
Ваша оценкаРецензии
strannik10225 мая 2020 г.Я свободен словно птица в небесах («Кипелов»*)
Читать далееГлавная и основная ошибка автора, на мой взгляд, состоит в том, что он считает, что любой читатель, открывший книгу первую, непременно захочет прочитать вторую, третью и последующие. Иначе ничем не объяснить то обстоятельство, что действие первого томика просто обрывается ничем — герои и персонажи книги не достигают никакого промежуточного результата, не получают никакого промежуточного итога и не завершают ни одного начатого дела. Вот как будто писал автор про то, что шёл куда-то персонаж (типа по грибы аль за грибами), преодолевал и сражался, нападал и отбивался, а потом вдруг бац (и до грибов просто не дошёл)! И автор оставляет занесённый героем меч в полузамахе, а начатое говорить слово в полузвуке — типа, стоп машина, далее читайте книгу вторую. А вот если я не хочу читать вторую книгу! Если всё понапридуманное и понаписапнное никак не глянулось и не легло на душу, так что ж теперь, ради простого любопытства снова погружаться в тысячестраничную (вторая книга занимает примерно 730 с., третья — 720, четвёртая более 1000, а там ещё пара повестей примыкает...) жвачку виртуально-реальных приключений героев? Нет уж, увольте! А вернее, я сам себя увольняю от этой читательской каторги. Хватит. Коготок не увяз, всей птичке не пропасть. Я свободен! (Валерий Кипелов) Наконец-то свободен (Мартин Лютер Кинг).
Хотя, казалось бы, чего капризничаешь! Тема-то довольно интересная — взаимодействие реального и виртуального миров и пространств — ты ведь всегда с интересом читал и смотрел про все эти гностицистические и киберпанковские «Нирваны» (фильм 1997 г.) и «Матрицы» (известная всем кинотрилогия). Наверное, всё-таки всё дело в объёме повествования. Просто, поскольку сама тема и развиваемые темой идеи далеко не новы, вряд ли нужно было с таким многословным тщанием и многостраничной вкрадчивостью подползать к сути — современный читатель все эти сочленения и стыки реально-виртуального знает не хуже автора. Но автор просто гонит объём, начиняя содержание многочисленным количеством приключений ради приключений и призывая под свои приключенческие знамёна едва ли не сонмы новых героев и персонажей — всё ради усложнения схемы и, опять-таки, ради объёма. Т.е. перед нами конкретный пример писательства рыночного — напихать побольше приключалова в как можно больший объём с тем, чтобы затащить читателя в тенёта Иноземья и заставить его покупать том за томом и книгу за книгой. Так мне кажется.
И для достижения этой цели автор многие моменты оставляет как бы за кадром, т. е. какие-то события и связи так и не проясняются, видимо, оставляются «на потом» — читайте следующие книги и обрящете. Точно так же не объяснёнными и не раскрытыми остаются и многие персонажи и герои — ни откуда они взялись, ни что из себя представляют, ни куда они направляются — опять же, читайте следующие тома. И такая же история и со всеми развешенными ружьями (это аллегория, если что, нет в первом томе никаких ружей ни на каких стенах) — практически ни одно из них не выстреливает, но нарочито грозно и многообещающе покачивается на заднике Иноземья (опять нас навязчиво приглашают на продолжение Марлезонского балета).
А ещё, в принципе, совсем не понравились все эти описания виртуальных миров и пространств, с многочисленными страшными и смешными, а то и вовсе нелепыми виртуальными героями и персонажами, с вязью игровых страшилочно-отвратных эпизодов, с вампирско-зомбической расчленёнкой и разнузданными сексуальными перверзиями (слава богу, до полных детальных физиолого-зоологических описаний дело не дошло) — в общем, «кровь-кишки-доброта» почти что на все вкусы.
Вот только видимо у меня что-то со вкусом не то — просто потому, что аннотация утверждает о знаменитости тетралогии и о именитости автора, который якобы входит в пятёрку сильнейших авторов в жанре фэнтези, а для меня всё это как-то не срастается в одно целое — мои впечатления и утверждения аннотаторов. Как по мне, так вполне рядовая фэнтезийно-фантастическая киберпанковская пижня.
