
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 мая 2020 г.Читать далееЗамечательная повесть. Какой же талант у И.Грековой писать настолько интересно о самых обычных людях.
Речь в повести идет о фронтовичке, вернувшейся с фронта с ребенком "в подоле". И ребенок этот отнюдь не от мужа, за которым она сама когда-то ушла на фронт. Возвращается она в свою коммуналку, где живут соседки-вдовы. Рождается красивый мальчик, а после возвращается и муж с фронта. И к каким это все приведет последствиям я не могла себе даже представить.
Книгу я проглотила за день и теперь собираюсь прочитать все произведения писательницы.1141,3K
Аноним7 мая 2021 г.Читать далееОчередная непростая история от писательницы, уже зарекомендовавшей себя в твоих читательских глазах с лучшей стороны, умеющей рассказывать без прикрас о жизни простых людей в советское время.
Время действия повести начинается в тяжелые годы Великой Отечественной войны и продолжается на протяжение более двадцати лет, прослеживая судьбы основных героев - пяти обитательниц и одного маленького мальчика коммунальной квартиры в Москве, которую про себя они именуют тем самым вдовим пароходом, вынесенным в название, который море жизни несёт по своим бурным волнам.
У каждой из героинь своя непростая личная история, своя трудная судьба, неизбежно наложившие отпечаток на характер. Объединённые под одной крышей они волей неволей мирятся, ссорятся по пустякам и без, обижаются друг на друга, но и поддерживают в трудную минуту.
На небольшом объёме автору удаётся разместить историю, вместившую в себя не один десяток лет, таких разных героинь, судьбу мальчика от зачатия до возмужания и при этом она не единожды не скатывается в сентиментальность, не выносит резких суждений, не встаёт на чью-то сторону, не судит и не обвиняет, что наиболее ценно в её книгах, отличающихся большим содержанием метких и ёмких жизненных наблюдений и замечаний, облекаемых в простые и мудрые слова.
Писательница ничуть не заигрывает с читателем, не стремится приукрасить бытие, она предельно честна, поэтому тут нет хэппи-энда, но остаётся хотя бы шанс исправить то, что возможно.
Советую любителям качественной реалистичной прозы .93959
Аноним7 июня 2021 г.Бабья доля
Читать далееБывают авторы, знакомясь с которыми, сразу понимаешь - «мой писатель», настолько созвучны их мысли твоим собственным или же их идеи вызывают восхищение, а происходящее на страницах книг завораживает или глубоко трогает. А бывает - наоборот, признавая писательский талант, мастерство рассказчика, чувствуешь пропасть между вами и понимаешь, что не попадаешь в их круг читателей. Так у меня вышло с творчеством И.Грековой – первая прочитанная книга «Перелом» оставила странное послевкусие и ощущение несогласия с автором. Но потребовалось прочесть вторую, чтобы понять, что нам с писательницей не по пути.
И вроде тема данного произведения весьма интересна – жизнь женщин во время и после ВОВ, бытовые зарисовки о жизни прошлых поколений, да и пишет автор проникновенно, много внимания уделяя внутреннему миру героинь, поднимая как моральные вопросы, так и проблемы воспитания. Более того, в данном произведении весьма приятная главная героиня, интеллигентная, порядочная женщина, которая, обладая стойкостью, пытается наслаждаться жизнью, несмотря на трагичные моменты и потери, которые ей пришлось пережить.Но все же я вижу много общего с «Переломом» и не только во внешнем описании героини (она тоже много времени провела в больнице, начала жизнь практически с чистого листа, хромает и ходит с палочкой), но и во внутреннем мироощущении. Главное, что вызывает мое неприятие, это вечная вина, постоянное принижение себя, которое как знамя несут главные героини Грековой, будто бы излишняя деликатность, отчасти непритязательность - это положительное качество порядочного человека.
