
Ваша оценкаРецензии
Аноним7 января 2020 г.Восток - дело тонкое
Читать далееИстинно так, это я по поводу названия своей рецензии. Ведь и паутинка - вещь очень тонкая, а как раз она и есть связующее звено этого миниатюрного, но такого глубокого рассказа. Хотя с его жанром не все сборники Акутагавы сходятся: где-то он значится как рассказ, где-то как новелла, а где-то как сказка.
Но давайте вспомним старую русскую песню "Было двенадцать разбойников, был Кудеяр-атаман, много разбойники пролили крови честных христиан..." Вот и в рассказе присутствует подобный разбойник, только зовут его Кандата, и кровь он проливал, скорее всего, честных буддистов. Но это не суть важно.
Я ведь недаром вспомнил про Кудеяра, он же замолил свои грехи и был прощен богом. С Кандатой происходит та же история, добрый и справедливый Будда, гуляя по берегу райского пруда, увидел глубоко на дне этого пруда - там и находился буддистский ад - страдает разбойник Кандата. И узрел он своим просветленным взором, что однажды Кандата пожалел и не убил маленького паучка. А, поскольку добро всегда побеждает зло, то в глазах Будды один малюсенький добрый поступок перевесил тьму злодеяний, совершенных разбойником.
И он решил дать Кандате шанс, спустив ему тонкую паутинку. Разбойник вцепился в неё и стал карабкаться вверх, но увидев, что за ним по той же нитке поднимаются и другие грешники, стал ругаться на них и прогонять - паутинка оборвалась и все низверглись снова в ад.
Кандата не воспользовался своим шансом, Будда его не простил, он узрел в нем потенциал к изменению, и дал шанс его реализовать. Но поведение Кандаты говорило само за себя - он, даже пройдя через мучения ада, так и остался ограниченным эгоистом, по сути он был всё тем же разбойником, и когда Будда осознал это, он порвал спасительную тонкую нить.
Все великие религии мира едины в трактовке добра и зла, как не вспомнить тут христианское: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи". Это и происходило с Кандатой, его единственный добрый поступок давал шанс не только ему одному, но и бессчетному числу других грешников. Всё, что требовалось от бывшего разбойника - стать праведником - не грешить больше ни делом, ни помыслом.
Утешает то, что другие мученики ада тоже ведь совершали какие-нибудь добрые поступки, и всемудрейший и всесправедливейший Будда даст им тоже свой шанс, и кто-то из них спасет других и Кандату тоже - превосходство добра над злом всепоглащающе и всех детей божьих ждет рай. Именно такой вывод можно сделать из этой тонкой восточной сказки.
1567,8K
Аноним29 сентября 2021 г.Может ли одно доброе дело спасти душу?
Читать далееРассказ, который я либо когда-то уже читала, но забыла об этом, либо же его слишком часто упоминали в других источниках, потому что однозначно суть этой истории мне уже была известна. Совсем небольшая зарисовка, написанная Акутагавой по сути для детей в рамках школьной программы. Речь пойдет об ужасном, беспощадном и жестоком разбойнике по имени Кандата. При жизни он только и знал, что воровал, убивал и грешил всеми возможными способами, а после смерти закономерно попал в ад и был обречен на муки, но, глянув на него с небес, Будда вспомнил, что один хороший поступок тот все же совершил, пощадив маленькую жизнь и не убив паука, повстречавшегося ему на пути. И тогда Будда решил дать разбойнику шанс и спустил в адские глубины паутинку, по которой можно было забраться на небеса. Не буду дальше спойлерить, так что, если вам интересно сумел ли грешник воспользоваться шансом или нет, читайте. Но мне кажется, что тут суть даже не в финале и итоге, а в самой мысли о том, что даже в самой черной душе могут быть проблески света, что один хороший поступок может затмить множество плохих и каждый достоин еще одного шанса. С этим можно соглашаться, можно нет, но поразмышлять об этом в любом случае стоит, а нет ничего лучше, чем произведения, которые способны заставить тебя размышлять даже если самой истории там на пару страничек.
