
Ваша оценкаРецензии
MyrddinEmrys10 октября 2025 г.Чем увлекательнее, тем глубже,
Читать далееи это закон. Но по порядку.
Начинать читать цикл (заодно и знакомство с автором), наверное, надо не с тринадцатой по счёту книги. Но тринадцатая (да любая из тех, что не первые) может быть показательной. Что показало чтение?1) Добротность. Не слишком закрученный, плотный и ровный детективный сюжет. Где-то предсказуемый. Но детективные сюжеты - как и любые сюжеты - я ценю не за твисты. Образы героев тут живые и яркие, каждый действует от начала и до конца в соответствии со своим характером и принципами, не разочаровал никто.
2) Атмосфера. Вот это уже ценнее, на мой взгляд. И то, что события разворачиваются в провинциальном британском городке XII века, и то, как спокоен авторский слог, - всё это делает произведение обволакивающим, мелодичным, тёплым. Финал романа впечатление закрепляет.
3) Безоценочность. Трудно найти английского писателя, которого бы не триггерила тема католичества в любом виде. Даже если это всего лишь фон для событий сюжета - такое у них, видимо, воспитание. Это либо с трудом сдерживаемое критиканство, либо - гораздо-гораздо реже - яркая апологетика. Здесь ни того ни другого нет, но образы монахов и главная роль одного из них вполне говорящие.
4) Смысл. Я не люблю книги без смысла, без идеи. Даже если это сферический детектив, он не может быть бессмыслен (точнее, может, но я его тогда не дочитаю). Напротив: детектив особенно должен содержать идею - и "Роза в уплату" содержит её. Верность принципам и стойкость перед лицом угроз в результате приносит счастье - всё довольно легко читаемо и ясно. На это счастье читателю даётся только намёк, но весьма прозрачный. И то, что автор его не разжёвывает, тоже хорошо.
Читать было приятно. Теперь, пожалуй, можно и с самого начала взяться за этот цикл.
65208
Uchilka13 декабря 2018 г.Читать далееИнтересные и тёмные эти времена, Средневековье. Особенно, когда ты сидишь в современной квартире, а далёкий XII век глядит на тебя с экрана ридера. Жизнь и быт английской глубинки, в частности бенедиктинского монастыря, довольно трудно себе представить теперь, в наш век. Девять столетий разницы! И всё же... Мудрость, алчность, доброта, желание защищать близких, честолюбие, зависть, смирение - всё то, что никогда не меняется, сильно сближает героев книги с нами, читателями любой эпохи. И здесь существенный вклад вносит сам автор. Эллис Питерс создаёт свой роман в очень мягкой манере. Следуя за сюжетом, она опирается в первую очередь на людей, на описания того, что видит глаз. Её перо создаёт картину скорее идиллическую, чем реалистичную. Кроме того, оно обходит все острые места. Есть такой приём, который часто используют в фотографии, когда на передний план выводится какой-то объект, а остальной кадр остаётся размытым. Вот так и Питерс: она обращается к хорошему, а вещи некрасивые, жестокие, грязные, так же являющиеся частью той жизни, остаются вне её текста. С одной стороны, хорошо, потому что ничего не ранит, а с другой - отсутствует эффект погружения в эпоху.
"Роза в уплату", как ожидалось, оказался спокойным, весьма неторопливым романом, в котором тихо и нежно переплелись любовь и преступления. Основа сюжета изящна, как любая древняя легенда. Молодая богатая вдова, потерявшая мужа и ребёнка, решает подарить монастырю одно из своих владений. В документе, регулирующем этот вопрос, прописано единственное условие: каждый год в один и тот же день, когда отмечается местный церковный праздник, монахи обязаны приносить вдове цветок розы, срезанной с куста у её бывшего дома. На память. И вот однажды этот куст пытаются уничтожить, при этом погибает один из монахов. Далее повествование идёт плавно и неспешно, без какой-либо интриги. Злодея искушённый читатель найдёт сразу, задолго до того, как главный герой книги, мудрый брат Кадфаэль, озвучит свой вывод.
