Моя книжная каша
Meki
- 16 163 книги

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Какая религия может быть у роботов?
Наверное, на такой вопрос легко ответить не думая: никакая, они же не живые. Но если подумать немного подольше и порассуждать, как это сделал Симак в своей книге "Проект Папа" xD, то можно придти к выводу, что роботы, изготовленные человеком, должны быть подобны своему создателю, и в своей эволюции рано или поздно должны придти к особой форме религии. Ну а дальше фантазия может уводить в разные стороны. Симак предположил, что роботы будут анализировать всю доступную им информацию и пытаться найти доказательства стуществования рая, чтобы уж точно поверить в то, что существует на самом деле.
Интересная точка зрения.
В книге роботы живут на отдельной планете, и занимаются анализом своей информации в полной секретности, когда к ним на планету прибывают главные герои. Они пригождаются благодаря своим профессиональным качествам и оказываются вовлеченными в поиск рая. Но так же они вовлекаются и в местную политику, интриги и дрязги.
Ну как всегда ^-^

Далекое будущее. Старая Земля осталась в прошлом. Человечество расселилось по Вселенной, колонии созданы на различных планетах. На разных планетах разный уровень развития, несмотря на то, что изначально, конечно, цивилизация была одна, но, из-за обстановки на планетах или от встреченных пришельцев, идут отклонения в ту или иную сторону. Вместе с человечеством со старой Земли пустилась в свободное плавание цивилизация роботов. Все это контекст для истории про то, как роботы слишком очеловечелись за много веков и решили, что им тоже нужна своя религия. Создали государство систему Ватикан-17, наняли слышащих (людей, обладающих телепатическими способностями, это уже встречалось у Симака в более ранних произведениях, когда люди могут путешествовать по космосу ментально), и начали собирать и анализировать всю доступную информацию о космосе и Вселенной.
Наши герои - обычные люди, роботы и пришельцы. Есть бежавший с планеты, опустившейся до феодализма, доктор; журналистка, которая мечтает написать бестселлер; Облако мыслящих атомов - Шепчущий или Пыльник, который хочет найти семью и друзей, Робот-кардинал, жаждущий найти истину и Дымник - шар, наполненный дымом, в котором плавает лицо, стремящийся к завоеванию Вселенной. И еще очень много разных существ, каждый из которых интересен и необычен, со своей историей, мотивацией и сюжетной аркой.
Книга полна размышлений о религии, вере, о том, как мы можем обманывать себя, выбирая кумиры или становясь фанатиками.
Интересно сопоставление людей и роботов, для них красота - это формулы, а религия - это набор данных. У людей красота в глазах смотрящего, а религия - вера. Но, как говорит один из героев, религия может быть искусством, а значит может быть мостиком от мироощущения одних к другим.
Симак верен себе, своей идее о том, что дружба, любовь, взаимопонимание способны спасти любых существ: людей, роботов, пыльников или газовые облака.