В общем, всё понятно:
- книга не понравилась
- совсем не понял, для чего в долгопрогулочную игру всунули многостраничный первый том толстенной тетралогии
- читать дальше всю эту голубую муть не буду.
561K
Deli7 января 2011 г.Читать далее"Компьютер - отличная штука! Он позволяет решать такие проблемы, которые до изобретения компьютера просто не существовали!"
Киберпанк в моем восприятии делится на два полюса.
В первом виртуальные миры - это пространство свободы, отрицание условностей реальной жизни, "мир, где всё возможно", где эпичные герои махаются врукопашную с эпичными злодеями во имя разрушения системы одной и провозглашения системы другой, подчас отличающейся лишь названием, но это, право, такие мелочи. Не только "Матрица", да...
Во втором виртуальность - лишь продолжение реальности. Условности те же самые, опасности те же самые, лишь с легким налетом компьютерной терминологии. В обоих мирах вся власть принадлежит каким-то дурацким богатеньким буратинкам, которые, пользуясь жестокостью оптоволоконного века, незатейливо и без фантазии уничтожают всех простых людей на своем пути. Эту модель я увидела в "Анклавах" и четко для себя уяснила, что я ее ненавижу. Никакого простора воображения, здесь нет места для героев, а злодеев даже злодеями нельзя назвать, они просто сволочи и дельцы, думающие лишь о наживе. Никаких высоких идей ни у той, ни у другой стороны.Тэд Уильямс балансирует на грани. Он в столь ненавидимой мной реальности, подобной "Анклавам" - реальности, опережающей нашу лишь на пару десятилетий - пытается поместить ярких персонажей. У него это не получается. Это очень сложно объяснить, но я попробую. В большинстве случаев яркость объясняется экзотичностью. Часть событий происходит в Южной Африке, откуда-то здесь всплыли бушмены и куча пафоса на тему воскрешения их культуры. Не знаю, насколько автор сечет в бушменах, но когда этот персонаж в момент критической опасности вдруг начинает нести какую-то околесицу про богов пустыни, невольно усомнишься в адекватности как перса, так и автора. К тому же я не понимаю, зачем было наделять его совершенно непроизносимым именем. Выглядящим к тому же как набор букв и знаков препинания.
Вообще здесь очень много сюжетных линий. Я не берусь их подсчитать, но не меньше десятка. Человек, взявший книгу в руки с целью отдохнуть, просто утонет во всём этом. Мне не хватило всего первого тома, чтобы разобраться кто есть кто. Хотя, не буду отрицать, что некоторые линии мне понравились. Но они мне понравились сами по себе, в отрыве от других. А большую часть книги все эти линии действительно идут в отрыве. Понимаете, такое возможно во вступлении к книге, когда надо ввести читателя в курс дела, а когда уже ввели, то можно переходить и к нормальной сюжетной линии. Здесь же завязка является кульминацией и финалом одновременно и приходится на последние сто страниц. Финалом - но не развязкой, как уже можно предположить. Там еще три тома продолжения. Таким образом, весь первый том нас просто вводят в курс дела, героев собирают в одном месте, чтобы затем отправить в миссию. Не знаю, как вам, а по мне тысячестраничный том в качестве завязки - это слишком... Я уже не знаю, хочу ли читать дальше, особенно учитывая, что заключительный четвертый том на русский так и не стали переводить. И я понимаю, почему. Ни у какого переводчика нервы не выдержат.Мне не стоило доверять аннотации. Аннотация цветисто обещала фэнтези, сулило параллельные миры, в которые можно выйти из мира нашего посредством мира виртуального. Ничего этого нет. Есть визуализированная сеть - дитя прогресса грядущих десятилетий. К этой виртуальности можно подключиться, как в "Матрице" и гулять там. Но не всё так просто: изображение подает одно устройство, звук - другое, чтобы получать сенсорные ощущения, нужна особая техника, а доступна она отнюдь не всем. В сети творится беспредел, преступность и наркомания, везде частные клубы для извращенцев и закрытые зоны для богатеньких буратинок. Это ужасно, это такая грязь... Зачем описывать виртуальности, которые в точности соответствуют миру материальному? Ну да, я понимаю, что так, судя по всему, и будет... Но, черт побери, я не хочу такого будущего! Киберпанк должен быть в головах, это должен быть вызов режиму, постулат свободы! А не то, что сейчас стали рисовать, прикрываясь суровым реализмом... Эх, такой жанр похерили...
