
СКАНДИНАВИЯ
Decadence20
- 276 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Мама знает что и как -
Кто есть друг, а кто есть враг;
Где пройдёт тропинка ровно,
Где опасный есть овраг...
Мама чувствует всегда,
Где удача, где беда
И на всякий случай дует
Даже в чашку, где вода...
Мамина любовь крепка -
То бушует, как река;
То весь мир объять готова,
Задевая облака...
Маминых инстинктов суть
Вспять никак не повернуть,
Когда знает, где ребенку
Будет легче в жизни путь...
Ценность маминой любви
В преданности, где все дни
Посвятить она готова
Детям... Помни и цени!!!
Простые, но важные, истины, подтвержденные не раз во все эпохи, не зазорно повторять в энный раз, воспроизводя их в культурной продукции... И пусть таких воплощений уже великое множество и, надеюсь, их число не иссякнет, ибо история задевающая в нас саму суть человеческой натуры и есть соль земли, смысл жизни и точка существования... Материнская любовь - вот главенствующая во все века культурная веха, прямо или косвенно проходящая через всю литературу... А уж фольклор сам по себе рождён в жаркой душе материнских инстинктов... От наскальных рисунков до яркости соцсетей именно материнская любовь ведёт основополагающую линию почти всех тех материалов, которые не просто так проходят мимо нашего сознания...
Материнская любовь иногда со стороны может казаться и жестокой, но всегда в её основе заложен код защиты дитя от всего, что только может представлять угрозу по мнению матери... И тут нельзя судить со стороны, ибо безграничная материнская любовь иногда требует неограниченных никакими правилами и законами действий...
Сказки и легенды не подвластны цензуре и, переходя из уст в уста, они рассказывают то, что на самом деле было, есть и будет, даже если это иногда вызывает дрожь... Скандинавская эстетика сама по себе не допускает особой нежности, ведь природа северного края и обычаи нации суровые и лишены многих сантиментов... Сельма Лагерлёф воспевает эту суровость с такой неистовой страстью, что даже нежность там сбрасывает панцирь и обнажает душу, что уже само по себе, необычно и красиво... Сказочный дух проникает в умы, а дальше все происходит по велению сердца... Все мы родом из детства и воздух фольклора делает своё дело...
5 из 5 - великолепие не имеет границ; талант не имеет лимита; восторг не имеет срока давности... Читать и перечитывать!!! Желательно в темноте под дерзким огоньком свечи...

Привлекла обложка сборника, на которой стоит ограничительный знак 18+. Это что же за сказочки такие? Не знаю, как остальные, но «Подменыш» Сельмы Лагерлеф великолепна. Стоит ли она того, чтобы читать только взрослым, хм… В произведении много жестоких сцен, но что-то мне подсказывает, что в наш век, детишки и не такое знают, а то и видят. В детстве читала Братьев Гримм, те еще «пугальщики», но ограничений тогда не было.
Троллиха подменила своего безобразного ребенка на крестьянского сына, мальчика с румяными щечками, белой кожей и шелковистыми волосами. Когда родители заметили подмену, отец хотел оставить тролленка в лесу, но жена настояла, чтобы он рос у них дома, иначе погибнет. Единственное средство, которое могло помочь вернуть красавчика- сыночка, это избиение страшненького тролля. Чем громче тот будет орать, тем скорее за ним прибежит мать и вернет крестьянского детеныша. Но добрая женщина никак не могла решиться на подобное, она и мужа остановила, когда тот попытался ударить подменыша. Более того, пошла не только против мнения любимого супруга, но и против всего общества. На глазах всей деревни собирала лягушек и крыс, чтобы прокормить ненасытного тролленка, а когда тому грозила смертельная опасность, то рискуя собственной жизнью, спасала малыша.
В чем же подтекст сей сказки? Почему-то была уверена, что автор попытается объяснить, что любой ребенок, которого ты воспитал, становится родным, но Лагерлеф совершенно неожиданно пошла совсем в другом направлении.

Во взрослом возрасте детские сказочки совсем по другому воспринимаешь. Я вот представляю насколько страшный и кровавый, или психологически напряженный фильм можно было бы снять. Вот из "Подменыша" вполне бы себе психологический тяжеляк получился, но концовка бы все испортила: для фильма хэппи-энд не нужен.
Правда и для сказки я бы его уж совсем счастливым не назвала: n-лет жизни прошло, репутация уже подпорчена, хозяйство развалилось... но тем не менее: главное, что было нужно людям в жизни к ним вернулось. Ребенок, любовь и вера друг в друга.
А ведь было все просто: уронила пара крестьян ребеночка, вернулась за ним, а вместо ребенка - тролленок, мало того, что жуткий и вообще нечисть, так еще и питается крысами да жабами. И вот такое чудовище с единственной мыслью "дитё ведь!" притащила жена крестьянина домой. Притащила и растила много лет, видя как теряют к ней уважение работники, как отворачиваются люди, что даже кошка обходит ее стороной. А муж, которого любит больше всего на свете все больше отдаляется и наконец совсем покидает ее. И за годы множество ситуаций выбора: просто не ловить для троллёнка крыс, чтобы умер с голоду. Оставить без присмотра, работники быстро забьют. Отдать мужу, чтобы понес чудищко на горном перевале, но чует сердце: сбросить хочет и обмануть себя не получается. Что ей в этом кроме потерянной жизни? Да ничего, только ничего умышленно злого не сделавшего тролленка ей жалко. Нет, она его не любит, просто для нее это невинное существо, которое не заслуживает смерти только за то, что оно не такое как мы, за то, что оно другой расы. И все ее страдания усиливаются, потому что троллёнок напоминает ей - самим своим присутствием ее потерянное (унесенное троллихой) дитя. Но при этом у нее нет в голове мысли типа: "я о троллёнке позабочусь, а кто-нибудь о моем сыночке" Тролленок лишь непрекращающаяся боль.
Тут можно долго рассуждать о том, что не так с психикой этой женщины, у которой совершенно отключился не только эгоизм, но и элементарное чувство самосохранения. Поговорить о гипертрофированном чувстве вины. Но так как сказка детская, то можно расслабиться и сказать, что эта женщина святая. А святым и положено быть не от мира сего ))
А сказку рекомендую - светлая она. Для детей хороша будет.













