
Ваша оценкаРецензии
Аноним17 января 2025 г."Сам того не ведая, он совершил подвиг"
Читать далееКак-то в былые времена, когда я ещё смотрела всяких книжных блогерок, помню, подняла одна из них тему школы и уроков литературы. Договорилась она до того, что мол, школа «ничего ей не дала», да и воспоминания оттуда вынесены не самые приятные.
Зачем я вспоминаю такое в отзыве на книгу замечательного автора? Да пугает меня эта разница, которая возникла через сто лет. С каким трепетом и придыханием относятся здесь к школе дети аила! Отпустят или нет родители на учёбу (а у нашей героини и их то нет)? Не подумают ли, что это что-то ненужное? Смогу или нет учиться? А сегодня образование - это что-то само собой разумеющееся, что даже у некоторых возникает мысль «да заберите вашу школу обратно»… и Ленина этого вашего не упоминайте ни-ког-да. Поменялось и отношение к учителям: сегодня ученик главный, а преподаватель не «ведёт за собой» (как главный герой повести), а оказывает образовательную услугу. Чего стоит такой преподаватель, когда его авторитет подорван?
Но довольно преамбулы, вернёмся к повести. Написано просто гениально. Сам Айтматов учился в школе, когда разразилась война, так что он представлял себе и образовательный процесс того времени, и вживую наверняка видел таких учителей-энтузиастов, как Дюйшан. Образ получился живой и достоверный. Мне он пришёлся по душе.
Читала негативные рецензии, так как с теми, кому понравилась повесть, и так всё понятно. Многие отмечают, что резануло появление Ленина. Я даже не знаю, надо ли это комментировать? Для знающих исторический контекст, для тех, кто понимает, какая пропасть лежала между дореволюционной Россией (не говоря уже о Казахстане) и тем, что было после 1917 года, этот вопрос вообще не стоит. Вот феодализм: вот «краснолицый», который может изнасиловать 15-летнюю девушку и ему за это ничего не будет (целый абзац для себя выделила, до мурашек по коже зазвучало мне это "встаньте из могил, призраки поруганных!"), вот её тётка, которая может до смерти избить несчастную, и никто в аиле слова не скажет. А вот школа и учитель, который положит всему этому конец и теперь каждый сам будет выбирать свою судьбу, ибо времена поменялись. А поменялись они не сами собой, а … правильно, благодаря Ленину. Уж каким бы морализаторством это не показалось, как бы избито не звучало, как наших родителей в советские времена не мучили начётничеством и заучиваниями цитат марксизма-ленинизма, действительности не отменить. Даже если Айтматову сам Ленин лично денег дал на эту повесть, разве это что-то меняет?
Повесть небольшая, действия разворачиваются очень быстро, поэтому она несколько проигрывает более объёмным произведениям автора. Однако, характерные для Айтматова моменты, всё же заметны. Это и упоминание прошлых диких порядков, и меняющаяся жизнь людей, и связка сюжета посредством возвращения к воспоминаниям (два тополька). И здесь для меня был очень сильный момент, кульминация повести, которую можно охарактеризовать одним словом: «обозналась» (кто читал, поймёт).
Я нашла здесь всё, что так ценю в творчестве автора. Главное –конечно же, смысл, и эта приятная щемящая тоска, которая также характерна для его произведений. Богатый язык уже отметили до меня, присоединяюсь к голосам восторгающихся – и здесь он прекрасен. Соглашусь, что форма не совсем удачная, хотя, как посмотреть? Я не буду придираться, это вообще не недостаток, хоть и несколько необычная подача. Я не от всех произведений автора получаю одинаковое количество удовольствия, но «Первого учителя» не могу оценить ниже 5 из 5.
1242,2K
Аноним14 октября 2015 г.Да, у всего живого есть своя весна и своя осень
Читать далееЭта маленькая повесть о большом человеке. Об Учителе с большой буквы, пусть, может, и прозвучит банально.
