
Ваша оценкаРецензии
Аноним1 мая 2020 г.Читать далееПрекрасная книга. Читала с комом в горле. Очень проникновенно, душевно, трогательно... После весёлого романа "Кола Брюньон" в этом произведении Ромен Роллан раскрылся для меня с совершенно другой стороны.
"Пьер и Люс" — повесть серьёзная, душераздирающая, невероятно пронзительная. Автор так тонко передаёт эмоциональное состояние героя, что не возникает сомнений, что этот персонаж реален. Кажется, будто он стоит перед тобой и рассказывает свою историю. Историю, от которой замирает сердце. Боль, страх... Буря эмоций.
Пьер и Люс. Они встретились, когда мир раздирала на части Первая мировая война. Они гуляли или прятались по закоулкам под звуки бомбардировок. Они любили, и любовь их была так искренна и чиста... Если бы они встретились в другое время... Но им было суждено родиться именно в этот мрачный период, когда мир рушился, когда вся мировая система показала свою несостоятельность. Они мечтали о счастливом будущем, хотя понимали, что их ничего не ждёт. Не на что надеяться.
Герои из совершенно разных социальных слоёв. Пьер родился в очень обеспеченной семье и никогда не знал трудностей. У него всегда было всё необходимое, он привык жить на широкую ногу. Поэтому для него так странна и непонятна работа Люс по копированию знаменитых картин и продаже их для богатых людей. Он не понимает, как девушка, такая талантливая художница, может зазря тратить свой дар. Но Люс, в отличие от возлюбленного, с детства наблюдала тяготы жизни. Она практична и не витает в облаках, понимая, что за жизнь нужно платить. Нужно кормить себя, одевать, а всё это стоит денег, о чём Пьер даже не задумывался.
И всё же они учатся понимать друг друга, смотреть на мир глазами любимого человека, открывают для себя новые грани жизни. Если бы только не было войны...
1082,9K
Аноним22 февраля 2020 г."Единственным спасением было не думать..."
Читать далееЧто делает с людьми любовь? Я сейчас не о созависимостях или нахождении объекта для трансляции своих неотработанных реакций на травмы из прошлого... Любовь придает сил и вдохновляет, она делает храбрым и помогает идти на риск и не сдаваться, любовь помогает победить и придает смысл жизни. Любящему значительно легче обрести цель своего существования и расставить приоритеты и. самое главное, он способен благодаря этому чувству присоединить и преодолеть все, что является преградой или проблемой в жизни на момент его бытия.
Меня не пронзила эта повесть - наверное, потому что я не за то, чтобы стыдиться и стесняться своих чувств, а за то, чтобы совмещать любовь с жизнью, творящейся вокруг. Пьер и Люс встретились в разгар первой мировой войны и именно на эти дни пришелся расцвет их любви - нежность, одурманенность, мечтательность и "мысли лишь о нем/ней". Герои постоянно твердят себе в разговорах, что стыдно в такое время испытывать то, что они чувствуют, нельзя, ведь жить для любви и наслаждения - это преступное намерение, и они не имеют права на это, хотя и желают. Очень спорная позиция - если для Пьера и Люс любовь это побег, то самое, вынесенное в заголовок, "не думать" о войне и страданиях окружающих, то весьма правильные сомнения постоянно гложут их души уколами совести; но если для пары это чувство истинно в своем ощущении и проявлении, то откуда же в их головы закрадываются мысли о том, что они неверно поступают - почему они не могут соединить любовь с остальными составляющими их жизни, что мешает им обрести поддержку этого самого чувства взамен помехи, роль которой они предоставляют любви? Быть может, финал истории, созданный авторской фантазией, закономерен при том, что за позицию выделили, каким влиянием наделили и что за следствия Пьер и Люс вложили в любовь?..
Очень интересную мысль заложил Ромен Роллан в головы читателей своей повестью - он заставил задуматься о том, для чего нам дается на самом деле любовь, напомнил, что награда ли это или кара - мы выбираем сами, своими поступками, наделением этого чувства определенным влиянием и ограничиванием себя им самостоятельно, когда никто и ничто не намекало даже, что любовь не может идти в паре с обывательской жизнью.
