
5А. Анархоптахи. Классный журнал
Eli-Nochka
- 2 907 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Продолжаю делиться впечатлениями от детского дебюта любимого писателя Стивена Кинга.
Помните, в русских сказках герой-богатырь останавливается на перепутье, где на камне написана инструкция по выбору дороги: налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь - сам голову сложишь, прямо пойдешь - еще какая-то фигня случится? Вот и перед Стивеном в детстве стоял похожий выбор. Стивен выбрал правильную дорожку, не свернув в сторону научной фантастики. Даже по наивным детским пробам пера чувствуется, что это не его. Стивен Кинг - безусловно король, но он король ужасов, мистики, психологического триллера, а отнюдь не НФ. Но мальчишки любят истории про космические корабли, поэтому попытки были.
Итак, бэкграунд: на Земле произошло нечто, что заставляет двух и единственных персонажей рассказа сесть в ракету и отправиться на Венеру. Надо понимать, что в некоторых аспектах атмосфера Венеры действительно похожа на нашу, поэтому планета юным писателем была выбрана не случайно. Конечно, со временем будет доказано, что Венера совершенно не пригодна для жизни, но позволим нашему герою пофантазировать.
И вот двое прибывают на Венеру, а там их ждет райский сад: идеальный климат, пышная растительность, экзотические фрукты. Но на следующий день один из участников экспедиции оказывается мертвым. Второму же, а с ним и читателю, предстоит выяснить, что произошло. И как раз в этом месте фантастику очевидно надоедает автору. С одной стороны, его решение просто, элегантно и символично. Венера несовместима с жизнью? Что ж, воспримем это буквально, пусть планета убивает сама. Но такой подход идет вразрез с заявленным жанром. Здесь больше мистики и хоррора, нежели логического объяснения, которое является неотъемлемой частью НФ. Будь это серьезным взрослым произведением, я бы наморщила нос, ну ладно, я бы не наморщила, я больше по ужасам, чем по космическим приключениям, но поклонники жанра точно бы скривились. Поэтому правильно Стивен сделал, что повернул туда, куда повернул. Не знаю, потерял ли он коня, но себя нашел точно.

Несмотря на то, что данный микрорассказ из сборника «Люди, места и вещи», плавая в жанре научной фантастики, всё же скатывается в чистый хоррор и начисто игнорирует ту объяснительную часть, которая необходима для твёрдой приверженности жанровым нормам, никоим образом не выходит сказать, что это посредственное произведение. Учитывая, что Кинг сочинил его в школьные годы (априори скидка на неопытность), будучи вдохновлённым бесчисленными научно-фантастическими фильмами, которые он наблюдал в местных кинотеатрах своего городка, основная мысль, заложенная в сюжет, расписана чудесно.
Два космонавта прибывают на Венеру и обнаруживают, что планета более чем пригодна для жизни — и даже сама по себе в сто раз лучше, нежели родная Земля. За какие-то полстраницы Стивен успевает визуализировать целый спектр эмоций — от приятного шока через уютную, домашнюю, обманчивую негу к невообразимому, чудовищному открытию и закономерно безжалостному финалу. Абсолютно чёткая структура, исключающая всё лишнее, и весьма конкретный социальный посыл: человек, приходящий куда-либо без приглашения — враг или пища. Возможно, потому, что не способен ценить то, что у него уже есть, и сохранить то, что обретает. Природа неисследованных территорий с яростным удовольствием мстит нам, о чём часто слагаются мифы, легенды, байки — но вправе ли мы вторгаться в чужие владения? Заслуженна ли такая участь? Ответ очевиден.

