Само отношение героев к виртуальному пространству какое-то странное. То как к игрушке, то как к средству для заколачивания денег, лишь потому что остальные воспринимают его как игрушку. Его создают, программируют, но не относятся к нему, как к живому, как к созданию рук своих. Это не цель, это действительно лишь средство. Виртуальный мир не воспринимается как самоцель, как вещь, ценная сама по себе. Его любят лишь программисты и хакеры, но их так мало и в книге они почти не присутствуют, а тот единственный, что присутствует и реально что-то ломает, говорит лишь общими фразами, и из его речей совершенно непонятно, что же он делает.
Но под "странным отношением" я подразумевала не только это. Постоянно проскакивают мнения, что сеть подменяет реальную жизнь. А чему удивляться-то? Реальная у них такая, что находиться в ней еще противней. Все эти "влиятельные люди", живущие в коттеджах-замках и превратившие остальную Землю в трущобы, и сеть превратили в подобие своих вотчин. Всю информацию о честном пользователе могут считать в мгновение ока. А сообщество кульхацкеров слишком нестабильно и бесхребетно, чтобы противостоять хоть кому-то. Пришлось на битву с прозаическими темными силами броситься простой африканской девочке, чей брат из-за проделок богачей завис в виртуальности и кома теперь его друг. Хотя девочкой ее назвать сложно, она аспирантка в институте каких-то высоких технологий, но, судя по всему, младше меня года на три, так что позволю себе снисходительный тон. Радует только, что ведет она себя как нормальный взрослый человек: адекватные женские персы у авторов мужчин получаются нечасто. Хотя можно предположить, что здесь все персонажи в некотором роде лишены гендера. По техническим причинам - виртуальное тело тем проще создать, чем меньше на нем деталей. А зачем бесполому телу очевидный мужской или женский характер? Зачем прописывать особенности поведения ребенка, носящего тело взрослого мускулистого качка? Восемьсот страниц мои мозги это терпели, на последних ста всё внезапно повернулось вверх тормашками. И удивительное дело - оно стало интересно. Вот только зачем под конец было вводить еще полдесятка новых персонажей? Почему нельзя было вести активные действия с самого начала? Я уже говорила, что не доверяю писателям, которые не могут вместить свои мысли в триста пятьдесят страниц. Описывать же только мироустройство на целую тысячу... Хм... Это окончательно утвердило меня в моем мнении. Долго и муторно расписывать личные драмы каждого, постоянно прерывая себя на полуслове. Чтобы в конце устами одного из героев ляпнуть: "Нас собирали в одном месте, как Братство Кольца!" Лолшто? О_о Братство собрали на трехсотой странице, а не на девятисотой. Омфг, да весь ВК уместился бы в один только том Иноземья.Ладно, приберегу остаток яда на следующий том, не знаю правда, когда его прочитаю. На этот у меня ушло три недели. Надо сделать перерыв...
45975
JDoe7113 сентября 2020 г.Фантазия в стиле киберпанк
Читать далееJubilate
Если щелкнули ссылку и задержались на Ютубе некоторое время, то:
Вы прослушали музыку, звучавшую в наушниках Анубиса, когда настал час "X".
То есть - ближе к концу увесистого тома, который первым десятком страниц вызвал у меня желание бросить и не читать дальше.
Начинается "Город золотых теней" в окопах Первой мировой. Холод, страх, отупение и безнадежность. Пол Джонас выбирается из окопа и взбирается вверх по огромному дереву, шагает по облакам, входит в заросший джунглями замок, видит прекрасную женщину-птицу в клетке... Написано подробно, с яркостью и убедительным неправдоподобием бредового сна. Я решила, что эта сказка не для меня, но вовремя подоспела вторая глава совсем, казалось бы, про другое.
Сюжетные линии и места действия в книге порублены на куски и перемешаны. Спасибо, что хронология линейна. С одной стороны такая конструкция не позволяет заскучать, с другой стороны - утомляет непонимание, что вообще происходит и в каких отношениях состоят между собой египетские боги и а-ля берроузовский Марс.
История Рени Сулавайо помогла мне добраться до момента, когда непонимание сменилось выстраиванием сопоставлений и угадыванием пояснений.
