
"... вот-вот замечено сами-знаете-где"
russischergeist
- 39 918 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Я поняла это произведение по своему. Возможно мое отношение сформировано современными ценностями, но для меня идеалист Пасынков просто романтизировал свое себялюбие и зависимость от Софьи, а это именно нездоровая зависимость, а не светлое чувство, он ведь даже прямым текстом говорил, что она привлекала своей неприступностью, будь Софья такая же, как её сестра Варвара, которая уделяла внимание Якову и пыталась, как умела с ним сблизиться , будь Софья такая же как Машенька, бедная мещаночка - он бы и на нее не обратил внимание… да он был добр со всеми, но будто бы он замкнулся в себе. Опять же, возможно современный взгляд на мир заставил меня прочесть произведение именно таким образом. Романтики я не увидела, однако в финале и мне было досадно. Он думал, что его никто не любит, а оказывается аж две девушки (и это только те, о ком нам известно) тоже тайно воздыхали о нём, но ему, идеалисту, нужна была та самая, одна единственная Софья… а была ли это Софья? Или всего лишь образ, который имел ее лицо… причем сам персонаж Софья вызывает лишь недоумения и сам автор описывает ее не особо то комплиментарно. Так же я полагаю, что не зря автор ввел двух других девушек для контраста с Софьей, ну не зря он упомянул такие тонкие нюансы, как неприступность Софьи и какую-то отстраненность Якова, которому как-будто было хорошо в этой романтизации своего одиночества, а вера в недосягаемый идеал тешила эго.

Прочитав комментарии разных критиков о рассказе, соглашусь с тем, что он будто бы не закончен; чего-то при окончании чтения не хватает: какой-то идеи, тянущейся через все произведение. Может, оно и не нужно было? Тургенев показал нам образ человека, вымершего окончательно или почти умершего, но при всей трагической его судьбе он не теряет своей привлекательности, а даже вызывает какое-то сочувствие. Все-таки в то время(а рассказ был напечатан в 1855 году), вероятно, выступать с защитой, тем более ярой защитой, романтизма было бы неразумно, но это лишь мои догадки и мысли.
Кстати, есть основания полагать, что главный герой списан практически полностью с критика Белинского, то есть рассказ несёт и биографический характер в какой-то мере.
Рассказ, или повесть, оставляет после прочтения ощущение лёгкой грусти и досады. Читая рассказ, вы можете погрузиться ненадолго в среду учеников пансиона того времени и узнать, чем занималась молодые люди, чем интересовались.
Главного героя не очень-то любили товарищи по учёбе, ведь он был бедный, без влиятельной родни; над ним даже подтрунивали, хотя сам по себе Яков был парень честный, искренний и добродушный.
Рассказчик однажды с ним познакомился и пронёс дружбу с пансионным товарищем через всю жизнь. По натуре Яков в самом деле был романтиком идеалистом с учебных лет и сохранился таким до самой смерти.
Я могу восхищаться стойкости и искренности главного героя; он сохранил свой юношеский идеал, но жизнь его не наградила по заслугам, что вызывает лишь отчаяние.
Такие люди, возможно, непрактичны, как сам о себе отзывался Яков, обречены разделить общую участь всех романтиков, как это сделал главный герой, столкнувшись с суровой действительностью, не всегда сулящую тебе исполнения всех пылких и высоких идей, а очень жаль.
Советую для ознакомления, и спасибо за внимание.

Глушь и даль не так страшны, как думают иные, и в самых потаенных местах дремучего леса, под валежником и дромом, растут душистые цветы.

Наша жизнь не от нас зависит; но у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.

Увидеть после долгой разлуки черты лица, некогда дорогого, быть может любимого, узнавать их и не узнавать, как будто сквозь прежний, всё ещё не забытый облик - выступил другой, хотя похожий, но чуждый; мгновенно, почти невольно заметить следы, наложенные временем, - всё это довольно грустно.














Другие издания


