
Нон-фикшн
silkglow
- 799 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Теория мемов становится всё более популярной. Насколько она эффективна – покажет время, моё внимание она привлекает, как всё относительно новое. Тем более что историк Илья Носырев пытается при помощи новой теории исследовать самые что ни на есть старые материи – мировые религии.
Подозреваю, книга эта не будет сильно востребованной в нынешней России. Даже не потому, что тираж её откровенно мал, а потому что идея сращения церкви и государства проводится сегодня столь явно и беспардонно, что не проломиться сложно. Говорить о том, что ты неверующий или хотя бы сомневающийся почти неприлично. А уж высказывать идею о вредоносности религии, причём любой, может только очень наивный человек.
Носырев наивным не выглядит. Книга его жива и интересна для любого мыслящего человека, в том числе верующего. Увы, я всё чаще сталкиваюсь с тем, что слова «верующий» и «мыслящий» в нашей стране превращаются в антонимы. А жаль. По крайней мере, мне кажется, каким бы ни был духовный путь человека, он предполагает сознательность и осознанность, а следовательно, понимание, почему ты выбираешь религию или её отсутствие в твоей жизни и какую именно религию ты выбираешь. Больше того, выбор определенной религии – это только начало пути, начало познания. И каждый день перед тобой встают новые вопросы. Например, такие, какими задается автор: «Почему мировые религии любят аскетов?», «Терпима или нетерпима религия?», «Почему один бог сильнее многих?»
Я привыкла с уважением относиться к любому вероисповеданию и к людям неверующим в том числе. Но с ещё большим уважением я отношусь к людям, которые умеют аргументировать свою позицию. Пусть автор не во всём меня убедил, но то, что его книга даёт массу информации для размышлений (сильнейший толчок к изучению первоисточников, кстати) несомненно. Могу рекомендовать всем, кого хоть как-то интересуют темы веры, пропаганды, манипулирования общественным мнением, конформизма и иже с ними. Пиарщики всех мастей тоже при желании найдут немало интересного.

