
Ваша оценкаРецензии
Аноним19 октября 2022 г.Новелла тайн
Читать далееЭтот рассказ я прочла после "Шутки" Доменико Старноне. После прочтения "Веселого уголка" "Шутка" воспринимается несколько шире.
О чем же "Веселый уголок". Главный герой, Спенсер Брайдон, возвращается в Америку. Он не был на родине 33 года. Возвращается чтобы получить наследство. Чем занимался Брайдон до приезда, неизвестно. Но в Америке у него словно открылись способности к практической деятельности. Это дает Спенсеру повод к размышлению тем ли он занимался все это время? Если бы он остался в Америке, то смог бы он добиться чего-то большего?
В этих размышлениях Генри Джеймс противопоставил Европу и Америку, а также отразил тему духовности и бездуховности (коммерческая или деловая жилка проклюнулась у Брайдона именно по возвращению в Штаты). Но основная идея произведения - призвание, выбор правильного пути.
Переживаниям главного героя в произведении уделяется много внимания. Спенсер активно ими делится с мисс Алисой Ставертон. К подобным размышлениям главного героя подталкивает наследство - большой дом-лабиринт, по которому бродит Спенсер. В этом доме жили все его родные, в этом доме когда-то родился и он сам. Бродя по переплетению комнат, Брайдон начинает ощущать, что где-то рядом находится его двойник. Постепенно это становится его навязчивой идеей. Подтверждает наличие в доме кого-то постороннего и закрытая дверь, которую сам главный герой оставлял открытой 15 минут назад.
Призрак, и правда, материализуется. Но он скорее не двойник главного героя, а отражение дома, его "изнанка", а возможно и вовсе своеобразный "минотавр", обитающий в доме-лабиринте, в лабиринте сознания главного героя. Да и самих призраков словно двое - один обитает внутри (за запертой дверью), а другой - пришел извне.
Блуждание Спенсера по лабиринтам дома - поиск самого себя. На это намекает и сцена его возвращения домой, возвращение к себе самому, возвращение к прошлому. Своеобразной Ариадной выступает Алиса Ставертон. Именно на ее руках и возрождается Спенсер после своего "кошмарного сна".
Отличный готический рассказ, в котором есть и загадочный дом-лабиринт, и таинственная комната, и гнетущая атмосфера, в которую погружается читатель вместе с главным героем.
34680
Аноним16 февраля 2025 г.Ужас, скука и нарциссизм
Читать далееСказать, что "Веселый уголок" Генри Джеймса - это разочарование, значит ничего не сказать. Заявленный как рассказ о привидениях и столкновении со своим "альтер эго", он превращается в медлительную, претенциозную и, в конечном итоге, невыносимо скучную исповедь самовлюбленного американца.
Джеймс, как обычно, увяз в своем фирменном, бесконечно витиеватом стиле. Каждое предложение растягивается на целую страницу, утопая в лабиринте придаточных предложений и сложных метафор. Попытка разобраться в его прозе превращается в пытку, а смысл, если он вообще есть, погребен под тоннами словесной шелухи. Серьезно, кто-нибудь может объяснить, что именно происходит, без того, чтобы потратить на это часы?
Главный герой, Спенсер Брайдон, - воплощение высокомерия и самовлюбленности. Он возвращается в Нью-Йорк, прожив большую часть жизни в Европе, и теперь считает себя выше всех и вся. Его одержимость "призраком" собственной жизни, его нереализованным "я", не вызывает ничего, кроме раздражения. Вместо того, чтобы переживать за него, хочется просто схватить его за шиворот и закричать: "Проснись! Тебе не о чем больше волноваться, чем о своей собственной грандиозности!"
А что касается "ужаса", обещанного жанром, то он попросту отсутствует. Атмосфера, если и создается, то лишь благодаря неимоверным усилиям читателя, продирающегося сквозь дебри джеймсовской прозы. Вместо леденящего душу страха мы получаем лишь туманные намеки и обрывочные видения, которые, скорее, утомляют, чем пугают.
Более того, так называемое "столкновение со своим альтер эго" оказывается предсказуемым и неудовлетворительным. Брайдон, естественно, побеждает, подтверждая свой нарциссизм и убеждая себя в правильности своего жизненного выбора. В конечном итоге, "Веселый уголок" оказывается не исследованием человеческой психики, а самовосхвалением привилегированного сноба.
В заключение, "Веселый уголок" Генри Джеймса - это не рассказ о привидениях, а кошмар для читателя. Затянутый, претенциозный и совершенно неинтересный, он является ярким примером того, как хороший писатель может утонуть в собственной важности и создать произведение, которое вызывает лишь разочарование и зевоту. Держитесь от него подальше!
6305