
Ваша оценкаРецензии
Аноним2 сентября 2018 г.Читать далееКогда читаешь название романа, невольно приходит мысль о наличии мистического в нём. Но чтение в данном случае становится приятным удивлением, когда всё происходящее на страницах самое что ни на есть реальное и основано на автобиографических заметках автора, которые, постепенно разрастаясь, и вылились в большое интересное произведение, где одинаково полно нашли выражение драма, приключения, этнология, а также огромный пласт, посвященный привычкам и повадкам животного мира тайги.
От мистики в ходе повествования остаётся только легкий налет, флер, постепенно развеивающийся как дым, потому что с каждой страницей чувствуется, что всей случившейся трагедии имеется более чем реальное объяснение, которое, честно говоря, оказалось совершенно непредсказуемым для меня, да и для участников экспедиции.
Прочитанная чуть ранее повесть Последний костер позволила немного познакомиться с таинственным и значительно отличающимся от привычного нам мира коренного народа - эвенков. Здесь снова представители этой народности становятся полновластными героями романа наряду с геологами, приехавшими с экспедицией. И вот просто жирный жирный плюс. Читая, ты невольно проникаешь в их мир, полный духов, которых можно бояться, можно уважать, ублажать, задабривать и любить, пытаться обмануть, чтобы спасти себя и свое племя, но не малейшего равнодушия и любое мало-мальски важное дело осуществляется с оглядкой на них. Здесь вполне себе спокойно существует матриархат и все довольны. Суждения, высказываемые в отношении пожилых членов племени понятны доходчивы и главное, имеют под собой реальную основу и пользу как для человека самого, так и для всего племени. Вообще для них характерна общность и забота друг о друге и в целом о сохранении своей идентичности, что немаловажно. В очередной раз они подкупили меня своей мудростью, надежностью и бесхитростностью.
Еще одним жирным плюсом романа являются страницы, посвященные другим полновластным обитателям тайги. Тут сохатые, медведи, собаки. Их истории становятся полноценной частью романа, а некоторые просто с ходу западают в душу, совершенно не оставляя места для равнодушия. Как можно быть безучастным, например, к горю собаки, лишившейся детёныша или пробуждению у другого животного инстинкта, дремавшего до поры до времени, пока собственно суровая правда жизни не заставила проснуться от спячки ? И таких историй здесь очень много, как и чудесных описаний природы, местами завораживающих, местами устрашающих своей красотой, в которой может таиться гибель для желающего нарушить её уединение.
Пожалуй, единственным минусом тут стала некоторая затянутость и повторяемость во второй половине романа и определенный поклон в сторону существовавшей тогда идеологии, хотя, возможно, и скорее всего, автор искренне верил в правоту своих слов в то в время, разубеждая эвенков в их вере в духов, где-то стремясь навязать им свои убеждения и правила, что выглядело как со своим уставом в чужой монастырь... и царапало каждый раз.
Любителям качественной прозы, полной приключений и настоящих опасностей, желающим заодно узнать много нового и интересного из мира живой природы, с удовольствием рекомендую к прочтению.
1124,6K
Аноним13 июня 2015 г.Читать далееВот просто прекрасная книга!
Сейчас, к сожалению, очень часто ругают советскую литературу, но есть в ней такой пласт, к которому можно относиться только с огромным интересом и читать, читать, читать, захлёбываясь от восторга и повизгивая от избытка чувств.
Это книги о сильных людях, о противодействии человека и природы, и о гармонии природы и человека (да-да, именно так!). Это книги о малоизвестных уголках тогда ещё огромной страны и об их уникальных особенностях. Это книги о людях малых народов (вот такой нелепый термин), которых просто не так-то много сохранилось, об их обычаях, вере, образе жизни.
Это книги о путешествиях, приключениях, экспедициях. Книги, написанные интересно, и от которых просто невозможно оторваться.
Я бы отнесла сюда Санина с его арктическими повестями, Рытхэу с изумительными романами о жизни чукчей и вот теперь Федосеева с отличным романом "Злой дух Ямбуя".Чем меня покорил этот роман?
