Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Прогулки по Риму

Стендаль

  • Аватар пользователя
    Аноним26 февраля 2025 г.

    Искусство чичероне

    Начнем аккурат с предисловия, в котором автор считает своим большим недостатком придерживаться мнения, что «нет ничего такого, о чем стоило бы говорить слишком серьезным тоном», в то время как XIX век с его свободой вынуждает людей «заявлять о своих убеждениях, хотя они и не имеют времени, чтобы составить их».
    Для меня же несерьезность и отсутствие педантизма превращает Стендаля в превосходного чичероне-гида по Риму.
    Автор обстоятелен – в плане путешествия античные развалины, живопись, скульптура, архитектура, государственный строй и, как следствие, нравы и обычаи итальянцев, через которые они «ищут свое каждодневное счастье».
    Стендаль - идеальный спутник для неторопливых прогулок по Риму. Он ведёт читателя по Капитолийскому холму, Форуму, собору Святого Петра, Ватикану, Пантеону.
    «Все искусство чичероне заключается в том, чтобы вести своих путешественников к памятникам, которые в данную минуту могут доставить им наибольшее наслаждение», – замечает он. Благодаря его живому любопытству улицы, соборы, палаццо, галереи, термы и площади оживают, обрастая историческими и художественными подробностями.
    Величественный Колизей – один из таких памятников. Начатый Веспасианом и завершённый Титом, он видел тысячи сражений гладиаторов, собирал многотысячные толпы. «Какое другое место видело столь огромное сборище людей и такие торжества?» – восклицает автор. Но спустя пять веков Колизей превращается в «общественные каменоломни», из которых богатые римляне разбирают каменные блоки для своих домов.
    Впрочем, Рим – это не только величие, но и народные легенды. «Благодаря высоте Капитолийского холма и расположению улиц около церкви иезуитов почти всегда ветрено. Однажды дьявол – так рассказывают в народе – прогуливался в Риме вместе с ветром; придя к церкви Иисуса, дьявол сказал ветру: «У меня есть кое-какие дела, подожди меня минутку». Дьявол так и остался там, а ветер до сих пор ожидает его у дверей».
    Рим восхищал и продолжает восхищать! Читая книгу, почти не ощущаешь двухсотлетнего разрыва с автором: большая часть знаковых мест сохранилась. Мы же люди из другой реальности, в которой разрушается «до основанья» старое, а затем «мы наш мы новый мир построим».
    Местами встречаются другие названия, как например, колонна Антонина сегодня называется колонной Аврелия, а ватиканская площадь де Рустикуччи между двумя колоннадами Бернини и с египетским обелиском по центру - площадью Св.Петра, которую автор считает «буквально художественным совершенством».
    Однако в книге есть и предостережение: восхищение может исчерпать силы. Сильно утомившись, вы скорее почувствуете отвращение к восхищению, и это – «единственное чувство, которого путешественник здесь может опасаться».
    Книга требует неспешного чтения. В идеале, хорошо бы приехать с ней в Рим также надолго, как и Стендаль, и шаг за шагом бродить по городу, и слушать истории, и смотреть глазами разных эпох не только на прежний, но и на изменившийся город!
    «Предупреждаю путешественника, что по мере своего ознакомления с римскими древностями он все больше будет удивляться, как мало у нас достоверных сведений о них», – пишет Стендаль.
    Честно признаюсь, читать «Прогулки» не всегда увлекательно и легко, иногда автор ведет малоинтересные беседы, уходит в частные детали, высказывает раздражение. По форме это дневниковые записи, содержание занимает двенадцать (!) страниц и оно настолько подробно, что если вам наскучит обычный порядок чтения, то открывайте книгу на любой главе и следуйте за автором туда, куда интересно вам – будь то руины древнего форума, галереи Ватикана или римские легенды.
    И напоследок совет от автора, который наверняка пригодится в любом путешествии: «Я хотел бы, чтобы читатель ничему не верил на слово без проверки и чтобы он брал под сомнение все, даже и этот путеводитель. Верить на слово часто бывает удобно в политике и в морали, но в искусстве это столбовая дорога к скуке».

    5
    121