Менее всего правой я ощущала себя. С моей назойливой, скорее всего дурной привычкой все время глядеть чьими-то глазами я смотрела на себя со стороны — глазами Паньки, Капы, даже Ады Ефимовны, даже Анфисы, в общем-то любившей меня, и разнообразно раздражалась. Я понимала, как должны раздражать мои неловкие пальцы, согнутая спина, пристальный взгляд, моя манера мыть чашки не просто как люди моют, а с содой и солью... Ясно, они были правы, а я скорее всего нет.
Этот невозвращенный долг до сих пор меня мучит рядом с другими долгами и винами, которым нет числа.Такие женщины готовы не только за себя нести вину, но и заодно за мужчин (как за мужей, так и за сыновей), будто бы именно они ответственны за счастье своих близких, а не каждый человек - сам творец своего настроения.
Когда вернулись, Федор был пьян и пил четыре дня беспробудно. Он не кричал, не буянил, но как-то падал внезапно и страшно, будто ударенный, и погружался в беспамятство.
«Господи, припадочный, — думала Анфиса. — Моя вина».
Тогда он ее ударил. Губу в кровь рассек. Ударил и ушел. Вернулся трезвый.
— Ты, Фиса, меня прости. Не знаю, что со мной делается. Я на работу поступаю.
Анфиса, конечно, заплакала:
— Да разве я... Мало ты меня побил, Феденька. Я еще не такого стою.
Федор отмахнулся с брезгливостью
Самого Федора я не видела, потому что опустилась на колени рядом с Анфисой — она упала и колотилась головой об асфальт, а я подставляла руку, чтобы оберечь эту голову...
— Через меня зарезало! — кричала Анфиса. — Я виновата! Арестуйте меня, арестуйте!
Укоризна относилась не к Федору — ко мне... И в самом деле, разве не была я виновата?
А вина была моя. После того как он начал ходить к Аде Ефимовне, я на некоторое время из дурацкого своего самолюбия оставила его в покое. Не хочет — не надо. Тут-то я его и упустила. Потом спохватилась, но поздно. Ушел человек. Так и не удалось мне к нему пробиться.
Наверно, не только Вадим был виноват перед нами, но и мы с Анфисой были перед ним виноваты. Особенно я. Мне-то надо было быть умнее: ведь я не была, как Анфиса, жертвой рабьей материнской любви...Вообще, в этой книге есть некий культ мужчин, наверное, это и понятно, после войны их стало слишком мало, поэтому жизнь всей коммуналки преображается с появлением мужчины. Героиня мечтает только о сыне, да и политрук тоже призывает родить именно сына (интересно, как бы сложилась судьба матери, роди она дочь, столько же избалованной вышла бы девочка или такого почитания дочь не удостоилась?) На примере Анфисы писательница показывает, как желание услужить или положить свою жизнь на алтарь чужого счастья, приводит к тяжким последствиям.
— Она что? Она думает, виновата, ну и старается, услуживает. А мне это больше всего невыносимо, ее услужение. — Помолчал и прибавил: — Душит она меня.
Анфиса кормила своего сына. Она вся переливалась в него, в своего хозяина. Никто никогда не был ей таким хозяином, ни Федор, ни Григорий, никто. Только Вадим.Но не только мать, словно планета, крутится вокруг сына-Солнца, другие женщины этой квартиры тоже слишком много внимания уделяют в целом непримечательному, даже отталкивающему пареньку, да и писательница в целом роман о жизни разных женщин сводит к тому, что вырастет из этого залюбленного парня.
Стоит отметить, что книга написана в реалистичной манере, тут достаточно много драмы, потому что главную героиню окружают весьма несовершенные, а моментами весьма злобные люди, которые, конечно, имеют и положительные качества, но предпочитают ругать, критиковать и постоянно ссорятся, отравляя себе и другим жизнь.
Хотя концовка у писательницы вновь, как и в Переломе, вышла чуть рафинированной, с весьма сомнительной правдоподобностью.Так что, подводя итог, отмечу - книга хороша тем, что глядя на героев, понимаешь, как не стоит поступать, ведь ни один из персонажей не годится для подражания, это скорее отражение тех ошибок советского воспитания и норм прошлого века, которые до сих пор можно встретить и в текущей действительности.