Сам не слишком грамотный, комсомолец Дюйшен основывает в родном аиле школу. Он не ждёт помощи, просто делает работу, которую считает нужной. Он знает, как важно быть образованным. Он понимает, что будущее теперь во многом зависит от этих чёрных глазёнок, которые смотрят на него, кто с недоверием, кто с любопытством, а некоторые с восхищением и любовью.
Это не стремление выделиться из толпы. Скорее- добродушная и посильная помощь тем, до кого у юной советской власти ещё не дошли руки.
Никто из села не верит в его затею, никому нет дела до того, как будет работать школа. Всё приходится делать самому, а иногда и при помощи учеников.
Это потом, спустя годы, станет ясно, что сделал этот человек. Какой подвиг совершал он каждый день.
А пока...
В то время, когда на открытии новой школы чествуют академика Сулайманову, старый почтальон Дюйшен разносит почту. Для него не нашлось места на празднике. Да и сам он особо туда не стремится. Годы не изменили его. Может прибавили седины, но не тщеславия. Скромный, как и в пору юности, он просто делает своё дело, как всегда старательно и тихо.
"Почему следы людей не остаются навеки на дорогих им памятных местах?" Почему часто обходят почестями тех, кто этого особенно заслуживает? Возможно потому, что они не хотят этого? Их величие не в том, что они сотворили, а в том, как они это делали.Кому-то может показаться неуместной идеология книги. Но надо не забывать, когда она написана. Тогда это было нормой. Нелья уйти от истории. Невозможно зачеркнуть целую эпоху.
Я, хоть и помоложе, но тоже верила в несокрушимость Ленина и партии, и в то, что мы уверенно идём к коммунизму. Всему своё время... И свои вожди."Прощай, учитель, прощай, моя первая школа, прощай, детство, прощай, моя первая, никому не высказанная любовь…"
947,5K
Аноним26 апреля 2024 г.Читать далееДюйшен – простой колхозник, едва выучивший алфавит, берется учить детей простонародья, чьи предки поколениями были безграмотными, а потому потомки в ученье особого смысла не видят. Невзирая на все препятствия и трудности, ему удается подготовить помещение для школы (сарай с печуркой и соломой вместо парт). Для многих учеников Дюйшен становится проводником в мир знаний о мире вокруг. А для Алтынай еще и первой влюбленностью. В ее жизни он сыграет огромную роль.
Да, не подготовила меня аннотация к содержанию. Ожидала производственную повесть, и про трудности создания школы в глухом киргизском ауле действительно есть, но мало. Не ожидала насилия (досталось и бедной Алтынай, насильно выданной замуж и увезенной в горы, и мимопробегавшей кошке, и самому Дюйшену). В целом осталось впечатление дидактического продавливания: тут и спасибо дедушке Ленину, и тема с восстановлением справедливости в отношении всеми позабытого сельского учителя. Не тронуло совершенно, в отличии от "Джамили". И дело даже не в самой истории – она хороша, достаточно в ней и героического, и трагического, но подача ужасная. Как по заказу написано: тут – гордись, тут – сопереживай, тут – стыдись. Не люблю я такое.
762,2K
Аноним15 ноября 2020 г.У вас всё впереди
Читать далееЭту короткую повесть посоветовали мне Алина с канала "Читать нельзя сжигать". Она рассказывала о своих любимых книгах, среди которых был автор Чингиз Айтматов со сборником нескольких повестей. Я решил дать шанс этому автору и прочитать это произведение. Эта повесть расскажет о переломном моменте в жизни Алтынай, да и весь рассказ ведётся от её имени.
Рассказывает повесть о глухом киргизском аиле, в котором нет никакого образования и только установилась Советская власть в 1924 году. В этом селе молодой комсомолец Дюйшен хочет организовать школу и учить детей грамоте. Но местные жители не понимают его желаний, вроде нет в этом никакой необходимости. И Дюйшен берёт многое на себя, привлекая и заинтересовывая детей разных возрастов. Одной из его учениц стала девушка Алтынай. Она уже довольно взрослая, 15 лет ей, в этом возрасте уже замуж выдают. К тому же, живёт она без родителей.