Прежде всего, совершенно изумительным описанием Тайги. Сибирская тайга — это не просто огромный лес, это тайна, дом для многочисленного зверья и источник для жизни некоторых народов.
И это второй пункт из списка, почему мне понравился этот роман. Я с изумлением и каким-то восторгом читала у Рытхэу о чукчах. А сейчас с таким же упоением о эвенках. Казалось бы, дикий, примитивный народ. Верят в лесных духов, ведут кочевой образ жизни, малограмотны, живут какой-то первобытной общиной, предпочитают есть сырое мясо или же, сваренное старинным способом, без соли и пряностей. Но насколько они гармоничны в своём единении с природой! Насколько сурова и правдива (если можно сказать так) их любовь к животным и как они мудры в охоте, пастушьем деле или в заготовлении мяса и пушнины.
И вот теперь подробнее о животных.
Все знают, что хозяин нашего леса — медведь. В этой книге будет несколько медведей. И какие же они разные! Не буду портить впечатление и подробно останавливаться на описании, просто скажу, что не во всех книгах люди выписаны с такой точностью. Я прямо как будто воочию видела этих животных и даже прочувствовала их характеры.
Олени для эвенков тоже не просто стадо. Вроде бы и не относятся к ним излишне нежно и сентиментально, но нет-нет и проскочит что-то такое милое в сторону старого оленя или какое-то особое слово, подчеркивающие заботу и теплоту к этим животным.
Ну а больше всего поразили собаки. Это рабочие звери, которых оценивают и любят не только за экстерьер. Хорошая собака — это прежде всего работяга. Просто так никто не будет держать и кормить просто красивого породистого пса. Кстати, кормить-то их особо и не кормят. Собаки сами добывают себе пропитание. От человека они получают только угощение — благодарность за какое-то дело. И только так. Вроде — жестоко. Но это кажется так из тёплой, уютной квартиры. В тайге не до сантиментов. Кто не работает, тот не ест. В таборе эвенков даже старику Карарбаху давали самую маленькую порцию, чтобы двигался, искал зверя и вот тогда, он мог есть столько, сколько хотел. Но я отвлеклась.
Кобель Загря меня покорил. Да нет же, я просто влюбилась в него! Ленивый, забалованный пес, которого хотели уже забраковать, и — чудный, красивый, умнейший охотник и верный друг, за которого дают такую цену, что просто неслыханно. И вот тут опять потрясение — не за награду, нет, но вот за помощь, содействие, нужное участие, можно и друга отдать хорошему человеку. И это не предательство! Это бесценный подарок за благое дело. Так маленький мальчик подарил свой лук и стрелы за спасение маленькой сестренки. Так и геодезист Григорий отдал своего Загрю табору.Про эту книгу можно писать и писать. А лучше просто прочитать её и погрузиться в мир Тайги, опасностей и приключений. И насладиться запахом хвои, таким притягательным дымом костра и почувствовать тепло собачьего бока. Приятного чтения!
1112,5K
Аноним7 июля 2024 г."Одно ясно, на Ямбуе творится что-то неладное; и нам надо быть очень осторожными."
Читать далееКнига - моя ровесница)). И особенно странно, что не попалась она мне в детстве, в те времена, когда моими кумирами были Фенимор Купер и Майн Рид. Думаю, детскими глазами это были бы книжки одного класса, и не факт, что индейцы очаровали бы меня больше эвенков. А фразы вроде
Тут, на склонах, не видно признаков жизни. Курумы еще «молодые», неустойчивые. Им нет еще и миллиона геологических лет.и тогда были способны производить на меня впечатление.
