, сколоть снег с морозилки).
• Ром, что так любит хлестать моряки, при том самый дрянной.
• Кровь кита. Можно заменить кошачьей или собачьей кровью (но тут по вкусу).
•Спирт (хорошо холодит).
Налить в кастрюлю воду, накрыть крышкой, поставить в прохладное место (от 0 до -27) на 497 дней, памятуя об экспедиции Шеклтона. Выпить ром, для храбрости и обретения красок жизни. После выдержки воды, налить кровь, эту кровь предварительно сцедить с одежды русских китобоев. Залить спиртом, для обеззараживания. Обильно засыпать колотым льдом. Украсить шпажкой с тонущем кораблем. Подавать с рыбой напичканной горькими надеждами.
Бон аппетит!
8122