
Ваша оценкаРецензии
Аноним10 декабря 2018 г.Персонажи полюбившихся книг остаются не просто в воспоминаниях – они становятся друзьями.Читать далееДля меня Электроник в первую очередь фильм. Знаю его практически наизусть, поэтому было интересно сравнитьего сюжет с книгой. Различий, на уливление, много. Но они все очень правильные.
В книге есть то, что нельзя показать в кино, но очень интересно прочитать. Например, целая глава о том, как ученики разбирают на уроке "что значит думать и как это происходит". Для книги она очень гармонична, т. к. ребята там учатся в школе кибернетиков, увлекаются математикой и программированием, а вот в фильме - обычная школа и увлечения обычные для семиклассников того времени.
В отличии от книги в фильме по другому произошла финальная встреча профессора с Электроником и, самое главное, совершенно другие события научили мальчика-робота улыбаться. В книге больше научной фантастики, а в фильме основное внимания уделено дружбе и взаимоотношениям.
Повесть написана в 1964 году. Профильная школа для того времени была настоящей фантастикой, так же как и электронный репетитор - в наше время все это в порядке вещей и никого не удивляет.
Для детей, читающих книгу сейчас, наверное будет странным считать фантастикой то, что они ежедневно видят в реальной жизни. Им будет полезно увидеть, что придуманное автором почти полностью реализовалась и, возможно, даст им дополнительный стимул мечтать и не бояться воплощать свои мечты в жизнь.957,9K
Аноним17 августа 2022 г.Почему я такой, что сам себя не могу понять?
Читать далееЖаль, что эта книга не попала ко мне в детстве. Может быть, тогда и к фильму было бы другое отношение. Признаюсь в страшном, он мне не очень нравился. Меня, например, всегда удивляла крайняя степень безответственности и беззаботности Серёжи Сыроежкина или то, как он отнёсся к Электронику. Не то, чтобы таких мальчиков в природе не существовало. Наоборот, это абсолютно нормальное большинство в средних школах. А хотелось видеть других героев. И хотя в конце фильма Серёжа прозревает, делает выводы и берётся за ум, наблюдать за столь долгой метаморфозой целых две серии почему-то было скучно, несмотря на все приключения героев и обаяние братьев-актёров.
Прочитав книгу, стало понятно, что царапало меня тогда не зря. Оригинальный Серёжа Сыроежкин всё же совсем не такой. Да и весь мир вокруг него тоже. Начать с того, что действие происходит в будущем. Причём не в каком-то там, а как положено - в светлом советском, где наука и прогресс шагнули далеко за грань, при этом поставив на первое место человека и человеческую мысль. Школа, в которую ходит Серёжа, не общеобразовательная, а специализированная, где готовят будущих инженеров, кибернетиков и специалистов в других областях. Все дети мотивированы, хорошо учатся, мечтают стать нужными стране, человечеству, хотят изобретать и открывать новые горизонты. Утопия, скажете? Пусть. Но она такая красивая, что к ней хочется (и стоит!) стремиться. Вот что говорит учитель говорит школьникам:
Ваша учёба похожа на путешествие. Каждый день перед вами вырастают новые горы. Взойдёте на одну, а там уже другая. И чем больше преодолеете вы вершин, тем сильнее будете чувствовать себя.Пафос, да, но опять же, он вполне уместен, особенно когда речь идёт об увлечённых своим делом людях. Здесь таких будет много, начиная с профессора Громова - изобретателя Электроника. Автора книги, Евгения Велтистова, называют одним из первых детских писателей-фантастов. В эту повесть он заложил очень много современных на тот момент идей и достижений науки. Может быть, не очень внятно, хотя и весьма подробно, описано создание Электроника, но сама задумка и попытка всё обосновать впечатление производят. Ну и вполне понятно, почему создатели фильма в 1979 году отошли от всего этого, убрав сложные технические моменты и сделав героя простым оболтусом. Слава богу, осталась книга.
Вернусь к Серёже, который находится в самом сложном подростковом периоде. Он чувствует, что всё кругом меняется, а главное - в нём самом происходит что-то странное, и начинает метаться. Это выражается не только в некотором охлаждении к учёбе, но и к выбору профессии в целом, к отношениям с приятелями, к семье. Когда появляется Электроник, он кажется мальчику решением всех его проблем. Но даже тогда Серёжа не совсем праздношатающийся с ветром в голове. Он постоянно думает о будущем и даже занимается математикой. В заглавие отзыва я вынесла ключевую фразу всей книги. То есть основное - это трудности самоопределения, через которые проходят абсолютно все подростки. Самое интересное, что электронный двойник Серёжи тоже столкнулся с подобной проблемой.
