Повести, пьесы, рассказы
DardagnacPrawns
- 26 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Небольшой наполовину фантастический и наполовину философский рассказ, написанный в 50-х гг. прошлого века, поднимает вопросы формирования картины мира в обществе и манипулирования сознанием. Сегодня, аналогии и предсказания в рассказе кажутся довольно упрощёнными. Однако в целом история заслуживает внимания и основную мысль до читателя доносит хорошо.
На одной загадочной то ли луне, то ли планете, активно практикуют эффективный способ формирования мировоззрения граждан по заданному шаблону, а именно, по образу и подобию некоего Янси. Этот господин, которого видели только на экранах, вызывает огромные интерес и уважение у большинства. В этом вымышленном мире узкий круг влиятельных лиц приобрёл почти неограниченную возможность создавать и внедрять выгодные им нарративы. Нет никаких проблем и с изменением выбранной парадигмы. Для этого достаточно заставить невероятно популярного Янси изменить риторику и, перефразируя Оруэлла, начать называть условную «Остазию», которая вчера была противником, верным и преданным союзником нашего (их) отечества.
Писатель стремится показать, что тоталитарные практики возможны и без насилия, концлагерей и массовых репрессий. Если почти все придерживаются единого мнения по большинству вопросов и это мнение находится под контролем, то нет нужды в политических заключённых и законах, подавляющих свободу слова. К чему вводить цензуру, если все добровольно и даже с радостью готовы повторять за Янси и копировать предлагаемые им модели поведения? Не стоит только забывать, что подогреть интерес к вестернам на порядок легче, чем к греческим трагедиям.
Я не случайно написала вначале, что история всё несколько упрощает. Да, пока не забыла, женщины, кстати, в рассказе Дика по-прежнему в основном домохозяйки.
Такая ситуация, когда все мыслят по единому лекалу, представляется достаточно маловероятной, тем более в отсутствии репрессивных законов. Неужели не возникает желания хотя бы попытки открытого разговора о том, что действительно волнует жителей? Единогласие и совпадение интересов внутри элит этой то ли луны, то ли планеты, не кажется слишком правдоподобным.
Также я не уверена, что людям можно успешно внушить какие угодно догмы. Думаю, один из секретов пропаганды как раз в том и состоит, чтобы работать с тем, что с высокой вероятностью будет принято значительной частью населения. Скажем, эксплуатировать реальный травматический опыт для подмены реальности эрзацами и фикциями.
Финал наводит на мысль, что плюрализм мнений лучше «хождения строем», разнообразие предпочтительнее скудного выбора, дискуссия полезнее искусственного согласия. Важно уметь думать своей головой, анализировать, сопоставлять, а не повторять за господином Янси, каким бы популярным он ни казался.
Со всем этим, конечно, можно и нужно согласиться. Единственное, что хотелось бы добавить. Между «я уважаю право другого иметь своё мнение» и «я уважаю мнение другого» лежит на самом деле пропасть. Свобода высказывания мнений не означает и не может означать, что два полярных мнения так или иначе равнозначны. Одно может быть верно, другое – нет. Далеко не всегда «у каждого своя правда».
Что ещё можно вынести из рассказа?
Не сотвори себе кумира. Этот кумир, к тому же, может оказаться надутым пузырём, симулякром, продуктом чьего-то воображения.
Внушить плохое, подтолкнуть людей к деструктивному поведению зачастую легче, чем стимулировать в них хорошее. Апеллировать к чему-то низкому бывает проще, чем к добрым ангелам нашей природы.
Точку зрения нужно стараться сопоставлять с фактами реальности и выгодой задействованных сторон, а не словами, сказанными в телевизоре, сети или ещё где-то.
У людей часто короткая память. Это помогает нарушать обещания, манипулировать общественным сознанием и продавать гражданам противоречивые лозунги и программы.
В основе успеха проекта Янси лежит, помимо прочего, принцип узнавания. Все слишком привыкли к нему, чтобы ставить под сомнение его авторитет.
