
Ваша оценкаРецензии
Аноним11 апреля 2024 г.Читать далееСамый большой плюс этой повести - она короткая.
Действие повести происходит в 1933 году. Европа. Время очень неспокойное. Гитлер уже развернул вовсю свою деятельность. Главной темой последних дней стал выход Германии из Лиги Наций. Поговаривают, что после укрепления линии Мажино, возможно начало войны против Гитлера. Но возможная война не повод отказаться от развлечений. Поэтому и фильмы снимают, и театры работают, и кабаре. Люди живут на всю катушку))
Однажды в доме Кристофера Ишервуда раздается звонок. Звонили из киностудии "Империал Балдог".И звонивший довольно-таки странный. Да и разговор получился странным и сумбурным. О самом Кристофере никаких точных сведений у звонившего нет, но все равно Ишервуд им нужен. Очень нужен, чтобы причесать снятую после третьего представления "Фиалку Пратера". И то,что Ишервуд не имеет никакого отношения к кино, и то, что он не знаком с Фридрихом Бергманном и не знает,кто это такой, не останавливает звонившего. Он хочет, а точнее его патрон-господин Чатсворт хочет Кристофера Ишервуда.
И Кристофер сначала отказывается, ведь у него сейчас в процессе его новая книга и ему не до авантюр. Но когда звонит Фридрих Бергманн, который уже почти успел вляпаться в неожиданности)) и прямо-таки насел на Кристофера, не дав ему опомниться, Ишервуд спешит на встречу к новому знакомцу и со всего размаха попадает в эту новую для него авантюру с мюзиклом. Но сначала знакомится с чванливым ̶и̶ ̶о̶ч̶е̶н̶ь̶ ̶н̶е̶п̶р̶и̶я̶т̶н̶ы̶м̶ ̶т̶и̶п̶о̶м̶ господином Чатсвортом и австрийским режиссером Бергманном. Бергманн просто душка)) Весь подвижный, неспокойный, громкий, но интересный и часто очень колючий на язык.
Ну а дальше: "Да будет фильм!"
Нам расскажут и покажут кухню кинематографа. Жизнь на съемочной площадке, интриги, ссоры, капризы актрисуль и не только. Думаю, эта часть будет интересна тем, кому нравится читать о киношной кухне.
Не смотря на легкий язык, местами что-то похожее на юмор, повесть мне не понравилась. На этом я закончу своё знакомство с Ишервудом, не моё, совсем.109811
Аноним30 октября 2023 г.Водевиль на фоне жизни
Читать далееПочему-то это название запало мне в память - видимо, на фоне обсуждения в какой-то группе. Прям занозой сидело - и когда я увидела аудио...
Несколько раз менялось настроение произведения - и мое отношение к происходящему. Уложить в одно предложение "Автор расписывает свой опыт (или фантазии - тут немного непонятно) работы на съемочной площадке в качестве сценариста" - будет очень поверхностно. Казалось бы - произведение занимает всего 100 страниц, даже не могу его обозвать ни рассказом, ни повестью. Но...
С самого начала повествование принимает какой-то бытово-комический тон. Кристоферу Ишервуду поступает предложение выступить сценаристом для перенесения на экран фривольной пьесы в стиле немного "Моей прекрасной леди" - собственно, "Фиалка Пратера". Он изначально относится к этой работе совершенно несерьезно - как к полной халтуре - но знакомится с уникальной личностью: режиссером Бергманом. Не совсем тем, о ком сразу думается, здесь он - Фридрих и австриец. *Хотя у меня есть подозрение - что это тоже личность не выдуманная) С исчерпывающей резолюцией- А как я его вообще узнаю?
- О, сэр, - посыльный многозначительно улыбнулся. - Подобного господина невозможно не распознать.
