
Ваша оценкаРецензии
Аноним31 мая 2022 г.Читать далееЗаветные мечты, на осуществление которых положено столько сил, рано или поздно обычно сбываются, вот только это часто происходит тогда, когда это уже не приносит счастья...
Необыкновенно динамичная книга от Филиппы Грегори покорила мое сердце сразу: невозможно здесь остаться равнодушным, следя за противостоянием Риверсов, Йорков, сестер Невилл и графа Уорика, того самого "создателя королей". Посадив на трон Эдуарда, он имел неосторожные надежды на обретение влияния, новые земли, богатство, власть в конце концов. Вот только Эдуард, похоже, считает по-другому: выбрав невесту по сердцу - Изабеллу Вудвилл (дочь ведьмы Жакетты, с которой мы познакомились в предыдущей книге Грегори - Филиппа Грегори - Хозяйка Дома Риверсов ) - он "забывает" своего благодетеля, наставника и друга. Граф Уорик же никогда ничего не забывает и не прощает подобного унижения к собственной персоне - грядет война на добрую сотню страниц. Едва ли не половина книги будет занята кровавым противоборством. Переменчивая Госпожа Победа будет попеременно в гостях то у одной, то у другой из сторон. Жестокая война диктует свои условия, в ход пойдут даже родные дочери - женщины вообще издавна были удобным товаром для заключения выгодных политических союзов. Изабелла и Анна станут заложницами в этой шахматной партии - ох, не завидую я им. Чего стоит только одна сцена тяжелых родов Изабеллы, когда корабль, на котором они плывут, не может причалить к берегу, помощи повитухи ждать бессмысленно, жуткий шторм...
Вторая часть книги более спокойная, на мой взгляд. Однако и здесь не обойдется без интриг, предательств и казни, конец и вовсе окажется неожиданным - мечты наконец-то исполняются. Прав был амбициозный отец Анны, вот только к чему теперь это все?..
Шикарный любовно-исторический роман от автора, которая когда-то запомнилась мне своим романом Филиппа Грегори - Еще одна из рода Болейн . Вот и этот прочитанный роман такой же классный. Про сильных женщин, которые никогда не сдаются, даже если от них в этой жизни ничего не зависит, они все равно не опустят руки. Долгим и извилистым, полным невообразимых страданий, унижений будет их путь к счастью, но по-другому они просто не смогут. 5/5, шикарный роман, очень атмосферный, изредка - чересчур натуралистичный.
1611,3K
Аноним6 мая 2018 г.Читать далееУдивительно, но эта книга наверно понравилась мне больше всех остальных- хотя вроде рассказывается о женщине мало известной в истории и казалось бы не так повлиявшую на саму историю, как многие другие в романах Грегори. Речь идет об Анне Невилл дочери "создателя королей", ее судьбе и двух ее браках .
Следить как любая женщина в истории того времени это пешка в руках могущественного отца, брата ,мужа удивительно. В этой книге это показано очень наглядно.
Да и сама борьба за власть , за корону- в книге это просто клубок змей, где каждый кусает другого, потом вдруг все меняется и давние враги становятся друзьями. Как же менялось все с каждой страницей - удивительна история Англии того времени, а так же удивительно как поступали люди. Стискивая зубы заставляли себя улыбаться убийце своего отца, сына, жены, дочери, мужа жены- и все ради дальнейшей перспективы короны.
Интересно показан персонаж Анны, ее роль в истории. НО не менее интересно преподнесен Ричард 3, который показан совсем с другой стороны , не с той , с которой его привыкли видеть .Вот он мне понравился однозначно в этой версии.
Интересна трактовка исчезновения принцев из Тауэра, интересно как автор пытается связать ее с Анной, но в конечном итоге и то , что нам преподнесено так же заслуживает внимания.
Приключения выпавшие на судьбу Анны Невилл- их так много и так они интригуют, что книга читается просто на одном дыхании. Очень понравилось и рекомендую читателям , еще не читавшим ее у Грегори, потому , что здесь много и достоверных исторических событий..Хотя кому то покажется, что этот роман написан суховато, не то что ее первые , где много описаний, которых как раз мне и не понравились, много магии- здесь она тоже присутствует, постоянно обсуждается магия королевы, в каких то местах она просто напрягала, в каких то была к месту.