И вот уже второй раз подряд я готова признать, что экранизация в виде серии мини-сериала пошла рассказу только на пользу, расширив его историю. Во-первых, мне очень понравилось то, как изобразили Кандату, он не перестал вызывать ужас своими поступками, в нем есть даже что-то звериное в его пренебрежении человеческой жизнью в угоду своим прихотям, но при этом он вышел каким-то дьявольски харизматичным, когда смотришь и понимаешь, что перед тобой откровенный мерзавец, но что-то в этом мерзавце есть... Во-вторых, если в рассказе было лишь упомянуто, что при жизни разбойник творил всяческие бесчинства, то на экране все его поступки показаны очень ярко и красочно и действительно понимаешь насколько черна его душа, насколько жестоким и беспринципным он был при жизни, насколько заслуженно его посмертное наказание... Да и его встреча с пауком, которая в дальнейшем сыграла столь важную сюжетную роль, стала объемнее что ли. Ну и в-третьих, мне очень понравилось какое-то сюрреалистическое и психоделическое изображение ада, довольно необычное и нестандартное решение, так что рискну посоветовать не только рассказ к прочтению, но и серию к просмотру.
863K
Аноним28 мая 2025 г.Единение синтоизма и буддизма.
Читать далееМиниатюра "Паутинка" без всяких оговорок может считаться ШЕДЕВРОМ НЕ ТОЛЬКО ЯПОНСКОЙ ПРОЗЫ 20 ВЕКА, НО И ВСЕМИРНОГО МАСШТАБА. Да, не объём написанного здесь важен, а его глубина, что, впрочем, характерно всем произведениям Акутагава Рюноскэ. Вместить столь много в миниатюру дано лишь таланту, что и признано всем литературным миром. Но, пожалуй, от хвалебных слов писателю пора и повернуть моё скромное размышление в сторону самой новеллы. Так о чём же она?
Сюжет обманчиво прост: Будда, узрев в аду разбойника, некогда пощадившего паука, дарует ему шанс на спасение — тончайшую паутинку, спущенную в адскую бездну. Но когда другие грешники пытаются ухватиться за неё, разбойник в ужасе кричит: "Прочь! Она порвётся!" — и в тот же миг нить обрывается. Тут, вроде бы, и можно ставить точку, Тут, вроде бы, можно рассуждать лишь о том воре и грешнике, что кажется нам героем новеллы. Тут, вроде, бы и логична завершающая иллюстрация падающего с высоты в ад Кандата, того, кто совершил множество преступлений, того, кто заслуженно должен там вечно находиться.
Но ведь новелла, хоть и написана по просьбе писателя Миэкити Судзуки для подростковой аудитории, гораздо глубже этого поверхностного пересказа и является ли разбойник Кандата здесь главным героем?
Судите сами.- Новелла имеет основу - фрагмент из буддийского повествования, а также перекликается с притчей о луковке из романа "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского, что неудивительно, зная любовь Рюноскэ к русской литературе.
- Тема всевидящего Будды, прогуливающегося ранним утром возле пруда, глубина которого позволяет видеть глубокий ад, начинает и заканчивает новеллу.
Однажды Будда бродил в одиночестве по берегу райского пруда.
Весь пруд устилали лотосы жемчужной белизны, золотые сердцевины их разливали вокруг неизъяснимо сладкое благоухание.
В раю тогда было утро.
Все дальнейшие события не заняли мого времени, как и НЕ ИЗМЕНИЛИ НИЧЕГО.
В раю время близилось к полудню.3. Тема вкрапления синтоизма очень видна, ведь по этому старинному японскому верованию Бог воплощается в ЛЮБОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ. Потому и то, что Кандида пощадил однажды маленького паучка, перевесило его многочисленные злодеяние перед людьми (ведь люди не есть проявление Бога в отличии от природы).
Этот Кандата был страшным разбойником. Он совершил много злодеяний: убивал, грабил, поджигал, но все же и у него на счету нашлось одно доброе дело.
Как-то раз шел он сквозь чащу леса и вдруг увидел: бежит возле самой тропинки крохотный паучок. Кандата занес было ногу, чтобы раздавить его, но тут сказал себе: "Нет, он хоть и маленький, а, что ни говори, живая тварь. Жалко понапрасну убивать его".
И пощадил паучка.4. Нить паучка, протянутая из рая в глубину ада, видимо и есть не только синтоистская благодарность за то единственное доброе деяние, но и символ ТОНЧАЙШЕЙ НИТИ ЧТО ВЕДЁТ В ДАЛЁКУЮ ВЫСЬ ПОДНЕБЕСНОГО РАЯ.