В этом издании была только первая из пяти историй про мальчика и робота. Теперь очень интересно, насколько дальнейшие приключения отличаются от того, что мы видели на экранах.
6613,6K
Аноним26 июня 2019 г.Читать далееГлазами математиков
Сложно найти среди нас человека, которому не знаком Электроник, кто не мечтал в детстве (да и потом) об электронном двойнике. Ведь я же человек, говорит Сыроежкин, на моем месте каждый бы поступил так же. Ходи за меня в школу или на работу. А сам бы лежал и объедался пирожными. Электронный двойник-гений мне очень нравился в детстве. Тогда хотелось иметь такого же. Если не для подмены на контрольной, то просто ради дружбы. Это же не кошка, не собака – бессловесные друзья, за которыми нужен уход. С Электроником можно поиграть, он расскажет что-то научное и интересное. Разложит на формулы произведения искусства.
Понравилось как в книге переложено на формулы. Как оказалось глазми математики можно увидеть и картины и целые концерты. Казалось бы как измерить музыку, ведь это порыв, вдохновение, чувства. А вот Электроник пишет формулы, по которым воспроизводится чудесная мелодия. Его картины тоже в формулах. Кстати, тут я немного зависла. На дворе весна, вроде бы было описания зеленеющей растительности, а ребята идут на природу и рисуют как катятся с горы лыжники. Понравился сон Сергея про плоских любителей теоремы Пифагора. Оригинально. Хочу отметить удачную идею о «вопросительном дне». Одну субботу каждого третьего месяца школьники встречаются с учеными и задают всякие разные вопросы. Причем все проходит без всяких глупостей и пустых споров. Вопросы про энергию в ножке стула, про замораживание космонавтов, про запахотелескоп чтобы принюхаться к другим планетам. А также урок про то что значит думать. Вот было бы здорово, если бы так было на самом деле.
И в повести и в фильме можно найти свои плюсы. Фильм мне кажется более душевным, в нем отражены чувства героев. Так и ждешь, когда же Электроник произнесет, что хочет стать настоящим мальчиком. Я не помню был ли этот эпизод в кино, но сейчас мне казалось, что он должен так захотеть. И пусть кибер-друг Сыроежкина научился смеяться, но всегда хочется чего-то большего. Большего чуда. В книге же больше приключений, новых знаний, необычная школа и уроки.
594,8K
Аноним28 декабря 2017 г.Читать далееСоветская фантастическая повесть. Странным образом показалось, что она написана не только для восхваления научного прогресса и на волне космических побед. Она о поиске своего места в жизни. В начале повести Сережа Сыроежкин рассуждает, кем ему лучше быть — математиком-теоретиком или монтажником-практиком. Потом, когда в его жизни появился Электроник, он рассуждает, что может быть и историком, и биологом, и физиком, и спортсменом, да и математику он со счетов не сбрасывает. А заканчивается все тем, что Сережа понимает, что самое лучшее, кем он может быть — самим собой.
Осталось впечатление, что книга написана с легким оттенком грусти. То ли это специфический стиль автора, то ли небольшое предвидение того, что успех недолговечен, а фортуна изменчива. На Луну-то мы так и не высадились, хотя казалось, что ничто нам не помешает.
Понравилось, что рассказана история создания Электроника. Это была не просто вспышка озарения и череда счастливых случайностей. Это был упорный труд с опытными образцами, ошибками, тупиками. Своеобразная иллюстрация пословицы "Терпенье и труд все перетрут" — вот кто такой Электроник.
Еще не могу не отметить линии человеческих отношений. Все же машина в общении с родителями и преподавателями не помощник, а в первой любви может оказаться и вовсе преградой.
В общем, это хорошая книга для детей. Поставив себя на место Сережи Сыроежкина они поймут, что залог успеха в жизни — просто быть самим собой, не заменяя себя роботами-двойниками, не прячась за чуждые личины.
524,2K
Аноним18 февраля 2021 г.Читать далееЭмоций практически никаких не вызвало данное произведение. Ставлю 4 только потому что фильм детства! Думала, когда буду читать испытаю те же самые чувства, как в детстве. К сожалению, ничего... Для меня скучно, не интересно. Может время упущено, и эту книгу надо было прочитать лет так 20 назад или даже 25, тогда бы может и стрельнуло. А сейчас могу выделить только один момент, который мне показался интересным, это когда Сережа хотел вернуться в прошлое и всё изменить, вернуть всё как было. Порой и мы сами забываем, как нам хорошо живется, пока не случится какая-нибудь катастрофа! Се ля ви...
