
"... вот-вот замечено сами-знаете-где"
russischergeist
- 39 918 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Я не историк, причем не только по образованию, но и по интересам. Однако серия "История. География. Этнография" от изд-ва ЛомоносовЪ почему-то манит)
Удачное оформление, правильные названия - гунны, печенеги, сарматы, хазары, готы. Коротко, ясно, смутно знакомо со школьной скамьи. И есть надежда, что после прочтения в твоей голове острый луч света наконец-то разделит всю эту красиво названную народную массу на отдельные племена и культуры! А то ведь чувствуешь себя древним византийцем, почти образованным:
Этнонимику пришлось смотреть в словаре. Этно - понятно, нимика - ммм? А вместе получается - (от др.-греч. εθνος — «народ, племя» и δνομα — «наименование, имя») — часть ономастики, занимающаяся этнонимами. Всё ясно. Для тех, кто в танке, как я, - наука о названиях и самоназваниях племён и народов.
Насколько я поняла из данной книги, проблема изучения гуннов как раз прочно упирается в эту самую этнонимику. Ибо историки, как современники гуннов, так и те, кто писал гораздо позже, переписывая и компилируя чужие труды, гуннами называли всех подряд, кроме самих себя. Поэтому точно можно сказать, что римляне гуннами не были. Насчет остального человечества - вопрос туманен.
Авторы книги - два писателя и археолог - судя по библиографии, перелопатили уйму информации о гуннах и изложили её кратко и почти понятно стороннему читателю. Я не знаю, насколько достоверные выводы они сделали и насколько важные отрывки из чужих трудов цитировали, но понимаю, что сама вряд ли буду читать мемуары древних историков или научные диссертации этнографов нашего времени. Поэтому для меня эта книга - хороша и полезна.
Минусы тоже есть. Мне не хватило карт. Мало того что гунны, сюнны, готы, аланы и другие авары смешались в пёструю массу, так еще и Дакия, Паннония, Илирика, Боспор, Галлия, Далматия - звучали в голове перезвоном, никак не привязанным к конкретным местностям. Вместо семисот ссылок в духе "стр.5абзац7т.3изсоч.24Марц.У" хотелось бы понятных слов, хотя бы общих - "Паннония - регион в центральной Европе на территории современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины". А лучше картинку! Мы ж из простых византийцев.
Из картинок в книге есть несколько рисунков украшений и оружия, реконструкции найденных в редких захоронениях вещей. Как девочку, меня больше всего заинтересовал оригинальный гуннский стиль декора. Он называется полихромный.
Не скажу, что после этой книги я целиком и полностью разобралась, кто такие гунны. И не я одна. Этнографы спорят об этом до сих пор, не могут даже точно решить - монголоиды они, славяне или европейский тип)) (Вероятнее всего, всё-таки монголоиды, потомки околокитайского племени сюнну, но это ведущая версия Ивика и Ключникова, пришлось её разделить)).
В любом случае гунны теперь не так сильно смешиваются в голове со скифами, с сарматами и готами.
Я запомнила, что у них есть удивительно оригинальный ритуальный котёл (идентичный котлам сюнну) и они придумали колты (не путать с котлами! колт - височная подвеска к диадеме))).
А если захочется узнать об Аттиле из первоисточника, то лучше читать дневники Приска Панийского.
И не читать Иордана - хотя авторы его часто цитировали, но он уж такой фантаст-мистик... Я предпочитаю женское современное фэнтези ;)
Если же захочется прикоснуться к земле, по которой точно топтались гунны, ехать надо на Танаис. Одно из немногих наименований в книге, которое не требует перевода на современный географический язык и подробной карты местности!

Очень хорошо))), нонфик в его классическом виде, без заигрываний и подшучиваний с читателем)). Строго, научно, проверено и перепроверено, местами обилие доказательств и разных мнений на обсуждаемый предмет несколько тяготит, хочется сказать: «горшочек, не вари, верю-верю!»))). Написано нормальным человеческим языком, читать интересно, познавательно, и субъективно удивительно: после перерыва возвращаешься в текст легко и плавно, ни малейшего «кто эти люди? о чем это автор толкует? надо перечитать последнее на чем остановилась, а то нифига не понятно». Авторы часто суммируют важное, выделяют и повторяют (для закрепления)))), начинают как и положено задолго до появления гуннов, заканчивают – всеми «возможно» гуннскими племенами, а возможно и не гуннскими)). Конечно, немало внимания уделено Атилле – кто это, откуда, как стал правителем, как вел переговоры, кого и как завоевал, что из себя представляло войско, семейные обычаи, покоренные народы, и как «закончил очередной автократ». Спойлер: полным распадом империи.

для разработки хронологии эпохи Великого переселения народов, и прежде всего степных гуннских погребений, огромное значение приобрел другой маркер – особенный «полихромный» стиль, который был очень популярен у гуннов. В этом стиле оформлялись детали костюма, оружия, конской сбруи. Зародился он, вероятно, еще в III веке, но пышно расцвел именно в гуннскую эпоху. Вещи, сделанные в этом стиле – со вставками гранатов на золотой фольге или с яркой, многоцветной перегородчатой инкрустацией, – ни с чем не спутаешь. Они резко отличаются от вещей предшествующей эпохи.

... даже образованные византийцы не всегда различали готов и гуннов, охотно именуя их всех скифами, а простые солдаты и вовсе не вдавались в нюансы этнонимики.












Другие издания