Созерцая картину преисподней. Будда вспомнил, что разбойник Кандата подарил однажды жизнь паучку, и захотел он, если возможно, спасти грешника из бездны ада в воздаяние за одно лишь это доброе дело. Тут, по счастью, на глаза Будде попался райский паучок. Он подвесил прекрасную серебряную нить к зеленому, как нефрит, листу лотоса.
Будда осторожно взял в руку тончайшую паутинку и опустил ее конец в воду между жемчужно-белыми лотосами. Паутинка стала спускаться прямо вниз, пока не достигла отдаленнейших глубин преисподней.5. Справедливость разрыва нити можно трактовать двояко: а) Стремление Кандата спастись лишь самому, отвергая дать такую возможность другим. б) Несправедливость спасения этой нитью всех тех грешников, которым не был обязан райский паучок жизнью. В любом случае, обрыв нити и падение в ад закономерно.
Паутинка, до той поры целая и невредимая, с треском лопнула как раз там, где за нее цеплялся Кандата.
Не успел он и ахнуть, как, вертясь волчком, со свистом разрезая ветер, полетел вверх тормашками все ниже и ниже, в самую глубь непроглядной тьмы.
И только короткий обрывок паутинки продолжал висеть, поблескивая, как узкий луч, в беззвездном, безлунном небе преисподней.Но Будда всё видел и верно всё предвидел, а потому и остался безучастным, как и лотосы в райском пруду.
Стоя на берегу Лотосового пруда, Будда видел все, что случилось, с начала и до конца. И когда Кандата, подобно брошенному камню, погрузился на самое дно Озера крови, Будда с опечаленным лицом опять возобновил свою прогулку.
Но лотосы в райском Лотосовом пруду оставались безучастны.
Чашечки их жемчужно-белых цветов тихо покачивались у самых ног Будды.
И при каждом его шаге золотые сердцевины лотосов разливали вокруг неизъяснимо сладкое благоухание.29670
Аноним2 августа 2022 г.Читать далееМаленькая философская притча, которая показывает (в очередной раз), что нельзя быть эгоистичной cволочью.
Будда, гуляя по берегу пруда, увидел в окне воды, что творилось глубоко внизу. А райский пруд заканчивался недрами преисподней.
Увидел он одного грешного грешник, который спас маленького паучка. Но решил его из-за этого спасти и спустил ему лестницу-паутинку.
А чтобы узнать воспользовался преступник лестницей или нет, прочитайте притчу (займёт не более 10 минут, а то и меньше).
Согласны ли Вы, что одно маленькое доброе дело, может затмить много зла? Верите ли, что человек может исправиться, если уже ступил на тёмную дорожку?282,5K
Аноним26 июля 2019 г.Правильная сказка
Важно воспользоваться каждой паутинкой, которую протягивает тебе судьба. Поучительно. Каждый разбойник оказался там, где быть заслужил. Будда решил дать последний шанс, но это н к чему хорошему не привело.
Написана сказка 16 апреля 1918 года. Прошёл 101 год, а звучит современно. У сказок есть особый вечный дух.151,7K
Аноним25 августа 2021 г.В раю время близилось к полудню.
Я не буду писать о самом рассказе. В отличие от других рассказов, мораль этой сказки ясна и понятна.
Но интересен конец. Прочитите его, и вся ваша уверенность в том, что вы что-то понимаете, развеется как дым. В этом вся японская проза, вроде все уже понятно, глядишь, и опять ничего не ясно.
А такой ли грешник Кандата?
Ставлю 4, а не 5, только, потому что поставил 5 рассказу "В чаще"
101,3K
Аноним13 ноября 2018 г.Поспішаймо творити добро!
Читать далееКоротка, але сповнена глибокого змісту "Павутинка" за сюжетом подібна до християнської притчі про стару скупу бабу і цибулинку. Великий грішник потрапляє до пекла. Згодом виявляється, що він за життя зробив принаймні одну добру справу - пожалів павучка. Через цей вчинок герой отримує можливість вибратися по золотій павутинці з пекла. Усе псує його егоїзм: чоловік не дає іншим грішникам врятуватися, тому тонесенька павутинка обривається. Так і людське життя. Щоб жити добре, треба добре ставитися до оточуюючих. Золоте правило моралі актуальне в усі віки і для всіх народів, незалежно від віросповідання.
101,8K
Аноним31 июля 2024 г.Ещё раз о паутинке
Читать далееЕсли вы читали когда-нибудь рассказ паутинка или смотрели аниме создание по нему то вы наверняка что причина краха главного героя в его жадности. Однако это не совсем так.