Не особо понравилось, повтор некоторых событий или описаний в книге , возвращение к ним в одних и тех же словах и выражениях. Понимаю , что это для усиления эффекта, но читать слово в слово, как то не привлекает.
Но в целом повторюсь- эта книга мне понравилась.441,8K
Аноним22 ноября 2022 г.Читать далееАнна. Еще одна "владычица былых времен", английская королева периода Войны Кузенов, или Алой и Белой роз, как ее назвали столетие спустя.
Судя по краткости и однообразию выложенной в сети информации, подробности жизни Анны Невилл затерялись в веках. Неизвестно толком даже, как именно она выглядела. И все равно персона Анны будоражит воображение историков, кинематографистов, литераторов. Меня, как читателя, прежде всего интересовала семейная атмосфера, в которой выросла героиня. Ведь ее отец признан наиболее богатым, известным и влиятельным политиком своего времени. Ричард Невилл, шестнадцатый граф Уорик, "создатель королей" (еще говорят "делатель", но это странно звучит, честное слово), известен тем, что сыграл важную роль в свержении Генриха VI из династии Ланкастеров, "создании" затем короля Эдуарда IV из династии Йорков, многочисленных попытках посадить на трон кого-то еще (в этом случае - с переменным успехом).
Понятно, что человек с такими недюжинными амбициями будет "иметь виды" и на собственных детей. Так и вышло. Филиппа Грегори мастерски погрузила нас в историю взросления наследниц могущественного рода Невиллов.
Косвенно о жизни Изабеллы и Анны мы узнали из предыдущих романов цикла. Через призму интересов Елизаветы Вудвилл, конечно. А она теплотой к дочерям убийцы собственного отца и брата, естественно, не отличалась. В "Белой королеве" Анна показалась мне эдакой инфантильной простушкой-щучкой. Было что-то гротескное в сцене, в которой для нужд ее низкорослой особы перешивают наряды статной красавицы-королевы.
В "Дочери кардинала" (каким боком тут кардинал? Чудеса перевода что ли?) характеристика подтвердилась. Хоть автор, видимо, пыталась изобразить Анну Невилл беспристрастно. В этой части повествования мы проживаем уже известные события от первого лица. То есть рассказчицей тут выступает собственно Анна. И вы знаете, она не вызвала ни сочувствия, ни симпатии. Вроде бы и события такие, что есть чему посочувствовать. Гибель малыша Изабеллы во время шторма, к примеру. Я почему-то осталась равнодушна. Даже в вечно молящейся до фанатизма Маргарите Бофорт из "Алой королевы" больше стержня и огня, чем в малышке Анне. Этот ее вечный страх перед предположительным проклятием, вызванный в том числе и неблаговидной ролью в истории с принцами (про таких говорят "рыльце в пушку"), странные даже по меркам принятых в те времена семейные отношения. Как это - объявить собственную мать юридически умершей, завладеть ее имуществом, а потом долгие годы держать арестованной в собственном замке? Кстати, мать девочек Анна Бошан пережила не только своих неблагодарных дочерей, зятьев, а еще и некоторых внуков. Винить Филиппу Грегори в подобной трактовке событий нечестно. Она лишь художественно обработала дошедшие до нас исторические сведения об этой королеве. Не знаю как там проклятье и принцы, а история с матерью точно подлинная. Видимо, Анна и взаправду была не очень-то морально чистоплотной, а с виду - чистый ангел.
А вот Ричард III в авторской интерпретации мне понравился. Вот уж про кого веками ходят слухи! И кривой он, и косой, и злобный с детства, и принцев умертвил, и даже собственно Анну отравил, чтобы еще раз жениться. Да еще и на собственной племяннице. Ну может и так, только многие историки не согласны с подобным "портретом". У Филиппы Грегори Ричард - очень приятный персонаж. Автор рассказывает нам о том, что он взял Анну в жены не столько как богатейшую наследницу. Его чувства к супруге были искренними и глубокими, а скорбь по умершему наследнику неподдельной. Позитивный такой Ричард получился, не такой, как у Шекспира. Мне его очень жаль.
