
Ваша оценкаРецензии
Аноним28 июля 2020 г.Оригинальность как форма зависимости от социума
Читать далееЯ — чрезвычайно толерантное существо. И не дай бог существу менее толерантному встретиться на моём пути. (с)
Мелкий чиновник Семён Васильевич Котельников не пользуется у сослуживцев и начальства популярностью. Никто, как правило, не обращает на него внимания. Но в один не самый прекрасный день всё меняется. Неожиданно выясняется, что Семён Васильевич, оказывается, оригинал, он любит темнокожих девушек (рассказ написан в 1902 году, и автор, вероятно, не идентифицирует распространённые в обществе расовые предрассудки как таковые).
Героя, по его собственному признанию, влечёт к ним, потому что они «экзотические» и «пламенные».
Слово «экзотический» - одно из наиболее часто встречающихся в тексте.И у самого Семена Васильевича появились враги, открыто утверждавшие, что он ничего не понимает в негритянках (sic), но как бы в ответ им в одной газете появилось интервью, в котором Семен Васильевич публично заявил, с разрешения начальства, что он любит негритянок за то, что в них есть нечто экзотическое.
После такого «каминг-аута» отношение окружающих к нему меняется, его начинают везде приглашать, он обретает популярность. Далее его жизнь подчиняется печальной тактике под названием «казаться, а не быть». Встав на этот путь, герой уже не может дать обратный ход и разочаровать окружающих. Даже в самом конце, когда терять ему уже нечего, Котельников, скрепя сердце, продолжает играть выбранную роль и вновь признаётся в своей «оригинальной» любви. Отстаивая якобы свою точку зрения, герой в последний раз демонстрирует своё подчинение большинству.
Практически все персонажи рассказа Андреева вызывают неприязнь. Даже не знаю, кто у меня вызывает большую антипатию – герой-оригинал или те, кто смакует его «нетрадиционные» увлечения…
Наверное, всё-таки последние. Именно социум с его предрассудками и нездоровым интересом к чужим делам сделал возможным эту историю с грустным концом. Оригинальность, избранная Семёном Васильевичем, по сути, является отрицанием индивидуальности. Его устремления диктуются социальными ожиданиями.Резонирует ли этот рассказ, созданный в начале XX века, с сегодняшним днём? Я бы выделила несколько аспектов.
Первый и самый очевидный аспект - предубеждения по отношению к людям другой расы. Они встречаются на протяжении всего короткого повествования, и их никто из персонажей не замечает, как того самого слона в посудной лавке.
Похожее, мягко выражаясь, высокомерно-снисходительное отношение к людям не белой расы, можно встретить, к примеру, в «Узорном покрове» Сомерсета Моэма или, если отъехать ещё немного назад во времени, в «Ярмарке тщеславия» Теккерея.
Думаю, это стоит отнести на время написания и не применять наши современные критерии к таким произведениям, хотя некоторые фразы не могут не резать слух.
После долгих колебаний и потаенных вздохов он написал матери в провинцию о своей женитьбе и, к удивлению, получил от нее весьма радостный ответ. Ей тоже было приятно, что сын у нее такой оригинальный человек и что сам его превосходительство был посаженым отцом, а относительно черноты тела и дурного запаха она выражалась так: пусть морда овечья, была бы душа человечья.Второй момент, который хотелось бы рассмотреть поближе, затрагивает саму идею оригинальности. Герой стремится обратить на себя внимание толпы, чтобы приобрести таким образом социальный капитал. И это ему удаётся, пусть и непомерно дорогой ценой отказа от возможности стать счастливым. Он получает признание окружающих и некоторую финансовую выгоду от своей «оригинальности».
