
Экранизации
AleksSar
- 7 500 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Рубину я не читала уже давно, около семи лет. Но с той поры осталось у меня четкое ощущение: с большими ее романами у меня совсем не складывается, а вот малая проза очень хороша. На этой волне я даже купила себе тогда сборник ее повестей и рассказов. И вот, не прошло и десяти лет, пришел его час, потянуло на что-то подобное, так что прочитала сразу две вещи подряд. И получила от чтения большое удовольствие (хоть не скажу, что мне прямо все понравилось), в очередной раз убедившись, как важно иногда бывает читать под настроение.
Начало 50-х, Ирина, молодой врач-терапевт в крошечном городишке, пытается как-то жить эту жизнь. Дома маленький ребенок, которого не с кем оставить, мама, которая была надежной опорой, скоропостижно умерла, никого другого в этом городе, куда Ирина попала по распределению, у нее нет. К тому же, она не из самых «благонадежных»: отца давно забрали, да и нация у нее та самая, которую многие не любят.
Поддавшись внезапному порыву, Ирина предлагает молодой девушке, встретившейся ей на медосмотре, работать у нее няней. Отмахнулась даже от того, что девушка – зэчка, воровка и успела «отмотать» срок. Так в ее жизнь вошла Любка, а вместе с ней – помощь и практическая сметка, которых Ирине так не хватало. Удивительным образом эти двое дополнили друг друга: интеллигентная, добрая, но непрактичная Ирина и грубоватая, но подкованная в житейских делах Любка. Никогда не знаешь, как повернется жизнь, вот и в жизни Ирины случилась такая полоса, когда та самая Любка, которую «в приличной семье» и на порог бы не пустили, практически спасла жизнь ей и ее ребенку. Бывает по-разному…
Есть в этом рассказе и некоторые минусы, которые заставили немного снизить оценку: отдельные чересчур карикатурно-отрицательные персонажи, например. Но, по большому счету, сейчас даже не хочется о них писать. Вещь все равно хорошая и однозначно стоит прочтения.

Все познается в сравнении... После растрогавшей меня до слез "Двойной фамилии" "Любка" произвела уже более слабое впечатление, более неестественными, черно-белыми показались герои, например. Если уж соседка плохая, то она во всем плохая, и по Сталину плачет, и за посидеть с ребеночком втридорога дерет, и шубу разваливающуюся продать пытается, и вообще. Не люблю когда так, без оттенков, без полутонов.
Но в целом все же впечатление от рассказа положительное. Снова людские судьбы, в этот раз правда в основном женские, мужчины здесь только для фона. СССР послевоенное время. Молоденькая врач Ирина пытается всеми силами выжить и вырастить маленькую дочь в полном одиночестве, мать умерла, отца забрали, да и нация у Ирины "неудачная", а потому живет она в постоянном страхе. Что не мешает ей, однако, пожалеть еще одну молоденькую девушку Любку, она берет к себе бывшую уголовницу нянькой к дочке, не обращая внимания на предостережения других людей. Друг в друге две "парии" (такую характеристику им дает сама Ирина) нашли и подругу, и семью, и утешение. Жаль, что Любка так и не смогла отказаться от прежней жизни, видимо, единожды разбитое уже не склеишь...

Судьба свела вместе двух молодых девушек, у которых, казалось бы, вообще нет никаких точек соприкосновения. Но именно благодаря друг другу им удаётся протянуть очень нелегко отрезок жизни, а у одной появился шанс кардинально изменить свою. Хотя одно общее у Иры с Любкой все же есть. Обе за свои двадцать успели нахлебаться горя, жизнь помотала. Получив в Ташкенте медицинское образование, беременная Ира с мамой едет по распределение в небольшой провинциальный город. Отец, главврач, хирург, пропал в лагерях. Мамы, выпускницы Сорбонны, вскоре не стало. И осталась девочка из интеллигентной семьи один на один с враждебным миром, да ещё имея на руках грудного ребёнка. А тут 1952 год. Дело “Врачей- отравителей”, не та фамилия, да не та национальность с характерной внешностью. У Любки, если можно так сказать, все ещё печальней. Мама, будучи раскулаченной, по пути на новое место жительства продала дочь за буханку хлеба двум ворам. С той поры дорога у девочки была только одна.
Для меня посыл истории в том, что остаться человеком можно при любых жизненных ситуациях, как и превратиться в нелюдя. Так часто и сейчас после какого-нибудь репортажа ещё недавно якобы обожающая толпа начинает кричать: ”ату его, ату!”
Рассказ всего на пятьдесят страниц, а кажется, что прочитала полноценный роман. Все уместиться, тут можно погрустить, местами даже улыбнуться и успеть привязаться к персонажам. Ну я, собственно, знала, что ожидать от Дины Ильиничны. Хороший образец её прозы. Кратко, ёмко, как часто у неё бывает, очень душевно. И, как говорила Ирина мама: " К черту условности!"

Похожа была докторша на воспитанную девочку из ученой семьи. Некрасивая, веснушчатая. Нос не то чтобы очень велик, но как-то вперед выскакивает: «Я, я, сначала – я!» И все лицо скроено так, будто тянется к человеку с огромным вниманием.

Незаметно выяснилось, что в жизни Любка разбирается лучше Ирины Михайловны и уж гораздо толковее обращается с деньгами: знает, на что и когда потратить, а когда и придержать. Само собой получилось, что на рынок выгодней посылать Любку.

Кондакова была невеста среднепожилого возраста, с круглыми глазками цвета молочного тумана, с выщипанными, как куриная гузка, надбровьями, на которых она, слюнявя коричневый карандаш, каждое утро рисовала две острые, короткие, вразлет бровки.
















Другие издания