Тем временем Колесо фортуны опять сделало круг. Английский престол заняла знаменитая династия Тюдоров. Значит пришло время поближе знакомится со следующей героиней - дочерью Элизабет Вудвилл, тоже Элизабет, но уже Тюдор. Читаем Филиппа Грегори - Белая принцесса18381
Аноним26 октября 2015 г.Читать далееДля меня немалым удивлением стала популярность такого исторического лица, как Анна Невилл, у многих современных романистов. Известно о ней немного, линия Анны прервалась, умерла совсем молодой, в истории страны особого следа не оставила. Но при этом ей посвящено гораздо больше книг, чем весьма значимым женщинам в истории Англии. Почему? Может из-за ее мужа, оставшегося в памяти поколений горбуном-детоубийцей, Ричарда III? Или из-за ее отца, графа Уорика, делателя королей? Честно говоря, я до сих пор не нашла для себя ответ на этот вопрос.
Главными героями книги, как и в "Еще одной из рода Болейн", являются родные сестры. Изабелла и Анна Невилл, дочери делателя королей. Та же детская вражда, то же желание оставить сестру позади, та же зависимость друг от друга. На этом сходство, пожалуй, и кончается: Изабелла Невилл отнюдь не так умна, как Анна Болейн, а Анна Невилл отнюдь не так добра и наивна, как Мария Болейн. На протяжении всей книги сестрички не раз успевают попортить друг другу кровь (дабы не погрешить против истины, особенно старается Изабелла), но в итоге все равно буквально из обломков восстанавливают близкие отношения.
Книга поразительно контрастирует с первой частью цикла, "Белой королевой". Елизавета Вудвилл в глазах Анны не благородная королева, а жадная жестокая ведьма, готовая наложить проклятье на любого, кто перейдет ей дорогу, а Риверсы-Вудвиллы ну просто эпидемия королевского двора. И вот тут снимаю перед Грегори шляпу - этому веришь. Выводы Анны взяты не с потолка, после очередного события удивленно останавливаешься и ловишь себя на мысли: "А вдруг действительно все было так, а Елизавета просто замолчала этот момент в своем субъективном повествовании?" Если в предыдущих книгах чувствовалась безоговорочная симпатия автора к Вудвилл, то в Дочери кардинала (ага, это делателя королей так перевели) она соблюдает абсолютный нейтралитет.
Еще одной интересной личностью, не получившей полного раскрытия в ранних книгах, стал Джордж Йорк, брат короля Эдуарда. Если в самом начале читатель понимает, что Джордж просто паршивая овца и врет, как дышит, то со временем начинает замечать, что, судя по всему, Джордж сам свято уверовал в свою ложь и теперь считает себя чуть не великомучеником и главным оплотом семьи. Самое забавное, что окружающие его люди, прекрасно знающие о всех его предательствах, тоже начинают так считать. Йоркское обаяние, полагаю?
Ну, и звезда всего цикла, персонаж, выписанный с неподдельной любовью - Ричард Йоркский. В начале романтичный мальчик-рыцарь, спасающий Анну от заточения, после зачерствевший король, умудрившийся зажимать свою племянницу прямо перед носом убитой от горя жены. И так и не понятно: любил ли Ричард Анну? Или любил Елизавету? Да и любил ли он кого-либо из них вообще? Но, так или иначе, Ричард остается одним из самых ярких персонажей книги.
Самая спорная тема произведения, как и следовало ожидать, исчезновение двух принцев из Тауэра. Грегори дает далеко не самую популярную трактовку этого события, но довольно интересную и логичную. Может, в нее верится и не на сто процентов, но все же задумываешься: а так ли выгодно было Ричарду устранение своих племянников, объявленных бастардами?
181,4K
Аноним18 февраля 2025 г.Читать далееПеречитывала.
Один из лучших романов Грегори.
Реальная история, которой позавидует любой авантюрный роман, рассказанная девочкой, с раннего детства вынужденной жить в страхе из-за амбиций всех, ее окружающих.
Роман прекрасен тем, что он рассказывает о тех, кто делал историю (достаточно откровенно), но при этом оказался на обочине. Их место - место проигравших, их репутация создана победителями. Но иногда/периодически именно они были на вершине.
Ричард Невилл, Маргарита Анжуйская, Сесилия Невилл (та самая, про которую в К. Дж. Сэнсом - Суверен сказано: "О да. Все началось с Сесиль Невиль.") - неутомимые борцы за власть с Элизабет Вудвилл и семейкой Риверсов. Остальные друзья-соратники меняют стороны как перчатки, аж дух захватывает.