Этот тезис можно расширить. Так, в медиа поле часто повторяются темы и схожие репрезентации тех или иных событий настоящего или личностей прошлого. К примеру, вместо новых тем и лиц, очередной сериал про Анну Болейн. Нередко повторяются стереотипные представления о культурах и нациях. Длинные и непривычные имена могут понизить рейтинг книги, и т.д.

Интересный рассказ, поднимающий сложные и важные социальные темы, весьма актуальный в наше время. Вот только, на мой взгляд, автор несколько упростил трудные философские вопросы и, хотя его понимание ситуации отчасти дает ответ на извечное «что делать?», все же происходящее кажется мне слишком примитивно-поверхностной версией реальной жизни, которая преподносит нам более хитросплетенные дилеммы.
Итак, в этом рассказе речь идет о тоталитаризме, причем герой призывает не путать его с диктатурой.
Террор, политические заключённые, концлагеря, волна публичных покаяний, отречений от прежних взглядов, государственных измен… Неизменные спутники диктатуры.
— Не путайте тоталитарное общество с диктатурой, — сухо возразил Келлман. — Тоталитарное государство проникает во все сферы жизни своих граждан, формирует их мнение по каждому вопросу, без исключения. Это может быть диктатура, парламент, президентская республика, совет жрецов… Форма правления особой роли не играет.
Одна маленькая, но гордая луна, которую патриотично настроенные жители предпочитают называть планетой, вдруг, несмотря на мирную жизнь,отсутствие политических заключённых и открытые границы, стала вызывать беспокойство у Центра Девяти Планет ( автор не рассказывает, что это за центр, который как Большой Брат следит за происходящим в каждой отдельной политической единице Солнечной системы и посылает своих сотрудников для силовых вмешательств). И вот полицейский с Земли, а точнее из Вашингтона, прикинувшись брокером, летит на Калипсо разобраться, что не так с их системой (если у вас паранойя, это еще не значит, что за вами не следят, да?).
Полицейский тут не сильно мудрый и проницательный специалист, но, благодаря откровенности одного из жителей, он узнает, в чем дело и, конечно, как принято в старых добрых комиксах про супергероев, спасает одураченных калипсян от действий преступного синдиката, который не только втюхивал разную рекламную продукцию жителям, но и готовился развязать войну.
И вроде такой прекрасный хеппи-энд: злодеи повержены, добро победило, вот только добро слишком спорное слово, уж больно любят все трактовать его в свою пользу. Более того, не ясно, кого именно подразумевал автор под добром: иностранную демократию, которая разрушит всяческие зачатки местного тоталитаризма или, может, это какое-то иное добро, заставляющее играть всех по своим правилам? Опять выходит, что у кого сила, тот и прав? Филипп Дик, призывая принимать различные точки зрения, в рассказе победил зло именно с помощью полиции, но что, если полиция вовсе не добро, а лишь верные псы иной власти?
Возвращаясь вновь к непосредственному сюжету данного рассказа, хочу обратить внимание, что писатель предостерегает читателей от всяческих гуру, которые будут рассказывать нам, как надлежит поступать. Но разве возможно, чтобы люди в большинстве своем были свободны от следования моде,от почитания брендов или стандартов красоты, от «статусности», которой все так стремятся обладать? От поклонения и подражания тем или иным звездам, от веры в религиозные догматы, которые диктуют образ жизни, от соблюдения общепринятых шаблонов, от общественного мнения?
Совет от автора данной истории состоит в том, что не стоит упрощать, что поверхностные готовые сентенции, примитивное искусство, хоть и легче усваивается массами, но снижает работоспособность нашего мозга, ведомое общество перестает критически мыслить, а люди должны понимать, что нет общих правил для всех, многое зависит от контекста, от личных особенностей, что все мы разные и это разнообразие прекрасно. Но в рамках данного рассказа это тоже звучит слишком упрощенно, поэтому идеи безусловно интересные, но их воплощение меня не восхитило, хотя и дало пищу для размышлений. Так что могу рекомендовать данное произведение, тем более, оно небольшое и есть аудиоверсия.

