
Ваша оценкаРецензии
Аноним26 июля 2019 г.О человеке и для человека
Читать далееЯ очень люблю этот роман Дидро. Он не несёт в себе острого нравственно-гуманистического вопроса, как Монахиня , в которой страдания этой несчастной девушки начинают утомлять к концу первой трети — мы за ХХ век, благодаря многочисленным скандалам и так узнали, что же из себя представляют что детские дома с религиозным воспитанием, что монастыри. Это не острополитический Племянник Рамо с повесткой, которая уже давным-давно устарела, и политическое полотно которой для неспециалиста по данной эпохе угадывается лишь весьма-весьма приблизительно. Нет, это роман о жизни.
Неназванный Хозяин и его слуга Жак путешествуют, попадая в передряги, и вспоминая-вспоминая-вспоминая. Говорят они о том, что больше всего заботит людей — о любви и сексе. Это не сентиментальная любовь, модная в романах того времени — Дидро изящно издевается над вкусами публики, вкладывая в уста своих героев историю про именно телесную любовь, в том самом изводе, который привлекает любого парня. Так хитрый Дидро находит способ отхлестать общественные вкусы по щекам даже в обычном травелоге.
Этот роман не несёт в себе скандального заряда как такового, но его нарочитая жизненность, витальность, какая-то сельская простота настолько необычна для литературы того времени (да и сейчас), что сама по себе она является скандальной. Возможно, поэтому роман на родине был принят плохо — но нашёл своё место в других странах, и его горячо рекомендовали такие имена как Шиллер и Гёте.
Философия Жака-фаталиста, конечно, фаталистической не является — наверное этот набор взглядов мог показаться фатализмом в далёком XVIII веке, но сейчас мы настолько хорошо научились разбираться в бесконечных «-измах», что смело можем утверждать — нет, Жак не фаталист, он Жак-детерминист. Он чётко понимает границы дарованного себе, границы дозволенного природой, но никакого томного «фатума» в его жизнелюбии нет, и быть не может — Жак слишком витален для фаталиста. Его фатализм есть лишь попытка скандализировать, ещё раз показать свою жизненность. Декларировать жизнь жизнелюбу в обёртке фатализма — это настолько в духе Дидро, что даже и не знаешь, что бы подошло Дидро ещё больше.
Это прекрасный роман, и я его горячо рекомендую всем — он не про философию, он про жизнь, про то что она прекрасна вся. в т.ч. и телесная, и что любой слуга это хозяин своего господина, а любой господин слуга своего слуги.1172,8K
Аноним6 декабря 2025 г.Читать далееКнига рассказывает о путешествии слуги Жака и его хозяина неизвестно откуда и неизвестно куда. Жак начинает рассказывает историю о своих любовных похождениях, постоянно прерываемую разными событиями и другими россказнями и самих героев, и попутчиков.
Главные темы - антиклерикализм и сексуальные шалости женщин и мужчин. Священники все сплошь как один мошенники, развратники, обманщики и изрядные плуты. Дамы - кокетки, готовые при определенных обстоятельствах отдаться кому-нибудь симпатичному. Мужчины ставят целью затащить в постель предмет обожания, при этом всеми силами избегая алтаря, что удается виртуозам своего дела.
Кто из них господин? Ловкий слуга или хозяин, способный только зевать, нюхать табак и смотреть на часы. Вначале повествование кажется старомодным и скучноватым, через 1/3 Дидро расписывается и входит в раж при описании уловок любовников. Для современного читателя часть историй будет предсказуема.
Вполне неплохо.
1546
Аноним15 марта 2024 г.Литературный винегрет с приятным послевкусьем
Читать далееВы любите винегрет? Если да, то вам придётся по вкусу эта книга. Потому что она как раз и есть винегрет, только литературный.
И лук там есть, и перец, и сахар, и мясо, и вино. И клубнички тоже немало. То один вкус во рту (в голове), то другой... Только к одному кусочку приладился, как тут совершенно другой на зубах (в мозгах) оказывается.
Я бы так сказал: это своеобразное книжное хулиганство. Но при этом весь этот смысловой каламбур и винегрет объединены единой линией сюжета, а также оптимизмом, юмором, любовью к жизни... Поэтому, с одной стороны, вроде бы и сложно читать, но в то же время нет желания остановиться, продираешься сквозь эти сюжетные джунгли, и иногда попадаются очень даже интересные странички-находки.