3513,1K
Аноним1 ноября 2021 г.Все же эта книга больше фантастика, которая на мой взгляд получилась не плохой. Да, здесь нет таких проблем отношений как показано в фильме, но от этого история не стала хуже. Наоборот как мне показалось книга имеет более фантастической.
Главный герой Сергей еще до знакомства с Электроником, интересовался вопросом о будущем, и для меня эта показалась еще интересней. В книге есть о чем задуматься. История наверно стоит внимание. Особенно для тех, кто любит советскую литературу.2814,5K
Аноним10 декабря 2020 г.Идеальная система образования
Читать далееСоветская литература и идеи, которые несут в массы имеет свой шарм и поучительность. Сколько не читаю, каждый раз поражаюсь как тонко в умы юных читателей авторы закладывали основы трудолюбия, вежливости, морали и желанию учится.
Увы, в школьные годы большинство советской литературы прошло мимо меня, сейчас заполняю проблемы.
Самого Электроника, как и все жители нашей прекрасной страны и стран СНГ смотрела по телевизору и даже не думала, что есть такая книга.
Само произведение местами различается от фильма, начну с того, что в книге действие происходит в будущем. И отчасти мне бы хотелось жить в таком будущем. Интересно отмечать, что у автора пионеры так и остались. Создание человекоподобного андройда автор смог предвидеть. Увы,пока машины у нас не летают и с озеленением проблема есть.
Читалась сама повесть легко. Как всегда большое внимание было дано к учебе (книга же для школьников) и как положено тут порицается лень и хитрость,а хвала воздается хорошей учебе. Ложь рано или поздно раскрывается. Сам Сережа сначала радуется своеобразным внеплановым каникулам, но вскоре такой отдых выходит боком.
Учитывая, что Электроник машина, которая прекрасно анализирует информацию странно, что он не понял тот факт, что его эксплуатируют (хотя возможно он знал, но пользовался возможностью получать новую информацию в школе). Приятно было,что кроме неограниченных возможностей,автор показал что машина не способна полностью заменить человека.Идея Вопросительного дня, вообще чудесная. Было бы здорово иметь такую реализацию и в нашей системе образования, когда каждый школьник сможет получить ответ у светил современной науки.медицины или у знаменитых людей.
Книга, как и положено детской литературе не вызывает негативных мыслей. Мотивирует на прилежную учебу , вселяет мысли,что нет неразрешенных проблем и все в этой жизни можно исправить, даже простым "извините"
2310,6K
Аноним26 марта 2025 г.Читать далееПрофессор Громов создал мальчика-робота, но тот от него сбежал и совершенно случайно встретил своего живого "близнеца".
В детстве книга и фильм прошли мимо меня. Тем не менее, читать сейчас было очень интересно - понравился рассудительный Электроник, дети, мечтающие заниматься наукой, Серёжа, не очень-то любящий уроки, мудрые учителя. Мир в книге показан простым и понятным, все верят в светлое будущее и научный прогресс. Даже Электроник - не бездушный робот, а устройство со своими эмоциями и переживаниями.
Сейчас, конечно, книга воспринимается несколько наивно, но иногда ведь хочется погрузиться в радужный и добрый мир. Мне, во всяком случае, хочется. Поэтому я продолжу знакомство с Электроником уже в следующих книгах.21792
Аноним26 июня 2023 г.Кейс: Когда любимые книги родителей стареют очень и очень плохо, но однажды могут вернуться на полку...
Читать далееКнига была чисто игровая - нужно было закрыть тыгыдыковую тему, вот и выбрала, что поменьше и по жанру сто процентов подойдет. Люблю я детскую литературу, и даже когда она попадается не самая лучшая, мозги так не выносит, как взрослая (особенно сай-фай). А еще хотелось чего-нибудь легкого, чтобы не загружало (поэтому Стругацкие, несмотря на мою любовь к ним, отпадали очень быстро). Выбор стоял между Алисой и Электроником. Фильмы полуухом-полуглазом в детстве видела, но не фанатела, потому что для моего поколения - это отголоски родительского детства, а вот моя мама наверняка любила нежной любовью. Поэтому к чисто игровой мотивации добавился интерес еще личный - а как у меня? зайдет или нет?
Впечателения оказались неоднозначными. С одной стороны, очень приятный стиль, интересные персонажи, много доброты что-ли… С другой стороны, книга очень сильно устарела, но при этом еще не настолько, чтобы можно было бы давать своим гипотетическим детям (поколению, которым от 5 до -10 сейчас).