Среди всего этого гадюшника - две девочки, которые привыкли считать, что их судьба - выйти замуж за королей. И они обе совсем не борцы. Природа на них отдохнула, хотя семейные амбиции вбиты крепко. Их надо учить как не опозорить семейные традиции (Сомневаюсь, что Маргариту Анжуйскую, одну из наставниц Анны, кто-то учил как бороться со всем миром, цепляясь за призраки власти). Поэтому манипулировать ими - милое дело и приятная тренировка. Судьба их - совсем не судьба диснеевских принцесс. И они даже готовы бороться друг с другом за первенство. Но потом показывают пример сестринской любви. Хотя и продолжают каждый свой поступок оценивать с точки зрения: "Что бы сказал папа?" А папа их был - "делатель королей" со всеми вытекающими. Хобби у него такое было, довольно выгодное, но и высокорискованное.
Интересно встретиться и с маленькой Маргаритой, которой будет посвящен роман про заговоры и конспирацию Филиппа Грегори - Проклятие королей . Мне кажется, что Дочь Делателя королей лучше читать когда уже знаешь, кто есть кто и что будет дальше - слишком много персонажей, постоянно меняющих шкурку; автор не утруждает себя лишним напоминанием былых "подвигов" и характеристиками; перечитывать не скучно. На этот раз Ричард мне не показался очаровательным невинным милашкой. Автор ничего не утверждает, но вероятность отравить всех и каждого у него была примерно такая же, как и у ведьмы Елизаветты, и мотивов не меньше. При этом Анна умирает после того, как она сказала Ричарду, что уверена, что не сможет иметь другого сына (намек на Генриха VIII?).
Автор, как ей свойственно, насобирала слухов про колдовство и отравления; они являются существенной частью сюжета. Впоследствии они тоже еще пригодятся. Сюжет закручен лихо, чему способствуют реальные исторические события. Даже выбору смерти в бочке мальвазии придан символический характер.
17205
Аноним1 мая 2023 г.Читать далееЭта книга из серии "Война Алой и Белой Роз" показалась мне самой слабой из четырех прочитанных. Она рассказывает все о тех же событиях, что и в первых трех, но уже от лица Анны Невилл, одной из дочерей графа Уорика - Делателя королей.
Не знаю, дело в переводчике или в самом повествовании, но оно показалось мне каким-то отстраненным, безынициативным и пресным, под стать Анне. Они с Изабеллой были пешками в честолюбивых планах их отца, который разочаровавшись в Эдуарде, а если быть точнее - в том, что утратил влияние на него, за что возненавидел Елизавету Вудвилл, начал делать ставки на других претендентов в короли. После смерти отца сестры вообразили, что могут стать хозяйками своей судьбы, но по факту они обе ничего не решали, а остались пешками в руках других людей, своих мужей.
Свои детские игры в королеву Изабелла и Анна решили воплотить в жизнь, но не учли, что "трон никогда не пустует, и к нему все время примеряется новый кандидат" и на этом пути они все также остаются пешками, даже будучи замужем за братьями короля, а игроки в своей неуемной жажде власти не щадят ни женщин, ни детей.
Анна вообразила, что она училась у волчицы, своей свекрови королевы Маргариты, поэтому стала сильной и может побороться за свое место под солнцем, когда оказалась на положении бедной родственницы и практически пленницы у своей сестры и ее мужа Джорджа, но по факту оказалось все такой же игровой фигурой в руках Ричарда. Была собственностью одних, стала собственностью мужа. Хоть и стала в последствии королевой, как мечтала, по сути ее мнение никакого значения не имело. И стоило ли той цены, что пришлось ей заплатить, осуществление ее детской мечты?
Интересным ходом автора явилось, на мой взгляд, то, что она решила показать в этой части Елизавету Вудвилл (Белую королеву) главным антагонистом. Филиппа Грегори "посмотрела" на нее глазами других и увидела злую, жадную, алчущую власти женщину. Но, все же, если Елизавета, Маргарита Анжуйская, Маргарита Бофор были действительно выдающимися женщинами своего времени, не боявшимися действовать и принимать решения для достижения своих целей, какими бы их не считали при этом, то Анна Невилл так и осталась безликой пешкой в чужой игре до самого конца.