Мир Рени - мир нашего недалекого будущего, при условии, что всё будет идти туда, куда идет. Жизнь, в которой виртуальная реальность стала повседневным привычным аспектом как сейчас Интернет.
"Город золотых теней" издан в 1996 году. В книге упоминается Большая Москва, включающая в себя Серпуховской район. (the Serpukhov area of Greater Moscow). Мой респект автору,после таких прогнозов я больше доверяю его пересказам мифологии бушменов.
Еще упоминаются больницы, отданные под больных вирусом букаву-4. Мы не сможем навещать его без костюма биозащиты, потому что больницу , куда его отвезли, как раз перевели под букаву-4. Неприятно актуально звучит.
Контракт на экспериментальную терапию для ребенка в расчете на будущую его спортивную карьеру с достигнутым в результате ростом и прочие сюжеты местных новостных сетепередач.
Тем временем смысл событий проясняется, виртуальные маски приоткрывают своих носителей в реальной жизни ( и наоборот), а там и первому тому конец.
Печально, но "Город золотых теней" - лишь первый том эпопеи.
Автор сознает, что натворил и уподобляет предфинальную встречу персонажей совету у Элронда ( устами одного из них). Всё, мол, только начинается.21876
AzbukaMorze19 декабря 2015 г.Читать далееПонравилось больше, чем я ожидала (ох уж эти ожидания!) Начитавшись рецензий, выписала себе на бумажку персонажей, чтоб не запутаться. А их оказалось не так уж и много, и все хорошо запоминаются. Несколько сюжетных линий, да, и связь между ними становится понятна только к концу, ну и что? Зато каждая линия интересная, а уж загадок автор задал столько, что внимание не ослабевает. Тут, конечно, важно, чтобы разгадки не разочаровали - посмотрим, что дальше будет. Некоторые ответы автор дал, но мало, и никакого промежуточного финала нет, надо сразу читать второй том. А это может стать проблемой из-за толщины - один первый том размером как две книги. Пусть оно и не скучно, и провисаний в сюжете особо нет, но утомляет всё равно. Поэтому теперь надо сделать хорошо рассчитанную паузу - чтоб и отвлечься, и не забыть ничего.
Еще хочу сказать, что это какой-то не киберпанковый киберпанк. Виртуальная реальность есть, конечно, но по ощущениям это скорее фэнтези, а киберпанк - просто прием, по-моему. И есть намек на размазывание сюжета, как в фэнтези-сериале. Множество необыкновенных миров - это хорошо, но я надеюсь, что автор не слишком увлечется и не станет таскать по ним героев чисто ради приключений. Оно и так уже на грани.
Ставлю себе галочку - надо попробовать другие циклы Уильямса. У него явно душа к фэнтези больше лежит.211K
Helena199624 мая 2019 г.Читать далееИстория, которую надо собрать из кусочков. Даже обрывков от кусочков. Поначалу эти обрывки нам кажутся настолько малопонятными, что мы лишь пытаемся нащупать линии соприкосновений. Для этого надо запастись терпением, но мы будем вознаграждены.
Итак, кусочек от имени Пола, начинающийся в мире реальном, но резко переходящий в мир ирреальный. Далее - от имени Ренни, расказывающий о двух мирах - реальном и виртуальном. И история от имени Орландо, рассказывающая, как заменяют он и его друг жизнь реальную вымышленной, опять же - в виртуальном пространстве. Это, скорей, были верхушки айсберга. Но еще существует подводная его часть - это некое "Братство Грааля", созерцаемое нами опять же в виртуальном мире в виде симуляций (симов) героев египетской мифологии. Но вершат они свои дела не мифическим образом. Совсем.
То, что рассказывается Ренни, южноафриканкой, крутящейся в этом пространстве с детства и знающей каждый порожек и каждую кнопку в сетевой жизни, выглядит очень реально, с такими деталями и подробностями, но и с грязью, куда она должна сунуться, чтоб спасти человека.
История Пола, начинающаяся с окопов Мировой войны, когда он внезапно оказывается в мире, совершенно непохожем на наш. Но при этом история мира, рассказываемая теми, кто повстречался ему на этом пути, становится "все страннее и страннее", как говорила Алиса и коли мы ее упомянули, все это странным образом напоминает, я бы даже сказала, в глаза бросается своими аллюзиями на Алису в стране чудес. Ах, я же вспомнила! Ко второй части и эпиграф был из Льюиса Кэролла. Теперь буду знать, что не просто так эпиграфы нам автор рассыпает.