711K
Аноним14 октября 2015 г.Читать далее«Мне было ее жаль, но не очень-то верилось в подлинность
ее горя: слишком оно было крикливое. Тогда мне казалось,
что подлинному горю пристало быть молчаливым.»Какая же эта книга страшная – кривится изгибами судеб и заходится немым криком.
И мне хочется закричать, заголосить, забиться в истерике. Но боюсь, вдруг скажут – вранье, театр, и не знаю я жизни.Разве это Жизнь, вот такие удары под дых, войной, нищенским выживанием, мужским равнодушием, проходящим по судьбе бульдозером, подрастающими детьми добивая. А вокруг Люди, следят, прислушиваются – дышит, кричит, значит живая, значит всё хорошо.
Вдовий пароход – коммуналка, в каждой комнате которой живет вдова. После войны судьба каждой из них стала свободной от зависти. Кто-то мог позавидовать, что вообще остались живы, но и тех уже нет.
Они очень характерные, сложные, структурные, живые… и как будто нет. Ну, какая же это жизнь, с полное смирение плыть исключительно по течению. А приободряются они исключительно спорам,и ссорами, сплетнями., существуют необходимость идти на работу. Так вроде поживее.
Лишь периодическое появление мужчин заставляет их становиться Женщинами, а не подобием своры собак.
Но это ненадолго, пока не приходит понимание того, что это не мужчина, а лишь жалкое подобие, занимающее страдающую, обиженную позицию.
И даже им самим, общими усилиями, настоящего и так необходимого мужчину воспитать не удалось.
Страшно когда люди замыкаются на своем, а горе не делает их лучше, нет.
Наверное, внутреннее состояние беспредельной жалости к себе делает людей более эгоистичными, невнимательными, не способными понять, рассмотреть чужое горе.
«Мы оправдываем себя тем, что желаем конца мучений ему. Это ложь, на самом деле мы желаем конца мучений себе…»
Сколько боли физической и душевной пережили женщины после войны, сколько каждая из них наблюдал рядом с собой искореженных, смятых судьбой. А вдовий пароход все плыл, дальше по жизни, выбрасывая за борт раздавленных и опустошенных. И все продолжалось дальше, жизнь не обращает внимания, не оглядывается и не протягивает руку, если ты упал и сдался, она просто переступает и продолжается. Вот и пароход плывет прямо по курсу, заходясь в немых криках.
Пароход уже не молодой, грузный и распираемый от дико огромной. невостребованной любви. Её уже так много, слишком много. Она не благо, не подарок, она затаившаяся опасность.Вот таким он мне показался, страшной, идущей напролом машиной. Может быть я не права?!
"Мне тогда казалось, что я кругом права. Какое жестокое заблуждение! Упаси меня боже от правоты. Правый человек слеп, правый человек глух, правый человек - убийца."59860
Аноним13 июня 2019 г.Читать далееЕсть у Грековой отличная способность с первых же строк переносить читателя туда где происходят события. И как бы тяжело не было на страницах ее книг, а ты спешишь, торопишься их прочитать.
Это женская, я бы даже сказала, бабья проза. Одинокие несчастные женщины, послевоенные годы, коммунальная квартира и маленький сынишка, который растёт и воспитывается в бабьем рассадники, он либо впитает в себя всю любовь, либо тяжесть всеобщего внимания к себе, сломает его.
Что мне нравится во всех произведениях Грековой, а в этом особенно, что автор не встаёт ни на чью сторону, не обвиняет и не развешивает ярлыков. Вот вернулась женщина с фронта с чужим ребёнком под сердцем - воспитаем ребёнка, вот мальчик растёт озлобленным - не обвиняет его и мать, а пытается проанализировать и понять, всех понять и по своему принять их, вот тяжелый финал - но герою дается шанс, исправить свои ошибки и хоть и с камнем на сердце, а все же прожить более достойную жизнь, чем он, на первый взгляд, заслужил.