И вся их работа с Бергманом - наверно, моя любимая. Восхитительно жирными и уверенными мазками выписан этот образ увлекающегося творца - с его громогласным голосом и театральными жестами. Как он буквально занимает роль отца и сначала попрекает Кристофера, что тот живет с матерью и не может выбраться из-под опеки, а потом - переносит это на англичан вообще. Как учит выкладываться и вкладываться даже в такую халтурную работу. Как он говорит
Лелеять нашу хилую "Фиалку..."Ну а потом идет - совершенный мультфильм "Фильм, фильм, фильм". Полное описание съемочной площадки со всеми ее деталями, скрытыми от зрителя: стервами-примами, монтажерами, которые мнят себя единственными творцами, продюсерами... Декорациями,которые возводятся во время съемок. А уже произошел переход к звуковому кино, но не все успели к этому привыкнуть - и происходят забавные казусы: то запишется звук молотков плотников, то - скрип операторской тележки, то тень микрофона влезет в кадр. Как сказано в книге
Словно призрак нависает и подслушиваетТакие - абсолютно рабочие моменты...
Тут я пришла в небольшое недоумение. Ну - интересно, ну - познавательно - и? И тут стоит вспомнить, что Бергман - австриец, и в Австрии осталась его семья, а на дворе - середина 30х годов. И - грянуло... И вот эта финальная часть - переворачивает все и ломает весь настрой, и сдувает всю мишуру... И все происходящее дальше - очень правдоподобное, очень честное и очень показательное...
Занятное произведение - которое изначально брало очень несерьезный тон (возможно, как заглавный водевиль), но потом... И не сообразишь, ради какого посыла все писалось - сейчас мне кажется, что ради финального. С мощной цитатой
Это сейчас вам кажется, что вас это не касается. Но придет время...На 100 страниц собрала много цитат - потому что они мне запомнились. Как Ишервуд пишет, как рисует и вырисовывает свои картины и портреты. Не скажу, что я осталась в полном восторге - но это было довольно ярко и образно. Порекомендую - ценителям классических рассказов, которые знают, что самый небольшой рассказ может вмещать целую вселенную. Интересующимся изнанкой творческих процессов - тут это подано из первых уст. Ну и - интересующимся историческим периодом 30х годов в Европе - тут этого порядочно.
Слушала в исполнении Константина Королькова - что буду рекомендовать и вам. Мне хватило на полторы прогулки, читает он хорошо и вовлеченно, да и еще оживляет подобный "автофикшн". Произведение совсем небольшое, и 100 страниц заняло где-то 3-4 часа аудио. И то потому, что очень много было невероятно подробных сносек на немецких политических деятелей вроде Димитрова. Хотя, может, кто-то возьмет произведение и ради этого...109809
Аноним16 июня 2022 г.Пауки среди фиалок
Читать далееВообще, ишервуд просто неистово писал о своем житье-бытье, как я погляжу. Такого вот сорта-вида писатель, в отличие, от чехова, к примеру, который вовсю полоскал личнуху друзей-приятелей, знакомых и разных мимопроходящих. То есть я не осуждаю ни разу и никого, если что. Наоборот мне даже нравится. Значит, вот.
И снова германии в судьбе простого и молодого английского писателя к.и. На этот раз в виде кинематографа. В виде приглашенного мэтра из германий, раз уж к.и. владеет немецким языком. То есть добро пожаловать на съемочную площадку за зарплатой сценариста и в качестве няньки для иностранного гения.
А ситуация в мире, знамо какая. Нацистская гидра уже вовсю подняла головы, уже затоптали австрии, а у гения там семья, и у жены так себе происхождение в безжалостном свете арийской доктрины. Но киношный капитализм не знает слов жалости и сочувствия, ровно на пять минуточек, не больше. Так что камера запущена - мотор, пленка бешено крутится и на ней расцветают фиалки. Нда.
В общем, никого из начальников не волнует чужое горе. Так что к.и. учится писать сценарии и изо всех сил дружит со страдающим гением, в котором обрел родственную душу.Еще тут описан момент. Можно назвать это магией кино, но это скорее магия гения, магия настоящего мастера. Когда из дико пошлого сценария и с так себе актерами получается на выходе, если не шедевр, то нечто весьма завораживающее. Да такое, что французские коммунисты игнорируют идеологически правильную советскую фильму о трактористах, несмотря на технические чудеса съемки, и ходят-ходят на просмотр так себе мелодрамки о любви продавщицы фиалок и принца фиг пойми какой страны в маске-инкогнито.