1041,6K
Аноним3 июня 2020 г.«Такая простая война…»
Читать далееО любви во время войны написано множество книг. Нынче писатели фантазируют бесконечно, пытаясь развить по-своему, свежо, эту заезженную тему. Но Ромен Роллан жил так давно, столько лет минуло… оттого можно простить ему шаблонность (на нынешний взгляд). Простейшая новелла, благодаря флёру полузабытого прошлого, воспринимается легко, с нежностью, как что-то необязательное, но чрезвычайно приятное.
Страничка писателя любезно сообщает, что свою Нобелевскую премию Роллан получил за «высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине». Из этого можно заключить, что «Пьер и Люс» – типичное его творение; история, может, и излишне карамельная на сегодняшний день, но сопереживания вкупе с тонким, ненавязчивым идеализмом в ней хоть отбавляй.
«Когда Пьер встретил Люс в вагоне метро…»В 1918 г., последний год Первой мировой войны, двое парижских влюбленных переживают первое большое чувство. Хорошо, плохо ли, но любовь не выбирает время. Это прекрасное чувство, свойственное юности. Оба не знают жизни и искренне верят, что их любовь вечна. Сложные обстоятельства оживляют романтичность. Зная о приближении смерти, одинокое существо отыскивает другое, не менее одинокое, и страхи и отчаяние питают их любовные ощущения, давая непривычные оттенки (есть, кстати, в этой истории что-то от Ремарка с его «Время жить и время умирать»).
Эта новелла заслуживает того, чтобы ее прочитали. В ней много безотчетной грусти, печали о несбывшемся. И мне жаль, что она не смогла меня толком растрогать. Мне не хватило личного. В истории много общего (встречи и любовные разговоры тут – самые банальные), а вот мелочей почти нет, тех, что могли бы глубже раскрыть героев и их отношения. Вина ли это писателя? Нет, это вина нашего времени, излишне серьезного, чтобы воспринять простоту, даже очаровательную.
931,5K
Аноним12 марта 2020 г....Мы станем всем.
Читать далееЛюбовь. В этой небольшой повести ею пронизано всё. Это та самая первая весна для двух подрастающих детей, когда они впервые открывают в своих сердцах это чувство. И все это на фоне войны - в неспокойное время, когда каждый миг может стать последним, когда люди не выдерживают и теряют смысл своих жизней, не понимая, ни того, что происходит вокруг, ни того, чего от этого можно ожидать. Война беспощадна. Она губит, не спрашивая возраст.
И вот двое влюбленных гуляя по улицам Парижа, держась за руки, бредут не замечая ничего вокруг. Что им война, когда совсем рядом бьётся любящее сердце? Что им смерть, когда они нашли вечность друг в друге? И пусть завтра не наступает вовсе, если сегодня они вместе.На самом деле хорошая повесть. О вечном, о чистом, о желанном. Но, лично мне не хватило какой-то искры. Всё как-то монотонно. И вроде-бы чувства такие, мгновенные, искренние, сильные; и Пьер с Люс, такие, не по-детски рассудительные. Но их предрешенность сквозит прям через них, не скрываясь. А с такой любовью к жизни как у этой парочки, возможно ли им было смириться? Вот в это я не поверила! Два молодых, полных страсти и любви, и к жизни, и к друг-другу, сердца, и так уверенно думают "хорошо, что мы завтра умрём!..." Да чего уж хорошего?
В целом понравилось, да. Нежно. Очень. Без надрыва. Я не любитель "мелодрам", но здесь именно этого и не хватило.
56869
Аноним3 февраля 2022 г.Читать далееСовершенно очарован этой короткой повестью. Наверное, с годами становишься всё более сентиментальным, а может просто начинаешь больше ценить светлые, чистые, простые вещи. Поэтому и получаешь такое удовольствие от подобных вещей.
Первая мировая война. Париж. Подступает война. Уже слышен гул канонады, а первые бомбы несут смерть и разрушение мирным кварталам города. Сердца людей наполнены страхом и безнадежностью, завтра перестало существовать. Никто не понимает причину, почему еще вчера мирные люди, начали вгрызаться друг другу в глотки. Ромен Роллан видит в этом вину духовное обнищание правящего класса, а тем кто им подчиняется с молчаливого согласия приходится отдавать своих детей на бойню. Мысль, определенно стоящая внимания.