Поскольку этот самый брат Кадфаэль - человек в моей жизни новый, к первой книге о нём приходится подходить осторожно, без излишних восторгов (коих, впрочем, нет) и не сильно критикуя - мало ли, как там оно дальше будет. К счастью, старт получился неплохим. У книги, безусловно, есть недостатки, равно как и достоинства. Одно бесспорно - читается она быстро, легко и оставляет читателя в ровном состоянии покоя. Тем, кто любит динамику и загадки, точно не сюда. А я продолжу читать цикл. И не столько по игровой необходимости, сколько из-за желания узнать, что за человек такой - Кадфаэль. После этой книги (между прочим, 13-ой в серии) образ, к сожалению, совершенно не чёткий.
41504
Penelopa212 декабря 2021 г.Читать далееОчередная история про отца Кадфаэля основана на довольно хитрой юридической ситуации. Молодая вдова, потерявшая и мужа, и неродившегося ребенка отдает половину своего имущества Шрусберийскому аббатству. За очень символическую плату – раз в год она получает прекрасный цветок с розового куста, цветущего в саду аббатства. Так проходят три года. И вдруг... Что произойдет, если розовый куст будет уничтожен? Она не сможет получить свою плату и это основание для расторжения договора? И тогда она возвращает все свое имущество, становится богатой вдовой, а за три года горечь потери должна улечься и вдова может выйти замуж второй раз. Вот такой коварный план созрел в чьем-то алчном мозгу. Меня смущает один вопрос – если сама вдова не желает расторжения договора, а судя по тексту романа она не желает этого расторжения, может ли третье лицо помимо ее воли заявить о недействительности договора? Даже если ежегодная плата не получена? Очень шаткое основание на мой взгляд. И уж явно не повод для нескольких убийств, последовавших за покушением на куст. Конечно, речь идет о законодательстве двенадцатого века. но здравый смысл никто ведь не отменял?
Но это, пожалуй, единственное, что меня смутило в этом романе. В остальном все как всегда – симпатичные характеры, поиск преступника, ложные следы, убедительные доказательства. Дружный тандем брата Кадфаэля и Хью Берингара распутывает очередную загадку.
28199
KontikT18 февраля 2022 г.Читать далееИ опять брат Кадфаэль , на этот раз со своим другом шерифом Хью Берингаром расследуют убийство и запутанное дело.
Убит монах возле куста, который фигурирует в финансовом деле, так как роза с него является уплатой каждый год за собственность вдовы, подаренной ею , как раз за цветок с этого розового куста.
А потом начинают происходить вообще непонятные события- пропадает эта вдова. Под подозрением многие претенденты на ее руку и деньги. В книге есть интересные персонажи, на которые хочется обращать внимание, интересный сюжет и интересные события.Но конечно как всегда более интересно следить за шагами Кадфаэля предпринятыми в этом деле. Очень своеобразный он человек- замечает то, что другим не видно, а тут еще и разговоры с Хью, которые всегда очень занимательны, так как они всегда дополняют друг друга, а часто мыслят одинаково и следить , как с полуслова им понятно все, очень любопытно. Конечно не обойдется без романтической линии. Впрочем, на руку и сердце вдовы заглядываются многие, даже тот монах, который и был убит.Но окончится все очень даже вроде хорошо, хочется в это надеяться. Неплохой роман, как и вся серия, которую я с удовольствием читаю. И хотя события в ней не очень приятные, и само время , в которое происходит все это тоже не располагают к расслаблению, но автор хоть и пишет про убийства, описывает войну за престол, описывает это так, что читаешь и расслабляешься с книгой. Всегда интересно.26257
EllenckaMel23 октября 2025 г.Читать далееЭта история понравилась. Здесь не было ни войны, ни политики, а просто история о любви и деньгах. Богатая, молодая вдова является для многих лакомвм кусочком. И ещё странное условие для передачи дома монастырю. Когда женщина пропала, то возникло слишком много подозреваемых и кто виноват не было понятно до самого конца. Ей же очень повезло и история закончилась очень хорошо.