Сегодня вторник. На улице у нас уже похоже закончилось лето. Ветер и дождь.
Но сегодня у меня 4, место в рейтинге. Но расслабляться рано.
Этот рассказ фантастический, но один из самых реальных.
Опубликован в 1955 году, журнале «If, August 1955».
Все, что в рассказе, уже отработано и опробовано, и уже долгие годы применяется.
Что вы узнаете?
Будущее. В Вашингтоне вычислительном центре Союза Девяти Планет, анализ данных показал, что на спутнике Юпитера, Каллисто, политическая система постепенно сдвигалась в сторону тоталитаризма, но понять, как и почему не могут. Полицейское управления Девятиплана, отправляет своего сотрудника полицейского Тавернера, выяснить, что происходит на планете.
Пролог.
Не знаю, как так получилось, но совершенно случайно выбрал, этот рассказ из списка, что у меня в рекомендациях. Но он очень, коррелирует со статьей отзывна которую написал вчера. Тем более, что написаны они были почти в одно и тоже время. Статья в 1952, а рассказ в 1955. Да они не связаны сюжетно, и тут рассказ, а там статья. Но вот мысли и идеи, что они несут.
В статье было про Полуинтеллигентов и "полу науку", и как это все повлияет на людей. Тут же в рассказе, мы видим, как это повлияет на людей, как можно влиять на умы целой планеты.
Я не говорю, что прямо, все похоже, но если читать между строк, и видеть параллели. И прочитав их два, вам станет понятнее, что происходит. Хотя бы отчасти.
Подробнее.
В рассказе будущее земли. Люди освоили космос и успешно колонизовали планеты или спутники планет, в своей солнечной системе.
Союз Девяти Планет, так называется эта объединение человеческих поселений.
И вот на Земле, в Основном Вычислительном Центре, который расположен в Вашингтоне.
Компьютеры, что занимались обработкой и анализом, выявили, что политическая система Каллисто постепенно сдвигалась в сторону тоталитаризма.
Теперь люди должны были понять эти данные.
Что хотелось бы сразу заметить. Толи есть еще, какие то формирования планет, где главенствующую роль играет СССР(или приемник), или восточные страны, то ли Западная демократия победила. Потому, что в рассказе полностью показан западный образ жизни.
Возможно в одной из войн. Их уничтожили.
Там в будущем видно, нет разбивки на какие то секретные службы. А существует одна - полицейское управления Девятиплана.
Вот они и занялись, странными данными полученными из Каллисто.
Один из главных героев рассказа докладывает своему начальнику. Что все его графики, таблицы и выкладки, говорят, что все хорошо и диктатуры нет.
А начальник ему проводит ликбез, чем отличается диктатура от тоталитаризма.
Агент получает задание и улетает на Каллисто.
Все, что тут в рассказе. Можно применить к любой стране, на которую смотрят США. Но, этот рассказ он про США. Просто еще в те годы, опробывалось всё там. А потом пошли на экспорт.
В роли реального США, тут Каллисто и его жители.
Вы мне можете, сказать, мол это он про СССР. Сейчас бы с вами мог и согласиться, но в то время, в СССР был такой образ жизни, что никак не походил на эти западные штуки с рекламой. У большинства народа не было телевизоров и даже радио. Была пропаганда. Но она касалась, общественного строя, а не самой жизни.
Скорее все, что в рассказе это современный наш мир, чем тот, советский.
Конечно, мне бы хотелось подробно разобрать, рассказ, но тогда получится диссертация. Поэтому попытаюсь самое важное.
Тавернер прилетает на Каллисто, начинает свои исследования, со своими помощниками.
И всё выглядит, хорошо. То есть общество, как общество.
Как в любом городе, что у нас в РБ, что в РФ. Все всё ругают. Это он еще с таксистами не говорил.
Потом он натыкается на популярную передачу, где некий Джон Эдвард Янси, говорит про различные вещи и популярен у людей.