17403
Аноним14 июня 2025 г.Читать далееПро войну роз в целом и королеву Анну Невилл в частности написано достаточно много книг. События, описываемые в этой книге немного перекликаются с другим романом Филиппы Грегори "Белая королева". Только тут история рассказывается с точки зрения дочери Делателя королей. Кстати, название "Дочь кардинала" категорически не подходит к книге.
В сериале по книгам Филиппы Грегори Анна показана более волевой и жёсткой личностью. Здесь же она послушная дочь, пешка в руках сильных мира сего. Довольно большое внимание уделено сестре Анны, Изабелле Невилл, которая обычно или выступает на вторых ролях или показана мегерой. Здесь же у сестёр были достаточно тёплые отношения, несмотря на зависть и некоторые недоразумения.
Самой впечатляющей сценой книги мне показался последний бой графа Уорвика. Да и последние страницы книги очень сильные и грустные. Елизавета Вудвилл здесь выступает в роли неприятной и злобной женщины. Это восприятие Анны, но мне Елизавета в романах Грегори не кажется персонажем, вызывающим симпатию. Версия с инцестом короля и его племянницы мне не очень нравится. Но в этой версии Елизавете Йоркской такой нехилый бумеранг прилетел. Роман интересный, захватывающий, вызывающий эмоции. Мне очень нравятся книги Филиппы Грегори.1669
Аноним12 июня 2021 г.Ой, боюсь-боюсь Елизавету Вудвилл… Ой, боюсь-боюсь мэрисьюх Филиппы Грегори!
Читать далееВозможно, Анна Невилл интересна и симпатична мне по причине моих интереса и симпатии к её супругу Ричарду Третьему, но в любом случае – да, симпатична. Да, я тоже вхожу в число тех, кто считает, что в искусстве ей уделяют недостаточно внимания.
Да, именно по этой причине я взялся за «Дочь делателя королей», которую в официальном переводе додумались обозвать «Дочерью кардинала» (как вообще можно законнорождённую дочь мирянина-графа превратить в незаконнорождённую (потому что официально кардиналам, вообще-то, полагается целибат блюсти) дочь духовного лица?). И, по причине дебильного названия боясь официального перевода (хоть и вполне возможно, что переводчик к названию никакого отношения не имел), решил читать перевод неофициальный.
По поводу неофициального перевода скажу, что он вполне ничего, слог там хороший, но, вообще-то, надо определяться, Анна или Энн, или (так тоже было бы можно) Энн, пока не стала королевой, и Анна, когда ею стала. Но не так, как там: то Анна, то Энн, как переводчику на данный момент захочется. Так нельзя, ага; получается и вашим, и нашим, а в итоге ни вашим, ни нашим.
На этом с переводами закончим и перейдём к собственно роману.
Я ожидал найти в этом романе «хорошего» Ричарда Третьего. Думал: раз романы Филиппы Грегори позиционируются как отчасти любовные, то, наверное, будет хорошо раскрыта любовная линия Ричарда и Анны. Может, вообще будет какая-нибудь милота про то, как они ещё в детстве в жениха и невесту играли (допустим), а её отец это поощрял, надеясь в будущем устроить их брак. Почему бы и нет? Почитаю, поумиляюсь.
Где-то мне ещё попадалось: дескать, Филиппа Грегори утверждает, что освещает «место женщины в истории», и что-то там ещё она вещала про «white male power». Следовательно, должна она быть вся из себя феминистка-с-повесткой, показывать женских героинь сильными, интересными и многогранными личностями…
…и что же мы видим?
«Ой, завидую-завидую старшей сестре Изабелле…»
«Ой, завидую-завидую королеве Елизавете Вудвилл…»
«Ой, боюсь-боюсь Елизавету Вудвилл!!!»
«Ой, завидую-завидую Елизавете Йоркской!..»
Это её Анна Невилл. Одна из двух дочерей (пусть и младшая, пусть (по мнению Филиппы Грегори) и считали её старшую сестру Изабеллу красивее, но всё равно я не верю, что Анну с детства унижали и ни в грош не ставили на фоне старшей сестры, в конце концов, всего двое детей у их родителей было) едва ли не самого влиятельного и богатого на то время феодала: графа Уорика, Делателя королей. Анна Невилл, будущая королева Англии (пусть и, увы, ненадолго). Все её мысли на протяжении жизни – о том, что она либо завидует другим женщинам, либо их боится. И в основном это – женщины из рода Вудвиллов.