Хорошо написано про пожирание людей. Киношный гений, как и чехов, неистово жрет личнуху окружающих. Даже жаль было его бедную секретаршу, которую он просто высасывает как паук муху-цокотуху, то есть она рассказывает ему все, буквально все о себе, чуть ли не до цвета нижнего белья. И вся эта, казалось бы, ниочемная информация идет в копилку вдохновения. К.и. тоже подвергся коварному нападению, но устоял. Подозреваю потому, что прекрасно мог и сам написать о своей личнухе, чем и занимался, если кто в курсе его творчества.
Короче говоря, эти творческие люди, особенно, таланты и гении - те еще монстры. Те еще ненасытные пауки со сложной сетью паутины посреди фиалок и прочих цветущих зарослей, высасывающие жизнь, силы, энергию, чувства и эмоции из обычных людей. Всяким мухам-цокотухам надобно остерегаться, в общем.
701K
Аноним12 августа 2022 г.Как Крис сценаристом работал...
Читать далееДело было в конце 1933 года, когда в Европе накалялись тучи над миром и Гитлер уже активно строил свои чудовищные и амбициозные планы. Газетные заголовки пестрели громкими и страшными новостями, накликая еще большую сумятицу и панику, а молодой Кристофер писал какую-то книгу, уютно устроившись дома, где мать и брат составляли всю его жизнь. И тут прозвенел телефонный звонок, разделивший его жизнь на до и после Бергмана. И Кристофер, со всей отчаянностью юности смело погружается в новое для себя направление, попадая скорее не под очарование синематографа, а под харизму фееричного, эрудированного и артистичного режиссера, того самого Бергмана. Тут можно увидеть несколько важных идей, доносимых до нас Ишервудом.
Первое. Исторический фон - ужасные и все более тяжелые политические перемены, которые коснулись кого-то, но не героя, потому ощущаемые слабенько, на периферии, но ощущаемые. Особенно когда более инертный и при этом честный Бергман спокойно разносит по полочкам все теперешнее и ближайшее будущее, все чаяния и страхи, все то, что воспитанный и цивильный британец боится выразить вслух. Со сравнениями, аллюзиями и рассуждениями на тему.
Второе. Как розовые грезы синема и СМИ переустанавливают приоритеты. Где-то смерти и диктат, а у героев - дурацкая и бессмысленная комедия про нового Пигмалиона. И именно она перемалывает их центрифугой, а вовсе не мировые события.
Третье. Точка соприкосновения эрудированных и глубоко интеллектуально развитых с поверхностными и не особенно умными, но внешне более вразумительными, заваренная на крупные деньги и жестоких и психологически жестких дельцов, умеющих выжать слезы у камня - это фильм, и неважно насколько он дурацкий...
Отдельно скажу про "уморительную одиссею", обещанную аннотацией. Одиссея - метафора длительного путешествия с приключениями, обычно под словом "одиссея" подразумевается что это путешествие происходит не по желанию путешественника и что в конце путешествия путешественник возвращается домой. Этого тут нет от слова совсем. Во-первых, особенного путешествия, даже аллегоричного тут не описано, как и возвращения домой - парень изменился, вырос и что-то пересмотрел благодаря режиссеру. И все же желание героя к путешествию было заметно, как и энтузиазм. Далее, к слову "уморительно" обычно применяются эпитеты - смешно, забавно, потешно, смехотворно, комично. Было ли тут что-то из этого? Нет! Герой, конечно иногда довольно саркастически к себе самому, прошлому, относится и описывает, однако это не забавно и не смешно, и тем более совершенно не комично. Интересно, бесспорно, но ни в коем разе не уморительно. Чтение было любопытное, но забавы в нем искать не стоит.39602
Аноним29 августа 2025 г."Скандалы, интриги, расследования"
Читать далееУдивительное рядом, а разочарование - еще ближе. Книга маленькая, но читала я ее наравне с толмутами в 650-850 страниц! Куда это годиться? Да в общем-то никуда.
На дворе 1933 год. Европа. В воздухе уже отчетливо пахнет войной, где Гитлер вполне четко показывает свои позиции. Но при этом жизнь то идет, и книги пишут, а кинематограф только встал отчетливо на ноги.
