
1001 книга, которую нужно прочитать
Omiana
- 1 001 книга

Ваша оценка
Ваша оценка
С учётом присутствия некой сумбурности в повествовании, книга мне понравилась. Думаю, что "Не только апельсины" не войдет в личные топы месяца/года, но уж запомнится точно.
Автобиографичная история захватила с первых страниц, и где то до середины читалась легко. Потом, как мне показалось, начался "поток мыслей", порой не связанных между собой. Читать уже было не так легко, но всё равно довольно таки интересно. А уж сколько цитат я подчеркнула, не передать словами.
Еще одним плюсом оказался небольшой формат книги. Её буквально можно прочитать за один-два вечера.
По сюжету в аннотации отлично всё прописано. Скажу только, что Уинтерсон рассказывает в книги о своём детстве, а затем и юности. О том, как главная героиня Джанет из очень необычной семьи (мягко сказано), где мама религиозная фанатка, а папа "отсутствующий" (он в книге появлялся пару-тройку раз, и то мимоходом). И как она из очень религиозного ребенка приходит к кое-чему в своей жизни, что в дальнейшем сильно повлияет как на её веру, так и на концепт религии в её голове, а именно гомосексуальность. Притом описание перехода из религиозной веры в личную веру - это что то потрясающее! Мне понравились и символизмы, и метафоры, и сказочные отступления. Как по мне - шикарно!
Религии, текста из библии, в столь небольшой по формату книге, много. Даже название глав библейские. Ну, и главная линия сюжета будет религиозная травма маленького ребёнка. Помимо этого у этого ребёнка есть родитель, очень межу прочим эмоционально недоступный, который эту травму ему и нанёс. Я выросла в семье крещенных атеистов. Как сказала бы мать героини книги, в семье Тех, Кто По Соседству. И посыл автора, как мне кажется, уловила хорошо. Это было эмоционально, ярко и, главное, понятно.
Вспомнила цитату Грегори Дэвид Робертса:
Да, Дженет растёт без родительской любви, без понимания, под религиозным прессом. Но, немаловажным фактором её перехода к новой Я, стало и предательство. И прежде всего, предательство самого главного человека для ребенка - собственной матери.
Книгу я, конечно, рекомендовала бы, но не для всех. 18+ не зря присутствует. И даже не из-за постельных сцен. Там всё "по поверхности". Тема религии и гомосексуальности, как мне кажется, может оказаться триггерной для некоторых молодых девочек...а может и для мальчиков. Будьте осторожнее!

"Не только апельсины" - отчасти автобиографический роман, повествующий о взрослении в семье пятидесятников (одно из направлений протестантизма). О специфике движения, если вам интересно, можно почитать в интернете, главное, что нужно знать: во главе угла стоит "учение о благочестии", т.е. праведная жизнь по Писанию (никакого алкоголя, наркотиков, отношений вне брака, труд до кровавого пота - наше все и т.п.). Дженет, героиня романа, усыновлена; мать-домохозяйка, все свое время отдающая делу веры и церкви; практически отсутствующий отец; многочисленные знакомые из прихода - вот круг действующих лиц. Дженет с детства растет в строгости, Библия - настольная книга, мать и пастор учат ее проповедовать, миссионерство - почти свершившееся будущее, а потом оп! - Дженет влюбляется в девушку. И тут начинается охота на ведьм: экзорцизм, наставления о спасении души, принудительная голодовка (дабы ослабить тело для изгнания демонов) и прочее мракобесие - словно не конец ХХ века книга, а замшелое Средневековье.
Книгу читала пару недель, очень уж гнетущее впечатление от всего происходящего. Я сама не религиозна и очень смутно представляю, что побуждает людей истово верить. Но вот когда сталкиваюсь с такими книгами, становится страшно. Уровень зашоренности нереальный. Больше всего впечатлил разговор о любви, который произошел между Дженет и ее матерью. В общем, любовь легко спутать с язвой желудка, а все правила безопасности сводятся к одному - не давай никому себя трогать. 10 из 10. Поразительный уровень всеобщей жестокости: матери, не проявляющей эмоционального участия или заботы (Дженет буквально растет как сорняк, например, временную глухоту обнаружила соседка, а не мать), учителей, которые никак не пытаются интегрировать девочку из религиозной общины в среду других детей (и даже не объясняют, почему она получает порицания), той самой религиозной общины, которая изгоняет Дженет за "порочность".
Удовольствия от романа не получила, но как изображение взросления в определенной социальной группе - пробирает. И все же мне было скучно, а местами откровенно тошно. Но за Дженет, которая все же не побоялась жить так, как ей хочется, а не так, как призывает паства, - радостно.