Снова-таки: вроде как сама Филиппа Грегори признавалась, что Елизавета Вудвилл – её самая любимая героиня. И видно это по тому, что все женщины Вудвиллов у неё – откровеннейшие мюрисьюхи самого низкого пошиба: невероятно прекрасные, элегантные, всеми желанные и взаправду владеющие магией. Милая Филиппа Грегори, да если бы настолько весь английский народ был уверен, что твоя любимица Елизавета Вудвилл – всамделишняя ведьма, не спасла бы её даже королевская корона. Восстала бы вся Англия, выволокла твою мэрисьюшечку из дворца и сожгла с молитвами на главной площади. Милая Филиппа Грегори, почему бы тебе не писать фэнтези или «альтернативную историю» с узаконенными ведьмами, а не пытаться вписать своих мэрисьюшечек в (относительно) историчное Средневековье?
В общем, да: соглашусь с отзывами, что все женщины у Филиппы Грегори, которые не из рода Вудвиллов, думают постоянно о женщинах из рода Вудвиллов. И – само собой, или завидуют им, или боятся. Так боятся, так боятся, никакого захватчика-военачальника (вроде того же Генриха Тюдора, или французов, или шотландцев, или ещё кого) так не забоятся. Потому что нет, не было и не будет никого прекраснее и страшнее женщин из рода Вудвиллов. Потому что все они – махровые мэрисьюхи.
И вообще, судя по отзывам на другие романы Грегори и по «Наследству рода Болейн», в которое я заглянул (на этот раз из интереса к Анне Клевской, четвёртой жене Генриха Восьмого; к слову, проглядывая этот роман, я умудрился обидеться за Генриха, а чтоб я обиделся за Генриха Восьмого (и вообще за Тюдоров, хе-хе), так это в лесу должен сдохнуть большой медведь), все «женщины в истории» у неё думают либо о мужчинах («ой, боюсь-боюсь» или «ой, люблю-люблю, хочу-хочу»), либо о других женщинах («ой, боюсь-боюсь» или «ой, завидую-завидую»). И не вижу я что-то у неё ни искренней дружбы между женщинами (даже теми, про которых и в Википедии упомянуто, что они привязаны друг к другу были), ни искреннего интереса женщин опять-таки даже к упомянутым в Википедии увлечениям. В частности, про Анну Невилл там написано, что она сдружилась со своей свекровью, матерью Ричарда, и любила обсуждать с ней религиозные произведения; но упомянут ли у Филиппы Грегори интерес Анны хоть к Священному Писанию, хоть к охоте, хоть к вышивке? Где её дружба со свекровью? Что она вообще любит, чем интересуется, что предпочитает? Думает ли она о чём-то, кроме мужчин (хорошим ли будет мужем) или других женщин («ой, боюсь-боюсь» или «ой, завидую-завидую»)? Нравилось ей в детстве изучать языки или больше нравилось обучаться танцам? Если любила охоту, то что именно ей больше нравилось на охоте: скакать верхом, спускать сокола на дичь, или, может, дичь она вообще жалела? Любила ли любоваться природой, или красивыми гобеленами, или ещё чем? А, вот, она любит красивые вещи; это выясняется почти к самому концу романа. И что, обозначение того, что «женщина любит красивые вещи», это феминистично? Это «место женщины в истории»? Да у любого мужчины-писателя позапрошлого (!!!) века женские персонажи были куда интереснее, многограннее, храбрее, горделивее. Хоть и на втором плане. Хоть и не выдавали их авторы перлов про «white male power» и не обозначали себя как пишущих про «место женщины в истории».
Господи, да даже расписав, какие женщина любит наряды, вполне можно этим раскрыть её как персонажа – как в «Унесённых ветром» Маргарет Митчелл! Но тут нет и этого. Более того, честно говоря, время от времени у меня в процессе прочтения «Дочери делателя королей» возникало ощущение, что Анна то опоена какой-нибудь маковой настойкой (и поэтому ей «что родное, что неродное – всё равно»), то, очнувшись, начинает отчаянно бояться (в основном, само собой, женщин из рода Вудвиллов). Нет, жизнь у неё, безусловно, была хоть и короткая, но бурная; и всё же я не верю, что она настолько в постоянном страхе жила. Иначе, простите, не понадобилось бы никакого туберкулёза в 28 лет, сердце бы не выдержало (от постоянного страха) гораздо раньше.