О чем книга?
Книга о мальчике-роботе, Электроник, которого повстречал его настоящий двойник (с которого и был сделан образ) - Сережа Сыроежкин, и решил славить халяву. У Элетроника очень много талантов, а вот у Сережи проблемы в школе, так почему бы не отправить Электроника вместо себя в школу? Станет звездой там, а Сережа отдохнет… Да вот только какова цена лжи будет…
Это очень вкратце, потому что в книге будет много приключений. Ее можно читать и взахлеб, и по главам - очень добротная структура для младеших школьников. Более того, можно загореться наукой, потому что в книге она чуть ли не заглавная страсть всех и вся. И если бы я читала ее / смотрела фильм 30 лет назад, то был бы мир намного красочнее, сочнее, и увлекательней, потому что все эти технические штучки звучали бы как настоящая фантастика. К сожалению ли, или к счастью, но мы уже живем в этой реальности и отсюда и повляются все негативные эмоции и критика - то, что было мелочами тогда (к примеру, дискуссии о науке или отношения с роботами - читай AI), сейчас такое детям давать - это подготавливать их к иллюзиям, порой даже опасным, а не настоящему миру.Но прежде чем я начну про “все плохое”, хотелось бы отметить хорошую/нейтральную сторону, небольшую гипотезу о том времени. Моему поколению очень сложно понять, почему нашим родителям (а иногда бабушкам-дедушкам, хотя родителям в большей степени) хотелось вернуться в то время. Еще, что вообще никак не складывается в голове, это двоемыслие - вот тогда было плохо это, это, это и это (и послушаешь эти рассказы, как волосы на голове становятся, чего только стоит “самодельные прокладки”), но с другой стороны “а вообще идеальное время было!”. И эта книга дала мне ключик - размышление по поводу этой загадки. Медиа не было таким разнообразным и то, что было сделано, действительно показавало полуреальность, но идеалистичную, такую, в которой очень-очень хочется жить. Я не буду называть это “пропагандой” или “брейнвошингом”, потому что это из совершенно другой оперы. Это мечта и реальность как если бы люди были добрее друг к другу, ЗОЖ был легкой задачей, учиться было просто и учителя бы не гнобили, а наоборот подбодряли даже самого слабого ученика, а наука и научная мысль отправили бы человечество в самые приятные места… и вместо того, чтобы гнить на задворках дистопии позднего капитализма, каждый был бы уверен в завтрашнем дне и доброте этого мира. К сожалению, медиа (в том числе и литература, потому что тогда скорее всего было на том же уровне проникновения / интеракции как медиа сейчас) показывало только мечту, а про изнанку реальности хотелось забыть как можно быстрее (а иногда и про саму реальность). Вот такая вот грустная история.
А теперь к минусам книги.
Мне было легко читать и скорее всего я бы их пропустила. Но книга подкупает добротой и продвижения науки и познания, поэтому вопрос стал под другим углом: моя мама, скорее всего, любила эти книги, меня они пропустили, но дала бы я третьему поколению их почитать? Мой ответ, в конце концов был “нет”. Гипотетическим детям (от 5 до -10 лет) не дала бы, гипотетическим внукам (от -20 до -35) - возможно, в зависимости как мир будет развиваться. Углубляться в минусы не буду, но там на каждый минус можно развернуться.а) Антропоморфизация робота. Ну или проще говоря - очеловечевование его. Типа посмотрите, может и быть супер-умным (что совсем не факт и вообще не могу понять, как это возможно в реальном мире сделать не только такую модель, но еще и научить ее когнитивно стольким многим навыкам…), да еще может от одного хоровода и дружбы с настоящим мальчиком превратится сам в настоящего мальчика! Как сказка - отлично, вообще без вопроса, но поскольку здесь и “наука”, и “научные объяснения”, и “роботы” - это уже не сказки, а реальность, у маленького читателя может развиться совершенно неправильная картина мира и романтизация того, что нельзя романтизировать. В общем, это как пичкать своего ребенка мракобесием ложками. Тут и взрослые не до конца могут разобраться, что такое AI и как эти модели работают, вплоть до того, что ждут, пока эти модели найдут в себе душу и станут на маневр Терминатора всех нас захватывать, а вы представьте ребенка этим пичкать…
б) Психологическое мракобесие. “Мозг работает всего лишь на 5%, а вот был бы гением, то там весь мозг работает!!!” Не, я конечно, знаю, что у синхронных переводчиков просто жесть, что творится и там полный-преполный загруз, но мозг работает совершенно по другому принципу. К примеру, количество нейронный связей или разные локализации, которые по сути делает мозг чуть ли не 100-процентным работником (хотя как это измерять…). В общем, это опасное упрощение и стереотип, НО сказано ученым, а ученым надо доверять - не так ли? Что, разумеется, либо подрывает доверие к науке, либо заставляет ребенка поверить в то, что не правда. А это не та книга, которую вместе читаешь (возраст 8-10 лет, поэтому скорее всего ребенок будет сам читать). И я молчу про психологию "гениальности", там вообще все по-другому, начиная с того, что само понятие "гений" не совсем корректное...