Коммунальная квартира, пять женщин. Каждая со своей поломанной судьбой, ревность, истерики, склоки, гордость и обиды, а все же придут и помогут, когда нужно. И вот плывёт этот вдовий пароход по течению в неизвестном направлении, все дальше и дальше...531,1K
Аноним30 мая 2019 г.Читать далееКак же все таки хорошо пишет Ирина Грекова! Вот какую бы ее книгу я не взяла в руки, каждая - это очередное подтверждение мастерства автора! Изначально я очень боялась "Вдовьего парохода" - я невзначай сама без каких либо оснований создала в голове предварительную картинку того, что должно быть по сюжету, исходя из аннотации и обложки. И на этом основании ждала, что нам расскажут историю о женском вкладе в победу в Великой Отечественной Войне, о нелегких фронтовых буднях, о подвигах, может быть об эвакуации, о том, как женщины отстраивали разрушенную войной страну и т.п. Ждала и внутренне напряглась - мне тяжело читать книги, где в вихре войны кружат хрупкие представительницы прекрасного пола. Не женское это дело. Но того, что ждало меня на страницах этого произведения, я никак не ожидала! Здесь не было всего перечисленного, но то, что было, поразило меня не меньше...
Эта книга не о войне. Но о том, как она затронула людские судьбы. Эта история о том, как в одной коммунальной квартире собрались женщины, которых война лишила дома, здоровья, детей, мужей, душевных сил, работы и многого другого. Такой себе искалеченный войной микрокосмос в рамках одной московской квартиры. В их бедах и горестях виновата война, но до нее им не достать, а злость сорвать на ком-то нужно. Вот и жалят друг друга как осы, пытаясь впиться поглубже и уколоть побольнее. И жаль их с одной стороны - всех и каждую, ведь понимаешь, что скорее всего эти женщины не были раньше такими озлобленными и жестокими. А с другой стороны так мерзко и так гадко наблюдать эти бытовые склоки и разборки! Эти срывания чужого белья, повешенного не на ту веревку. Эти ссоры из-за взятого соседского ведра. Эти претензии, что на чей-то стол падает больше света. Мне кажется, что такими мелочными и по-бытовому скрупулезными могут быть только женщины... При чем, очень несчастные женщины. Настолько несчастные, что единственная их радость в жизни - это видеть, как несчастными становятся и другие вокруг... Меня поразило то, что горем, оказывается, можно тоже мериться! Можно бросаться фразами о том, что твоя беда по сравнению с моей - ничто! То, чего хлебнула ты, - это брызги фонтана по сравнению с той волной, что накрыла меня!
И вдруг среди этого змеиного царства появляется ребенок. Если бы мы смотрели мелодраму, на экране как по мановению волшебной палочки все бы сплотились вокруг него, забыли старые обиды, сдружились бы и жили припеваючи, няньча пухлого кудрявого херувима в четыре пары рук. Но нет... Как возликовали кухонные сплетники! Как трепетали от радости в предвкушении от скандала! Вернулась с войны с нагулянным ребенком! Пока муж на фронте, она задрала подол непонятно перед кем! Читая о том, как в этих мерзких душонках бурлила радость, что одна из жиличек попала в щекотливую ситуацию, во мне закипала волна гнева! Неужели можно быть настолько гнилыми, что скандальная ситуация в чужой семье смакуется с таким удовольствием!? И не просто в коммунальных кулуарах! А громко, вслух, при виновнице этого ажиотажа! С особыми подколками, с издевками! Прекрасная иллюстрация женского коллектива!