Это именно детективно любовная история. Немного в паре моментов казалось, что брат Кадфаэль немного не додумал и не доделал. И может быть некоторых преступлений может быть можно было избежать.1234
DarkGold10 июня 2018 г.Эллис Питерс «Роза в уплату»
Читать далееЗдесь отличий от снятой по книге серии тоже было немного – хоть серию, как обычно, и постарались сделать немножко жёстче, чем книгу. В частности, в книге Джудит была гораздо более терпелива со своими женихами, а похититель обращался с ней более галантно. Мастера Найалла, который большую часть серии был главным подозреваемым, в книге никто не подозревал ни минуты, и если в сериале о нём любили распускать слухи, то в книге горожане его вполне любили и уважали. История смерти его жены и мужа Джудит в книге тоже мягче – хотя в книге сказано, что после смерти мужа у Джудит от горя случился выкидыш, а в сериале про её беременность ничего не было.
В книге у Майлса была невеста (пусть это и был скорее брак по расчёту), и жениться на Джудит он (в отличие от большинства, хе-хе) не мечтал. Про Джудит, кстати, в книге сказано, что хоть она и притягивает взгляды, но красавицей её назвать нельзя, – а в сериале она явно позиционируется очень красивой женщиной (да и выглядит красивее многих – даже тех, кто в книгах описан гораздо красивее неё, как, к примеру, Эрмина Хьюгонин).
Розовый куст в книге пытались погубить иначе, чем в сериале. А в конце погубили так же – но события, сопутствующие разоблачению преступника, были менее зрелищны и драматичны.
Вопреки обыкновению, в сериале было в конце более определённо, чем в книге, про образовавшуюся пару – хотя и в книге понятно, что всё у них теперь сладится.
Бронзовая застёжка пояса, которую Найалл чинил для Джудит, в книге была описана очень красивой, действительно «тонкой работой» (эмалевый рисунок, всё такое), а в сериале, что забавно, про тонкую работу сказано, но по виду такого совсем не скажешь. Хотя в других сериях красивые украшения и драгоценности вполне были показаны.
Завораживающе было описано ночное путешествие по лесу. Там, кстати, был случай, не нашедший отображения в сериале.
Больше было в книге про страдания влюбившегося в молодую вдову брата Эльюрика.
Но вообще, да, расхождений немного. Книга, как всегда, очень хорошая.9271
PolinaArina7 октября 2024 г.Настроение утонченной романтики
Читать далееЭта повесть о брате Кадфаэле на мой взгляд более романтична, чем многие другие. Всё дело в образе вдовы Перл, вокруг которой, а вернее вокруг её имущества, разыгрываются страсти и совершаются преступления. Это изысканный образ, это редкая женщина. Она не особо красива, но обворожительна со своей короной светлых волос, серыми большими глазами и прямой осанкой. Хотя и не дворянского сословия, она сдержанна благородно, рассудок и выдержка не изменяют ей в самых опасных ситуациях. Она рассудительна, нетороплива с выводами. Несчастная в личной жизни, она держится спокойно и с достоинством, не жалуется, не срывается на близких, не торопится принимать решения, не возмущается бестактностью своей болтливой тётушки, глупостью и напором поклонников. Эллис Питерс строит повесть вокруг неё, и тихое очарование Джудит Перл создаёт настроение утонченной романтики. Для меня поэтому "Роза в уплату" стоит особняком среди всех повестей о брате Кадфаэле, тоже приятных и уютных, историчных и интересных.
870
raduzhka31 июля 2017 г.Читать далееЯ очень люблю детективы, и совершенно случайно взяла в руки эту книгу. Оказалось, что этот детектив. Непритязательный, спокойный, где-то очень предсказуемый, но мне он понравился. Повествование идет прямой дорогой, преступление раскрывается постепенно. И ни одна деталь не появляется просто так.
Приятные второстепенные персонажи. Отец Кадфаэль вызывает только положительные эмоции, как и шериф.
Из недостатков, не портящих впечатление - приметы времени присутствуют, в основном это имена. Я все время следила за этим, услышав в самом начале год, но ощущение, что события происходили недавно.
И вдова Перл тоже ведет себя странно: "того боюсь, этого не боюсь, то себе хочу сохранить честь, то спасти другого". Это местами сбивает с толку.
