
Ваша оценкаРецензии
Аноним3 октября 2020 г.Читать далеев последнее время не складывается у меня что-то с книгами Тендрякова, читаю через силу.
В далекой северной деревни при смерти Евлампий Лыков, председатель колхоза "Власть труду". Было он человек уважаемый не только в округе, но и по всей стране, на разных конференциях выступал. Казалось бы, жить да радоваться надо, но нет же. Вся жизнь Лыкова - бесконечный бой, с голодом, холодом, происками врагов.
Образ Пийко Лыкова очень сложный. С одной стороны, он хотел самого лучшего для себя и самых ближний людей, именно поэтому и начал организовывать колхоз ещё до начала официальной коллективизации. Но с другой стороны, часто для управления людьми выбирал драконовские методы, во время всеобщего голода не протянул руку помощи соседним деревням, не помог ни хлебов, ни работой. Даже с некогда любимым племянником Сергеем и то размолвка произошла.
Сложный характер Лыкова, сложные времена.... Кто прав, кто виноват - рассудит время45841
Аноним4 июня 2018 г.Владимир Тендряков – это мой писатель
Читать далееВсё больше убеждаюсь в том, что Владимир Тендряков – это мой писатель.
Возможно, это слишком самоуверенное заявление, после второй прочтенной книги. Первой было Владимир Тендряков - Свидание с Нефертити . Однако уверен в том, что не разочаруюсь. Ощущение, что вот нашел родственную душу, редко подводит. Так иногда бывает с человеком, вроде и знать его не знаешь, а после пары слов, понимаешь, подружитесь )))Конечно, очень хотелось бы сказать, что это один из лучших русских писателей второй половины 20 века, но я не большой знаток литературы. Поэтому просто еще раз скажу, что для меня Тендряков – это писатель первой величины.
Повесть «Кончина» вроде бы очень обычная, даже в принципе скучная вещь.
Сколько их было разговоров уже про бедную русскую деревню, про наше многострадальное сельское хозяйство. История села Пожары от начала века до зажиточных хрущевских времен не отличается от истории многочисленных сел и деревень, раскиданных по всей России. Перелом и кровь революции, коллективизация, голод, война, застойные времена.Но Тендряков сумел написать так эту историю, что она стала живой. И не из-за красочных описаний и точных подробностей. А потому что люди, которые создают эту историю, получились такие живые, настоящие.
История в этой книге нужна не ради самой истории, как оно было и почему. Хотя считать эту линию в повести слабой, будет ошибочно. История здесь нужна чтобы, прежде всего, рассказать о людях. И главы книги, недаром называются по именам.
Евлампий Лыков, Иван Слегов, Сергей Лыков, Аленка Студенкина и другие.О каждом Тендряков рассказал так, что знаешь их и понимаешь, как если бы каждого знал лично, если не больше. С каждым проживаешь жизнь, переживаешь за него, вникаешь в его горести и радости. Меряешь на себя мысли, желания, мечты этих людей. Забывая, что это книжные персонажи, это строчки на бумаге. Однако если западает в душу человек, значит он уже не просто набранный в типографии текст, что –то большее. Магия книги, что еще сказать.
И в каждом писатель видит огромный внутренний мир. Если он есть, конечно. Если человек не плывет тухлой рыбой по реке жизни. А мучается, идет наперекор, страдает, побеждает и проигрывает. Не важно, кто ты. Андрей Болконский, смотрящий в голубое небо под Аустерлицем, или бригадир Лыков, пересыпающий пшеницу в руке. Важно, как ты живешь, от заката до рассвета, или подальше заглядываешь. Вот, о чем толкует Тендряков.
А кому то писатель и пол главы не посвятил. Вот как, например жене председателя Ольге. Несчастной, высохшей женщине, придавленной авторитетом и величиной мужа. Несколько предложений и вся жизнь как на ладони. Да так, что сердце щемит.
Хочется сказать, что женщине в этой книге посвящено не мало строк. Честно, просто и откровенно. И хоть автор вкладывает в уста героев типичные мужские стереотипы про бабьи слезы и невысокие умственные достоинства, сам писатель неоднократно показывает понимание, как много сделано этими, с виду слабыми руками, как много выстрадано и вынесено.А как Тендряков пишет о любви! И физической страсти, редко кто так может писать о женской красоте! Так о душевном единении, когда до седых волос, когда к друг другу столько нежности и понимания, что дай Бог каждому.
Читать одно удовольствие!
Тендрякову удалось передать этот чудесный русский язык, на котором говорили в русской деревне. Словцо к словцу, как зернышко к зернышку. И про любовь и про сплетни, и про землю и про мечту. При этом нисколько не впадая в какую-то похабную клюкву, как вроде сейчас любят преподнести всякие евро- старушки, да прочие коренные жители села, которые и земли то не видели.