Если кто-то побаивается читать книгу, исходя из того, что она советская, не переживайте: товарища Ленина тут не упоминают. Речь если и идёт о чём-то подобном, то сформулировано это как изменение жизни в тайге: не просто кочевники уже местные жители, их дети учатся, у них есть не очень стопроцентная, но всё-таки возможность лечиться и т.д. Сразу скажу - эвенки в книге очаровательны. Суровые простые люди, свято хранящие традиции предков, знающие лес и его обитателей вдоль и поперёк, растящие детей так, что шестилетний малыш - уже охотник, хоть у него пока есть только лук и стрелы. Их уклад кажется неимоверным любому лючи (так они называют русских), но их способность к решительным поступкам просто подкупает. Особенно сильно это касается старика Карарбаха - он настолько стар, что его соплеменники, казалось бы, совершенно безжалостны с ним: почти не кормят, и старик сам ходит на зверя, чтобы быть сытым, а ведь он ещё и почти совершенно глухой. Думаете, это жестоко? Как бы да, но делается это затем, чтобы он не сел/лёг и не начал тихо помирать. Движение, необходимость продолжать жить, как привычно, - вот простейший секрет долголетия. И что бы делали лючи, если бы старик не стал им помогать?
Какое чувство руководит тобою, старый эвенк? Зачем ты пришел сюда, к Ямбую, принял на себя горе чужих людей и ради них рискуешь жизнью?Особенно ценна его помощь, если учитывать, что уж кто-кто, а Карарбах абсолютно уверен, что на склонах Ямбуя живёт Харги - злой дух тайги. Не зря же там за полгода пропало несколько человек, в том числе и люди из геологической партии, и местные охотники.
То, что никакого духа там не будет - всё же помним, книжка-то советская, и готовиться к мистике нет необходимости! - ясно сразу, но это не делает поиск причины пропажи людей скучным и неинтересным. Красоты, окружающие поисковиков, ещё сильнее делают для них, а заодно и для читателя, ощущение утраты:
Невольно подумалось: зачем на этой мудрой земле, где столько красоты, — зло, вражда и смерть?!Момент, когда рассказчик попадает в медвежью ловушку, поход его с Карарбахом, где необходимо изображать из себя привычную для зверя жертву, позвякивающую котелком о каждое дерево, конец обезумевшего "духа" в болоте - такие сцены не оставят равнодушными ни одного любителя приключений. А насколько впечатляет то, что старик понял, что мир не совсем таков, как он думал всю жизнь!
Карарбах стоит рядом, дышит часто, точно ему не хватает воздуха. Он глазам своим не верит,что медведь, в которого вселился Харги, убит. Духи смертны!… Кажется, именно это потрясло его больше всего.А ведь ещё есть совершенно шикарная собака со своей историей жизни))). Примерно вот такая
86891
Аноним11 мая 2025 г.А дух-то ненастоящий!
Читать далееАвтор, как истинный представитель советского человека да ещё и учёного сословия, всю книгу ведёт нападки на веру и привычки остатков эвенкийского народа. Сначала он будет описывать их условия и трудности кочевой жизни, восхищаться их смелостью и трудолюбивостью, их покорности старым обрядам и законам предков, а потом начинает им доказывать, как неправильно они живут, что они сделали уже достаточно и должны переходить на
светлуюсторону советского образа жизни. Сложно отнести книгу к приключенческому жанру, потому что она мне больше напоминала пропаганду, и если убрать из сюжета бесконечные описания природы и образа жизни эвенков, то, по сути, там практически ничего не остаётся. Герои прописаны абстрактно, без привычной сейчас детальной прорисовки, отчего практически все члены отряда слились в единую серую массу и не играли особой роли. Мне с ними было скучно.
Это далеко не первая книга советского автора в моей копилке прочитанного, но ни одна из них не давалась мне так тяжело. Я не смогла подружиться со стилем письма и с языком, которыми написана данная история. Раньше даже при описаниях природы со множеством незнакомых понятий я всегда могла представить, о чём идёт речь, а сейчас я как будто читала техническую литературу для целевой аудитории - много слов, но мало смысла. И добило меня хождение по кругу, когда автор постоянно повторяет одно и то же.