Немного эта книга меня обманула. Я открывала ее (как и любую книгу на английском) в надежде, что она будет легкой, но она такой не была, несмотря на свои жалкие 167 страниц. Количество религиозной лексики и отсылок к Библии немного утомляет. Плюс обилие идиоматических выражений, разговорных выражений, свойственных, вероятно, некоторым географическим областям Англии. В общем, было сложно, приходилось постоянно сверяться с русским текстом (иногда он меня-таки поражал).
Мне не близки никакие религии. Но мне было действительно жалко девочку, на которую косо смотрели учителя, когда она приносила в школу поделки на библейские мотивы (других она почти и не знала, да и когда она приносила поделки или рисунки на другие мотивы, всё равно все смотрели на неё косо из-за шизанутых родителей). Ее родители, особенно мать, излишне увлечены господом Богом, учили ее только проповедями, поэтому в школе ей было трудно и в учебе, и в общении с другими детьми. Поэтому она испытывала большое облегчение, когда в очередной раз отправлялась с матерью и другими верующими в соседние города, где они разбивали палатки, раздавали листовки под дождем, зазывали людей на проповеди, а люди смотрели на них как на поехавших.
Эта автобиографичная история не про то, как девушка сбежала от шизанутых сектантов (я ожидала именно такую), а про то как девушку все предали, включая ее церковь. В подростковом возрасте оказалось, что Дженет нравятся девочки. О своей первой любви она рассказала матери, после чего из Дженет изгоняли бесов, отмаливали, заставляли каяться. После того, как ее застукали с новой девушкой, ее выгнали и из дома, и из церкви.
«Предательство есть предательство», - несколько раз произносит она и в адрес тех возлюбленных, что от нее отреклись под давлением пастора, и в адрес матери. Ведь трагедия Дженет в том, что она не хотела покидать свою религиозную общину. Ее готовили к профессии проповедницы, и она была готова ею стать, и похоже, планировала совмещать и миссионерскую деятельность и свою ориентацию. Ее уход из церкви был добровольно-принудительным. Бог играл в ее жизни важную роль, и у меня сложилось ощущение, что ей было жаль расставаться с ним. Конечно, можно сказать, что вера ее была недостаточно сильна, не прошла испытаний, а может, Дженет и вовсе никогда по-настоящему не веровала, но для меня, если честно, это не имеет особого значения.

Люди всегда без проблем избавлялись от прошлого, когда оно становилось помехой. Плоть может сгореть, фотографии могут сгореть, а память… Что такое память? Ущербные бредни дураков, которые не видят нужды в забвении. А если мы не можем избавиться от прошлого, мы можем его изменить. Мертвым все равно. В мертвом есть нечто манящее: оно сохраняет все восхитительные черты, присущие жизни, но лишено ее утомительного сумбура – глупостей, жалоб, потребности в любви. Его можно выставить на аукцион, хранить в музеях, коллекционировать. Ведь гораздо безопаснее быть коллекционером диковинных вещиц – если любопытен, садись и жди, что получится. Жди на пляже, пока не похолодает, и не поскупись на лодку со стеклянным дном – она гораздо дороже удочки, зато на ней можно отдаться на волю стихий. Любопытным всегда грозит какая-нибудь опасность. Если ты любопытен, то, возможно, никогда не вернешься домой, – как те мужчины, которые теперь живут с русалками на дне морском.
Или как те, кто нашел Атлантиду.

Но где Бог сейчас, когда в небесах полно космонавтов, а Господь свергнут? Я скучаю по Богу. Я скучаю по обществу кого-то беспредельно надежного и верного. Я все еще не могу считать, что Бог меня предал. Слуги Божьи, да, предали, но предавать – в природе слуг. Я скучаю по Богу, который был моим другом. Я даже не знаю, существует ли Бог, но знаю, что если Бог для тебя – образец, то отношения с человеком едва ли способны до него дотянуть. Я думаю, однажды это будет возможно. Когда-то я считала, что это стало возможно, и то увиденное мельком чудо отправило меня в странствие, на поиски равновесия между небом и землей. Если бы не прибежали слуги Божьи и нас не разлучили, меня, возможно, ждало бы разочарование: возможно, я сорвала бы белую парчу и нашла миску с супом. А так я не могу угомониться, я хочу кого-то яростного и необузданного, кто любил бы меня до смерти и знал бы, что любовь так же сильна, как смерть, и был бы навеки вечные на моей стороне. Я хочу кого-то, кто стал бы разрушать и был бы разрушен мною. Есть множество форм любви и привязанности. Некоторые люди могут всю свою жизнь провести вместе, не зная имен друг друга. Наделение именем – процесс непростой и требует много времени, он затрагивает суть и подразумевает власть. Но когда бушует непогода, кто может позвать тебя домой? Только тот, кто знает твое имя. Романтическую любовь разбавили, превратили в дамские романы и продают тысячами и миллионами экземпляров. Где-то она еще жива в своей изначальной форме, записанная на каменных скрижалях. Я бы пересекла моря, пережила солнечные удары и отдала бы все, что у меня есть, но не ради мужчины, потому что мужчины хотят быть разрушителями и никогда не согласятся быть разрушенными. Вот почему они не годятся для романтической любви. Встречаются исключения, и я надеюсь, что они счастливы.

В одном я точно уверена: я не хочу чтобы меня предавали, но о таком ведь не говорят мимоходом в самом начале отношений. Люди редко используют слово «предательство», что сбивает меня с толку, – ведь есть много разновидностей неверности; но предательство, как ни крути, остается предательством. Под предательством я подразумеваю обещание быть на твоей стороне, а потом взять сторону другого.














Другие издания