Насколько такой способ самопродвижения актуален сегодня? Наверное, нередко он может сработать, но, как мне кажется, не менее, если не более актуальна в современном мире и его изнанка – единообразие, слияние с общей массой. Как мы это увидели на примере Котельникова, конформизм и оригинальность нередко представляют две стороны одной медали. Многие более или менее публичные люди сегодня опасаются выделиться из общего тренда, сказать что-то противоречащее «линии партии» (здесь, в принципе, не так важно, насколько эта линия адекватна).В англоязычных странах явление, когда человек должен быть начеку, проверять каждое слово на предмет корректности и соответствия принятымнепонятно кемкультурным кодам, называют «wokeness» (или «woke culture»). Эта практика, на мой взгляд, может иметь как положительные, так и не очень положительные последствия. Есть много случаев, где самоцензура полезна, но когда это понятие доводится до крайности и превращается в безапелляционно навязываемый императив, то начинают проявляться различные неприглядные стороны, включая лицемерие и скрытое раздражение. Некоторые сравнивают такие тенденции с попыткой найти моральную основу в современном обществе, где для многих старый Бог умер, а потребность в простых объяснениях сложных явлений и вере в идеал осталась... Как бы там ни было, некоторые адепты woke culture и вправду демонстрируют почти религиозную нетерпимость, когда только их мнение единственно допустимое, а все те, кто думают иначе, приравниваются к достойным наказаниям еретикам (если немного утрировать). С другой стороны, подобный максимализм бывает присущ людям самых разных убеждений, включая наиболее консервативные.
Очевидно, что необходимость контролировать собственную речь входит порой в противоречие с принципом свободы слова. Такие противоречия неизбежны. По-моему, здесь не может быть приоритета одного над другим и всё зависит от конкретного случая.Навязывание одинаковой модели мышления (даже если она и кажется нам, по нашему субъективному мнению, справедливой) не только может отдавать своеобразным нео-якобинством, но и приводит к «забавным» прочтениям литературных текстов и исторических событий. Сюда можно, например, отнести попытки отыскать в далёком прошлом феминизм, навесить на какую-нибудь историческую фигуру ярлык педофила или увидеть опасность для детей в истории про Карлсона. Это немного напоминает идеологически-выверенные советские предисловия к русской классике или книгам по истории. Как тут не вспомнить об идолах Фрэнсиса Бэкона, которые часто управляют нашим восприятием и мешают объективному фактчекингу. Об идолах я коротко писала здесь.
Последняя мысль, на которую меня навёл «Оригинальный человек», касается толерантности в широком смысле. Нет ничего легче, чем охарактеризовать персонажей рассказа Леонида Андреева как людей с зашоренным сознанием, но имеем ли мы на это моральное право?.. Дело даже не в том, что проявлений расизма, скрытого и явного, хватает, к сожалению, и в современном мире. Недавно один мой хороший друг сформулировал мысль, которая в несколько аморфной форме присутствовала и у меня. Насколько толерантны современные цивилизованные люди? Большинство из нас выбирает общение с людьми, имеющими схожую с нашей точку зрения. С единомышленниками мы можем расходиться по многим вопросам - иметь противоположные взгляды ни ту или иную книгу, совершенно по-разному трактовать какого-нибудь исторического персонажа или любить разные типы отдыха, - но есть круг, объединяющий ряд ключевых понятий, по которым мы в целом совпадаем. Именно совпадение в рамках этого пластичного и открытого изменениям круга, позволяет нам получать удовольствие от общения, да и просто вести дискуссию.
Тех, кто придерживается других мнений по базовым пунктам, мы стараемся держать на дистанции.
Следовательно, наша толерантность ограничена и одним из её условий является отстранённость от тех, чьи взгляды на мир противоречат нашим.
Подведём (спорные) итоги. Если не воспринимать описанные в рассказе события буквально, несложно, как мне кажется, разглядеть переклички с современностью. Герой, стремясь к оригинальности, заставляет свой, присущий только ему голос замолчать, чтобы не разочаровать чужих людей. Сегодня встречаются те, кто призывая к максимальному приятию инаковости, демонстрируют очевидную нетерпимость к любой точке зрения, которая в чём-то не совпадает с их позицией. Как и в случае с заявляемой Котельниковым оригинальностью, призывы к толерантности, доведённые до крайней точки, могут стать примером отрицания самой сущности этого важнейшего понятия. Парадокс? Возможно, но по-своему логичный парадокс.1113,5K
Аноним26 июля 2020 г.Оригинальная рецензия (?)
Читать далее
Иногда хочется поделиться впечатлениями о книге, но знаешь, что рецензий на неё уже много, а мысли в голове самые банальные. И тогда просыпается болезненное желание написать что-нибудь оригинальное, необычное, яркое. Хватаешься за какую-нибудь интересную аллегорию, метафору, случай из биографии. Начинаешь притягивать за уши, подгонять под оригинальную мысль, мучиться, говорить не о том. В итоге, рождается что-то корявое, неестественное, далёкое от личных ощущений. Зато с претензией на оригинальность.Но остановиться и вернуться уже трудно.