История материнства Анфисы интересна сама по себе. Ее я бы настоятельно рекомендовала читать всем матерям. Это пособие на тему того, как не нужно относится к своему ребенку. Это наглядный пример того, как чрезмерная родительская любовь может искалечить ребенка и превратить его в деспотичного тирана, вытирающего ноги о своего родителя-раба. Историю отношений Вадима и Анфисы я бы рекомендовала читать также всем детям - чтобы понять, что они значат для своих родителей и как хлестко и больно бьет по ним детское равнодушие и небрежность, и как порой поздно приходит осознание того, что мама или папа не вечны, и стыд за то, сколько горя ты им причиним. Как позднее раскаяние никому не принесет облегчения - ни тому, кто кается, ни тому, кого десятилетиями били прицельно в самое сердце!
Мне нравится, что рассказывая нам эту историю, Грекова не дает никаких оценочных суждений. Она выступает в роли беспристрастного рассказчика, холодного и отстраненного - вот тебе, дорогой читатель, сюжет, вот тебе герои. Судить или не судить их - это твое право, это тот итог, который произойдет после того как ты пропустишь события из жизни Ольги Ивановны, Капы, Ады Ефимовны, Анфисы и Вадима через себя. Это история, в которой для меня нашлось место и для жалости, и для злости, и для улыбки, и для удивления. Я восхищена тем, как на 368-ми страницах можно было уместить столько судеб, столько событий и столько чувств. Могу только сказать в очередной раз: браво, Елена Сергеевна!
52843
Аноним12 мая 2024 г.Читать далееОчень тяжелая книга по всем фронтам..
Казалось бы объем небольшой, а столько всего уместилось.
Война, послевоенное время, тяжёлые судьбы людей. Действие происходит в коммунальном доме, где живут несколько женщин, каждая из которой натерпелась за свою жизнь. И все они были без мужей ,ну почти все.
Анфиса, у которой была спокойная и хорошая жизнь по тем меркам до войны хотела ребенка,но вот не получалось у них с мужем. А война началась ушел и муж на фронт и она потом. Я не хочу никого осуждать, ведь в то время самое главное вообще с ума не сойти было и каждый жил как мог и вытягивал себя с этого ужаса. Так получилось, что Анфиса забеременела не от мужа. Хоть и было ей совестно и страшно , но была счастлива от того, что будет ребенок.
А в итоге- избалованный ребенок, который только под конец ее жизни понял, что мать у него одна и всю себя ему отдала, а он неблагодарный. Как по мне - так это он сам собственное ручно мать в могилу загнал.
Была так же ещё и Ольга, которая с Анфисой подружилась, да дружба у них тоже сложная была. Хотя как их можно судить, ведь такое время было, у каждой свои раны глубокие на сердце, что ничем их и не залатать.
Что меня удивляло больше всего - это желание жить, не смотря ни на что. Это ж какими сильными личностями нужно быть, что пережив войну, потеряв все, снова начать все с нуля и не сдаться.
Книга короткая, но очень глубокая, она читается легко и тяжело одновременно, первая страница - уже на глазах слезы. А дальше ты вроде уже смиряешься с тем, что ни надо ничему удивляться, осуждать потому, что не испытав все это на своей шкуре никогда не поймёшь человека, который смог все это пережить....
48695
Аноним21 июня 2022 г.Отголоски войны будут жить вечно..
Читать далееЧто может быть хуже, когда война уничтожила твою жизнь. Сам человек может быть и живой, а внутри уже мёртв. Примерное такие ощущения испытывала одна из героинь, у которой погибла вся семья.
И здесь каждый будет со своей судьбой, которая перечеркнута страшными событиями. Рассказывается жизнь, в общем-то женщин, которые остались без мужчин, некоторые даже детей не успели завести, а мужья погибли. Приходилось как-то жить дальше. Влюблялись, сходились, расходились, дружили, завидовали и ненавидели.
Центровой фигурой "парохода" стала жизнь Анфисы, ей посвящена большая часть книги, о её замужестве, любви, материнстве и женской боли. Муж на войне, то ли погиб, то ли пропал, и случилось ей влюбиться, да недолго эйфория продлилась, возлюбленный укатил и оставил Анфисе "подарочек под платьем". А тут и муж вернулся после рождения её сына. И жить надо, а как в глаза смотреть, в общем жизнь не сахар.