Мне это напомнило, что в эти годы, в которые был написан рассказ. В США был президент Эйзенхауэр Дуайт,как его еще называли АЙК.
Американский государственный и военный деятель, генерал армии, 34-й президент США.
Моя догадка, возможно ошибаюсь. Но мысль стоит обдумать.
Полицейский стал выяснять почему, так этот Янси влияет на людей.
В США так же очень развита система телепроповедников.
У меня мама смотрела телеканал "СПАС".
Но насколько это отличается от того, что в США, у них там это больше про деньги, власть и влияние.
Вот глянул самого популярного, Джоел Остиа 18 миллионов подписчиков в Фейсбук.
И таких там полно.
Например, этот солидный дядя.
Телепрограмму Джейкса «Прикосновение Горшечника» смотрят 67 млн семей ежемесячно.
А тут в рассказе на Каллисто, жило около 80 млн. человек.
И вот этот Янси был, что то сродни этих проповедников.
Тем более, что церкви эти теле-пасторы создают сами.
Смотрели, же наверняка кино американское, где пары хотят поженится, но нет священика. А их друг, тут же говорит, я могу, ведь прошел недавно онлайн курсы. И вуаля, совет вам да любовь.
Янси вещал на разные темы и влиял на умы.
Смотрели наверное сериал "Менталист" , там человек с отличными умом, наблюдательностью, дедукций и чувством юмора, помогает расследовать дела. Но до этого он был теле шарлатаном, читал мысли людей, говорил с покойниками и прочие.
Так вот по этому сериалу Патрик Джейн, владел следующими навыками.
Все это, показывает, что многие теле менталисты в США и всякие пасторы, владеют техниками, что бы влиять на людей.
Тут автор упоминает Гештальт. Который так любят сейчас закрывать все. У кого не спросишь или не почитаешь.
Сама техника, заключается в том, что бы привести вас к целостности.
Психологи утверждают, что мозг стремится к формированию целостной картины — гештальта.
В наше время уже, перешли на более современные методы, влияния на разум. Тот же НЛП. Кто захочет почитает.
Теперь реклама, которой очень много отдается в рассказе.
В рекламе это называется Продакт-плейсмент. Часто вы можете, это видеть в кино. К примеру, все фильмы с Джеймсом Бондом это продакт - плейсмент. Машины как у бонда, костюмы, часы и даже девушки.
Спортсмены которые, бегают в майках и кроссовках брендов.
Ночной и дневной дозор, был просто витриной для рекламы товаров. Обычно, стараются делать скрытой, а тут прямо и без прикрас.
Было и в Советском кино, хоть и не так явно. Не каждый заметит.
Но реклама, еще более менее безобидная штука. Но когда начинают вмешиваться в ваши суждения и решения. Говорить, что черное это белое. Вливать в уши всякую чушь. Уже вот в отзыве, на статью, упоминал, про блогеров или различные СМИ, как они себя называют, которые вливают как раз в уши.
Всё ,что им нужно. Постепенно продавливая границы дозволенного и горизонты. К примеру, в начале вы были против того, что бы мусорить на улице. А потом вам говорят, мол, а вы знаете, вчера гулял со своим ребенком и женой (главное с кем то, и зависит от аудитории). И мой ребенок ел мороженое, а мне отдал упаковку от него, и тут налетел ветер, и унёс в даль мусор, буквально на 5 метров от вас. Но мы спешили на автобус и не смогли убрать.
И вот вам намекают, мол ведь он же не специально, а случайно и убрать не мог. И говорят, что иногда можно мусорить. И так каждый раз, в новой какой то передаче, эта тема раздвигается. И вскоре вы понимаете, что нет ничего такого, что бы бросить окурок, ведь есть специальные службы. А если не убирают, то во всём виновато правительство. Или скажем, какие нибудь граждане другой страны, которые работают в этих специальных уборочных службах.