И вот в доме Кристофера Ишервуда раздается звонок, его хотят видеть в качестве сценариста на киностудии "Империал Балдог", но он, как истинный мастер, отказывается - это выше его достоинства, но после общественное мнение на него давит отчетливо. И вот он уже в дуэте с Фридрихом Бергманном оттачивают свое мастерство над мюзиклом.
Кристофер аморфный, безэмоциональный, а Бергманн как снаряд - взрывной, импульсивный, шумный и дерзкий. Он не выбирает слова, а выворачивает мысли наружу.
И вот все эти мытарства с закулисьем кинематографа нам и расскажут. Проблема в слишком большом количестве отсылок: чуть ли не через 2-3 предложения идут постоянные сноски, а если слушать в аудио, то вообще можно устать.
С одной стороны нет необходимости искать, если ранее не знал, а с другой утомляет и 3 часа аудио растягиваются в неделю прослушивания!
"Скандалы, интриги, расследования на одну книгу". Юмора я особо тут не заметила, смешного тем более, это довольно таки серьезное произведение, или автор использовал трагедию мира... Желания продолжать знакомство с творчеством Ишервуда не возникло.1083
Аноним3 сентября 2025 г.Фиалки по средам.
Читать далееНеистово и методично пытаюсь полюбить Кристофера Ишервуда, ведь он и его биография так красиво ложатся в сферу моих литературных интересов, но сколько у него не читаю книг, а ни одной шедевральной пока так и не встретил. И что уж тут умалчивать, «Фиалка Пратера» не попадёт даже в мой топ-з у автора: это очередная художественно обрамлённая история из жизни Кристофера (не могу отделаться от мысли, что это имя идеально лишь в сказке Милна), когда в 1933-м году он получил предложение поработать над сценарием для кинофильма с известным режиссёром.
Получился ли производственный роман о создании романтической кинокартины в предверии аншлюса Австрии Германией — нет, были ли мне интересны диалоги Ишервуда с Бергманом — нет. Обидно, потому что в целом мне близки подобные вуайеристские работы о подглядывании за частной кухней больших режиссёров (очень уж мне понравился «Мистер Уайлдер и я» Джонатана Коу).
Всё лучшее в тексте оказалось заключено в последних 5-6 страницах, где писатель отходит от сюжета (он простенький как карточный домик, ну кому это интересно?) и размышляет о наступающем историческом фоне, в котором, пожалуй, уже не выйдет съездить с новым любовником на юг Франции, провести безмятежно время у моря и вновь вернуться к привычной размеренной жизни с мамой и братом. В этих страницах весь Ишервуд и потому я очень жду издания его дневников, так как пока что автор для меня интересен лишь в самом интимном — мыслях, сопровождающих его день за днём, когда Гитлер собирается завоевать мир. А «Фиалка» - мимо.7196
Аноним1 апреля 2024 г.Читать далееПовесть "Фиалка Пратера" — небольшое произведение, которое можно прочитать за вечер. Уже само название книги отсылает к ее сюжетной линии: "Фиалка Пратера" — название фильма, который снимают два главных героя — режиссёр Фридрих Бергман и автор сценария Кристофер Ишервуд (да-да, автор вводит себя в своё повествование, что делает его не только метатекстуальным, но и во многом автобиографичным). Автор демонстрирует нам при помощи прекрасного слога богемный мир британского предвоенного кино. Показывает, как сильно люди в этом обществе оторваны от реальности: когда происходит аншлюз Австрии всем совершенно всё равно, не всё равно лишь австрийцу Бергманну, в глубине души даже Ишервуду всё равно, за что он себя корит, а ведь он много лет сам жил в Берлине и покинул его после прихода к власти фашистов. Лично для меня более интересными были события происходившие на фоне съемок фильма, нежели события основной арки повествования, а также эмоциональная рефлексия главных героев, их попытка осознать мир на пороге II Мировой войны.