Не хочу много писать о сюжете, я советую прочитать! Война конечно тут идёт фоном, но сама жизнь, без мужчин рядом, без любви, в какой-то безнадеге и без признаков счастья - это очень тяжело. Потому и пароход "вдовий" - одни вдовы, искалеченные души, но желающие тепла и любви. Сложно, больно и страшно так жить, но приходится.. Дети растут без отцов, что отпечатывается и на их жизни тоже, матери измученные, голодные, но вечные жертвы, которые потом и не нужны никому.
Очень советую почитать❤️46518
Аноним6 июня 2013 г.Читать далееО повестях и рассказах Грековой с одной стороны очень трудно писать, так как они очень небольшие и очень простые. Но вот в это-то простоте и скрыта самая значимая и трудная штука — жизнь. А про жизнь писать легко, она вокруг нас. Жизнь — это люди, их судьбы, поступки, желания. Книги Грековой — про нас.
"Вдовий пароход" — это коммунальная квартира, где в каждой комнате проживают одинокие женщины. У всех разные характеры, разные судьбы. Каждая из них по разному устраивается в этой жизни. Нет, "устраивается" — плохое слово, совсем неподходящее для этих женщин. Они просто по разному живут. Ольга находит утешение и удовлетворение в музыкальных занятиях с детьми. Ада Ефимовна — в воспоминаниях и рассказах о своей былой славе и упоительных романах. Капа — в религии, а Панька Зыкова — в скандалах на коммунальной кухне (а впрочем, про нее мы мало знаем, очень уж она второстепенный персонаж). А вот у Анфисы вся радость и смысл жизни заключены в сыне Вадиме.
Вот и весь сюжет. Но горько от повести, горько...46309
Аноним18 августа 2014 г.Читать далееДля меня имя И.Грековой на обложке книги - 100-процентная гарантия отличной литературы! Качественной, нефальшивой, глубокой, жизненной, мудрой....
Не ошиблась и сейчас, когда из нескольких сот произведений, скачанных в киндл, выбрала эту, совсем небольшую, с хорошо знакомым названием, повесть..."Вдовий пароход" когда-то смотрела в виде спектакля из репертуара нашего местного молодежного (кстати, ОЧЕНЬ интересного!) театра, поэтому и откладывала чтение - казалось: знаю всё, неинтересно будет.... Но читала повесть как с чистого листа: то ли совсем это разные явления - книга и спектакль, то ли память захотела мне сделать подарок и дать возможность почитать Грекову "без спойлеров".
"Вдовий пароход" меня свозил в коммуналку, в военные и послевоенные годы... Благодаря автору повести, я прожила несколько судеб - одиноких, не очень счастливых, путаных, с ошибками, не гладких и не глянцевых. Женских судеб прежде всего. Повесть небольшая, а на тебя сваливается целый пласт забот, которые взваливали на себя русские (точнее будет сказать, советские) женщины того времени: как выжить, как выдюжить, как прокормиться, как свою жизнь устроить. В том числе, и личную.
И вот одна из тем, затронутых И. Грековой, меня зацепила больше всего: тема материнства, а точнее - тема, если можно так выразиться, плодов материнской любви. Я уже вдоволь наразмышлялась об этом при чтении вот этой повести. И вот опять.
В какой момент у любящей, самоотверженной матери должна сработать кнопка: "Не навреди!"??? И вообще есть ли ответ-подсказка на этот вопрос?
Есть о чем задуматься, да...UPD: Я посмотрела экранизацию повести.
Фильм 2010-го года, с удачно подобранными актерами: Нина Усатова, Галина Петрова, Татьяна Лютаева - хороши образы, созданные ими...
Экранизирована только часть повести, до Победы. Т.е. выросшего Вадима там нет, только младенец.
Фильм понравился. Он несколько театрализованный, но неплохо передана атмосфера того времени, состояние людей, особенно женщин....
Рекомендую посмотреть!42309