Моё резюме такое: если вы ценитель самой разнообразной мировой литературы, не привязаны к определенным книжным жанрам, то этот литературный памятник должен быть на вашем читательском застолье.6218
Аноним18 июня 2016 г.Читать далееЕдинственное произведение на моей памяти, в котором затянутость главной линии была запланирована и блестяще исполнена. Отступления, перерывы, периодические падения "четвертой стены", во время которых Дидро нахально вылезает из уютного авторского уголка и стебется над читателями, — все это совершенно не раздражает. Более того, конец с раскрытием всех карт и эпичной встречей героев смотрится по сравнению с остальным текстом еще динамичнее. Жак и Хозяин — прелестная парочка, в чем-то трогательная, очень... домашняя, что ли.
Тем не менее, стыдливым людям лучше не читать. Дидро в лучших традициях куртуазной литературы сначала описывает соития на чердаке/поляне/обочине/сеновале/постели (в последнюю очередь...), а потом невинно предупреждает, что его упреки в аморальности не волнуют и "не хочешь — выплюнь кактус". Того, что кактус будет, ничего не предвещало.
Философская составляющая подана очень приятно, в форме действия, а не голых размышлений. У Жака есть своя правда — он по ней живет, и так, по сути, должен делать каждый из нас. Как по мне, вечно актуальная мораль, так что чтение Дидро во все времена и возрасты полезно.
6651
Аноним9 мая 2015 г.Читать далееУровень юмора данного произведения выше среднего. Местами я смеялась в голос, особенно в самом начале. Но. Чем дальше шло повествование, тем скучнее становилось читать, ибо именно этот самый юмор приедался. Так продолжалось до начала рассказа трактирщицы: самая удавшаяся, интереснейшая и затянувшаяся часть книги (всем ведь нравятся рассказы о том, как женщины мстят мужьям-изменникам ?).
Как только заканчивается рассказ трактирщицы, герои покидают её пристанище и снова пускаются в скитания. Отсюда снова начинаются скучные приключения Жака и его Хозяина, временами прерывающиеся обращениями автора к читателю. В начале книги такие обращения казались забавными, но ближе к концу уже не было былого воздействия, тем более, что автор не угадывал твои мысли. Это было как:
Автор: читатель, ты уже хочешь оставить в сторону мою книгу ?
Я в мыслях: нет.
Автор: не спеши, тебя ещё ждёт..
Я в мыслях: я же сказала нет.
..и тому подобное.
Коротко говоря, в книге интерес главным образом прикован к рассказам главных и второстепенных героев, а всё помимо них вызывает лёгкую зевоту.
Ну а конец произведения застал меня врасплох. Ничто не предвещало беды, как вдруг БДЫЩ, и книга закончилась, оставив недорассказанной главную тему всего произведения: любовные похождения Жака. Автор, видимо, был любителем потанцевать на нервах читателей, я же, в свою очередь, не люблю недосказанности.Если проявить каплю снисходительности, книга очень даже недурна. Но строго на любителя.
4/56483
Аноним6 августа 2023 г.Интересное, весёлое произведение. Довольно философское и трудное к чтению произведение. Напоминает забавные и нелепые похождения Дон Кихота со своим оруженосцем Санчо Пансой. Данное произведение на один раз.
Но "Монахиня" пока что остаётся, на мой взгляд, самым удачным произведением Дени Дидро, в отличии от остальных его работ.5275
Аноним28 июля 2023 г.Читать далееЭто немного напоминало экзекуцию)
Выбирая эту книгу, я ждала что-то вроде "Монахини". Конечно, это здорово, что автор может писать разные вещи. Но с читателями из-за этого происходят подобные казусы.К тому же, сие произведение мне абсолютно не понравилось. Увы, эти рваные истории не особенно занимательные, и уж никак не забавные. Конечно, для тех времен вышла эдакая лайт-версия Декамерона. Но сейчас это не интересно. Но особенно больно то, как автор подает истории. Рванные рассказы, постоянные скачки с одного на другое. Только-только ты заставишь себя увлечься одной из историй - она прыгает куда-то в другую. Только возбудишь в себе интерес к происходящему - в него врываются помехи. Рассказ о мстящей графине вызывал желание избить подушку, как только в него врывались дергающие хозяйку домочадцы или желание Жака хлебнуть винца. Ну не способствуют ни эти скачки, ни анонс треклятых любовных похождений, ни ремарки автора никакой интриги или желания узнать все и сразу. Это порождает только одно желание - чтобы книга поскорее закончилась.