Советовать читать всем я не буду, но для кого-то повесть может оказаться весьма интересным открытием в литературе.6441
Аноним17 января 2024 г." Нечто ниже моего достоинства"
Читать далееКнига оставила у меня очень неоднозначные впечатления. Для себя я смогла выделить такие достоинства и недостатки( есть небольшие спойлеры,но на восприятие текста не должны повлиять - их можно найти в первых 20ти страницах текста):
- книга смогла втянуть меня в чтение после полугода моего "нечитуна"
-она действительно малютка и ее легко и быстро прочитать
-мозг не закипит от множества подтекстов и умных фраз(хотя возможно я их не увидела в силу своих 17ти лет)
- есть парочка интересных длы меня мыслей
Однако
- чего-то смешного здесь я не нашла для себя абсолютно
- не поняла гг(он довольно высоко мнения о себе,однако это ничем не подкрепляется,он утверждает что эта работа для него- посредственная халтура,но даже с ней ему очень тяжело работать)
- после ее прочтения возникает вопрос " дала ли она что-то мне?"
- я довольно быстро забыла имена героев, возможно через года полтора не смогу качественно пересказать сюжет(не запоминающаяся)
- не вызвала особых эмоций, чувств,раздумий
как итог: она очень маленькая, поэтому если есть сильное желание - знакомьтесь,так же легко даётся когда не особо тянет читать. Но глубоких мыслей, захватывающего сюжета вы не найдёте.Содержит спойлеры6350
Аноним11 января 2025 г.Книга емкая, поэтому и рецензия, думаю, получится такой же. Крис Ишервуд стал для меня открытием в ключе приятного слога и умеренной динамики повествования (не слишком затянутой для краткого сюжета), поэтому захотелось слегка поднять рейтинг этой книги, несмотря на то что особого впечатления она на меня не произвела.Читать далее
Необычайный случай в жизни героя (то бишь самого автора) на фоне обычной жизни Англии начала 20 века, приправленной тревогой, витающей в воздухе на пороге Второй мировой войны. Основным сюжетом книги становится создание одноименного фильма, над которым трудятся герои, пока в Европе зреет гнойный нарыв, который пугает весь мир уже не один год. Интересно было погружаться в срез времени, понимать его через призму реальных людей, поглощенных творческим процессом.
За муками написания сценария самого Ишервуда и режиссера фильма Бергманна наблюдать было занимательней всего. Чувствуется, как Ишервуд душой проникается к людям, как он любит их самих и любит описывать их характер в мельчайших деталях. Изнанка же самого процесса съемок фильма и закадровых интриг не впечатлила. Возможно, любителям внутренней кухни кинематографа это покажется занятным.
Касательно фона данного произведения, а именно нарастающей угрозы со стороны фашистской Германии, стоит сразу предупредить, что история вовсе не нацелена на исторический экскурс с полным погружением, скорее на редкие размышления о последствиях, которые могут ждать Европу, воплотись опасения «зонтиков», как называет один из героев жителей Англии, в реальность.
«Видите ли, его зонтик кажется мне чрезвычайно символичным. Британское благоприличие диктует: «Мои традиции меня защитят. В пределах моего личного парка не случится решительно ничего неприятного, ничего непорядочного». И этот респектабельный зонтик - волшебная палочка англичанина, которой он размахивает в надежде, что Гитлера не станет. Когда же Гитлер нагло откажется исчезнуть, англичанин раскроет зонтик и скажет: «Какое мне, собственно, дело до этого карлика?» И тут сверху прольется дождь из бомб и крови. Зонтик от бомб не защитит.»5240
Аноним2 сентября 2023 г.Видели твое имя на экране. Очень гордились.
Читать далееЯ люблю киношные истории, поэтому выбор пал на «Фиалку Пратера». И я не ошиблась! Чтение получилось хоть и не уморительное, как обещали в аннотации, но затягивающее и вкусное.
Молодой английский писатель Кристофер Ишервуд, благодаря знанию немецкого языка и культуры, ввязывается в неожиданную авантюру: облагородить никчемный сценарий мелодрамы «Фиалка Пратера» и стать другом для гениального австрийского режиссера Фридриха Бергманна, вместе с которым этот «шедевр» и отснять. Кристоферу предстоит с головой окунутся в интриги и капризы коллег по съемочной площадке, ощутить на себе взлеты и падения такого непостоянного вдохновения, узнать реальную власть денег и смысл поговорки «Шоу должно продолжаться!» И все это на фоне нагуливающей аппетит нацисткой Германии и пребывающей в роскошном неведении Англии.
Сам роман написан короткими, эмоциональными фразами. Практически, сценарий к фильму. Читаешь и жмуришься от света софитов.
5383