
Ваша оценкаРецензии
Аноним14 ноября 2022 г.О развлечениях в английском загородном клубе
Читать далееУ нашей Алёны Игоревны лицо типическое, типическое-типическое такое. (к/ф "Чародеи")
У нас же классический английский детектив, такой весь типический-типический. И это вполне закономерно, потому что в своём первом романе "Убийство на виадуке" Рональд Нокс, тогда ещё не озвучивший свои знаменитые "Десять заповедей детективной литературы", уже вовсю старается выстроить по ним закрученный сюжет. Как у него получилось, конечно, каждому судить самостоятельно, но, на мой взгляд, детектив при всех его достоинствах и стремлении стать образцовым вышел скучным. И это ещё раз говорит о том, что в творчестве нарушать правила можно, а порой даже нужно.
Перенесёмся в загородный клуб любителей гольфа в пригороде Лондона. Здесь собралось весьма пёстрое общество: от священника до финансиста, и всех их роднит любовь к маханию клюшкой. Кто-то проживает в номерах клуба постоянно, у кого-то поблизости собственное жильё, а кто-то приезжает из столицы на выходные. Общество довольно закрытое, все друг друга знают. Однажды четверо друзей с азартом обсуждают убийства, а на утро, пожалуйста тебе, у поля для гольфа найден труп. Джентльмены решают самостоятельно расследовать дело. У них будет много неверных догадок, крупных ошибок и сложных ситуаций. Будет и подсматривание, подслушивание, ловушки для преступника. А ещё, конечно же, не обойдётся без потайного хода, ведь особняк, в котором находится клуб, имеет давнюю историю.
Конечно, всегда очень радует наличие иллюстраций и схем. Интересно рассматривать планы особняков, парков, комнат. Также не лишним в сюжете, где важное значение имеет транспорт, например, расписание поездов. К сожалению, в данном случае присутствие в романе всех этих элементов его не украшает, а делает тяжеловесным и роднит его скорее с учебником, чем с увлекательной головоломкой. Слишком много данных для решения задачки, ответ на которую в принципе очень скоро становится понятным и без того же расписания. Но так раньше создавали детективы и, вероятно, в те времена такие дополнительные материалы, напротив, делали книгу более привлекательной для любителей самостоятельно вычислить, кто и как совершил преступление. Здесь, к сожалению, финал мне совсем не понравился: ни то, как была разгадана загадка, ни личность преступника. Из всего этого и следует весьма скромная оценка.
67348
Аноним30 сентября 2025 г.«В такие дни так и хочется кого-нибудь убить, чтобы отвести душу»
Читать далееРональд Арбутнот Нокс (годы жизни: 1888–1957) был известным священником (поначалу англиканским, а с 1918 года — католическим), помимо всего прочего, подготовившим новый перевод Библии на английский язык. Также он являлся одним из основателей лондонского Детективного клуба и написал несколько произведений криминального жанра. Наибольшей же известностью (по крайней мере в нашей стране) пользуются «Десять заповедей детективного романа» (явная отсылка к 10 библейским заповедям!), составленных им в 1929 году.
Роман «The viaduct murder» (1925) стал самым первым детективом, вышедшим из-под пера отца Нокса. Его действие начинается с того, что четверо завсегдатаев загородного гольф-клуба в поисках мяча, улетевшего в кустарник возле одной из опор железнодорожного виадука, сделали совершенно неожиданную находку — труп мужчины, лицо которого оказалось сильно разбито при падении. Коронерское расследование сочло причиной смерти самоубийство, но не удовлетворённые данным вердиктом приятели решили предпринять собственное расследование...
Что можно сказать по поводу рецензируемого детектива? — На Лайвлибе он имеет относительно высокий средний балл и несколько положительных рецензий, но вот мне не зашёл совершенно. Нахожу эту вещь сухой, написанной в каком-то протокольном духе, состоящей главным образом из разговоров и имеющей совершенно не впечатляющую концовку; короче, до крайности скучной. К числу плюсов можно было бы отнести наличие юмора, но он ощущается настолько слабо...
В общем, соглашусь с отзывом autoreg968732229 на Литресе:
бесконечные диалоги, монологи, дискуссии, при отсутствии действия [и это] в детективной книге. Причём [персонажи] обсуждают не информацию, а свои домыслы.И да, когда ближе к концу главным подозреваемым становится священник, то, наверное, любой читатель (знающий об основной профессии автора) скажет, что тут явно что-то не так...