В этом детективе все решает один левый сапог. И это, как не странно, очень хорошо.
Я начала с этой книги, и теперь думаю прочитать остальные истории об отце Кадфаэле6123
MarinaMadlen10 ноября 2025 г.«Я бежал к чему-то, а не от чего-то.»
«Тихий пейзаж с рекой, дремлющей под послеполуденным солнцем… Разве могли существовать в таком чудесном мире злоба, убийства, похищения?»Читать далееВ 1142 году лето явно запаздывало, а солнце и долгожданное тепло не спешили согреть эту землю, подбодрив не только замершую природу, но и людей, не знающих чего ожидать от энергичных, но непредсказуемых военных действий короля Стефана.
А потому мысли брата Кадфаэля были заняты вполне обыденными и приземленными вещами, касающимися его любимых грядок, а также думами о знаменитом кусте роз, обеспечивающим существование монастыря именно в Форгейте, доме с садом. Успеют ли распуститься розы к 22 июню, дню, когда надлежит принести условную плату в качестве одной белой розы вдове Перл?
Джудит Перл когда-то была счастлива именно здесь. И здесь же потеряла все: любимого мужа, так и неродившегося ребенка. Единственная наследница самого крупного сукновального дела в городе, она посчитала, что этот дом должен стать вместилищем Бога и вновь наполниться светом.
Молодая и богатая вдова - лакомый кусочек до охочих до легких денег женихов, а дом в Форгейте - приличная часть этого состояния, которое неудачливые претенденты уже считают своим. На какие страшные вещи они готовы пойти ради своей цели? Может, запоздалое лето намеренно не спешило, чтобы отсрочить гибель белоснежных бутонов? Чтобы не замарать их человеческой кровью? Чтобы не убить надежду?
Конечно, к расследованию преступлений будут подключены представители правопорядка, но именно смекалка, прозорливый ум, рассудительность, наблюдательность и кое-какие навыки брата Кадфаэля помогут раскрыть все тайны и грани произошедших злодеяний.
«Справедливость — вещь превосходная, но только не тогда, когда она приносит больше вреда жертве, чем обидчику.»У вас бывало такое, что в книге одно время года, а ощущается совершенно другое? Куст роз собирается расцвести, а я вижу сад, готовящийся заснуть, укрывающийся увядающими листьями и умирающей травой. В этой книге какое-то осеннее настроение, располагающее к размышлениям. Она неторопливо-одухотворенная, направленная внутрь, заглядывающая в душу, наполненная достоинством и изяществом слова. Книга мыслей, а не действий (ошибочно, конечно), желаний, но не их осуществлений.
«Нельзя относиться к монашеской жизни, как к вынужденному решению, к которому толкает безысходность, а вы делаете именно это. Уходить в монастырь можно, лишь если есть искреннее стремление посвятить себя богу, или не следует уходить вовсе. Мало одного желания бежать от мира, нужно гореть желанием жить жизнью, заключенной в монастырских стенах.»Несмотря на то, что одно из преступлений совершается в стенах монастыря, расследует его монах, никаких проповедей или навязчивых рассуждений о вере не будет. Но при этом на протяжении всей книги звучит очень важная мысль - путь к чему-то или кому-то должен быть осознанным. Только познав мир, себя и свои желания, ты сможешь сделать осмысленный выбор.
«Ты говоришь правду, как видишь и понимаешь ее. Потому что правда — очень непростая штука, сын мой, и человек может ошибаться, его ум несовершенен.»Кто-то алчный и мелочный посчитал, что роза - слишком малая плата за владение домом. Кто-то даже не задумался, что вещи имеют разную ценность для разных людей. И сама Джудит - отнюдь не вещь.
Роза, как память о счастливых временах. Роза, как символ любви, которая не угасает и расцветает вновь и вновь. Роза, как плата, равноценная огромному состоянию. Роза, как надежда, которую дарят заботливые руки. Роза, как лучик солнца в самый хмурый день. Белая роза - Розальба - улыбка на маленьком детском доверчивом личике. И уже не шипы, а бархатные листья нежно обнимают сердце.
524