В этих речах, спорах, пересудах, рассуждениях слышишь настоящую жизнь, как она есть, веришь этому безоговорочно.Отдельно хочется отметить чтение этой книги Михаилом Горевым. Ох, как же хорошо у него получается! И песню споет, и над горькой закручинится, и матом пошлет, и частушку сбацает. Мастер, что и говорить!
361,1K
Аноним8 сентября 2022 г.В чем сила, брат?
Читать далееПрочитана вторая книга у Владимира Тендрякова и второе удачное попадание. Удивительно, насколько хорош язык писателя, насколько образен. Удивительно, что книга, критикующая советское прошлое написана в 1968 году и была тогда же опубликована. Удивительно, как же хорошо автор чувствует человека, раскрывает его внутренний мир. Удивительно, до чего же поздно я открыла для себя прозу Владимира Федоровича.
События начинают развиваться в середине 50-х прошлого века. Умирает председатель известного на всю огромную страну колхоза "Власть труда" Евлампий Никитич Лыков, сумевший создать государство в государстве, и с ним рушится его "империя" . Многим молодым даже невдомек, что грозного председателя, великого человека, которого уважали и боялись, некогда вся деревня знала, как Пийко , полубатрака, полурабочего, перебивающегося случайным заработком. "Засидевшийся в девках" тридцатилетний парень копейки за душой не имел, был не образован, но удивительно смекалист и проворен. Когда на селе только стали организовываться колхозы Пийко сразу же был выбран помощником председателя.
Второй главный герой повести, без которого Евлампий и не стал бы тем, кем стал, Иван Слегов. Иван один из немногих деревенских мальчишек, кто закончил гимназию. Отец его не был богат, но работал с утра до ночи, перебивался на квасе и хлебе только ради того , чтобы дать смышленому сыну образование. Уже после революции юноша вернулся в родное село. Вдохновившись трудами Лекутэ и Тимирязева, он мечтал о процветании родного края, а проштудировав работы Ленина, загорелся идеей настоящей "крестьянской революции" в отдельно взятом селе и во главе видел себя.
Судьба распорядилась иначе. Очень скоро колхоз в селе Пожары возглавил пронырливый, имеющий подход к людям, умеющий ладить с начальством, хитрый Лыков, а Слегов стал его правой рукой, а точнее мозгом. Сложные годы начала коллективизации, голод 30-х, Великая Отечественная, послевоенное время. Благодаря тандему Лыков-Слегов колхоз "Власть труда" не только не пришел в упадок, как многие хозяйства вокруг, но и процветал. Почему на одной и той же земле, под одним и тем же солнцем, можно сказать за забором, течет совершенно разная жизнь ? Почему одни сыты, а другие с голоду пухнут? Почему рядом существуют два колхоза-миллионера, но только один имеет прибыль, а другой два миллиона государству должен? Умеет Тендряков написать о хлебе так, что дух захватывает, а когда рассказывает через что пришлось пройти русским бабам после войны, ком в горле.
Однако книга не столько о становлении Советской власти и коллективизации сколько о человеческих характерах и отношениях, о бюрократизме, о нашем разгильдяйстве и безразличии, о крушении надежд, о том, как мечты превращаются в прах под тяжестью обстоятельств, но один смиряется, а другой идет до победного конца и о том какой ценой дается процветание.
P.S Для любителей аудио хочется добавить, исполнение Михаила Горевого выше всяческих похвал.
34510
Аноним17 марта 2017 г.Дважды забытая история
Читать далееСимволом произведения "Кончина" является бревно, которое бросили посреди двора еще до войны и так оно и лежало, зацвело и покрылось корочкой, мешая всем - от последней колхозной собаки до председателя. Тендряковский дух - то, за что цензура резала его произведения целиком, проявился в опубликованной в 1968 году "Кончине" в полной мере. Правда на фоне увидевшей свет в этом же году "Мастер и Маргарите" осталась незамеченной. Да и кого было уже удивить откровенными намеками пусть даже на почившего Сталина, ибо, судя по всему, председатель колхоза-миллионера и был списан с отца всех народов. 1968-й год вообще был сложен, прошел под знаком металлической техники, куда помимо советских танков в Чехословакии относятся многочисленные падающие самолеты (в одном из них был Юрий Гагарин), тонущие подлодки и т.д. Зато за границей были опубликованы многие знаковые произведения жанра фантастики, о чем счастливые советские читатели, как и о многом другом, даже не подозревали.