Вот такое непростое начало. Но дальше подкатываются и другие персонажи, и мы начинаем понимать, что все это неспроста, и ожидаем тот миг, когда же они встретятся, а мы верим - он будет.
Чем дальше читаешь, тем более погружаешься в путину вод виртуальных, в игры больших мальчиков, играющих в куклы, но только не в простые куклы, а играющих в людские судьбы, и где на кону стоит все человечество.
Очень мощная и полноформатная картина предстает перед нами. Все больше деталей, чего больше - фантазии или фантастичности - тут сложно даже понять, но так сплетено, рукой мастера - однозначно. То, что писалось 20 лет назад и сложно было тогда представить, собственно, как и теперь - масштаб фантазии автора бьет все возможные представления и ломает их напрочь, выкручивая реальное и нереальное так, что мало не покажется. Бывает, и жестко, но мир, в который мы попадаем, не дает расслабиться.
Уважение и восхищение. И это только первая книга.
15790
Fire_Felis27 ноября 2011 г.Читать далееКнига Тэда Уильямса "Иноземье" оказалась такого объема, что я читала ее почти месяц.
Книга замечательная. Необычный сплав фантастики и фэнтези.
Удивительный полет фантазии, завораживающие сцены... загадки, загадки и еще раз загадки - поразительное мастерство.Сюжет
Не буду пересказывать - мне кажется, это ни к чему - но сам сюжет строится на сочетании виртуального и реального миров.
Мир будущего, где виртуальная реальность стала такой же реальной, как и окружающий мир; в ней можно жить, есть, спать, и постоянно открывать что-то новое... но и сюрпризов там немало: порой все выдуманное оказывается не таким уж и безобидным. Фантазии иногда странным образом проявляются в реальности.
Именно эта виртуальная реальность - сказочна и необычна. Мне до жути захотелось хоть одним глазком заглянуть в придуманный мир.Идея
Бушмены... народ бушменов. Тема умирающего и исчезающего под напором городской цивилизации народа, очень печальна, но и заставляет задуматься, как сильно мы отошли от природы и земли, как бесполезно сражаться с собственным миром.Я хотел сказать, что все здесь – да и все города, что я видел с тех пор, как ушел от своего народа, – построено, чтобы отгораживаться от земли, скрывать ее от взгляда и мысли. Камни увезены, кусты выжжены, все покрыто смолой. – Он шлепнул подошвой сандалии по растрескавшемуся асфальту. – Даже деревья здесь вроде того бедолаги – привезены и посажены людьми. Люди превращают места, где живут, в горы грязи и щебня, вроде термитников – но что случится, когда весь мир превратится в один большой термитник и не останется буша?
Действительно, что?Еще одна тема - тема потерянного человека: я говорю об отце Рени, постоянно пьющем человеке, которого даже родные дети терпеть не могут, но при этом любят. Народ - не русский, но африканский, и я много раз ловила себя на мысли, что есть что-то похожее между родиной Рени и Россией, что-то есть...
Это что касается идей, но у книги еще и интересное построение - есть одна основная линия, линия Рени и бушмена, однако через каждую главу вставляются сцены из жизни разных людей: только во второй части, - может, чуть раньше, - понимаешь, что все они связаны с одной тайной и логически соединены. И каждая история - ее помнишь, знаешь, о чем речь... ну, это надо уметь так всё связывать.
Достоинства
Необычная и странная книга. Тайны, конечно - то есть сам сюжет.
Хороший слог - не без ляпов переводчика, но сам по себе он читается как-то легко, без напряга, и каждое слово на своем месте.
Наконец, разные линии сюжета - практически все интересные. Про идеи и мысли чуть не забыла, тоже в плюс.Недостатки
Пожалуй, сам объем - первый том почти 800 страниц. А томов, кажется, четыре - в магазине я только три видела, но знаю, что есть еще один.