Прекрасным в сюжете оказалось, на мой взгляд, знакомство с народом эвенков. Для меня это другой мир, мир, в котором прожили многие поколения, бесконечно трудясь ради выживания. Их мудрость жестока, но выработана годами суровой жизни, их переходы безжалостны к единицам, но помогают выжить всему роду. Эти осколки коренного народа до последнего цеплялись за свои традиции и верования, однако находили в себе смелость взглянуть страхам в глаза и победить. Вот именно за то, что автор воспел их в своей книге, я и поставила довольно-таки высокую оценку.80754
Аноним23 ноября 2014 г.— Выпьем за город! — перебила неловкое молчание Нина. — Прохор, налей всем. За город, за Пушкина и... за тайгу!Читать далее
Все улыбнулись, улыбнулся и Прохор.
— Люблю женскую логику, — сказал он.
Вячеслав Шишков /Угрюм-река/Так выпьем же за тайгу! За коренных жителей тайги, за исследователей тайги, за зверей, за птиц и за сказочную природу! И отдельно за прекрасного рассказчика подлинных историй Григория Анисимовича Федосеева!
Честно говоря, я удивился, когда прочитал, что Григорий Федосеев - не коренной сибиряк-таежник. Родился он на Северном Кавказе, закончил Кубанский политехнический и только позже, через шесть лет после окончания института переехал в Новосибирск и стал работать геодезистом.
Все повести Федосеева основаны на реальных событиях, причем произошедшие с ним самим, именно поэтому они очень реалистичные, интересные, захватывающие, познавательные. "Злой дух Ямбуя", пожалуй, самая известная повесть, так как выделяется стремительностью развития сюжета, имеет детективную основу и захватывающий финал. Именно эта повесть была экранизирована в конце семидесятых, где Федосеева сыграл знаменитый чтец аудиокниг Юрий Заборовский. Были сделаны переводы этой книги на четырнадцать иностранных языков!
С первых строк чтения мы начинаем наслаждаться рассказом от первого лица. Григорий Анисимович со своей геодезической группой уже заканчивал свою экспедицию к Становому Хребту (Амурская область), но выяснилось, что на склоне горы Ямбуй произошло происшествие, пропал техник группы исследователей. Начальник принимает решение возращаться назад и участвовать в поиске вместе со своим радистом Павлом. Оказалось, что это - не первый случай пропажи людей возле Ямбуя, местные жители эвенки боятся горного "злого духа" Харги и поэтому ушли с тех мест жить в другие таежные места, их родственники также пропадали там. На пути Григорий, Павел и проводник-эвенк Долбачи встречают одну группу кочующих эвенков, которые включаются в поиски, хотя для них это сопряжено с опастностью из-за поверьев и веры в Харги. Кто же ты, злой дух Ямбуя? Природная аномалия? Страшный зверь? Или все же люди (может какие каторжники, урки...)? Много вопросов, надо подробно изучать местность вокруг гольца Ямбуя, чтобы можно было бы прояснить ситуацию, без помощи эвенков это было практически невозможно!.. Если бы не старый опытный эвенк Карарбах и любимый пес Григория Анисимовича Загря, мы бы не узнали об этой истории из первых уст!...
В итоге получилась реальная детективная история, которая держит читателя в напряжении до финала! Прекрасно раскрыты образы эвенков, Карарбаха, Лангары, Ильи. Автор с любовью рассказывает о таежной природе, о животных, об обычаях и образе жизни местных жителей Амурской области, о методах охоты на хищных зверей. Драматическая, гнетущая атмосфера дополнительно привлекает читателя.
Прекрасная книга! Советую всем, любящим природу, жизнь, уважающим сильных духом людей!
79801
Аноним1 декабря 2023 г.Человек против сил природы
Читать далееИнтересная приключенческая повесть, позволяющая, с одной стороной, проникнуться мощью и красотой сибирской природы, а также романтикой исследовательских экспедиций, а с другой – порадоваться, что вот ты-то сидишь дома в тепле и комфорте, а не там, с ними, пробираешься через тайгу на оленях, ведя почти первобытный образ жизни, преодолевая бурные реки, карабкаясь по скалам и нередко рискуя жизнью. Хотите почувствовать себя первопроходцем, чья надежда иногда – на чутье верного пса, собственную реакцию, меткий карабин и помощь местных жителей-кочевников? Тогда вперед, за приключениями, вместе с геодезистами, эвенками и их оленями.