Если текстом Тендряков на все 100 процентов соответствует духу соцреализма - короткие четкие предложения, рассчитанные на второклассника, то некая неоднозначность и даже вязкость мысли могла предстать перед цензурой в каком угодно ракурсе. То есть, при желании из "Кончины" можно вылепить все, что душе угодно - от социалистической утопии до стандартного агитационного плаката. Поэтому именно за него впоследствии и ухватились перестроечные кинематографисты - фильм 1989 года получился типичным для того времени - грубым, шокирующим и однозначным. Фильм накладывает неизгладимый отпечаток, более того - он очень мешает чтению, начинаешь парадоксальным образом искать какие-то собственные оправдания советской власти. В моем случае такое впервые. Лежало то самое бревно всю войну, что несвойственно хозяйственному колхозу, но очень подходит созерцательному русскому менталитету. Вот и мы в итоге начинаем сочувствовать пьющим кока-колу.
В общем, во всех этих пертурбациях Тендряков не виноват. Написано четко, предельно просто, объясняется абсолютно все и вся, никаких недомолвок. Все больше убеждаюсь, что соцреализм - это не метод, а сборище неких однотипных людей. Естественно, вместе и в том качестве их собрала и явила миру исключительно эпоха, но все же. Даже такие люди как Зощенко или Шолохов, что по духу не соответствовали соцреализму, старались раствориться в толпе. Первый, правда, исключительно манерой написания, зато второй - содержанием. Да и не в этом дело. С приходом советской власти не изменился по сути русский дух. Стал рациональнее благодаря всяким плакатным клоунам, зато сохранил кучу ритуалов. Ходили по воскресеньям в церковь также, как потом просиживали на собраниях. Как теперь на выходных по театрам кабакам разбегаются.
30834
Аноним15 декабря 2017 г.Да здравствует колхоз «Власть труда»
1929 год. Где-то в центре России организуют колхоз. Председателя уже из города прислали, и он ведёт собрание.Читать далее
-- Товарищи! Как мы назовём наш колхоз? Можно "Путь Ильича". Или вот "Заря коммунизма" -- тоже хорошее имя. Какие будут предложения?
Колхозный интеллигент:
-- Нет! Давай лучше назовём его "Лопе де Вега"!
Председатель:
-- Ну-у-у... имя, конечно, подходящее. А почему именно Лопе де Вега?
-- Нравится: на "@#-твою-мать" очень похоже.Я всё понял про Владимира Тендрякова. Его книги не обязательно читать до конца. Начало бывает крутое, продолжение гораздо бледнее. В этот раз в конце стало вроде снова интересно, но не надолго. Финал просто никакой. Понятно почему: автор довёл рассказ до современности, не знает, что будет дальше, и вслед за Исааком Ньютоном отказывается измышлять гипотезы.
А начало-то по-настоящему захватывающее. С Дальнего Востока возвращается красный партизан и начинает строить в селе Пожары коммуну. И это ещё до официального начала коллективизации. А метод строительства у него один: партизанский.
Сегодня ко всяким таким "строителям" отношение вполне однозначное. Но, когда писал Тендряков, общество, воспитанное коммунистической пропагандой, оценивало их деятельность в целом положительно. Списывали "перегибы" на время и политическую обстановку, и это в общем-то легко понять. Но Тендряков, похоже, имел до некоторой степени иммунитет к пропаганде. Может быть, сказалась фронтовая закалка, может быть, что-то другое, не знаю, но он описывает этих "сельских пролетариев" без малейшей симпатии, не сглаживает углы и не пытается что-либо приукрасить. Правду пишет, это совершенно точно.
Народ у него, включая сельское начальство, вкалывает от зари до зари. И если нет результата, то это не их вина. Это вина системы. Вслух автор об этом не говорит, но это отлично чувствуется.
Вера людей в светлое будущее тогда достигла апогея и стала покруче веры христианской. И это тоже правда. (Ещё лучше это показано в бессмертном фильме "Служили два товарища".)Но на этом всё кончается. Деревенская романтика может кого-то привлекать, но не думаю, что многих тронет.
Советский производственный роман, да ещё и сельский, сегодня не в чести, и ясно почему. Время то прошло навсегда, проблемы колхозов и обкомов никого не волнуют, а навевают скуку. Не могу не вспомнить советский анекдот:
На колхозном отчётно-перевыборном собрании выступает председатель:
-- В прошлом годе мы засеяли сто га сахарной свеклОй, и её всю пожрала тля! В нонешнем годе мы засеем 200: нэхай вона подАвися!Не берусь судить, насколько правдиво описана жизнь работяг и начальства в колхозе-миллионере, но читать об их дрязгах скучно, скучно и ещё раз скучно. Предупреждал меня об этом Shishkodryomov -- и да, свидетельствую: он был совершенно прав. Даже не знаю, зачем дочитал книгу до конца. Вполне хватило бы и половины.
Очень современно описаны всяческие традиционные ценности -- их там целая тонна. Теперешние начальники могут черпать из книги большие куски для своих патриотических речей.