Вот почему советую читать в два захода, с перерывом где-то посередине на другую книгу. Знаю, так не принято, но, в конце концов, от любой истории можно устать. Вообще, в идеале разбить бы такой фолиант на два тома: читалось бы гораздо проще. Даже при всем моем интересе к истории, такой объем текста слегка раздражал.И, возможно, отчасти главные герои, Рени и !Ксаббу: они выписаны замечательно, и принимаются моментально, как живые люди, но немного бы им "сказочности"... лягушек-царевен, конечно, не надо. Но герои, пожалуй, слишком живые, им бы немного романтизма и чего-то необычного в характерах.
Итог
Да, понравилась книга, не жалею, что прочитала. Серьезная и реалистичная, но сказка. Будто клубок снов и фантазий из будущего... странная вещь! И далеко не пустая.
Но, - открывая книгу, запаситесь терпением: путешествие будет увлекательным (надеюсь, что и для вас тоже), необычным, но долгим.Только не погружайтесь в это путешествие слишком сильно: кто знает, какие секреты хранит виртуальный мир? И не забудьте вернуться домой: да-да, это, пожалуй, самое главное...
12697
buldakowoleg3 февраля 2024 г.Читать далееВ поисках ответа на вопрос «почему её брат впал в кому» героиня с другом отправляются в подозрительный клуб, после чего оказываются в опасности. Для меня эта история стала центральной (наиболее интересной) хотя параллельно идёт ещё несколько: друзья собираются узнать о таинственном увиденном золотом городе, из-за которого в любимой игре погиб навсегда аватар одного из героев; подозрительный дедушка просит девочку, которой родители запрещают общаться с ним, совершить несколько подозрительных вещей; мужчина с войны попадает сперва в какое-то шахматное царство, а потом в связанное с марсианами; старик упивается могуществом в египетском культе, в то время как маньяк выполняет за него грязную работу. Про египетский культ единственное, что понравилось, когда попытались главаря старика сместить, хотя там был осадочный момент. Ещё из интересного – пара предположительно бушменских сказок про гиен злодеев. Ещё интересно кто станет засланным (предателем) в будущем, почему-то нехорошее предчувствие на одного из ребят с поиском города. В то же время читать было нудновато (скучновато) не всегда понятно что вокруг происходит, особенно сложно в линии с солдатом. Помимо эпизода, напомнившего «Похитителя детей» Брома.
11181
Neradence10 апреля 2023 г.Киберсказка у пустыни Калахари
Читать далееДолгое время считала, что Уильямс - автор фэнтези, и, как бы внезапно это не прозвучало после книги, формально вписанной в киберпанк, "Город золотых теней" меня в этом только больше убедил.
Уильямс явно тяготеет именно к классическим фэнтазийным описаниям, и чем дальше повествование, тем он сбивается на них всё больше, уходя в дебри виртуальной смеси из мифологических прототипов и бредовых снов, из которых невозможно вырваться наружу. Не скажу, что это мой любимый коктейль, но, по меньшей мере, в яркости изображаемых образов автору не откажешь. Что мезоамериканские джунгли, что дельта Нила выглядят весьма впечатляюще.
"Город золотых теней" оставляет после себя ощущение меланхоличной сказки с элементами футурологических прогнозов.
Это мир недалёкого будущего, который подозрительно похож на тот, что можно наблюдать за окном, только описанный на излёте XX-ого века. Основным фантастическим допущением здесь является виртуальная реальность, намного превзошедшая все имеющиеся нынешние разработки - никаких там костыльных VR-очков и даже шлемов, если хочешь погрузиться в самое компьютерное сердце, лезь в капсулу с гелем и прямым нейронным подключением. Сеть в "Иноземье" - сама по себе действующее лицо, гиперболизированно пытающееся притворяться реальным миром, но лишь когда это выгодно тем, кто её контролирует.
Мысль об эфемерной сетевой свободе поднимается в тексте довольно часто, и автор как будто так и не предлагает своего собственного вывода, что было бы лучше - пространство тотальной анархии или пространство тотального контроля. Да и вообще отношение Уильямса к собственному этому предсказанию так и остаётся не до конца понятным: он как будто просто принимает неизбежность тотальной цифровизации, и на этом заканчивает осмысление, давайте лучше ещё про золотые купола и мраморные пирамиды.Сюжет очень развесистый и многовекторный, только вот беда - отчаянно неторопливый. Настолько, что за семьсот страниц автор только представляет всех героев и к концу кое-как сводит их в одной виртуальной локации, и то - не всех, что превращает весь первый том в одну сплошную экспозицию.