Автор этой книги не понаслышке знал, о чем пишет. Григорий Федосеев – инженер-геодезист, побывавший во множестве экспедиций и материал для своих книг черпавший из собственных дневниковых записей. Повесть изобилует природными деталями, сценками из жизни животных, которых можно встретить в этих местах, подробным описанием быта коренного населения, сохранившего традиционный уклад.
Вблизи горы Ямбуй начали пропадать люди. И геодезисты, и эвенки. И тех, и других сложно заподозрить в том, что они заблудились или утонули в болоте. Ну ладно, один, но несколько и все на том же месте? Эвенки говорят о том, что там обитает злой дух, который сильнее человека, и нельзя туда больше ходить…
Участникам экспедиции необходимо разобраться в том, что произошло с их товарищами. И вот, уже будучи мысленно дома, с семьей, они разворачиваются и снова направляются через тайгу, к Ямбую, навстречу «злому духу». По пути они встречаются с кочующими эвенками, благодаря чему мы можем лучше узнать этот удивительно добрый и гостеприимный народ, живущий в суровых условиях и не дающий поблажки ни старым, ни малым, иначе тайга не простит. Познакомятся они и с удивительными старыми эвенками: мудрой Лангарой, которая является стержнем и душой своего маленького «племени» и, несмотря на почтенный возраст, сохранила острый ум и энергию, и Карарбахом, который давно глух, но тем не менее, ходит охотиться в одиночку, получает в еду только то, что добыл сам, и ориентируется в тайге так, как никакому русскому геодезисту и не снилось, даже если у него все в порядке со слухом и зрением, да и опыт немалый. Они тоже отговаривают наших героев от похода к Ямбую, но тем не менее, без них со «злым духом» им ни за что не справиться.
Книга держит в напряжении, история почти детективная, герои ищут разгадку тайны исчезновения людей и чем дальше, тем явственнее ощущается страх, нависшая угроза. Ночь, что провел рассказчик в одиночку, ожидая товарищей, это, на мой вкус, одна из самых сильных сцен повести, настолько сильно ощущаются натянутые до предела нервы, когда, кажется, любая мелочь – и он не выдержит, сорвется.
Здесь, наедине с природой, человек может ощутить себя особенно слабым и ничтожным. Но Федосеев упорно гнет свою линию: человек – сильнее всяких там «духов»! Может, и не всегда это хорошо… Но, как бы там ни было, Ямбуй проверил наших героев на храбрость, бдительность, наблюдательность, чувство локтя и находчивость. И показал, что слишком-то уж расслабляться не стоит… А, кроме людей, тут есть еще один прекрасный герой, без которого все закончилось бы куда хуже – пес Загря, эвенкийская лайка, гроза всех зверей, чуткие уши и нос, и просто верный друг, который никогда не бросит. В него положительно можно влюбиться.
P.S. А я, кстати, отчего-то долго боялась этой книги, хотя в више она уже больше 5 лет. Неизвестно почему в памяти отложилось, что это большой и сложный кирпич, к которому надо морально готовиться, а потом внезапно оказалось, что это маленькая повесть, которая еще и легко и быстро читается. Так что не будьте как я=)
781K
Аноним27 января 2015 г.Читать далееНикогда не думала, что такая книга могла бы быть мне интересна. Ничто в ней не привлекает внимания: ни странное название, ни с чем хорошим не ассоциирующееся, ни типично русское имя автора, ни абсолютно невменяемые обложки с подозрительными рожами. Однако. Однако оказалось, что эта книга - просто сокровище, и бесценное. Столько разных граней - и все отточены.
