
Ваша оценкаРецензии
Аноним12 апреля 2025 г.Неприкаянная любовь, будто раненный зверь в жизни Елагина.
Читать далееСамый большой рассказ Бунина двадцатых годов. Один из немногих, не выдуманных рассказов Бунина. Сюжетом рассказа послужило документально подтверждённое событие. В 1890 году в Варшаве поручиком Бартеневым было совершено убийство актрисы Сосновской. Защищал подсудимого знаменитый русский адвокат Ф.Н.Плевако. Дело имело огромный резонанс; речь о защите Бартенева было подробно изложено в одном из многочисленных томах собраний его речей. Весь сюжет, ход событий и даже мелкие подробности очень точно воспроизведены Буниным: внешний облик героев, их высказывания, предсмертная записка Сосновской. Реально существовавшие подробности и детали послужили именно той психологической версии, на которой настаивает автор в своём рассказе.
Влюбленный в актрису герой переживает первую, мучительную и сокрушающую любовь, которая часто "сопровождается драмами, трагедиями, но совсем никто не думает о том, что как раз в это время переживают люди нечто гораздо более глубокое, сложное, чем волнения, страдания, обычно называемое обожанием милого существа; переживают, сами того не ведая, жуткий расцвет, мучительное раскрытие, первую мессу пола". Отношения Елагина и Сосновской, горячее чувство его и переменчивое, капризное - её, переходы её от равнодушия к отчаянию и к внезапным проявлениям нежности. Подобно герою Мити из одноименного рассказа, Елагин чувствителен до предела и с повышенным воображением, влечёт к такой женщине - к изломанной и истеричной (вероятной Кате из "Митиной Любви" в будущем, когда повзрослеет).Интересно замечание Ивана Алексеевича Бунина,которым можно подытожить: "Неужели неизвестно, что есть странное свойство всякой сильной и вообще не совсем обычной любви даже как бы избегать брака?"47242
Аноним1 июня 2018 г.Читать далееЖила-была на свете смазливая актрисулька польского происхождения. Не лишенная способностей и небесталанная, а потому имевшая успех, но совершенно без царя в голове. Она обожает театр настолько, что и в жизни не перестаёт играть. Она обожает власть над мужчинами и деньги. Ей нравится красивая жизнь и острые ощущения (вино, гашиш, опий, многочисленные любовные связи и нескончаемые провокации поклонников угрозами совершения суицида прямо у них на глазах). А ещё ей нравится смерть. Смерть кажется нашей актрисе чем-то мрачно-привлекательным и романтичным. Жизнь же, которая ей, в общем, тоже нравится, выглядит в ее глазах куда скучнее.
Впрочем, при всём желании поскорее умереть, на тот свет актриса все равно не сильно торопится. Да и зачем? Она популярна, красива, еще молода, в конце концов. О смерти можно грезить в романтических мечтаниях, подбирая красивые слова и умные цитаты для предсмертной записки и разрабатывая дизайн помещения, в котором было бы так красиво умереть. Это же так волнующе…
Могла ли героиня знать, чем все это закончится? Предполагала ли, насколько сильно заиграется? Или действительно решилась умереть, но побоялась это сделать своими руками? Так или иначе, но последний роман нашей героини закончился трагично и для неё самой, и для её любовника, молоденького корнета Саши Елагина, актрису действительно страстно любившего и безмерно страдавшего оттого, что не может на ней жениться (и потому, что его богатым родным такая невестка точно по вкусу не придётся, и потому, что они разных вероисповеданий). Взаимно ли было это чувство? Возможно, но тем не менее, играть героиня не переставала ни на миг и издеваться над воспылавшим первой, восторженной и преданной любовью мальчиком не переставала ни на секунду. За что, в общем, и поплатилась. И поделом. А вот Сашу очень жаль. Не стоила эта девица пониженной социальной ответственности ни такого глубокого обожания, ни такого накала страстей.