И в следующей рецензии то же самое. Как наркотик. Ты уже в плену у этого желания быть оригинальным. И не важно, что иногда получается (чаще - нет). Важно, что это совсем не то что хочется сказать.
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так,
А в конце – подавноВот этот рассказ, например. Хочется рассказать о масках и проживании чужих жизней, об условностях и обществе, о тщеславие и желании быть не таким, как все (впрочем, об этом я всё-таки сказал), о маленьких людях и больших грехах. Хочется сказать про современные социальные сети, про страсть к подсматриванию в замочную скважину, про то, что влечением к чернокожим сегодня никого не удивишь. И о том, каким оригинальным писателем был Л. Андреев.
Об этом думается, хочется сказать, но не хочется писать. Скучно.
И получается, как всегда, о себе, любимом.Ну вот. Опять не то вышло.
И ни церковь, ни кабак –
Ничего не свято!
Нет, ребята, все не так,
Все не так, ребята!621K
Аноним31 марта 2020 г.Читать далееТакого я у Андреева ещё не встречал, учитывая мой беспрерывный марафон. Так что не придётся прокручивать ужасные образы в голове, как это обычно бывает после прочтения рассказов и повестей Андреева. Наконец-то попался достаточно смешной рассказ про "оригинального" человека и окружающее его общество. Сатирический абсурд, который имеет место быть здесь и сейчас. Герой рассказа - Семен Васильевич, посредственный белый воротничок, которого раньше особо и не замечали, пока он необдуманно не высказался про свою любовь к негритянкам. Сразу же его начали замечать, обсуждать, гордиться тем, что в их компании такой оригинальный человек, сразу же начали замечать его плюсы. А главный герой после тщательного обдумывания за что же он мог влюбиться в негритянку понял, что и не любит он их вовсе, что не так уж они для него и красивы, но деваться то уже некуда, народная молва разносится быстро и на Семена Васильевича уже приходят посмотреть все кому не лень. Конечно же Андреев не могу затронуть одну из своих любимых тем - смерть. Перед смертью мы все равны, ей всё равно на нашу оригинальность, на наши интересы. Не гонитесь за оригинальностью, не нужно переступать через самих себя. Надо быть такими, какими вы есть, иначе в погоне за ней можно потерять настоящего себя.
62830
Аноним2 января 2019 г.Читать далееНазвался груздем - полезай в кузов.
Когда жизнь серая и скучная, вокруг такие же серые и скучные люди, заколдованный круг дом, работа, дом,телевизорстановится тюрьмой, что только не сделаешь, чтобы вырваться на свободу, разорвать ткань обыденности. И вот Васильевич такжеработает в офисеслужит в департаменте и ,внезапно, накорпоративесовместном обеде, приняв для храбрости на грудь, заявляет про себя нечто необычное. Привлечь внимание, покрасоваться,выложить в instagram необычный кадр или странное видео на YouTubeда что угодно, чтоб воспарить над серой толпой,набрать миллион лайков,показаться оригинальным. Каждый человек особенный, но действительно оригинальных немного. Все будут удивляться, восхищаться, завидовать, начальник пожмёт руку, и пойдёт гулять слава по департаментам и парадным, кто-то пригласит названый ужин канала РЕН-ТВобед потешить дочку, кто-то покрутит у виска.
Вот и получается, что чувство подменяется эмоцией, искренность - позой, улыбка - кривляньем, правда - кривдой, и своя жизнь становится в итоге чужой жизнью. Вымышленная оригинальность не ведёт к свободе, а лишь меняет одну тюрьму на другую.
Прекрасный современный рассказ Леонида Андреева в очередной раз напоминает о том, что быть знаменитым некрасиво, но тщеславие непоколебимо уносит своих адептов по дороге в ад.51871
Аноним23 марта 2018 г.Читать далееМалая проза не является моим любимым литературным явлением, так как я уважаю подробное и развёрнутое повествование, но иногда среди рассказов попадаются стоящие вещи. Например, рассказ «Оригинальный человек» Л.Андреева.
Однажды между мужчинами зарождается спор (представители сильного пола частенько обсуждают свои сексуальные предпочтения). Один из них (Котельников Семён Васильевич) заявляет, что любит женщин с шоколадным цветом кожи, считая их «горячими, пламенными и экзотическими».
