Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Фиалка Пратера

Кристофер Ишервуд

  • Аватар пользователя
    Аноним30 октября 2023 г.

    Водевиль на фоне жизни

    Почему-то это название запало мне в память - видимо, на фоне обсуждения в какой-то группе. Прям занозой сидело - и когда я увидела аудио...
    Несколько раз менялось настроение произведения - и мое отношение к происходящему. Уложить в одно предложение "Автор расписывает свой опыт (или фантазии - тут немного непонятно) работы на съемочной площадке в качестве сценариста" - будет очень поверхностно. Казалось бы - произведение занимает всего 100 страниц, даже не могу его обозвать ни рассказом, ни повестью. Но...
    С самого начала повествование принимает какой-то бытово-комический тон. Кристоферу Ишервуду поступает предложение выступить сценаристом для перенесения на экран фривольной пьесы в стиле немного "Моей прекрасной леди" - собственно, "Фиалка Пратера". Он изначально относится к этой работе совершенно несерьезно - как к полной халтуре - но знакомится с уникальной личностью: режиссером Бергманом. Не совсем тем, о ком сразу думается, здесь он - Фридрих и австриец. *Хотя у меня есть подозрение - что это тоже личность не выдуманная) С исчерпывающей резолюцией


    • А как я его вообще узнаю?
    • О, сэр, - посыльный многозначительно улыбнулся. - Подобного господина невозможно не распознать.

      И вся их работа с Бергманом - наверно, моя любимая. Восхитительно жирными и уверенными мазками выписан этот образ увлекающегося творца - с его громогласным голосом и театральными жестами. Как он буквально занимает роль отца и сначала попрекает Кристофера, что тот живет с матерью и не может выбраться из-под опеки, а потом - переносит это на англичан вообще. Как учит выкладываться и вкладываться даже в такую халтурную работу. Как он говорит


    Лелеять нашу хилую "Фиалку..."

    Ну а потом идет - совершенный мультфильм "Фильм, фильм, фильм". Полное описание съемочной площадки со всеми ее деталями, скрытыми от зрителя: стервами-примами, монтажерами, которые мнят себя единственными творцами, продюсерами... Декорациями,которые возводятся во время съемок. А уже произошел переход к звуковому кино, но не все успели к этому привыкнуть - и происходят забавные казусы: то запишется звук молотков плотников, то - скрип операторской тележки, то тень микрофона влезет в кадр. Как сказано в книге


    Словно призрак нависает и подслушивает

    Такие - абсолютно рабочие моменты...
    Тут я пришла в небольшое недоумение. Ну - интересно, ну - познавательно - и? И тут стоит вспомнить, что Бергман - австриец, и в Австрии осталась его семья, а на дворе - середина 30х годов. И - грянуло... И вот эта финальная часть - переворачивает все и ломает весь настрой, и сдувает всю мишуру... И все происходящее дальше - очень правдоподобное, очень честное и очень показательное...
    Занятное произведение - которое изначально брало очень несерьезный тон (возможно, как заглавный водевиль), но потом... И не сообразишь, ради какого посыла все писалось - сейчас мне кажется, что ради финального. С мощной цитатой


    Это сейчас вам кажется, что вас это не касается. Но придет время...

    На 100 страниц собрала много цитат - потому что они мне запомнились. Как Ишервуд пишет, как рисует и вырисовывает свои картины и портреты. Не скажу, что я осталась в полном восторге - но это было довольно ярко и образно. Порекомендую - ценителям классических рассказов, которые знают, что самый небольшой рассказ может вмещать целую вселенную. Интересующимся изнанкой творческих процессов - тут это подано из первых уст. Ну и - интересующимся историческим периодом 30х годов в Европе - тут этого порядочно.
    Слушала в исполнении Константина Королькова - что буду рекомендовать и вам. Мне хватило на полторы прогулки, читает он хорошо и вовлеченно, да и еще оживляет подобный "автофикшн". Произведение совсем небольшое, и 100 страниц заняло где-то 3-4 часа аудио. И то потому, что очень много было невероятно подробных сносек на немецких политических деятелей вроде Димитрова. Хотя, может, кто-то возьмет произведение и ради этого...

    109
    808