Знаете вот была так называемая "Арабская весна". И там было такое понятие, как революция через социальную сеть, особенно Facebook, Twitter и YouTube. Египет и Тунис, там как раз власть сменили с помощью социальных сетей. В 2011 году в первые у нас Беларуси было это тоже применено. А более массовое ,где еще использовалась реклама в интернете и добавился телеграмм, в 2020 году.
Не говорю, про то, что не довольных нет. Всегда есть. Но когда создаются различные НКО, которые платят за рекламу, и выводят людей на разные митинги, акции. С использованием различных методов психологического воздействия или рекламных фишек. Можно сломать любую страну. Даже самую счастливую.
Финал, мне очень понравился. Позже напишу еще историю, к этому рассказу. Расскажу, как раз про это.
Было такое кино "Полёт в страну чудовищ", это по одной из моих любимых книг детства снято. В книге все не так. Но там в кино, получается есть страна, где жили люди, мирных профессий, всякие художники, музыканты, каменщики и тп. такой вот город мастеров. А потом один ученный хотел помочь, людям создал специальное колесо, но его обманули, и стали крутить колесо в другую сторону, и в место добрых роботов, получились, плохие, а инструменты стали оружием. Например труба или скрипка. А людей сделали статями. Лишь немногие убежали. А зловреды похищали детей, потому что только дети могли его крутить. В финале, колесо остановилось. И те люди, которые были каменными стали оживать, а потом и вовсе ученый стал крутить назад колесо. И оружие исчезло. Мир дружба и улыбки.
Давно смотрел, если чуть сумбурно рассказал. Все же с 86 года прошло много лет.
Вот в рассказе нечто похожее.

— Война — это плохо, — бодро ответил Майк. — Война — это самая ужасная вещь на свете. Войны чуть не уничтожили человечество.
Пристально глядя на сына, Зиплинг спросил:
— Кто-нибудь сказал тебе, чтобы ты так отвечал? Заставлял тебя это сказать?
Мальчик неуверенно проговорил:
— Нет, папа.
— Ты действительно в это веришь?
— Да, папа. Ведь это правда? Война — это очень плохо?
— Война — это плохо, — Зиплинг кивнул. — А что ты можешь сказать о справедливой войне?
Майк не медлил с ответом ни секунды.
— Конечно же, мы должны вести справедливые войны.
— Почему?
— Ну, мы же должны защищать свой образ жизни!— Почему?
— Потому что мы не можем позволить им просто раздавить себя. Это только раздразнило бы агрессора, и власть захватили бы те, кто обладает грубой силой. Мы не можем этого допустить. Нам нужен мир, управляемый законом.
Зиплинг устало прокомментировал:
— Я написал эти бессмысленные, противоречивые слова восемь лет назад…
Он внутренне собрался, и продолжил:
— Итак, война — это плохо, но мы должны вести справедливые войны. Представь себе, что наша планета, Каллисто, вступает в войну… с кем бы… ну, скажем, с Ганимедом.
Зиплинг не мог скрыть иронии в голосе.
— Просто наугад, пальцем в небо. Итак, мы воюем с Ганимедом — это справедливая война? Или просто война? Хорошо это или плохо?
На этот раз мальчик задумался, насупившись, размышляя о чём-то.
— Каков же твой ответ? — холодно спросил Зиплинг.
— Ну, это… Я не знаю… Но ведь когда война начнётся, кто-нибудь нам это скажет? То есть, справедливая она или нет.— Конечно, — Зиплинг чуть не подавился. — Кто-нибудь непременно скажет.

— И если бы кто спросил меня, — сказал он, — что же лучше — солнце или тень, я бы ответил ему: смотря кто ты — примула или георгин.
Он улыбнулся в камеру своей знаменитой улыбкой, совсем по-детски.
— Я-то, наверное, примула. Хочется уже отдохнуть в тенёчке.

— Как тоталитарное государство может существовать без террора? — вопрос Экмунда был риторическим. — Могу поклясться — здесь нет тайной полиции, нет контроля за мыслями. Население не обнаруживает никакого страха перед властями.












Другие издания

