
Ваша оценкаРецензии
Аноним15 сентября 2012 г.Читать далееI say, Jeeves! А Стендаль был бы неплохим англичанином!
"У автора этого путеводителя большой недостаток: по его мнению, нет или почти нет ничего такого, о чем стоило бы говорить слишком серьезным тоном".А по моему мнению, творчество некоторых классиков стоит начинать изучать именно с дневников, публицистики и прочего нон-фикшна. Но обо всем по порядку.
Общеизвестный факт, что Стендаль написал этот своебразный путеводитель ради заработка. А основывается он в числе прочих источников на множественных записях в дневниках писателя об Италии, в которой он прожил несколько лет. Часто при чтении "Прогулок" складывается впечатление, что за это время он настолько очаровался итальянцами, что непрочь и сам стать одним из них (следуя завещанию Стендаля, на его могильной плите написали: "Арриго Бейль, миланец"). Кстати, о Милане. Автор лукавит, когда заявляет нам, что достопримечательности Милана, Пармы и Болоньи можно осмотреть за шесть часов. Добрая половина его другой книги об Италии - "Рим, Неаполь и Флоренция", посвящена Милану.
Ну а теперь наконец о Риме. Стендаль практически умоляет нас не пользоваться услугами чичероне, а советует поселиться на "Виа Грегориана или хотя бы на четвертом этаже какого-нибудь дома на Пьяцца ди Венеция в конце Корсо", чтобы из вашего окна был такой же величественный вид на собор святого Петра и три четверти города. Утром первого дня вы садитесь в коляску и просите отвезти вас (в зависимости от настроения) в Колизей или к собору св. Петра. Об этих двух сооружениях Стендаль рассказывает лучше всякой Википедии. Впрочем, как и о некоторых других достопримечательностях города, некоторые из которых привели его в состояние, ныне называемое синдром Стендаля (об этом как раз хорошо написано в Википедии).
Как вы думаете, почему я решила прочитать эту книгу (да и остальные "Итальянские хроники" заодно)? Конечно, потому что просто влюбилась в Рим, побывав в нем! А кто напишет путеводитель лучше, чем писатель? Так вот, мне очень по нраву подход автора к делу:
"Рим можно осматривать двумя способами: 1) можно изучать все, что есть интересного в одном квартале, и затем переходить к другому; 2) или же каждое утро искать тот род красоты, к которому чувствуешь влечение, вставая поутру".И да, никакого переедания от картин, статуй и прочих красот, иначе вы так устанете, что останетесь недовольны городом - все в умеренных дозах и не чаще раза в день. Затем сразу же бегите в сад! А лучше на виллу Боргезе.
Ну и как же без воровства в Италии! Стендаль и тут дает совет:
"В Италию приезжаешь только один раз; нужно пожертвовать двадцатью пятью луидорами, быть готовым к двадцать пяти мелким кражам и ни в коем случае не сердиться. Ride si sapis".
В целом, общий посыл книги такой: гуляйте по Риму, наслаждайтесь им, общайтесь с местными жителями, слушайте итальянскую музыку, во всем следуйте своему настроению и тогда вы останетесь довольны путешествием. Вот только про великолепную итальянскую кухню как-то мало написано. Наверно, было вырезано цензорами-диетологами 19-го века.
И напоследок еще одна цитата:
"Можно соскучиться в Риме на втором месяце пребывания, но никак не на шестом, а если пробудете год, у вас явится мысль остаться здесь навсегда".231K
Аноним26 февраля 2025 г.Искусство чичероне
Читать далееНачнем аккурат с предисловия, в котором автор считает своим большим недостатком придерживаться мнения, что «нет ничего такого, о чем стоило бы говорить слишком серьезным тоном», в то время как XIX век с его свободой вынуждает людей «заявлять о своих убеждениях, хотя они и не имеют времени, чтобы составить их».
Для меня же несерьезность и отсутствие педантизма превращает Стендаля в превосходного чичероне-гида по Риму.
Автор обстоятелен – в плане путешествия античные развалины, живопись, скульптура, архитектура, государственный строй и, как следствие, нравы и обычаи итальянцев, через которые они «ищут свое каждодневное счастье».
Стендаль - идеальный спутник для неторопливых прогулок по Риму. Он ведёт читателя по Капитолийскому холму, Форуму, собору Святого Петра, Ватикану, Пантеону.
«Все искусство чичероне заключается в том, чтобы вести своих путешественников к памятникам, которые в данную минуту могут доставить им наибольшее наслаждение», – замечает он. Благодаря его живому любопытству улицы, соборы, палаццо, галереи, термы и площади оживают, обрастая историческими и художественными подробностями.
Величественный Колизей – один из таких памятников. Начатый Веспасианом и завершённый Титом, он видел тысячи сражений гладиаторов, собирал многотысячные толпы. «Какое другое место видело столь огромное сборище людей и такие торжества?» – восклицает автор. Но спустя пять веков Колизей превращается в «общественные каменоломни», из которых богатые римляне разбирают каменные блоки для своих домов.
Впрочем, Рим – это не только величие, но и народные легенды. «Благодаря высоте Капитолийского холма и расположению улиц около церкви иезуитов почти всегда ветрено. Однажды дьявол – так рассказывают в народе – прогуливался в Риме вместе с ветром; придя к церкви Иисуса, дьявол сказал ветру: «У меня есть кое-какие дела, подожди меня минутку». Дьявол так и остался там, а ветер до сих пор ожидает его у дверей».
Рим восхищал и продолжает восхищать! Читая книгу, почти не ощущаешь двухсотлетнего разрыва с автором: большая часть знаковых мест сохранилась. Мы же люди из другой реальности, в которой разрушается «до основанья» старое, а затем «мы наш мы новый мир построим».
Местами встречаются другие названия, как например, колонна Антонина сегодня называется колонной Аврелия, а ватиканская площадь де Рустикуччи между двумя колоннадами Бернини и с египетским обелиском по центру - площадью Св.Петра, которую автор считает «буквально художественным совершенством».
Однако в книге есть и предостережение: восхищение может исчерпать силы. Сильно утомившись, вы скорее почувствуете отвращение к восхищению, и это – «единственное чувство, которого путешественник здесь может опасаться».
Книга требует неспешного чтения. В идеале, хорошо бы приехать с ней в Рим также надолго, как и Стендаль, и шаг за шагом бродить по городу, и слушать истории, и смотреть глазами разных эпох не только на прежний, но и на изменившийся город!
«Предупреждаю путешественника, что по мере своего ознакомления с римскими древностями он все больше будет удивляться, как мало у нас достоверных сведений о них», – пишет Стендаль.
Честно признаюсь, читать «Прогулки» не всегда увлекательно и легко, иногда автор ведет малоинтересные беседы, уходит в частные детали, высказывает раздражение. По форме это дневниковые записи, содержание занимает двенадцать (!) страниц и оно настолько подробно, что если вам наскучит обычный порядок чтения, то открывайте книгу на любой главе и следуйте за автором туда, куда интересно вам – будь то руины древнего форума, галереи Ватикана или римские легенды.
И напоследок совет от автора, который наверняка пригодится в любом путешествии: «Я хотел бы, чтобы читатель ничему не верил на слово без проверки и чтобы он брал под сомнение все, даже и этот путеводитель. Верить на слово часто бывает удобно в политике и в морали, но в искусстве это столбовая дорога к скуке».5121