Пяток сюжетных линий идёт параллельно друг другу, и главы между собой хорошенечко так перемешаны, хотя действие остаётся линейным.
В наличии: один солдат из Первой Мировой, который дезертировал из французских окопов и оказался где-то посреди литературных вселенных, двое университетских программистов, которые пытаются найти разгадку коматозной эпидемии среди подростков, как-то связанной с сетью, двое подростков из MMOPRG, которые не хотели искать никакой Золотой Город, но их никто не спрашивал, психопат-маньяк, выполняющий заказы на устранение всего ненужного от гигантской корпорации, ну и сама гигантская корпорация как кружок по интересам сверхбогатых полубогов в тесном симбиозе с армией, самый киберпанковый элемент из всех имеющихся. Это только основные, где-то по тексту разбросаны ещё три десятка менее важных для основного сюжета фигур, от загадочного Пожирателя-Гиены до безликого хакера, собиравшего свою команду мстителей, но непонятно, с каким результатом.
Автор очень неторопливо, вдумчиво, с глубоким погружением в жизненные обстоятельства погружает в психологический мирок каждого из основных героев, и это, наверное, даже плюс, если бы при этом действие двигалось хотя бы чуть-чуть активнее. Несмотря на правда порой завораживающие описания локаций, читать местами бывает прямо откровенно скучно, и я ловила себя на мысли, что хорошо бы уже, чтобы хоть что-нибудь произошло, что толкнёт основную идею дальше.
Часть линий разворачивается в реальной жизни, часть - в виртуальности, но в какой-то момент их очень сложно отличать друг от друга, причём даже самим персонажам, а не только читателю. И, как по мне, так именно это и было - или хотя бы должно было стать, но в трёх последующих томах ещё есть шанс - ключевой идеей, вокруг которой построился весь мир "Иноземья" - слияние оффлайна с онлайном до такой степени, что они уже просто не будут отличаться. Ни с оборудованием, ни без.
Из эпохи неумолимой цифровой реальности и больших данных выглядит это почти депрессивно.Большая часть действия IRL разворачивается на территории Южной Африки, и вот это, пожалуй, было для меня самым привлекательным элементом. Ничего не зная о мифологии или быте бушменов, я не могу судить о том, насколько тщательно автор её передал и адаптировал под сюжетные нужды, но весь этот африканский антураж настолько непривычный, что затягивает.
Интересной находкой мне показались ещё и "сетевые новости", пристроившиеся в заключении каждой главы - через них автор чуть больше приоткрывает уже сам мир чудесного недалёкого будущего, а не только судьбы отдельных его участников, и, если уж совсем честно, как-то он подозрительно похож на наш, отстоящий от времени написания книги на четверть века. Это не прям полноценные прогнозы, которые можно было бы анализировать, но общий вектор развития интернета людей и вещей Уильямс, по-моему, уловил довольно точно.
В этом смысле нейросеточка, которая появляется ближе к финалу, пугает ещё больше, потому что оно даже не какой-нибудь там поехавший Skynet, у которого была какая-никакая мотивация. Оно просто что-то максимально чуждое.Посреди текста местами встречаются детективные намёки, и кое-как к концу книги можно собрать общую канву, в которой все линии сложатся друг с другом. И вот тогда "Братство Грааля", коматозные дети и сверхтехнологичная виртуальная реальность, которая затягивает и намертво фиксирует в себе сознания в неё вошедших, превращаются во что-то цельное. Смутно предполагаю, как где-то дальше вылезет, что сознания заигравшихся подростков были питательным субстратом для нейросетки Иноземья, квантовыми компьютерами поневоле или что-то ещё в подобном духе.
Но это не точно.По итогу - даже не знаю.
Не могу сказать, что мне прямо страшно понравилось, я читала и более увлекательные произведения про виртуальность, но с другой стороны - подкупает практически незнакомый африканский антураж, да и детективная составляющая, когда она наконец там уже сложилась во что-то цельное, в принципе, выглядит интригующей. Надо отдохнуть от того объёма, в который автор впихнул не так, чтобы очень уж много сюжетных поворотов, но, возможно, цикл я всё-таки продолжу читать.
Он не то, чтобы вызывал безумный восторг, но что-то в "Иноземье" меня всё равно скорее привлекло, чем оттолкнуло.8239