Конечно, свыше предначертано, чтобы я одолела эту книгу именно сейчас)))) Но это было непросто.
1001 books you must read before you die: 328/1001.
5294
Аноним16 сентября 2022 г.Философ и юмор
Читать далееПосле прочтения Монахини, Жак-фаталист привёл меня в замешательство.
Ну, никак я не ожидала от Дидро юмористического произведения. А тут он оторвался от души. Такой своеобразный чёрный юмор того времени.
Очень интересные и смешные ситуации из жизни.
Единственный минус: эти мини рассказы-ситуации постоянно разбиваются на части, эти части перемешиваются и и всплывают по ходу повествования. Сейчас читаешь одно, через две минуты другое, через пять третье, пока не теряешь нить повествования, и пытаешь вспомнить-это вообще про что тут?! Это продолжении какой истории...
Но все равно интересно5228
Аноним4 января 2018 г.Читать далееЗная Дидро как философа ожидала от книги пространных философских размышлений, а уж никак не чего-то такого смешного, легкого и местами предосудительного, как то, что в итоге прочла. В самом деле, это почти всегда было остроумно, особенно в самом начале, хотя я и не слишком люблю повествовательный стиль, когда автор то и дело нарушает границу между собой и читателем, заглядывая через головы главных героев повествования, подшучивая над ними и опять же читателем, и Бог знает что еще вытворяя. Это все может быть хорошо в более скромных дозах, потому что рано или поздно начинает откровенно раздражать.
Но все же отдельные остроумные фразы от автора и жизненная философия Жака пожалуй стоили того, чтобы прочесть книгу, хотя мне, пожалуй, еще долго не захочется браться за что-то подобное.5980
Аноним14 ноября 2016 г.Обережно! Читати - це заразно!
Читать далееРоман «Жак фаталіст та його хазяїн» познайомив мене із творчістю Дідро вперше. Ні словом ні півсловом я не підозрювала про те, що може мене чекати за брамою затертої палітурки. «Поношений» вигляд чтива підживлював мою фантазію про те, скільки ж людей вже встигло посмакувати цим писанням. тому щойно в мене була можливість, я розгорнула книгу.
Те що чекало мене на перших сторінках, змусило мене почуватися у проміжках фрустрації. Справа в тому, що автор почав роман із суцільних запитань до читача, при тому не маючи на них відповідей a priori. Насправді, слово «посмакували писанням» я використала не випадково,адже коли я бралася до книги, то здавалося, що мій мозок неначе щоразу відкушує нугу чи снікерс. Мені здається, що лише у виробників снікерсу і у Дідро затягнутість була заздалегідь запланована і блискуче реалізована від початку до кінця. Більше того, повсякчасні відступи, постійне переривання історій Жака на півслові мене неабияк дратували. Дідро ще й як попрацював над падінням четвертої стіни, що так і давала мені ляпаса посеред історій. Так,так, Дідро неначе глузував з мене як з читача своїми постійними каверзними запитаннями ,щось на кшталт « ЩО,вже втомилась? Вже набридло читати?Вже хочеш покінчити з історією Жака? Вже цікаво, що буде далі?». І все було б добре, якби мені не хотілося йому суперечити, посперечатися з ним або дати гарного запотиличника і тим самим змусити скоріше покінчити з любовними пригодами нашого фаталіка.
Не можна сказати, що цей роман змушує опісля думати про абсолютні категорії, а навпаки, неначе приземлює час від часу що читача, що Жака, котрий думками несеться далеко від неприємностей та хазяїна. Нехай XVIII століття далеко позаду, але чому ж актуальність проблеми даного роману не стирається і досі?як на мене,у Дідро просліджуються деякі початкові витоки екзистенціалізму, деяке тлумачення специфіки онтології через життєвий досвід своїх героїв роману. Пізніше,сучасник ХХ століття Еріх Фромм почав відстоювати думку про те, що зміна та розвиток є невід’ємною частиною життєвого процесу, що ідею або думка є найвищою формою реальності. От Жак нам це,як на мене, дуже яскраво демонструє через свої вигадки .
Цей роман прийдеться до смаку, мабуть, не лише інтелектуалам, людям, які полюблять інтригу та гумор, а й тим персонам, які мають канатні нерви, адже часом важко винести цю безкінечну незакінчену історію.2530