Молва об этом быстро разлетелась. Это воспринималось как нечто особенное и удивительное! Котельников делается местной знаменитостью. Его представляют только как оригинала, так как он любит негритянок. Как-то раз его знакомят с одной представительницей негроидной расы. Семён Васильевич начинает за ней ухаживать…
Котельников становится жертвой хайпа. Сегодня бы это состояние назвали именно так. Стоило ли его личное счастье такого серьёзного вклада? Люди глупы во все времена.
Рассказ ироничен. Надеюсь, в нём нет расистского подтекста. Здесь дело в другом. Даже на смертном одре герой не нашёл в себе сил признаться. Общественное мнение для Котельникова было важнее собственного счастья.
Не стоит быть «оригинальным» человеком вопреки своей сущности, впрочем, нет никакой сущности у таких людей.41694
Аноним30 апреля 2018 г.Читать далееОригинальничать любят почти все. Но и этим заниматься нужно умело, чтобы не стать жертвой или рабом своей оригинальности.
Рассказ очень современен и своевременен в наш век визуализации, в век Instagram'a. Как часто мы,как главный герой, маленький человек, соригинальничал, заярлычился и навсегда на тебе тобою созданное для всего общества клеймо. А всего лишь хотел быть "изумительным оригиналом" и радовался, глядя на себя, любуясь собой, до смерти не отспупая от своей оригинальности.Конечно, в рассказе Андреев показывает,как быстро "работает" общественность, разнося сплетни налево и направо. Но основной упор сделан на глупости главного героя, погубившего жизнь своей оригинальность.
Очень понравилось произведение!22718
Аноним21 июня 2022 г.Глаза-тарелки, зубы-клавесин...
Читать далееНичего не слышала о писателе, но, лента друзей, а после совет... а к тому же 28 минут в хорошей начитке - сделали свое дело.
28 минут, а прослушивание на 2 дня растянулось... потому как работа, в тогда еще последние дни перед отпуском, и получалось, что, то там 5 минут, то там лишь минута... думала, что не получится уложиться, и останется мне на дом домашка)).
В общем, успела, обошлось, дома я лишь переваривала, что там и почему.Слог у автора, да и посыл самого рассказа, ммм Чехов Антон Павлович, сразу же он вспоминается... в общем, слог у данного автора - очень приятственный.
История сама, та, что с героем... это такой укол зонтиком в человечество, в тех, кому желается, быть замеченным более... когда внимания хочется.
Сколько сейчас разрисованных... и девушки, руки по локоть, будто в грязи... уже не знают, как себя разукрасить, чтоб обратили внимание.
Сын актрисы одной вспомнился... с гробом на лице, с тату того самого гроба, которую он уже свел.
Мама у него прославилась, как хорошая актриса, а сынок... а сынку таланта не перепало, но... внимания захотелось... в общем, и о нем заговорили и я вот уже говорю, пусть имени его и не помню, он не стоит того.Некоторым, очень важно, чтоб их замечали... была у меня одна начальница, так та, как-то похвасталась, что наконец-то заставила свою соседку, пусть тихо, но здороваться с ней.
Удивляюсь подобному... лично мне, подобное нафик не надо. А вот, кому-то, надо и очень.Но вернемся к герою, стоило тому ляпнуть, что ему нравятся негритянки, так сразу замечен он был...
Ну нравятся и нравятся... дальше-то что?
А дальше, другая людская особенность... хвастовство и желание той же славы.
А у нас в квартире газ... а у нас, работает чиновник, что негритяночек любит.Рассказ, он короткий и не мне вам рассказывать, к чему приведет героя, такая его слава... скажу одно, негритянок он тех, на самом-то деле - надух не переносил.
Еще скажу, что сочувствия, он, герой этот - не вызывает, ибо дурак человек.
Потому что, когда ты топишь свою жизнь в угоду общества... ну поохали возле тебя в том обществе, а дома?..
А дома слезы льешь или еще чего, иль заливаешь горькую.
Ибо, поговорят о тебе и забудут, а тебе с этим, с тем, что наворотил ты в угоду того общества - жить.21489
Аноним13 октября 2024 г.Читать далееЕсли посмотреть на наше телевидение, шоу-бизнес, нетрудно заметить, что его представители готовы на многое ради того, чтобы привлечь внимание широкой публики к себе. И методы с годами все изощренней. Человек верен себе, это желание было у него всегда. Об одном из них пишет автор в этом рассказе.