Где же искать спасения, утешения, надежды двум одиноким сердцам? Только в любви. Она родилась из прикосновения рук, устремившихся друг к другу, ища поддержки во время смертельной опасности.
Пьер и Люси. Две чистых души, которым повезло встретить друг друга в этом смертельном водовороте.
Роллан рисует, наверное, самую красивую и светлую историю любви, которую я встречал в литературе. Настолько щемяще нежную, что поверить в неё невозможно. И всё же хочется верить, что такая любовь существует и что наконец-то прекратятся войны и люди прозреют, прекратив убивать друг друга в слепоте невежества и глупых идей.43522
Аноним14 января 2025 г.Читать далееНебольшая повесть, которая переносит нас в тяжёлые временами, 1918 год, разгар войны.
Молодой парень, Пьер, которому осталось до призыва всего лишь полгода, встречает девушку, она перевернёт его жизнь с ног на голову, подарит ощущения счастья и первой любви.
Когда он снова открыл глаза, в нескольких шагах от него, отделенная двумя случайными попутчиками, стояла только что вошедшая девушка. Ему был виден лишь тонкий профиль, затененный полями шляпки, белокурый завиток у нежной щеки, блик света на скуле, изящная линия носа и вздернутой верхней губки, рот, приоткрытый частым дыханием. Сквозь его широко раскрывшиеся глаза, словно в распахнутую дверь, она вошла в его сердце, вошла вся целиком; и дверь захлопнулась. Житейский шум умолк. Тишина. Покой. Она была в нем.Пьера тяготить мысль о том, почему мир так устроен, почему молодые люди должны умирать тогда, когда их жизнь, ещё по сути, не начиналась. Он не разделяет патриотических чувств, в нём нет той самой веры и уверенности, что в действительности всё так как должно быть. Члены семьи перестают быть близкими друг другу, каждый замыкается в себе, но самое страшное то, что Пьер, говорит о себе в прошедшем времени, как будто уже всё решено, его время подошло к финалу и другого пути не будет.
Пьер, вырос в обеспеченной семье и не знал трудностей, а вот Люс, которую он встретил, прочувствовала все тягости жизни, она зарабатывала тем, что рисовала с оригинала картины и продавала богатым людям, не всегда удачно, да и сами картины не выглядели шедевром искусства. Пьер, не особо разделял её увлечение и считал что искусством нужно заниматься только по душевному порыву, но всё же не осуждал девушку, она для него была важнее всего прочего.
Ромен Роллан, прекрасно предал в своей повести все краски первой влюбленности. Прогулки под дождем, яркие чувства, которые невозможно скрывать или сдерживать, душевная теплота и в тоже время, понимание неизбежности. Пьер и Люс, строили планы на будущее, понимая что этого будущего у них нет. Наслаждались моментом и друг другом прямо сейчас, так как не знали наступит ли завтра. Даже учитывая в каких временных рамках написано произведение, оно получилось светлым и романтичным.
Два дня назад началось решающее наступление немецкой армии...И вот ранним утром в Вербную субботу люди, только-только сомкнувшие глаза в ту беспокойную ночь, просыпались под гром неведомой пушки, которая из своей далекой засады, с того берега Соммы, словно с другой планеты, наугад метала смерть.41244
Аноним18 мая 2024 г.Почему всё в природе так прекрасно? И только мы так убоги, ничтожны, уродливы!..(с)
Я столько раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю. ДрунинаЧитать далееЭто маленькое четверостишие Юлии Друниной попалось мне очень-очень давно. Я училась в школе, классе вроде-бы пятом, на празднование Дня Победы делала проект для поздравления ветеранов Великой Отечественной. И помню насколько глубоко поразила меня энергетика этого стиха. Позже в моей читательской жизни было много строк о войне, о разной, о Великой Отечественной, о Первой Мировой, о Русско-Японской, о множестве революций и бунтов, но до сих пор я считаю, что именно "Рукопашный" Друниной дал мне прочувствовать ужас войны.
Прочувствовать именно, не понять головой, не разложить по полочкам, не подвести логическую базу. А прочувствовать, кожей, нутром, невозможностью сделать вдох, сердцем, на мгновение пропустившем удар.