Это и шикарный детектив с настоящим "сыщиком"-натуралистом-геодезистом, с уликами, с расследованием и всем, чем полагается классическому детективу, а местами даже переходящий в триллер. Правда-правда, периодически сидишь и кусаешь пальцы, "Ну как же он (главный герой) выпутается? Как же он вылезет из ловушки? Как же страшно караулить труп друга в ночной тайге в одиночестве!" Как и положено в детективе, герой частенько ошибается, заводит следствие не туда, но распутать загадку пропавших в тайге товарищей помогают колоритнейшие персонажи-эвенки: вождь племени, суровая, но справедливая Лангара, уникальный охотник-следопыт глухой! старик! Карарбах, мрачный эвенкийский злодей с разбитым сердцем Илья из Омахты, прочие веселые друзья-картографы, и конечно же, великолепнейший замечательнейший, теперь и любимейший, пес Загря. И вообще, пес - ключевой персонаж. Без пса, они бы там и не разгадали ничего, угодили бы прямиком к "злому духу" в пасть. Так что любителям чтения "о животных" тоже будет интересно.
Это и занятные этнографические заметки об обычаях, нравах и жизненном укладе малых народов Севера. Эта часть книги - вообще ксенофантастика какая-то, Орсон Скотт Кард. Ну разве нет? Практически чуждые существа, затерянные где-то далеко в лесах, с абсолютно другим укладом жизни, непонятные, сложные, их так легко обидеть, зато по максимуму приспособленные к тамошним условиям. И какая разница, происходит действие где-нибудь на Клингоне в далеком будущем или на нашей планете в наше время? Суть одна. Кстати, нам ли лезть со своим уставом к их детям? Это страшно вообще-то, наблюдать как рушатся устои малочисленных этносов под воздействием чего бы то ни было извне, советской ли власти, американской ли. Жили люди, жили, несколько тысяч, а то и миллионов, лет, выработали свой особенный кодекс выживания, а тут приходит такой вот Гриша и говорит: "Вы живете неправильно, вот так нужно, как мы, а всех этих ваших злых духов мы на мизинце вертели". Страшно. Обидно. Посыл о могуществе великой советской - прогрессивной - "цивилизации" - единственный минус книги.
Чем еще завлечь читателей? Девушек наверняка привлечет харизматичный главный герой, храбрый, выносливый, находчивый, из тех супергероев, что, падая со скалы вместе с обломками камней, пальцами цепляются за уступ, а затем легко подтягиваются и вуаля - спасены, ае! Интересно, каким его сделали в фильме? Мужчинам скорее всего будет интересно почитать про мужское братство картографов, про суровую таежную природу и достоверные эпизоды охоты.
Чу! не слышите, треск за спиной и ветерком дохнуло? Это злой дух Ямбуя летает над планетой, выбирает новую жертву!
UPD В комментариях спойлеры!
77928
Аноним24 сентября 2025 г.Кто сильнее: человек или Харги?
Читать далееЧтобы написать такое произведение, как «Злой дух Ямбуя» Григория Федосеева, нужен особый талант. Сами посудите: читаешь по-настоящему жуткую историю об очень суровом крае, где каждый твой день может стать последним, но так проникаешься его красотой, что нет-нет да и возникает желание самолично отправиться к Ямбую и увидеть все своими глазами. И — вопреки всякой логике — встретить тех самых Лангару и Карарбаха со своим стадом, поучиться у них жизни... Как это было увлекательно, и как трогательно!
Начинается история с того, что геодезисты, проводящие исследования в тайге, предвкушают долгожданное возвращение домой. Но не тут-то было. Приходит сообщение о пропавшем человеке где-то в районе Ямбуя, и это уже не первый случай. Ну, что делать — отправляются туда, по пути встречают пастухов-кочевников. Те сообщают, что и эвенки пропадали в том районе, и пытаются убедить — не надо ходить к Ямбую, там — злой дух, Харги. Геодезисты, хоть и не верят в духов, принимают предостережение близко к сердцу, потому что и впрямь дела странные, но все равно идут, другого пути для них нет.