Семен Васильевич Котельников человек неприметный, наконец решил выделиться, и за обедом
тихий и кроткий голос произнес:
– А я люблю негритянок!И конечно это была неправда. Но это заявление поразило всех. И даже те, кто работал с ним годами, посмотрели на героя по-новому. У нас и сейчас не часто встретишь такие отношения. А уж в те времена это было не просто необычно.
– Скажите ей, пожалуйста, что в негритянках есть нечто экзотическое.Наверное, поэтому героини-негритянки в рассказе – артистки в кафешантан.
И вот слава о необычном человеке начала давать свои плоды. Герой стал популярен, его стали приглашать в гости, на службе повышение, достаток. Начальник Семена Васильевича, каждый раз выигрывал, когда с коллегами они мерялись достижениями. Ведь его сотрудник любит негритянок! Такое не перебьешь.
А что сам герой? Женился. Жена родила ребенка. Ох и разговоров было, какой же родится ребенок у этой пары. И вот первое время, пока у общества не остыл к этой истории интерес, Семен Васильевич был счастлив. А можно ли прожить всю жизнь, притворяясь тем, кем ты не являешься? И долго ли можно обманывать себя?
Ради сиюминутной славы герой сам завел себя в ловушку, из которой трудно выбраться. Как будет делать это человек, зависит от его характера. Но в этом коротком рассказе этого нет, автор акцентировал внимание на другом. Леонид Андреев прекрасно показал ту ловушку, в которой оказался герой, его эмоции по этому поводу и предложил подумать о том, как важно оставаться честным перед самим собой.1089
Аноним22 июля 2022 г.Читать далееЛеонид Андреев - любимец из детства, и хотя тогда я его до конца не понимала, это наверное, позволило вернуться к нему во взрослости.
Рассказ "Оригинальный человек" посвящён весьма актуальной проблеме распускания павлиньих перьев, когда человек становится популярным не за свои реальные заслуги или моральные качества, а из-за случайной фразы, что он ляпнул не подумав. Проблема даже не в этом человеке как таковом, а в том, как общество с готовностью признаёт его особенность, как оно поверхностно и готово молиться бумажным идолам.
Здесь также есть не совсем акцентированная проблема расовых предрассудков (рассказ начала прошлого века и писан в стране, где темнокожие были скорее экзотикой чем угнетаемым этносом, но тем не менее)8233
Аноним12 апреля 2025 г.Читать далееРассказ Леонида Андреева «Оригинальный человек» (1902) — сатирическое исследование конфликта между социальной маской и внутренней сущностью. Центральный сюжет строится вокруг мелкого чиновника Семена Васильевича Котельникова, чья неосторожная фраза «А я люблю негритянок!» на банкете превращает его в местную знаменитость, хотя в действительности он равнодушен к этому «экзотическому» предпочтению.
Герой, получив статус «оригинального человека», вынужден поддерживать этот образ ради карьеры и признания. Его жизнь становится цепью компромиссов: он отказывается от любви к другой девушке, терпит насмешки и даже перед смертью повторяет роковую фразу. Андреев подчеркивает абсурдность ситуации: подлинная индивидуальность приносится в жертву сиюминутному социальному успеху. Как отмечают критики, это «гоголевский образ мелкого чиновника», чья «оригинальность» — лишь иллюзия, порожденная общественным любопытством.
Рассказ обнажает механизмы формирования «публичного Я». Окружающие, включая начальство, поощряют ложь Котельникова, превращая его жизнь в спектакль. Даже после смерти героя вспоминают не как человека, а как курьез.
Андреевский социум показан как система, где подлинность заменяется игрой в исключительность, а конформизм маскируется под нонконформизм.
Андреев сочетает реалистичную детализацию (описание веснушек Котельникова, похожих на «грязные брызги от резиновой шины») с символистской иронией. Повторяющаяся фраза о «негритянках» приобретает лейтмотивный характер, подчеркивая фатальную неспособность героя вырваться из роли. Горький, высоко оценивший рассказ, назвал его «сатирой на болванов», что отражает обличительный пафос произведения.
Парадокс, раскрытый Андреевым, остается актуальным: стремление к оригинальности часто оборачивается новой формой конформизма. Как отмечают современные интерпретаторы, история Котельникова перекликается с эпохой социальных сетей, где «имидж» нередко заменяет подлинную идентичность. Рассказ предупреждает: попытки угодить чужим ожиданиям ведут к экзистенциальной пустоте, где «оригинальность» становится тюрьмой для личности.
7101