Тендряков написал книгу в то время, когда деревня начинала умирать. Уже были сделаны первые закупки американской пшеницы. Закупки канадской и австралийской последовали вскоре. Сельское хозяйство практически умерло и стало не в силах кормить страну. Думаю, автор сильно расстроился бы, узнав об этом. Но в то время надежда ещё теплилась.
В связи с этим не могу понять, почему не награждают высшими государственными орденами нынешнего министра сельского хозяйства? Или, если награждают, то как-то втихую, так что я об этом ничего не знаю. Россия теперь -- крупнейший экспортёр зерна в мире. Такого не было с царских времён. Конечно, министру помогает глобальное потепление, но результат есть результат, от него никуда не денешься. Министра надо наградить, причём с большим шумом. Жаль, президент не читает отзывы на Лайвлибе.Думаю, это последняя книга Владимира Тендрякова, которую мне суждено открыть. Предыдущая, "Свидание с Нефертити", мне куда больше понравилась.
13770
Аноним20 июня 2022 г.Читать далееИстория рассказывает нам о периоде становления и развития небольшого и среднестатистического села Пожары. В послереволюционные годы председателем назначают Матвея - он человек бывалый, солдат и ярый коммунист. При этом тот факт, что он не умет толком ни считать, ни писать односельчан не волнует, зато благонадежный. Матвей начинает вести войну с «недобитками» и кулаками. Под раздачу попадает и Иван – такой же крестьянин, как и все, но обладающий, как сейчас бы сказали, предпринимательской жилкой. На выручку от продажи одной лошади он разворачивается и со временем становится миллионером.
На этом моменте я, честно скажу, начала разочаровываться, но односельчане вовремя начинают понимать, что одними лозунгами «бей контру» детей и скотину не накормишь. Можно было бы подумать, что вот сейчас люди образумились и должны выдвинуть умного Ивана, но нет - председателем воцаряется Евлампий Лыков. Благо он прекрасно осознает, что без советов Ивана он не вытянет село, поэтому берет его в бухгалтера.
Крестьяне, так долго ждавшие землю и, наконец, её получившие совсем не хотят на ней пахать. А зачем? Ведь урожай общий, вот и пусть кто-то пашет и его кормит. Через многие трудности приходится им пройти, чтобы вывести на должный уровень колхоз. Идут годы, подрастает следующее поколение, за спиной война, а впереди тяжелое восстановление.
Но не всем пошла на пользу сытая жизнь. Нужна помощь соседнему колхозу, но помогать никто не хочет. Прошли уже те времена, когда кулакам кричали, что все общее – у нас коммуна. Общее это было с ними, когда своего ничего не было, а теперь как своим делиться с кем-то? И встают лозунги: «кто не работает, тот не ест», а инвалиды, старики и дети пусть ложатся и умирают.
Книга мне понравилась, удивлена, что её не «убила» цензура. В конечном счете, любую деревню, любое хозяйство вытягивает образование и труд. А не те, кто громко кричат и пяткой бьют в грудь своего «я».8568
Аноним9 июня 2018 г.Читать далееРассказ о жизни крепостных рабов в 20 веке. Страна вроде как запускает Гагарина в космос, уже есть ядерная бомба чтобы грозить супостатам. На проклятом западе любой негр может пожрать в Макдональдсе, пассажирские самолёты летят через Атлантику а тут дети со вздутыми животами пухнут от голода, бабы пекут лепешки из травы, а те кто помоложе чтобы не подохнуть с голоду отдаются барину (председателю колхоза) за эти лепешки. Первая мысль о том как можно было довести аграрную страну до такого состояния автора похоже даже и не волнует. Нет. Он видит проблему на местах. Вот пожарцы молодцы, у них крепкий колхоз, вроде сыты и на фоне соседей Петраковцев подыхающих с голоду это круто. А то что у них вместо зарплаты трудодни так это ерунда. Боремся с частной собственностью. У них даже паспортов нет, зато клуб отстроили и кино по выходным крутят. Собаку в самолёте провезти можно а колхозника нельзя, паспорта нет. Об этом молчим.
Конец тоже непонятный. Ну умер старый председатель есть молодой, продвинутый. Может действительно теперь заживём?
Да не тут то было. Перспектив у колхоза нет. Собирай не собирай ты элитные семена, а сама идея коллективного хозяйства привела к тому что СССР был вынужден закупать хлеб у своих идеологические врагов - капиталистов. Молодёжь побежала из колхоза не потому что председатель плох а потому что паспорта дали.
Вообще понравилась некоторая реалистичность в описании крестьянской жизни, живой язык, хорошо схвачены характеры. Но от этого реализма только глубже становится видна трагедия простого человека которому выпало несчастье родиться даже не крепостным а именно рабом в советском колхозе.3502