Рецензия на книгу
Кончина
Владимир Тендряков
Аноним17 марта 2017 г.Дважды забытая история
Символом произведения "Кончина" является бревно, которое бросили посреди двора еще до войны и так оно и лежало, зацвело и покрылось корочкой, мешая всем - от последней колхозной собаки до председателя. Тендряковский дух - то, за что цензура резала его произведения целиком, проявился в опубликованной в 1968 году "Кончине" в полной мере. Правда на фоне увидевшей свет в этом же году "Мастер и Маргарите" осталась незамеченной. Да и кого было уже удивить откровенными намеками пусть даже на почившего Сталина, ибо, судя по всему, председатель колхоза-миллионера и был списан с отца всех народов. 1968-й год вообще был сложен, прошел под знаком металлической техники, куда помимо советских танков в Чехословакии относятся многочисленные падающие самолеты (в одном из них был Юрий Гагарин), тонущие подлодки и т.д. Зато за границей были опубликованы многие знаковые произведения жанра фантастики, о чем счастливые советские читатели, как и о многом другом, даже не подозревали.
Если текстом Тендряков на все 100 процентов соответствует духу соцреализма - короткие четкие предложения, рассчитанные на второклассника, то некая неоднозначность и даже вязкость мысли могла предстать перед цензурой в каком угодно ракурсе. То есть, при желании из "Кончины" можно вылепить все, что душе угодно - от социалистической утопии до стандартного агитационного плаката. Поэтому именно за него впоследствии и ухватились перестроечные кинематографисты - фильм 1989 года получился типичным для того времени - грубым, шокирующим и однозначным. Фильм накладывает неизгладимый отпечаток, более того - он очень мешает чтению, начинаешь парадоксальным образом искать какие-то собственные оправдания советской власти. В моем случае такое впервые. Лежало то самое бревно всю войну, что несвойственно хозяйственному колхозу, но очень подходит созерцательному русскому менталитету. Вот и мы в итоге начинаем сочувствовать пьющим кока-колу.
В общем, во всех этих пертурбациях Тендряков не виноват. Написано четко, предельно просто, объясняется абсолютно все и вся, никаких недомолвок. Все больше убеждаюсь, что соцреализм - это не метод, а сборище неких однотипных людей. Естественно, вместе и в том качестве их собрала и явила миру исключительно эпоха, но все же. Даже такие люди как Зощенко или Шолохов, что по духу не соответствовали соцреализму, старались раствориться в толпе. Первый, правда, исключительно манерой написания, зато второй - содержанием. Да и не в этом дело. С приходом советской власти не изменился по сути русский дух. Стал рациональнее благодаря всяким плакатным клоунам, зато сохранил кучу ритуалов. Ходили по воскресеньям в церковь также, как потом просиживали на собраниях. Как теперь на выходных по театрам кабакам разбегаются.
30834