Что ему, Становому, до наших дел, до гибели людей! Он по сравнению с ними – вечность. Но человек бессмертен в своих желаниях покорить эту вечность, поставить на службу себе. Во имя этого мы и идём к Ямбую...Когда начались споры о духах, я приуныла: ну вот что, нельзя было обойтись без типичной для советской литературы линии, обязательно надо доказать коренным народам, что настала новая эра, духов не существует, и слушаться надо не их, а партии, и вообще, хватит ерундой заниматься, пора выходить из тайги и учиться полезным вещам!.. Я боялась, что это испортит все дело, однако автор приятно удивил. С каким уважением описывает он эвенков, их обычаи! Герой-рассказчик пытается лишь освободить их от страха, доказать, что человек, если возьмет дело в свои руки, обязательно сокрушит Харги. Да и нельзя, боясь духа, оставлять людей в беде. При этом рассказчик с удовольствием сам учится у эвенков и с горечью размышляет о том, что встреченные им пастухи, возможно, последние поколения, хранящие вековую мудрость таежных кочевников... Григорий Федосеев изобразил великолепную картину: пастухи не отказываются от своих воззрений, но с благодарностью принимают советы и лекарства «лючи» (то есть, русских). Цивилизация помогает местным, но без стремления разрушить их быт, а местные принимают помощь и помогают сами, но без стремления стать частью новой эпохи. Вывод простой: дары науки — ценность, и дары мудрости предков — ценность. Когда отсутствует или не помогает одно, может спасти другое.
Второй момент, который меня приятно удивил, это жуткость повествования. Я немало читала советской литературы, и это всего только вторая книга, которая действительно щекотала нервы. Да что там, даже непробиваемые советские атеисты в какой-то момент допустили мысль — мол, а может, и впрямь дух? Исчезает очередной человек... Находится странная улика... А потом... Ух, страшно! И даже когда дело проясняется, все равно страшно, только уже по другой причине. За накал страстей — твердая пятерка.
И, как говорила в начале, при этом — огромная любовь к описываемому краю, этой любви никакая таежная жуть нипочем. Да, холодно и опасность на каждом шагу, но какая природа, какое бездонное небо, и как остро там ощущается ценность человеческой жизни!.. Тут я очень понимаю автора: хотя именно в экспедициях мне бывать не приходилось, в тайгу, причем к эвенкам, меня однажды занесло, и впечатления остались неизгладимые (их я вложила в книгу «Девочки в тайге» , тоже, кстати, жутковатую).
Но перед Григорием Федосеевым, как говорится, снимаю шляпу. Он сам был инженером-геодезистом, вдоволь попутешествовал и, как видно, до последней буквы знал, о чем писал. В результате получилось совместить несовместимое: жуткую, на грани мистики, историю и гимн неприветливым, но таким прекрасным краям, а еще — простой человечности.
Зря, ох зря я так долго откладывала эту книгу. А ведь это кандидат на открытие года!
767,8K
Аноним6 февраля 2015 г.У хорошего человека и возле чума тепло, а у худого и у костра не согреешься
Читать далееУ подножия горы Ямбуй поселился злой дух. Один за другим пропадают люди. Что происходит? Кто виновник трагедий? Это и предстоит узнать Григорию Федосееву, автору сей замечательной истории, начальнику геодезической экспедиции, прекрасному исследователю и просто очень интересному человеку.
Все события подлинные, а кажется, что читаешь приключенческий роман.
Расследование в тяжёлых и жёстких условиях, выживание в суровом мире тайги, трудности и опасности, подстерегающие почти на каждом шагу, - просто вихрь эмоций, невольных ахов и охов, переживаний за судьбу геодезистов и за самого бесстрашного участника группы - обворожительного Загрю, верного и преданного собаку Федосеева.
Детективная интрига длится на протяжении почти всего повествования. Есть подозреваемый, есть много улик, и только очень прозорливый читатель сможет догадаться, кто же здесь самый главный злодей, ужасный и беспощадный убийца.
А помимо этого имеем ещё и, скажем так, этнографическое исследование. Племя энков, которое повстречалось Григорию и Павлу во время расследования, приняло их, как своих. Поделились кровом, пищей, оказали помощь. А главное - мы увидели мудрость этого коренного народа, их силу и мощь.