Повесть интересная, трогает за душу. Правда, для меня она была немного далека, у нас нет традиций, которые были у некоторых народов СССР. Я читал и думал, что для меня почему-то ближе герои романа "Гроздья гнева", чем жители наших бывших союзных республик. Но Америка значительно изменилась сейчас. Впрочем, как и наши братья из СССР.
В любом случае, эта история наверняка затронет вашу душу, потому что, когда я прислушался к своим чувствам, то понял, что это произведение просто не может не тронуть человека, хоть немного сочувствующего другому и знающему, что такое любовь. История эта интернациональна и наверняка будет понятна любому.
603,2K
Аноним2 апреля 2022 г.Случайные люди - самые важные в жизни!
Читать далееМне почему-то пришла в голову мысль, что как судьба даёт возможности и шансы каждому человеку изменить свою жизнь. По-разному даёт, кто-то проходит жизненный урок со случайным знакомым, кого-то учит первая любовь, она же и первая в жизни боль.
Ситуации и знакомства, которые сначала выглядят просто случайными могут стать самыми важными переменами в жизни, и все люди, которые встречаются на нашем пути являются для нас проводниками.
В этой повести таким человеком стал для Алтынай её первый учитель, который неожиданным образом появился в их аиле. Это знакомство перевернет их судьбы и станет переломным для молодой девушки. Благодаря одному человеку, её жизнь круто развернулась.. А память о самой первой встрече навсегда будет жить в двух маленьких сердцах...491,4K
Аноним24 марта 2014 г.Читать далееНебольшая, но такая сильная повесть о полуграмотном учителе из маленького горного киргизского села.
Честный, искренний, душевный человек. Он сам переделал брошенный сарай в помещение для школы, он сам собирал детишек по домам, доказывал неграмотным родителям, что только в учебе будущее их детей, он переносил их на руках через горную речку с ледяной водой, потому как никто из села не захотел помочь ему с постройкой моста. Он очень мало знал сам, но он открыл для этих детишек путь в другую жизнь.
Очень много про Советскую власть, про Ленина, но ведь время такое было. История.
А судьба девочки Алтынай просто переворачивает все внутри. Для таких как она, революция, наверное, была спасением. По крайней мере, такой посыл заложен в книге. Но все же, думаю, спасением был для нее Дюйшен — скромный первый учитель.47998
Аноним9 ноября 2017 г.Такие книги нужны и важны. Замечательный писатель красивым и добрым языком затрагивает значительную тему. Айтматов удивителен в своём видении и восприятии главных аспектов человеческого мира. Видимо, чёткий отпечаток на его творчество отложили восточные корни и менталитет. Айтматов обязателен к прочтению особенно для юного поколения.
464,6K
Аноним13 декабря 2023 г.Важный человек.
Читать далееПроизведения Чингиза Торекуловича Айтматова для меня всегда наполнены мудростью и теплотой, даже при том, что какие-то события в жизни персонажей явно неположительные. Ведь несмотря ни на что, в конце концов, всегда есть надежда на новое будущее, на то, что человек справиться со всем и сможет стать лучше. Чингиз Айтматов поднимал и общечеловеческие, и философско-нравственные темы, и делал это интеллигентно, с добротой и душевным светом. Во всяком случае, мне так чувствуется. И повесть «Первый учитель» стала не исключением.