Странный парень этот Бог
Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал: «Почем опиум для народа?». После Остапа опиум, казалось бы, продолжал дешеветь: совершенствовалась теория эволюции; расшифрован геном человека; кое-кто слетал в космос и никакого Бога не видел, — но атеистический XX век был лишь краткой передышкой перед новым триумфальным наступлением религии. За карикатуры теперь убивают, за танцы тоже готовы убить: именно в фанатичном изводе религиозность все чаще мелькает в новостях.
1.
До 2009 года в Черновицкой области, что на Украине, жизнь текла размеренно и спокойно, как в каменном веке, пока в летний воскресный вечер на стене сельского дома культуры местным жителям не явились Божья Матерь и Иисус Христос. Один из аборигенов рассказывает: «У меня сигарета упала изо рта, у него тоже. И не могли ничего спросить друг у друга, стояли, может быть, полминуты стояли». Уже на следующий день здесь начали проводить богослужения. Стали съезжаться паломники со всей округи — молиться, некоторые целовали лик Христа. На месте сельского чуда установили крест, вскоре кто-то принес коробочку — стали копить на храм всем миром, раз такое дело. Ведь чудотворный дом культуры построен из кирпичей когда-то разрушенной церкви, находившейся в соседнем селе.
И все бы хорошо, кабы не председатель сельсовета, покусившийся на коробочку. Он сказал, что никаким Христом здесь не пахнет, а отдает аммиаком. Проще говоря, это естественный химический процесс. Расплывчатый силуэт образовался из-за большого количества соли: стена постоянно служила местом отправления естественных потребностей во время горячих дискотек. Провели экспертизу — гипотеза подтвердилась. Теперь селяне только посмеиваются над своей наивностью.
2.
В 1986 году четырехлетний Слава Крашенинников получил сотрясение мозга, после чего стал пророчествовать. Сначала к этим прорицаниям никто серьезно не относился. Дар Славика первой заметила его учительница, а затем и старец Наум из Троице-Сергиевой Лавры, куда мальчика возили в 1990 году. Его мать вспоминает: «Он сказал, что знает мысли нашего президента, американского президента, да и вообще мысли всех людей знает: где, какие ядерные ракеты стоят и сколько, что секретов для него на земле совершенно нет». Мальчик будто бы кого-то в школе даже лечил. Весть о Славике стала быстро распространяться — хлынули паломники. Мальчик умер в 1993 году от рака крови, не дожив несколько дней до 11-летия. Паломников только прибавилось.
Славика Чебаркульского изображают на иконах, на его могилу приезжают исцелиться и почитать сложенные в его честь акафисты. Отец мальчика постоянно привозит кусочки мрамора, паломники их разбирают: кто просто носит при себе, кто выдерживает в воде и потом эту воду пьет (вроде как она заряжается). Сам Славик говорил, что мрамор разгоняет бесов. Уже в нулевых про святого отрока вышло несколько книжек и снят документальный фильм, главным источником информации стала мать, с ее слов как раз записывались все пророчества. В 2007 году митрополит Иов заявил о недопустимости поклонения чебаркульскому лжесвятому. Спустя три года в РПЦ запретили распространение через церковную книжную сеть книг о Славике: «Ах, мама, маменька…» и Бог говорит избранникам своим... .
***
Внимание! Теперь вопросы:
· Как люди дошли до целования сельского клуба?
· Почему никому в голову не пришло происхождение пятен на упомянутой стене?
· Почему Славик Чебаркульский так быстро набрал клуб почитателей?
· Отчего люди готовы тысячу лет верить, например, в кусочки мрамора?
· Зачем вообще нужны святые?
· Почему в случае с клубом украинская церковь поддержала паству, а русская Славика не приняла?
· Главное: почем все-таки опиум для народа?
За ответами стоит обратиться к книге «Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов». Историк Илья Носырев, мне кажется, написал бомбу, которую, однако, в наше малотиражное и нелюбопытное время мало кто заметит. Автор на протяжении долгих лет изучал различные аспекты религии, собирал факты, сравнивал их и сопоставлял, но стройной теории не получалось. И на помощь пришла меметика — детище знаменитого биолога Ричарда Докинза. Религиозные идеи Носырев уподобил мемам, главная задача которых — собственное сохранение и распространение. Получается так: религиозные идеи используют человека просто в качестве носителя информации, почти как флэшку. Особенно в этом контексте интересен рассказ о секте скопцов — между прочим, русском явлении. Применение естественнонаучного инструментария к гуманитарному знанию перспективно потому, что отвечает на непростые вопросы. Я не специалист, поэтому не знаю, получилось ли у историка полностью раскрыть механизмы функционирования религий, но повод для религиоведческого мордобоя диспута появился точно.