Герой рассказа побоялся что тонкая паутинка не выдержит его из-за того что на неё стали взбираться другие грешники. Он закричал что этого его паутинка и та сразу лопнула.
Почему он был убеждён что паутинка не выдержит ведь это паутинка из другого мира и мы не знаем её физических свойств.
Может паутинка это только путь к блаженству, а путь не бывает для одного. А сказав что это только его путь он из бодхисатвы превратился в обычного эгоиста и паутинка лопнула.
61,2K
Аноним27 декабря 2024 г.Ландшафт ада и райский биоскоп
Читать далее"Паутинка" Акутагавы Рюноскэ - короткая притча с простым сюжетом, который покажется знакомым и людям, совсем далеким от дальневосточных легенд.
...
Однажды Будда прогуливался в одиночестве по берегу райского пруда.
Пруд был так глубок, что дно его было там, где берет начало самый кромешный ад.
И созерцая пестрых карпов, лотосы и блеск воды - взглянув в черные окна между цветами и сиянием - можно было рассматривать адские миры.
Было видно реку Сандзу - которую грешники переходили после смерти, прежде, чем ступить в ад.
Было видно Игольную гору, на которую грешников заставляли забираться и падать вниз.
Было видно Озеро крови - в котором разбойник Кандата, как и прочие злодеи, то опускался на дно, то всплывал, не имея сил ни кричать, ни сопротивляться, ни желать чего-либо.
...
В райском пруду все это видно как в биоскопе - игрушке, коробке, с прорезанным окошком, сквозь которое можно смотреть на движущиеся картинки.
И созерцая посмертную участь Кандаты, поджигателя, убийцы и разбойника, Будда решил проявить к нему милость - за то, что тот однажды пожалел паучка на своем пути, не раздавив его ногой.
Будда взял паутинку и опустил ее в пруд, в самые руки Кандаты, чтобы тот мог выбраться из адских глубин.
Остальное же - пусть доскажет притча.
...
Созерцательный покой рая, где и времени-то прошло всего-то с утра до полудня.
Тишина рая - где видения ада не потревожат, если намеренно не заглядывать в черную воду.
Всеведение Будды, которому не нужно знать в лицо каждого обитателя ада, чтобы знать всю его жизнь, вплоть до эпизодов с паучками на дороге.
Знал Будда о том паучке, так неужели не знал обо всех зарезанных и разоренных разбойником?
В том-то и дело, что знал - и все равно решил проявить милосердие.
...
Кто-то вспомнит луковку из "Братьев Карамазовых" - единственное доброе дело, плёвое, за которое боги готовы помиловать грешника - и будет совершенно прав.
Именно эти страницы Достоевского и вдохновили Рюноскэ Акутагаву - и он рассказал ту же историю, но немного иначе.
"Паутинка" была написана для журнала, в короткий срок, как рассказ для детского чтения.
А после стала чем-то изящным - и по своей простоте, и по замыслу.
...
На русский язык рассказ перевела В.Н. Маркова.
4639
Аноним10 мая 2022 г.Читать далееКрошечный, буквально на несколько страниц рассказ, больше похожий на притчу.
Однажды Будда, гуляя по берегу райского пруда увидел внизу, в аду, кучи мучающихся грешников и пал его взгляд на Кандату - одного из них, казалось бы ужаснейшего преступника, грабившего, убивавшего и не гнушавшегося никаких злодеяний. Но преступник этот однажды, при всей черноте своей души, пощадил маленького паучка. Будда решает дать преступнику шанс, задавая вопрос, может ли одно доброе деяние перекрыть все плохие.
Очень интересное произведение с точки зрения того, какие именно деяния в послужном списке грешника противопоставляются Буддой. Убийства и грабежи против простого перешагивания через паучка, не лишая его жизни. На мой взгляд "не убийство" паучка это никакое не доброе деяние, это все равно что назвать добрыми деяниями то, что человек не убивает каждый день любое живое существо, встречающееся ему на пути. Но так ли это в случае с Кандатой? Ведь для того, чтобы пощадить паучка, ему потребовалось определенное усилие воли и движение сердца. Для него естественно было убить не задумываясь. И, кажется, именно это движение души было воспринято Буддой с надеждой. Старый добрый разговор о намеряниях в противопоставлении к самому деянию.
Замечательный рассказ, который при таком крохотном объеме дает пищу для размышления и открывает возможности для дискуссий.31,8K