Да, «хорошего» Ричарда Третьего я здесь тоже не увидел. Он тут действительно довольно скользкий тип, так и остаётся в итоге непонятным, любил ли он Анну по-настоящему или в первую очередь охотился за её богатым приданым – и вот честно, шекспировский харизматичный злодей мне куда ближе и приятнее. Он хотя бы сперва дождался смерти Анны, а уже потом начал свататься к племяннице Елизавете (к слову, официально свататься, а не порочить до свадьбы, тиская по углам); а у Филиппы Грегори «хороший» Ричард только что не сношал оную Елизавету на глазах умирающей жены, объясняя это бедной Анне тем, что он-де только для того это делает, чтобы в глазах Генриха Тюдора Елизавету опорочить. И не замечал он, как неприятны Анне его дифирамбы Елизавете; вот прямо вообще не замечал, эмпатии как у бревна (а скорее хорошо придуривается). И это – «хороший» Ричард? Спасибо, лично я предпочитаю честных злодеев.
Но, как я понимаю, в глазах Грегори подобное поведение Ричарда «плохим» не делает. Ну разве можно не воспылать даже искренней страстью к родной племяннице (!!!), если твоя племянница – женщина из рода Вудвиллов, а значит, распрекраснейшая и элегантнейшая мэрисьюха? Ну это же естественно. И не безобразно.
Зато приказ об убийстве племянников он не отдавал. И Анна не отдавала. Даже нечаянно. Они просто из Тауэра испарились. Сами по себе. Правда-правда. Должно быть, это всё колдовство их матери и сестры; ну, они же всамделишные ведьмы, мы помним.
А я скажу честно: приказ об убийстве племянников я бы понял и отчасти оправдал куда скорее, чем страсть к племяннице. Да, политический ход; да, племянников жаль, но не мы такие, время такое и жизнь такая. Но Филиппа Грегори в этом Ричарда и Анну обеляет, зато считает вполне нормальным и объяснимым, когда дядя тискает родную племянницу. Ну, это ведь женщина из рода Вудвиллов, это же махровейшая мэрисьюха; тут не то что дядя, тут, поди, и родной отец мог бы страстью воспылать! И Филиппа Грегори его бы не осудила. Потому что женщины из рода Вудвиллов, потому что махровейшие мэрисьюхи. Потому что нельзя быть на свете красивой такой!
Любовная линия Ричарда и Анны, к слову, показалась мне блёклой, невыразительной и не цепляющей (а ведь как раз на неё я и возлагал здесь самые большие надежды). С одной стороны, конечно, спасибо, что Грегори не скатилась в порнушно-любовный роман, как, судя по отзывам, сделала в некоторых других своих книгах, но с другой стороны… А с другой стороны – Анна ведь Невилл, а не Вудвилл, так откуда у неё может быть яркая и цепляющая любовная история? Настоящая любовь – только для мэрисьюх из рода Вудвиллов, любимиц Филиппы Грегори.
И ожидал я, что у Грегори Анна хоть в чём-то, хоть когда-то, хоть наконец-то покажет характер – ну, книга же про «место женщины в истории», нет? Ан нет, не показала бедная Анна характера, даже став королевой. Так и осталась бессловесной боягузкой.
И пусть и правда была она смиренной и покорной, но, может, настолько всё же не стоило её опускать? Уж простите мне простонародный лексикон.
И, действительно, если уже говорить о хотя бы относительной историчности, то куда делись признанные добрачные бастарды Ричарда?
Что любопытно, при всём при этом книга читается быстро и с интересом. И местами воспринимается даже хорошо (особенно учитывая, что про Анну Невилл действительно пишут мало, и уж лучше Филиппа Грегори, чем Симона Вилар… да, меня и в неё угораздило заглянуть, и лучше бы я этого не делал).
И если бы хотя бы не обжимашки Ричарда с племянницей…
Но – женщины из рода Вудвиллов. Ведьмы, раскрасавицы, махровейшие мэрисьюхи.
Так что, мы всё понимаем. И не осуждаем.
По мнению Филиппы Грегори.
Вопрос только в одном: зачем было писать роман про Анну Невилл, если её интересуют только женщины из рода Вудвиллов?