Вторым таким же произведением стала для меня и вот эта небольшая повесть Ромена Роллана.
Я читала её в перерыве на работе. Непоправимая моя ошибка. Надо делать на книгах пометки вместе с указанием ограничений по возрасту, ещё и ограничения по чтению на работе).
Я не могла не просто остановиться, я прерваться не могла. Я не могла дышать, моргать, что уж говорить о том, чтобы суметь работать - я не могла ничего, кроме, как ощущать как текст заползает мне под кожу и двигается там, больно врезаясь, оглушая всё больше и больше, с каждой строчкой.
Франция. Париж. Благополучная буржуазная семья. 18-ти летний мальчик, Пьер. Первая Мировая. И всего шесть месяцев до призыва. Шесть месяцев ощущения затылком холодного дыхания смерти. Шесть месяцев ожидания неизбежного.
Он мечется, он не может сосредоточиться ни на чём, он не понимает что читает, что видит вокруг. Он не понимает за что он должен умирать.
В его сознании сталкивается понятие о долге и чести, он встречает воодушевление патриотизма, но не может его принять и понять. Ему до обморока стыдно, что в нём нет этой страсти. Он напуган, что её в нём нет. Он зол на себя, что её не чувствует. Он в ярости протеста, он отвергает тех, кто её чувствует.
Он знает свою беспомощность перед лицом могучей стихии, грозной, безжалостной, той, что надвигается неотвратимо и сметёт его непременно. Нет вариантов, он их и не ищет. Ибо всё бессмысленно. Жизнь бессмысленна.
А жизнь продолжается. И это так гротескно... Прекрасная, так же поют птицы, так же наступает рассвет, так же пахнет весной воздух. Но всё это извращено, искаженно, обезображено грязью и зловонием смерти. Смерти не геройской, а такой банальной и бесполезной. Его смертью.
Мимо него не трогающей его толпой проходят лица друзей, таких же мальчишек, как он. У них другие взгляды на эту войну. Один полон жажды борьбы, видит себя воином, героем, правым. Второй, отрицая праведность этой войны, жаждет борьбы за её прекращение, он готов умереть, но за другое - за смещение власти, ввергнувшей мир в эту войну, его увлекает другая война - революционная, война за иные идеалы. Третий нашёл в себе возможность примириться с текущей ситуацией, он будет воевать, если уж пришлось, он будет защищать интересы своего отечества, потому что он его сын и всё. Потому что он - мужчина. Четвертый отстранился от ситуации, хоть и принял неизбежное. Он не хочет слышать разговоры ни о долге, ни о бунте, он не знает, кто виноват, а кто прав, ему противны и те и эти, он не хочет ни войны, ни мира.
Всё общество шатает на фоне этой войны. Некогда близкие друг другу люди теряют ощущение общности, теряют себя, уходят вглубь, замыкаются. Мир погружён в хаос, хотя внешне всё продолжает как-то функционировать. как-то привычно, по накатанной колее, но... Всё это, всё прежнее, как картонная декорация, жизнь стала неестественной, настоящей стала смерть.
И вот Пьер встречает Люс. Девочку, такую же хрупкую как он. Такую же потерявшуюся. И эти два юных создания сцепляют руки в несущем их потоке стихии. Прибиваются друг к другу. Жизнь, та, что казалась неестественной вдруг обретает краски, прорастает в двух этих молодых людях своей движущей главной силой - любовью. И на фоне этой наивной, светлой, первой любви, этого гимна жизни война со всей её алчностью и ненавистью кажется ещё отвратительнее. А любой аргумент ей в оправдание выглядит ничтожно незначительным.
Однако они знают оба, что должны умереть, они продолжают ощущать дыхание смерти на своих затылках. Но теперь их двое. Они вместе. Их дальнейшие отношения с жизнью, смертью и войной я могу охарактеризовать одной цитатой великого
Я знал двух влюблённых, живших в Петрограде в дни революции и не заметивших еёОни не сопротивляются, они не карабкаются, не строят планов на будущее. Они просто отдаются чувству, укрываются от внешнего внутри него. И единственное, чего хотят - обвенчаться. Связать себя воедино, чтобы точно не потерять друг друга в несущем их потоке.