Бунина очень люблю, странно, что этот рассказ, написанный им в эмиграции, доселе мне не попадался. Впрочем, на мой взгляд, это все равно не самое сильное его произведение, даже сам автор довольно иронично о нем отзывался - «похоже на бульварный роман». И, тем не менее, читать было одно удовольствие.
452,1K
Аноним25 июня 2023 г.Рок, фатум, судьба …
Читать далееВ основу рассказа (в некоторых источниках — повести) Бунина легло реальное уголовное дело об убийстве русским офицером Бартеневым польской актрисы Висновской (1890). И автор выстраивает повествование практически в форме судебного заседания: мы то слушаем выступление государственного обвинителя, который создаёт перед судом образ Елагина — умышленного убийцы (уголовный волк, так называет его прокурор), то выслушиваем сторону защиты, представитель которой всё время старается подвести нас и суд к пониманию, что любой факт можно толковать по разному.
Однако постепенно по мере открывания новых чисто психологических фактов мы понимаем, что и Елагин, и Сосновская были людьми особого психологического склада — натуры возвышенные, романтические, а Сосновская ещё и подчинённая романтике смерти (вот уж поистине готичность и модернизм смешались в ней в самой густой степени). И потому сложно сказать, какова здесь степень вины Елагина в смерти Сосновской, сколько здесь умысла и сколько других форм виновности. Собственно, повесть так и заканчивается словами Елагина «Может быть, я виноват перед людским законом, виноват перед Богом…» — сомнением в степени и сути своей виновности. А читатель, осмысливая содержание повести, может справедливо произнести, что смерть Сосновской была предопределена.
Рок, фатум, судьба …40906
Аноним16 сентября 2022 г.Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Саше и Марине
Читать далееНаверное, самое страшное в этой истории не то, что были погублены как минимум две жизни: одна - физически, другая - морально, но навеки; а то, что такое часто происходит в повседневной жизни. Сам рассказ написан Буниным на основе реальных событий с использованием собственной трактовки помыслов каждого из героев. Хотя тут важно помнить, что мы всё же узнаем лишь исповедь самого корнета Елагина, а вот глазами актрисы Марины мы не увидим правды никогда.
Мы можем пойти на поводу первого, но вполне ожидаемого впечатления и поставить ярлык “заигравшейся в театр” актрисы на убитую женщину, а молодого корнета оправдать его возрастом и пылом первой страстной любви. Мы можем засомневаться в середине рассказа и подумать, что молодой парень врёт и скрывает от нас правду об убийстве. До самого конца истории, да и после нее мы не сможем точно ответит, что же произошло, и кто виноват в случившемся. Однако наш разум будет идти по простому пути и находить ту истину, в которую нам легче поверить.
Еще интересно заметить, что поведение обоих влюбленных было сформировано как обществом того времени, так и событиями в семьях каждого из них. У молодого человека - строгий отец с многими поколениями военных за спиной, у актрисы - покончивший собой родитель - определенно и то, и другое повлияло на динамику их отношений, на привязанность, на некоторую токсичность поведения обоих. Тут трудно винить только актрису в её эмоциональности и витании в облаках, в её играх в смерть, так как перед нами также молодой человек, который растет в жестких рамках. Кто знает, если бы он имел другие взгляды на жизнь, поступил ли он так, как поступил.
Виновата ли любовь? Лично я не думаю, что такие события происходят просто так, от помутнения рассудка. К такому люди приходят и созревают постепенно, и как перебродившее вино взрываются, детонируя соседние бутылки.
Почему я поставила лишь 3.5 балла? Наверное, мне немного не хватило глубины самой истории, так как язык у Бунина хороший, да и аудиокнига воспринималась просто отлично. История заставляет задуматься и хороша для совместных чтений, но именно такие события в нашей жизни не особенно тепло отзываются в моей душе. Обязательно продолжу знакомство с творчеством Бунина, с его более объемными произведениями.