Мало читателей у книги, ой мало, а всё потому что Илья Носырев промазал мимо струи. Ещё недавно дорогие россияне, ведомые Верховным главнокомандующим, стремились в европейские ценности, а теперь развернулись и так же стремительно несутся в прямо противоположном направлении, обрастая по дороге бородами, самоварами и прочим посконным добром. Деток в школе радуют уроками православия, прозревшие убеждённые коммунисты стоят в церкви в первых рядах со свечой, на полном серьёзе обсуждается отмена наказания за домашнее насилие, а тут вдруг книжка эта так невовремя. Хорошо хоть что заумная, народ, замученный домом два и прочими пусть говорят, ниасилит.
Верующему человеку читать книгу можно спокойно, это вам не насмешник Таксиль — какой бы то ни было критики религии тут нет, зато есть взгляд на неё с новой и неожиданной стороны, словно Илья Носырев отхлебнул из синей баночки и поднялся над проблемой. Предложенная им теория (или не им, больно уж много ссылок на «Эгоистичный ген» Докинза) объясняет всё, достаточно в самом начале чтения сделать над собой усилие и поверить, что то, о чём говорит господин Носырев, может вдруг оказаться правдой. Тогда станет понятно, почему мировые религии так похожи друг на друга, почему в священных книгах так много примеров яростной и неоправданной жестокости, почему в Книгах Книг так много тезисов, прямо противоположных друг другу по смыслу, и наконец, почему мы так ждали конец света, а он, гад, взял и не пришёл. На все мои «почемухи» Носырев ответил, так что диалог с автором считаю успешно состоявшимся.
Несмотря на упорное сопротивление с его стороны. Потенциальному читателю от души рекомендую обрасти познаниями в области религиоведения и вообще всего, так как Носырев хоть и выдаёт порой справочную информацию, но труд его настолько обширен и эпохален, что частенько приходилось гуглить и не менее часто у тупенькой меня возникала необходимость в словаре, а то и переводчике на человеческий. Хорошо Носырев о своих читателях думает, почитает за умных.
Книжка прямо восторг-восторг, подробные ответы на животрепещущие вопросы получены. Другое дело, что они меня, как, подозреваю, и большинство сограждан, не устраивают, но итс уже май проблем: альтернативный взгляд на устройство мира получен, а дальше уж наше читательское дело, какую пилюльку выбрать — красненькую или синенькую. Беда в том, что доподлинно неизвестно, какая пилюлька обещает истину, а какая — погрузит в иллюзии. Вторая беда в том, что выбираем мы даже не между цветными таблеточками, а между львом и принцессой. И что с нами будет, если откроем не ту дверь? Как-то беспонтово отрицать существование Дьявола, глядя ему в любящие глаза.
Автор очень грамотно всё обобщил, разложил по полочкам и обклеил ярлычками, но, боюсь, столкнётся он с неожиданной проблемой: земляне, если поднапрягутся, вспомнят события из своей жизни, рационального объяснения которым нет и быть не может в рамках материалистической концепции. Замах на «всеобщую теорию всего» у Носырева эффектный, конечно, но что если каждый припомнит хотя бы одну такую историю? Хватит ли семи миллиардов частных случаев волшебства, чтобы опровергнуть одну, пусть даже самую красивую теорию?
А книга эта самая страшная из всех, которые я когда-либо читала, потому что душу по Илье Носыреву ещё не придумали. Человеческая жизнь не только становится вспышкой в вечности, но и теряет свою лучшую загробную половину. Одним махом Илья-богатырь отсёк надежду на посмертные справедливость, воздаяние по заслугам и прочие плюшки. Те, кто убивал, грабил и насиловал вздохнут с облегчением, конечно, и продолжат свои чёрные дела, потому что «раз Бога нет, то всё позволено», а те, кто жил по совести что — лохи в квадрате? Получается, что жить нужно здесь и сейчас и гены во все стороны разбрасывать, потому что второй серии не будет, а если ты смелый и честный, то сам дурак. Не книга, а ода эволюционному хаосу, который только притворяется порядком, и неглупый человек Илья Носырев благополучно лишил всё человечество смысла жизни, а без него чота неуютно.
Так что книга на одни вопросы отвечает, другие тем временем ставит, а истина, снисходительно посмеиваясь, проходит мимо. Ничего, ещё головой подумаем, ведь если человек только в неё ест, какой же он венец эволюции?

Ни одна идеология или религия недостойна того, чтобы в неё верить. И только постоянно подвергая сомнению не только пути достижения целей, но и сами цели, можно действительно заслужить звание человека разумного.

Взамен страха перед превратностями судьбы религия дарит человеку другие, не менее серьезные страхи

Создав абстрактного, всеблагого, всемогущего и всесильного Бога, монотеистические религии смогли нарушить паритет между богами и человеческим обществом: если ранее скорее боги служили обществу, то теперь Бог требовал от человека службы себе — причем службы, награда за которую ждет лишь после смерти.














Другие издания