В небольшом по размеру объеме рассказана удивительно глубокая история учителя Дюйшена и девочки Алтынай. Молодой комсомолец, который наполнен верой в светлое будущее, создает школу в отдаленном аиле Куркуреу. Сам будучи малограмотным, он пытается обучить детей всему, что может им дать, сталкиваясь при этом со сложностями не тольо в отсутствии обучающей программы, но и с непониманием людей, закостенелостью взглядов и отсутствием помощи, как материальной, так и физической. Людям, которые обеспечивают свое пропитание потом и кровью, кажется это бесполезным занятием и блажью, и куда более выгодно использовать лишние руки в хозяйстве вместо того, чтобы отпускать детей «просиживать штаны». Но несмотря на все это, Дюйшен остается верен свои стремлениям, ведб именно грамотность должна была спасти девочек от участи токол – второй жены, дать дорогу в жизнь всем детям, именно просвещение должно было искоренить страшные устои.
Кстати, что касаемо насаждения идеологии, которую по мнению многих проявил здесь автор, то, на мой взгляд, здесь просто показан срез эпохи, начала становления советской власти, и четко обозначено, как такие люди, как Дюйшен были искренне воодушевлены, верили в то самое обещанное светлое будущее, строили новый мир, отдавая этому все свои силы. Это как раз тот период искренности, когда еще люди не успели разочароваться в советских лозунгах. Они горели, верили, что все их усилия не попадут зря, были воодушевлены, они еще не утратили свои моральные ценности и принципы и пытались сочетать их с идеологией. Именно это показал Чингиз Айтматов.
Такие люди, как Дюйшен, прокладывали дорогу молодому поколению, бескорыстно отдавая свое большое сердце, вставая на защиту детей, и не только таких, как Алтынай. Дюйшен учил детей не только грамоте, но и показывал пример стойкости, веры в добро, учил проявлять тепло и заботу, учил верить в свои силы, пытался взрастить достойных личностей, человека с большой буквы. Ему не нужны были награда или признание, делал он это ради лучшего мира, в который верил. И дети пытались отвечать ему тем же, особенно сирота Алтынай, которая не видела душевного тепла и участия в семье тетки и дяди. Она – яркий пример того, насколько важен порой первый учитель, насколько дорого то, что удалось заложить в детский неокрепший разум. Именно самоотверженность учителя, его слова и наставления давали силы справляться Алтынай с трудностями в жизни, стать той, кем она стала, чтобы не подвести своего наставника. И ведь действительно важно, кто встречается на пути детей. К примеру, я до сих пор с теплотой вспоминаю свою первую учительницу. Даже спустя столько лет помню Татьяну Петровну и ту теплоту, заботу и доброту, которую она нам дарила. Может быть во многом ее стараниями у нас всегда была дружная атмосфера в классе, не было ссор и драк.
Но повесть Чингиза Айтматова не только о первом учителе, она знакомит нас и с бытом и правилами в Киргизии того времени, заставляет рассуждать об устоях общества, о вере своим принципам. С какой любовью автор говорит о детстве, как веет теплом от воспоминаний о тополях. С каким мастерством Чингиз Айтматов придает и без того живым персонажам еще больше жизненности, оттеняя их характер описанием природы, соответствующему переживаниям в душе человека. Как тонко и психологично, небольшими штрихами, писатель показывает состояние человека, у которого убита душа на примере черной женщины. По сути всего несколько фраз, но мороз бежит по коже от того, что понимаешь, что от человека здесь только пустая оболочка. Еще меня удивило, как автор говорит от имени женщины Создается ощущение, что перед тобой мужчина хорошо понимающий женщин.В произведениях Чингиза Айтматова мне нравится все – от стиля до смысла. Все они светлые (во всяком случае те, которые я когда-либо читала). Искренне наслаждаюсь его творчеством и без раздумий отнесла бы автора к тем, кого можно смело посоветовать.
431,1K
Аноним17 февраля 2024 г.Повесть о человеке с добрым сердцем
Читать далееПовесть "Первый учитель" Чингиза Айтматова просто не может оставить читателя равнодушным. Это книга о первой любви, о надежде, о становлении новой жизни.