Хотя – деньги же.
Так что и здесь мы всё понимаем.
…А сериал «Белая королева» получился внезапно весьма хорош. Хоть и не сказать, что идеален, но гораздо лучше книг. И Анна в нём гораздо больше похожа на истинную дочь Делателя королей.
15812
Аноним12 февраля 2021 г.Читать далееЕще одна книга из цикла про Войну Роз. Судьба Анны Невилл - жены Ричарда III - также вошла в сериал "Белая королева", где она была очень симпатичным персонажем.
Вообще надо отдать должное автору, она довольно последовательна в своих историях, то есть если кто-то что-то кому-то сказал в одной из книг, это не потеряется в другой. Но все же, как мне кажется, она слишком любит в качестве героини Елизавету Вудвилл, потому что пока все остальные героини в книгах большую часть времени занимаются тем, что обсуждают, какая Елизавета плохая и мешает им жить. А если она мешает жить, мстит и проклинает реально всех, то это неплохой черный пиар. Разумеется, в книге про саму Елизавету утверждается, что она ни в чем не виновата. А Анна Невилл в "Дочери делателя королей" уверена, что абсолютно всё дурное, что с ней происходит - это козни Елизаветы. В принципе, жизнь её действительно была очень бурной, чуть ли не самой бурной из всех женщин в тот период - её отец несколько раз переходил со стороны на сторону в войне Роз, её выдали замуж за принца из дома Ланкастеров, потом её держала чуть ли не в плену собственная сестра, потом на ней женился принц из дома Йорков, который в ходе серии сложных интриг стал королем...
В этой книге Анна Невилл живет едва ли не в постоянном страхе за свою жизнь и жизнь своих близких - и теряет их одного за другим, пока не умирает сама, не увидев, к счастью, гибели и позора своего мужа. (Первая из героинь этого цикла, которая встречает свою смерть на страницах книги - и это справедливо. Все предыдущие героини в какой-то момент заканчивали активное участие в интригах и уходили в тень, а она ушла будто посредине драмы своей собственной жизни).
Небольшое примечание по русскому переводу - он очень косячный и невычитанный, с довольно тупыми ошибками и путаницей в именах(10766
Аноним21 июля 2017 г.Читать далееКаждый раз, читая художественное изложение истории, меня поражает, почему люди так стремятся к власти. Трон не делает человека счастливым: браки по расчету, предательства, убийства. Жизнь принцев и принцесс не похожа на сказки, которые мы помним с детства. Правители не будут жить долго и счастливо.
быть королевой - значит видеть в любом препятствии на своем пути очередную жертву, которую надо принести.Королевский двор – ужасный мир, в котором никому нельзя верить. Даже дети для родителей лишь средства для достижений своих тщеславных целей.
Когда я хотела стать королевой, я думала, что все произойдет, как в одной из этих историй, как в легенде. Мне представлялись только красивые платья и благородные рыцари. Но теперь я вижу, что престол не знает жалости. Это шахматная партия, и я – одна из фигур на поле моего отца. Если мне суждено будет пасть под ударом, он даже не станет сожалеть обо мне, а просто заменит меня новой фигурой.Дети по своей природе добры, но окружающие учат их жестокости.
все знают правило, по которому живет этот мир: убивай или будешь убитым, и неважно, кто перед тобой: брат, друг или твой король.С возрастом ребенок понимает, на чем основана политика.
– Отец короновал Йорков не для того, чтобы оказать им услугу, – стала объяснять она. – Он посадил их на трон для того, чтобы они делали то, что он им велит. Отец хотел управлять Англией из-за кулис, руками Йорков. Эдуард был ему словно младший брат, отец собирался быть его наставником. Об этом все знают.
Все, кроме меня. Я думала, что отец сражался за Йорков потому, что они были наследниками престола по праву, потому, что королева Маргарита Анжуйская была плохой женщиной, и потому, что король впал в беспробудный сон.И даже если человек достиг цели - стал королем, это не значит, что он может успокоиться и спокойно править. Теперь необходимо оберегать свой трон, чтобы его не забрал другой.
каждый человек в своем роде создатель королей. Трон никогда не пустует, и к нему все время примеривается новый кандидат.Анна Невилл испытала море горя и мало счастья. Таких как она много в истории – несчастных жертв кровавых битв за власть.
91,2K