13807
Аноним2 ноября 2024 г."Прокурор задавал себе множество мелких вопросов и тотчас же отвергал или даже высмеивал их " ( И. Бунин)
Читать далее"На основе уголовного дела можно написать бульварный роман - и в то же время оно могло бы послужить к созданию глубоко художественного произведения" - так говорил И. Бунин в 1925 году... Иван Бунин не писал бульварных романов - все его произведения отмечены высокой художественной огранкой, глубоко продуманы, - он и читателей вовлекает в свой мир, не праздный, - иногда поэтический, но всегда правдивый, честный,- это роднит его и с Л. Толстым, Ф. Достоевским, А. Чеховым, А. Куприным... Неравнодушный писатель делает и читателя сопереживающим, неравнодушным... В повести "Дело корнета Елагина" И. Бунин говорит словами защитника молодого корнета: "Я постарался бы воздействовать на совесть, постарался бы выставить на первое место всё лучшее, что есть в подсудимом"... Защитник старался смотреть глубже, чем обвинители, заинтересованные в быстром завершении судебного заседания... "Щуплый, маленький, рыжеватый и веснушчатый, на кривых ногах, двадцатидвухлетний корнет Елагин убил артистку Марию Иосифовну Сосновскую... Прокурору было "всё понятно", он сразу отнёс Елагина к тем преступникам, кто совершает убийство "по злому и преднамеренному умыслу", назвав Елагина "уголовным волком, озверевшим от праздной, разнузданной жизни"... Сосновская употребляла опий, её спальня без окон , сверху донизу была затянута чем-то чёрным,- и тому подобные странности артистки, на которые следователи не обратили особого внимания. И. Бунин представил речь прокурора как высказывания человека "с улицы" - или некомпетентного, или совершенно равнодушного, которому сразу "всё ясно". И. Бунин говорит о первой любви, которая "часто сопровождается драмами, трагедиями", -"Как можно с лёгкостью относиться к страшно сложному и трагическому?" Что творилось в душе Елагина, прокурору было неинтересно, - чёрные краски у него преобладали. И. Бунин - талантливый психолог, знаток человеческих душ - иначе он не писал бы таких произведений. Эта повесть во многом обличает судебную систему царской России, прокурор и его коллеги вызывают возмущение. Жизнеописание Марии Сосновской показывает, что она много думала о смерти ,создавала себе сцену "красивого ухода из жизни" - никого не любила, была развращена в раннем возрасте, - ей нужна была слава в любом виде - "заставляла говорить о себе". О многих её "артистических" выходках И. Бунин рассказывает в повести, - "любила доводить человека до бешенства ,и сама часто впадала в нервное расстройство. Она "играла" с Елагиным, была старше, опытней, - ей нужны были потрясения. И. Бунин жалел и Сосновскую - неудивительно, - он видел больше, чем другие, - её больная душа была открыта для такого писателя... И. Бунин был дружен со своим одногодкой А. Куприным - в этой повести чувствуется родство душ И. Бунина и А. Куприна. Прежде, чем осуждать, нужно попытаться понять, почему герои так поступили,- как это сделал И. Бунин в повести "Дело корнета Елагина".
7231
Аноним24 октября 2024 г.О, декаданс
Читать далееМое знакомство с Буниным началось с этого романа и я не впечатлен. Убийство невзрачным гусарским корнетом польской актриски. Что может быть пошлее? Несмотря на то, что пол книги меня убеждают в том, что встретились два одиночества, что судьба, рок, и так далее...бла-бла-бла. Абсолютно испорченные, нездоровые душевно люди лелеящие свою душевную хворь терзают друг друга и все заканчивается физической смертью одного и моральной смертью другого. Совершенно в духе декаданса, но даже несколько гротескно:
"Плещется ром и кокаин
Желтыми пальцами в тонкие ноздри
Вы предлагаете вместе уйти –
Поздно, милая дамочка, поздно."
Агата Кристи – Декаданс2209