В общем, похоже на то, что давать указания другим писателям отцу Ноксу оказалось проще, чем самому создать подлинный детективный шедевр. И если на то пошло, подобного рода заповеди были бы куда более уместны со стороны Агаты Кристи. (Хотя, с другой стороны, она и стала необыкновенно популярной не в последнюю очередь благодаря тому, что всевозможные правила неизменно посылала лесом...)36264
Аноним12 апреля 2017 г.Читать далееС самого начала нас встречает старая добрая классика жанра. Четыре провинциальных джентльмена, любители гольфа и интеллектуальных забав случайно находят у подножья железнодорожной насыпи труп некоего человека. Все как полагается – и карточка с именем пострадавшего случайно находится в кармане, и лицо обезображено до неузнаваемости, и в кармане билет на поезд, купленный на соседней станции, и часы остановились ровно в то время, когда поезд должен был проходить в данном месте. «Э!» - скажет проницательный читатель, - «да это все подстроено, а эти наивные дурачки небось начнут строить свои догадки на этих явных подставах!» Ну не все так просто, и проницательные джентльмены ничуть не глупее современного читателя.
Версии высыпаются на читателя одна за одной, иногда кажутся настолько убедительными что просто не хочется с ними расставаться, иногда становится смешно от притянутости за уши. Плюс к этому потайные ходы, погони за преступником, самые невообразимые совпадения…
Написал этот роман Рональд Нокс, автор тех самых десяти знаменитых заповедей писателя детективов , которые бесцеремонно нарушала в своих романах Агата Кристи, от чего они – романы - не становились хуже. Написал в полном соответствии со своими принципами, снабдив роман и схемой места преступления, и расписанием поездов, в общем , он играет с нами в открытую – вот вам те же факты, что и моим героям, кто раньше отгадает преступника?? Но простоты и легкости королевы детектива автору явно не достает. Излишняя закрученность сюжета только вредит, превращая обыкновенный детектив в учебник высшей алгебры.
25372
Аноним3 апреля 2024 г.Читать далееРональд Нокс "Убийство на виадуке"
Железнодорожным виадуком обычно называется мостовое сооружение из камня или металла, проходящее над горным ущельем, лощиной или рекой. Именно такой мост играет в этом детективе не последнюю роль, так как одним осенним днем недалеко от насыпи обнаруживается бездыханное тело местного жителя. Вскоре коронерский суд классифицирует произошедшее неудачным падением из окна поезда, а затем и с виадука, после чего закрывает дело с вердиктом "несчастный случай". Однако не все столь однозначно, ведь если все так просто, почему у мистера Бразерхуд-а, завсегдатая местного голф-клуба, оказалось сразу двое часов показывающих разное время, и по какой причине он не воспользовался собственным проездным, а купил для роковой поездки новый билет, и какую роль в этой истории играет незнакомая дама изображенная на фотографии, найденной неподалеку от места происшествия? Ответить на эти вопросы берутся сразу четверо завсегдатаев упомянутого мной клуба для джнтельменов - университетский профессор Кармайкл, протестантский священник отец Мерриэт, бывший чиновник военного ведомста Мордент Ривз и журналист-любитель Александр Гордон, которые сообща разберутся в хитросплетении вороха фактов, кипе домыслов и груде совпадений . Этот занятный детектив вышел из под пера Рональда Нокса, автора Десяти заповедей, которым стоит следовать при написании и конечно-же автор не преминул воспользоваться ими в полной мере - в сюжете нет близнецов или китайцев, рассказчик или помощник сыщика не является преступником, зато в наличии имеется тайный подземный ход, таящий не один сюрприз и несколько версий случившегося, одна лучше и правдоподобней другой. И хотя в конечном итоге мотив произошедшего показался мне несколько сентементальным, а финал изрядно смазанным, я все-же поставлю этому дебютному произведению мистера Нокса высший балл, за великолепную попытку сплава классического английского детектива с собственными литературными новшествами...
24105
Аноним1 мая 2016 г.Читать далееРональд Нокс - "Убийство на виадуке".
Даже если немного абстрагироваться от детективного жанра, "Убийство на виадуке" - это классический образец английского стиля повествования, который не встречается практически ни у одного писателя из других стран. Всевозможные стилизации, разумеется, периодически попадаются, но и они либо смотрятся чужеродно и вымученно, либо оставляют впечатление, что подобным трудно зачитываться подолгу. А вот истинно британские произведения обладают своей неповторимо волшебной атмосферой, позволяющей возвращаться к книгам снова и снова, без остановки брать похожие романы и т.д.