в) Физико-лиричное разделение. Прошу прощение, если кого-то обижаю, ставя физик-лирик рядом с мракобесием, но уже во всем цивилизованном мире нет такого жесткого разделения, особенно “генетического” / “мозгового”. Да, специалисты есть и будут, но самое передовое - это междисциплинарные исследования и образование. К сожалению, эта парадигма живучая как саранча, и от нее только всем становится хуже. В подробных деталях я писала про это в рецензии на “Орикс и Коростель”, чем там плох фокус на STEM. И чего стоило в этой книге встреча с учеными и писателями, где абсолютно все вопросы детей было до жути однобокими. Имхо, это не то, что я хотела бы, чтобы следующее поколение принимало как “норму” или более того “идеал”.
г) Псевдофеминизм. На самом деле здесь никаким феминизмом не пахнет, но кто-то в рецензиях на следующие части рассказал, что будет агит-феминизм, типа “девочки тоже могут”.
В этой же книге: первые женские персонажи возникают в 1/4 книги. Это мама. Хотя в начале компот сам себя готовит и магическим образом появляется на кухне. Папа, к счастью, вовлеченной, но с мамой о таких “серьезных” вещах не поговоришь - бабье место на кухне. Единственная девочка, которая привелкает внимание - это певица с голубым шариком, в которую влюбляется главный герой. Единственная учительница, разумеется, будет учительницей не математики или физики или даже не черчения, а рисования. И в самом конце, когда я уже как бы приняла за данность, что скорее всего это чисто мужской лицей, ну бывает, вдруг появляется девочка в этом классе, которая, разумеется, растрепанная и отвечает внепопад на философский вопрос, и все смеются. Ну, круто, все по стереотипу "дама науки". Зато в следующих частях надо будет сделать агитику “женщины - тоже люди” и будет плакатное действие. Вот точно не захочу, чтобы такое мой гипотетический ребенок принимал за норму, не важно мальчик, ни тем более девочка.Вывод: самому можно почитать, разрузить голову и для исторического ликбеза - о том, о чем мечталось родителям. От детей лучше держать подальше (рожденные 2018+), поскольку дезинформации итак слишком много в мире, а эта книга подрывает авторитет науки // заставляет верить в мифы. Внукам (рожденные 2040+) может зайти, как нам сейчас заходит иногда Жюль Верн, но там надо будет смотреть по тому, в какой точке будет мир.
--------
Рецензии, в которых размышляла больше на тему, чем плох чистый STEM и помешанность на гениальности:
Маргарет Этвуд - Беззумный Аддам - рецензия
Маргарет Этвуд - Орикс и Коростель - рецензия166,9K
Аноним21 апреля 2019 г.Читать далееЯ не смотрела фильм...
Нет, суть я знала. Даже мельком видела какие то отдельные кадры из фильма... Хотя какая суть, я знала только, что есть мальчик, Сережа Сыроежкин, и есть точно такой же (на внешний вид) робот! И вот решил Серёжа заменить себя Электроником, а сам прятаться и отдыхать..
Но оказывается все не так :) Ну не совсем все так! Я, конечно, посмотрю фильм обязательно теперь, теперь мне стало очень интересно! Но вот по виденным мельком каким то отдельным кадрам мне кажется, что фильм получился серьезнее и глубже! А книга более детская..Огромный прорыв - создан робот, которого не отличишь от настоящего живого мальчика! И этот робот - сбегает (просто так получилось на самом деле, он не сильно и хотел (хотя как робот может хотеть?)). И снова обстоятельства сложились так, что Электроник и Сережа - нашли друг друга! Электроник - точная Копия Сережи! Да и ведет себя Электроник так, как надо другим - родителям, учителям.. Почему бы и не воспользоваться отличным шансом и не заместить себя Электроником, а самому отдыхать и ничего не делать! Но у всего есть обратная сторона, и спустя время Серёжа делает правильные выводы...
164,3K