Природа научила их быть сильными, смелыми и честными. Они отличные охотники, отличные собеседники, верные товарищи в пути. С детства знающие цену пище, трудолюбивые и без всякой сентиментальности, эвенки имеют свои предрассудки, и верят в силу природы. Они теряются между новым веянием и стариковским укладом. Старейшины пытаются сохранить культуру и привычный порядок, но молодёжь уже больше тянется к цивилизации.
Их быт, условия жизни в тайге, обычаи и устои, - всё это очень хорошо описал Федосеев. Видно, что человек проникся духом этого народа, уважает их, хотя иногда и проскальзывают нотки совковой агитации.
Взаимоотношения энков и "лючи" (русских) отдельная тема. Словно танцевать медляк под польку. Вроде бы и получается, да что-то не комфортно. Ну это так, грубо говоря. Просто уж очень разный менталитет, воспитание да и восприятие жизни тоже.
Кстати, если в детстве эвенки мне казались забитым и отсталым народом (ну а чего ещё хотеть от советского ребёнка), то сейчас я понимаю, что они намного мудрее нас. Их сила - в вере. И я имею в виду не только религию. Они верят в себя, в свой народ. У нас эту веру отобрали когда-то, а вернуть забыли.Тайга. Неприступная, но такая притягательная, такая изящная в своей первобытности и девственности, она хранит много тайн, оберегает много загадок. Она не любит слабых. Им здесь просто не выжить. Жаль, что и она вынуждена покориться нашей человеческой жадности, нашему желанию быть царём природы, нашей неустанной "заботе". Жаль, что человек не верит в злого духа Харги. Не помешало бы, мне кажется.
P. S. Я знала, я знала, что не разочаруюсь. Книга детства. Всё такая же интересная, увлекательная. Всё такая же притягательная. Весёлый привет от Загри, первого моего четвероного друга. И опять же, как в детстве, хлюпала носом на последних страницах.
73716
Аноним19 февраля 2016 г.Читать далееПовесть "Злой дух Ямбуя" - это весьма характерный пример работы от настоящего практика, а не от "кабинетного теоретика". Сразу чувствуется, что Григорий Федосеев отражает в повести то, что пережил и видел самолично.
В основу сюжета положена история расследования загадочной пропажи нескольких специалистов-геодезистов и коренных жителей - эвенков в тайге Восточной Сибири близ горы Ямбуй. Начальнику экспедиции геодезистов вместе со своим радистом и проводником-эвенком приходится отправиться к горе для исследования местности и выяснения причин трагедии...
Но, на самом деле, основной сюжет - это лишь малая толика книги.
Колоссальный объем в ней занимают атмосферные зарисовки флоры и фауны тайги от матерого исследователя-натуралиста. Благодаря этой отлично переданной атмосфере буквально влюбляешься в тайгу. Как минимум, хочется сходить в поход с парой ночевок в ближайший лесной заповедник.
Много места ( практически на уровне этнографического исследования) в книге посвящено проблемам жизни в тайге коренного населения - эвенков. Главный герой в процессе своих поисков знакомится с кочевой семьей эвенков, старающихся не утерять своих древних канонов жизни. Несмотря на существенную разницу во взглядах, начальнику экспедиции удается найти общий язык с ними, и именно благодаря их помощи удается разрешить главную задачу экспедиции.
Что особо понравилось в книге, так это то, что не делается упор на крутость или некую пафосность главного героя. Он обычный человек, хороший специалист, умеющий добиваться взаимодействия с окружающими его людьми. Он из породы хороших организаторов, и вокруг него постоянно закручивается всякое дело и нет места унынию и тоске. А еще у него есть верный друг - пес по кличке Загря. Очень яркий персонаж. Если за что и можно полюбить собаку как человека, то в Загрю все это есть. Этот пес-терминатор сыграет в сюжете далеко не последнюю роль, а в финале, вообще, станет символом взаимопонимания между белыми людьми и эвенками.
Удивительно, что у этой повести так мало читателей. Вполне крепкая советская проза без лишней идеологической шелухи, кстати, переведенная и издаваемая на многих иностранных языках.65776