Без священника, без юридического узаконивания отношений. В страстную пятницу, в соборе Сен-Жерве за мгновение, до того, как туда попадёт немецкая авиабомба, двое, два атеиста, каждый про себя, произнесут супружеские клятвы друг другу...41341
Аноним6 марта 2020 г.Читать далееВо время моей учебы была у нас преподаватель зарубежной музыкальной литературы, которая просто обожала Ромена Роллана.
Из-за своей фразы: "А что по этому поводу сказал Ромен Роллан?", её так и звали Ромой.
Понимаю, что очень уж она пыталась привить нам любовь к этому автору. Не очень-то получилось.
Конечно, мы вынуждены были читать его (какие-то произведения, переписку, но вот так и не стал он любимым и значимым).
А запомнился уж точно!
Вот и сейчас, увидев имя не пропаханного автора, загорелась. Тем более, про любовь!
Но опять — без восторга. Сдержанный сюжет, хороший, но не исключительный язык, ровное повествование...
Неплохо. Но — не восторг.
Чем же этот автор так покорил эту умную, образованную, эрудированную женщину? Секрет.
А повесть хорошая, но абсолютно не выдающаяся.40624
Аноним26 ноября 2020 г.В каждом юноше лет шестнадцати - восемнадцати есть частица души Гамлета. Не требуйте от него понимания войны! (В этом разбирайтесь вы, умудренные опытом люди.)
Читать далееЛюбви не только все возрасты покорны, но и времена. Париж страдает от немецких бомбежек. Идет война. Люди не знают, что ожидать от завтрашнего дня, и наступит ли он вообще. Страх, горе, потеря, вот основные чувства, преследующие людей в такое время. О чем можно думать, когда твоя жизнь и близкого тебе человека на волосок от смерти? Именно во время таких страшных событий зарождается самое светлое чувство – любовь. Молодые люди поглощены друг другом, что и война не кажется такой страшной. Различия между ними все же есть. Он из обеспеченной семьи, а ей приходиться зарабатывать на пропитание. Она начинающий художник со своим видением, но это не у всех вызывает интерес.
Такие разные и такие влюбленные, они проводят каждый день вместе. Их любовь чиста. В ней нет пошлости. Прикосновения поцелуи и мечты о будущем, о светлом совместном будущем.
В твоих объятьях даже смерть желанна!
Что честь и слава, что мне целый свет,
Когда моим томлениям в ответ
Твоя душа заговорит нежданно!У смерти и у войны свои планы. Даже таким светлым сердцам не суждено было биться.
...я буду рада пойти с тобой в церковь в такой день. Он примет нас обоих радушно, я уверена. А мы, став ближе ему, станем ближе и друг другу.25650
Аноним11 августа 2025 г.Пьер и Люс
Читать далееНебольшая повесть Ромена Роллана рассказывает о любви простого парня Пьера, которого уже призвали на фронт, и Люс, которая занимается "живописью", чтобы хоть немного заработать. Пьер не особо понимал, зачем она это делает, ведь писать картину нужно по велени ю сердца, а не чтобы заработать. Тем более что работы ее настолько неумелы, некоторые просто отвратительны, но за них платят, а это значит, что можно хоть как-то прожить еще один день. В итоге парень попросит дюбимую написать и его портрет тоже...
Мать Люс работает на оружейном заводе, и Пьер никак не может понять, разве можно из-за денег производить то, с помощью чего гибнет все живое. И сам Пьер вот-вот попадет в эту мясорубку. Все просто. Сытый голодного не разумеет. Пьер в отличие от Люс вырос в обеспеченной семье, не зная тягот и лишений.
Пьеру до отправки на фронт оставалось каких-то полгода. Вот в течение этого времени потихоньку развивались их чувства. Они видятся каждый день. "Завтракают" на природе, много гуляют, много говорят. Даже стараются строить планы, хотя в душе понимают, что каждый день может стать последним.
Развязка же как гром среди ясного неба. Не хватило мне еще дальнейшего развития событий. Понимание было, что к чему, и даже концовка из аннотации к произведению понятно. Но как-то резко все оборвалось.
А так - очень даже не плохо.20139