
Достойные экранизации современной литературы
sleits
- 406 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Читая рассказ Борис Лапин - Клавдюшка , я вспомнила о ранее прочитанном произведении Распутина, так как здесь частично похожие темы, хотя освещают ее авторы совершенно по разному. Если у Лапина показана одна крайность - всепрощение, смирение и лишь горькие слезы женщины из-за обиды на мужа, то у Валентина Григорьевича представлена её противоположность: гордость и неумолимость, отсутствие прощения, растянувшееся на 30 лет.
Непривычно сильный образ женщины, решительность и твердость ее характера, проявившаяся после жизненной трагедии, не могут не восхищать, хоть, возможно, ей самой это и не принесло счастья. Интересно было поразмышлять, права ли была Василиса, не сделавшая шаг навстречу, когда ей было предложено забыть все плохое? С другой стороны, может, и неправильно просто "забывать" жестокость в прошлом, покушение на жизнь, приведшее к столь печальным последствиям. Возможно, прояви муж явно раскаяние, признай он свою вину, пообещай никогда подобное не повторять - главная героиня рассудила бы иначе. Но, видимо, не принято было раньше признавать вину мужчинам, подбирать слова извинений, добиваться прощения - Василий не делал существенных попыток загладить вину, скорее всего, у него была своя гордость.
— Не хошь, стало быть, простить? — спросил он, вставая прямо перед Василисой. — Не хошь. А я, Василиса, тебе гостинец привез, да все не знал, как поднести.
— Не будет нам житья вместе, — сказала Василиса. — Я, Василий, один раз сделанная, меня не переделать.
Она вздохнула. Василий попытался ее обнять, но она отстранилась, и его руки провалились в воздухе.
— Незачем это, — сказала она, отходя. — Я, Василий, спеклась, меня боле греть ни к чему
В данном рассказе, как и у Бориса Лапина, также появляется другая женщина и практически одним домом живут первая и вторая жены, но совсем иначе развивается ситуация в произведении Распутина.
Подводя итог, как видно из оценки, проза Распутина нравится мне намного больше и именно ее я рекомендую читателям.

С произведениями Валентина Распутина я хотела познакомиться довольно давно. Помню, что в школьном учебнике литературы был отрывок из «Уроков французского», отрывок мне понравился, но рассказ целиком тогда в мои руки не попал, а больше я с этим писателем не сталкивалась. Но в прошлом году купила сборник его произведений, а уже в этом игровой рандом выдал мне рассказ «Василий и Василиса», так что знакомство теперь официально состоялось, к полному моему удовольствию.
Начну с того, что мне очень понравился сам текст, язык автора. Он красив без вычурности, самобытен и как-то по-доброму уютен и мягок. Я теперь точно знаю, что хочу прочитать и остальные произведения в сборнике, хотя бы только ради того, чтобы снова окунуться в этот текст, независимо от того, о чем он будет.
Но мне откликнулось не только как, но и что рассказывает писатель. Это короткая, на двадцати страницах история, в крошечном объеме которой Распутин сумел рассказать целую жизнь и подсветить два этих своеобразных характера, Василия и Василисы.
«Русская баба» Василиса, внешне сильная, суровая и неприступная, но мягкая и жалостливая внутри. Не даст спуску никому, но проявит истинную, пусть немного грубоватую доброту к слабому. Чего стоит только ее заботливое обращение с болезненной невесткой, которую она жалеет, что ей достался такой муж, как ее с Василием сын Петр. И Василий, сильный и выносливый, здоровый «русский мужик», удачливый и умелый охотник, но немного безалаберный и не умеющий победить тягу к спиртному. Да и многие ли пытались?
Василий и Василиса прожили вместе двадцать лет, родили семерых детей. А потом случилось нечто, чего исправить нельзя. Что переломило все. Чего Василиса не смогла простить. И следующие тридцать лет прожили они уже иначе: она – в доме, он – в амбаре. И не сказали друг другу ни слова, стакан чая раз в день – все, что их объединяет. Живут рядом, знают друг о друге все, но каждый делает вид, что другого не существует, хотя обоим, очевидно, тяжело от этого неестественного положения. Но и не расходятся, не разъезжаются, хотя попытки у обоих были, но что-то не дает, не пускает. И нет тут извечного «что скажут люди», люди уже давно все знают, в деревне все на виду. Тут нечто иное. Так и живут, вокруг дети, а потом и внуки, жизнь идет своим чередом, а они все те же: ни супруги, ни соседи. Что должно случиться, чтобы прервать многолетнее молчание?
Автор создает неторопливую, жизненную, немного меланхоличную, но при этом и с ноткой юмора картину. Наверное, о картине нельзя сказать, что она «неторопливая», но тут приходит на ум именно это слово, так как эта картина не неподвижная, она живая. В ней не будет бурных событий, все тихо, спокойно и размеренно, но при этом психологически тонко. В короткий рассказ успеваешь погрузиться глубоко, мимолетно проникаясь судьбой двух людей и задумываясь над ней. Тут даже и концовка, в общем-то, открытая, что будет дальше, читатель может предположить сам.
Обязательно буду читать еще.

Пока на книжных полках меня ждут довольно внушительные произведения, запланированные на этот год, у меня как-то нет настроения за них браться. Поэтому я решила обратиться к малой прозе и вспомнила о горячо любимом мною авторе - Валентине Распутине, и не ошиблась. В очередной раз Валентин Григорьевич порадовал емким, глубоким рассказом.
В центра внимания - деревенская семья. Муж и жена - Василий и Василиса - уже 30 лет не живут вместе. Однажды пьянство Василия стало причиной несчастного случая, который Василиса так и не смогла простить мужу. Василий ютится в одном из амбаров, промышляя рыбалкой и охотой. За эти годы прогремела война, их с Василисой дети выросли, но гордыня Василисы не позволяет ей простить мужа, а Василий молча переносит свое изгнание. Так и живут они, и не муж и жена больше, и не чужие вроде друг другу, коверкая тем самым само понятие семьи и собственную жизнь.
Бытовая ситуация становится у Распутина глобальной моральной и христианской проблемой, затрагивая вопросы гордыни и прощения. Распутин очень талантлив в малых жанрах - при словесной скупости ему удается создать четкие образы героев, краткими, обрывистыми фразами и описаниями он рисует полную картину взаимоотношений, для описания которой другим авторам не хватит нескольких страниц. Одни имена героев - Василий и Василиса - подчеркивают их предназначенность друг другу и одновременно с этим ошибочность их странных, разорванных отношений. Этот рассказ относится к достаточно ранним произведениям писателя, наиболее известные его работы были написаны позже. Но уже здесь явственно чувствуется прирожденный психолог и писатель народных, человеческих душ.

Жисть как пятак — с одной стороны орел, с другой решка, все хотят на орла попасть, а того не знают, что и с той и с другой стороны он пять копеек стоит.

День у неё разделяется не на часы, а на самовары: первый самовар, второй, третий... На старости лет чаепитие заменяет ей чуть ли не все удовольствия.

Для нее все лентяи делятся на три категории: просто лентяй - или лентяй начинающий, лодырь - лентяй с опытом и со стажем, и отик - неисправимый лентяй.