В повести главный герой - Дюйшен, первый комсомолец и первый учитель в небольшом киргизском аиле Куркуреу. Дюйшен - малограмотный молодой парень, которого присылают в аил, чтобы он открыл школу. Он становится любимым учителем детей Куркуреу, ведь именно он открывает детям новый мир, учит их читать, писать.
Дюйшен готов на всё ради своих учеников, он ремонтирует старый сарай, делает его школой, переносит их на руках через холодный поток, самоотверженно защищает Алтынай.
А что же жители аила? Над ним потешаются, никто не помогает ему. После войны, когда уже не стало школы, всё ещё живо в аиле название места, где стоял старый сарай, "школа Дюшена".
И вот уже нет многих учеников Дюйшена, а он уже стар и развозит почту. Уважают ли его в аиле, вспоминают ли о нём, как о первом учителе? Нет. Над ним посмеиваются, удивляются, как он учил, сам малограмотный, забывая, что главными в его школе были уроки доброты. Только благодаря ему Алтынай стала учёной, а многие его ученики храбро сражались во время Великой Отечественной войны.
Дюйшен не замечает насмешек, не обращает на них внимания, ему не нужны почести, он выполнил свой долг. Семена, посеянные им, дали свои всходы.
После прочтения повести я испытала горечь из-за того, что аильчане не оценили Дюйшена, они не замечают, какой прекрасный человек живёт рядом с ними. У читателя есть надежда, что письмо Алтынай всё изменит.361,5K
Аноним3 ноября 2016 г.Читать далееПожалуй, если рассматривать повесть «Первый учитель» только с позиции современного читателя, то невольно вызывает усмешку и даже лёгкое недоумение вера людей в правое дело великого дедушки Ленина, пропитывающая всю канву повествования. Однако, попытайся мы немного подвинуть в сторону лирику по поводу славного коммунистического будущего СССР, сразу проглядываются глубокие идеи и новаторская для того времени задумка автора.
Только представьте: повесть публикуется в 1963 году – в период технического подъёма нашей страны. Посмотрим назад. В 1953 году испытываются первые атомной бомбы, созданные практически на пустой месте советскими учёными. В 1957 году СССР запустил первый в мире искусственный спутник. В 1961 году Гагарин уже стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космическое пространство. Примерно в это же самое время – период научно-технического подъёма страны – в Киргизии насильно отдают замуж девочек 11-12 лет. И это не каменный век, подобное случалось всего каких-то 50-60 лет назад.
Что может быть унизительнее положения подневольной второй жены, рабыни телом и душой? Встаньте, несчастные, из могил, встаньте, призраки загубленных, поруганных, лишённых человеческого достоинства женщин! Встаньте, мученицы, пусть содрогнется чёрный мрак тех времён!Вторая тема, которую поднимает в повести мудрый писатель и философ Ч.Т. Айтматов, – образование детей, взрослеющих в глухих аилах, точнее – его отсутствие. В герое Дюйшене автор создаёт идеальный образ народного учителя (или учителя из народа) – доброго, самоотверженного, честного. Нетрудно представить, какими были школы в Киргизии в начале XX века. Простой народ был сплошь неграмотным. Первые попытки обучать детей элементарным навыкам письма и счёта зачастую терпели крах ещё на этапе сбора детей в школу, поскольку родители не понимали, зачем их ребёнку учиться. Поэтому подвиги всех Дюйшенов – первых учителей киргизских детей – настоящие, невыдуманные.
Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны?Кроме того, хочется отметить другие темы, поднимаемые автором в этой небольшой по объёму повести, – тему первой любви, тему малой Родины, тему уважения к людям, которые самоотверженно встали на защиту нашей страны от фашистской заразы... Чингиз Торекуловеч Айтматов, как всегда со свойственным ему писательским даром, прекрасно справился со своей задачей. Я никогда не перестану радоваться прекрасному слогу и глубокому смыслу произведений киргизского писателя, доставляющих мне поистине интеллектуальный и эстетический экстаз!..
322,7K