За прошлый год мне попалось аж несколько книг, которые так или иначе затрагивали тему верований у искусственно созданной жизни, и я решила перечитать тот первоисточник, с которого лично для меня препарирование религиозности машинных цивилизаций началось. Знакомство наше состоялось прямо давно, сам роман я всё равно помнила в очень смутных чертах, куда уж там до его подробностей.
Как всегда у Саймака, повествование удивительным образом сочетает меланхолию размышлений о вечности и оптимизм взгляда в будущее, где любой может быть спасён любовью.
Основной сюжет закручен вокруг отдалённой планеты, на которой мигрировавшие с древней Земли роботы, уже развившие собственную цивилизацию и уникальную культуру, возвели личный Ватикан и начали искать смысл бытия. Казалось бы, зачем им вообще эти метафизические явления, но вот.
Возможно, местные роботы унаследовали от людей намного больше, чем сами хотели, потому что эта их тяга к обретению веры и конструирование религии на основе всего изученного и познанного тоже выглядят как чисто человеческое явление, и некоторые машины это даже признают. Да и их тяга к красоте, хоть и лишена напрямую эмоционального восприятия, отдаёт всё той же людской натурой - пусть восхищаются роботы не розами, а математическими построениями, но это поиски абстрактного идеала.
События катализируются внезапно и, наверное, в этом тоже можно усмотреть некоторый мотив "путей неисповедимых", потому что оба главных действующих персонажа, чьими усилиями машинный Ватикан выбирается из долговременной спячки, в которой счастливо пребывал столетиями, появляются на планете почти случайно.
Доктор бежит куда подальше из предыдущего мира, где косвенно мог увязнуть в феодальных склоках, грозящих очень неприятными последствиями, писательница же ищет материал для книги, но на её письма из Нового Ватикана никто не отвечает, так что нет гарантии, что её вообще на порог пустят.
Но и её, и доктора не только пускают, но и довольно быстро делают полноправными членами местного сообщества, которое, хоть и полно странностей, в основном очень мило и доброжелательно. Так люди узнают, чем занимаются роботы в рамках своего Ватикана - ищут истину, абсолют веры, идеальную религию, полностью охватывающую все аспекты бытия, а поскольку мышление их изначально выстроено на формальной логике, то и поиски их ближе к научным, чем к трансцедентным. Для этого в проекте Ватикана есть отдельный подпроект "поиска", что-то вроде SETI, только с помощью экстрасенсов - людей, обладающих то ли большой чувствительностью, то ли большой внушаемостью, которые способны внетелесно перемещаться по космосу и, возможно, даже вне его пределов, во вселенные с иными физическими константами. Когда они находят что-то такое, что может представлять интерес, то передают свои визуализированные воспоминания, записанные на флешку, монахам для дальнейшего изучения.
И всё было хорошо, пока в один прекрасный момент одна из слушательниц не нашла Рай. Или что-то, в чём она уверена, что это Рай.
После чего, что говорится, разверзлись бездны.
Интересно, что у Саймака роботы вообще значительно более человечны, чем обычно ожидаешь от пусть интеллектуальных, но машин, причём человечность их многогранна, и они не только любознательны, но и склонны к интригам, скандалам и тайнам внутри своего сообщества. В результате чего в Новом Ватикане разброд и шатание, богословы цапаются с учёными и пытаются перетянуть сверхразум-Папу каждый на свою сторону, вокруг какие-то склоки, одни пытаются прикрыть весь поиск "слушателей", другие - любой ценой его сохранить, все в тайне мечтают, чтобы оппоненты провалились.
А тут ещё планета, на которой все обосновались, подкидывает сюрпризы и вытаскивает из лесных недр что-то всеведающее (в пределах своего мира), всезнающее и разговорчивое, от чего у роботов окончательно наступает BSOD, а драма вымахивает до космических масштабов.
И весь этот клубок то и дело плющится по всем измерениям, все чего-то хотят и чего-то ждут, сами не до конца понимая, чего же именно.
Ведь что бы на самом деле не было Раем, чем бы он не оказался, реальным или ошибочным, эфемерным или существующим, для одной из частей Ватикана это будет тяжёлым ударом. Стоит ли вообще продолжать поиски, или, может, остановиться, окуклиться в уже добытых знаниях и не выходить из своего кокона наружу, чтобы не разочаровываться? Так ли уж важна истина?
Этот вопрос повторяется постоянно, Саймак снова много философствует, рассматривая его с разных сторон: что важнее - вера или знание, как они взаимосвязаны, возможен ли успешный поиск истины без веры или вера без опоры на знание.
Косвенно затрагивается ещё примерно миллион других тем, не менее метафизических, от неизбежной смерти и отношения к ней до очень различного понимания красоты, которое проходит красной нитью сквозь весь роман, от ложного представления о божественности, использованного в своих корыстных целях и насаждении личной власти, до идеального научного любопытства, где знания ценны сами по себе. Все эти мысли имеют своеобразное воплощение и несколько тягучую структуру, когда одна плавно перетекает в другую.
Несмотря на почтенный возраст произведения, оно всё ещё, на мой вкус, хорошо читается и не ощущается давно устаревшим, хотя в нём и чувствуется определённая наивность повествования. По крайней мере, если не утомляет сам стиль Саймака, который из книги в книгу не меняется, со всеми странноватыми диалогами, где метафизика постоянно сочетается с обыденностью, и лирическими отступлениями о духовных ценностях.
Как и многие другие вещи, прочитанные мной у Саймака, "Проект Папа" оставляет долгое послевкусие, которое сложно описать как-то лаконично - несмотря на внешнюю атрибутику религиозности, это снова больше о чём-то универсальном для всякого разумного существа, осознании своего места посреди вечности и бескрайних просторов вселенной, о цене познания, а Рай в конце концов предстаёт не местом, а состоянием души, и к нему по-своему стремится любая жизнь.
Пожалуй, было всё же приятно прочитать роман снова, хотя как будто в первый раз мои впечатления были поярче.

Если даже что-то не так, если произошло что-то плохое, это же не навсегда. Я сам и еще кое-кто в Ватикане, пускай нас будет немного, поддержим огонь, который разгорится от искры надежды. Ватикан не погрузится в темную бездну, не погибнут в ней безвозвратно крупицы жизни. Когда-нибудь, через много веков, люди устанут от стерильной святости и вернутся к поискам знания, а это приведет их, в конце концов, к истинной вере. Но если когда-нибудь, в далеком будущем, выяснится, что истинной веры на свете не существует, лучше узнать об этом и открыто принять, чем притворяться и двуличничать, утверждая, что такая вера должна быть обязательно.

— А я не знаю, что у меня нет души! — огрызнулся робот. — Мне удобнее думать, что она у меня есть. Вполне резонно считать, что всякое разумное существо наделено душой.
— Что бы ею ни было, — уточнил Папа.
— Да, вот именно, — подтвердил Джон.
















Другие издания