Вот и в данном случае мир Нокса - это гольф, небольшой клуб, истинно английские путешествия в поездах, станции и переезды. И, конечно, убийство. Самое простое, без изысков и запертых комнат (жертва упала с железнодорожного виадука), но всё же требующее изучения. За расследование берется небольшая группа гольфистов-любителей. Глупо было бы ожидать от создателя одной из версий детективных правил вмешательства профессионалов с современным оборудованием, да и милые, не в меру любопытные энтузиасты на все 100% вписываются в нужную атмосферу. Более того, практически на всем протяжении романа они меняют версии одну за другой, и их ложные следы каждый раз представляют собой прекрасный образец логических рассуждений, дедукции в чистом виде.
К сожалению, всё портит концовка. Замысел автора предельно понятен: обмануть читателя, показать, что увлекаться заумными размышлениями порой бессмысленно и вредно. Однако после вышеуказанных подводов хотелось бы, чтоб простота граничила с гениальностью - только тогда финал получается эффектным. Но "Убийство на виадуке" - дебютное произведение Нокса (и уже следующее, "Три вентиля" будет более цельным), и, возможно, по этой причине развязка не оставляет сомнений в самой задумке, но выглядит неестественной. В остальном всё интересно, а итоговая оценка будет у каждого своя, в зависимости от того, кто как относится к финалам произведений.
ПС. Помнится, сам Нокс вставил в "10 заповедей детективного романа" пункт о потайных ходах, причем с комментариями. Там он покритиковал "Тайну Красного дома" Милна и заодно привел в качестве примера одну из своих книг (не будем делать секрета - это как раз "Убийство на виадуке"), где якобы данное условие оправдано. Так вот, после прочтения могу смело утверждать: у Милна лаз в доме был просто вспомогательной примочкой, а у Нокса его наличие (уж извините за легкий спойлер) проистекает из логического вывода. При этом читатель вряд ли до такого бы догадался, слишком уж надуманно. То есть, возможно "буква правил" и не нарушена, а вот насчет принципа честной игры я бы поспорил.
12287
Аноним9 апреля 2016 г.Рональд Нокс "Убийство на виадуке"
Читать далееВ старые добрые времена, а именно в девяностых годах когда я только начинал знакомство с детективами, они часто сопровождались предисловиями-послесловиями в которых рассказывалось об истории жанра. Периодически в них мелькало имя Р.Нокса составившего "десять заповедей детектива", и цитировалась какая-нибудь из них. И поскольку они соответствовали тому что я сам ожидаю от детективного произведения, мне очень хотелось ознакомиться как со всем списком правил, так и с романами Нокса. Но все мои попытки отыскать что-нибудь из этого в библиотеке не увенчались успехом. Уже после, когда у меня появился выход в интернет я обнаружил что это не удивительно - у нас вышел всего один роман ("Газовый свет", недавно переизданный как "Три вентиля"). Ну а вместе с ним выщло и "Убийство на виадуке" - первый перевод на русский!
"Убийства на виадуке" - роман дебютный, и многого я не ожидал, тем более что "вентили" меня очень впечатлили, а не может же автор постоянно выдавать шедевры. Но тем не менее, чтение меня увлекло - если бы начал книгу с утра, то мог бы похвастаться что прочитал за день, но поскольку начал с вечера, то рекорда не получилось - вышло два дня. (Правда нужно учитывать что помня о впечатлении от "Газового света", я специально освободил побольше свободного времени чтобы не отвлекаться от чтения "виадука").
Ну и немного о сюжете - несколько друзей находят труп во время игры в гольф (поначалу я пугался всяких терминов, используемых в этой игре, но постепенно их становилось меньше и меньше, а может это я привых к нибликам и линксам). Далее наши гольфисты затевают расследование - поскольку расследовало сразу несколько человек, то и дедукциями они обменивались на протяжении книги, а не только в последней главе. Правда, версии, оказавшиеся ложными впечатлили меня сильнее окончательной. Также к минусам можно отнести и то что временами я путал сыщиков друг с другом - то ли прописаны они недостаточно ярко, то ли перевод такой... Впрочем претензии у меня не столько к качеству перевода, сколько к наклонности АСТовских переводчиков сокращать тексты - как по мне, это хуже чем неровно переведенная фраза. Правда про эту конкретную книгу ничего наверняка сказать нельзя - сравнения не проводил, просто смущает наличие нескольких урезанных книг в данной серии.
Итого: книга может и не шедевральная, но она мне понравилась. Уже предвкушаю следующий том Нокса, и надеюсь что он выйдет без сокращений.8203