Рецензия на книгу
Первый учитель
Чингиз Айтматов
Аноним17 января 2025 г."Сам того не ведая, он совершил подвиг"
Как-то в былые времена, когда я ещё смотрела всяких книжных блогерок, помню, подняла одна из них тему школы и уроков литературы. Договорилась она до того, что мол, школа «ничего ей не дала», да и воспоминания оттуда вынесены не самые приятные.
Зачем я вспоминаю такое в отзыве на книгу замечательного автора? Да пугает меня эта разница, которая возникла через сто лет. С каким трепетом и придыханием относятся здесь к школе дети аила! Отпустят или нет родители на учёбу (а у нашей героини и их то нет)? Не подумают ли, что это что-то ненужное? Смогу или нет учиться? А сегодня образование - это что-то само собой разумеющееся, что даже у некоторых возникает мысль «да заберите вашу школу обратно»… и Ленина этого вашего не упоминайте ни-ког-да. Поменялось и отношение к учителям: сегодня ученик главный, а преподаватель не «ведёт за собой» (как главный герой повести), а оказывает образовательную услугу. Чего стоит такой преподаватель, когда его авторитет подорван?
Но довольно преамбулы, вернёмся к повести. Написано просто гениально. Сам Айтматов учился в школе, когда разразилась война, так что он представлял себе и образовательный процесс того времени, и вживую наверняка видел таких учителей-энтузиастов, как Дюйшан. Образ получился живой и достоверный. Мне он пришёлся по душе.
Читала негативные рецензии, так как с теми, кому понравилась повесть, и так всё понятно. Многие отмечают, что резануло появление Ленина. Я даже не знаю, надо ли это комментировать? Для знающих исторический контекст, для тех, кто понимает, какая пропасть лежала между дореволюционной Россией (не говоря уже о Казахстане) и тем, что было после 1917 года, этот вопрос вообще не стоит. Вот феодализм: вот «краснолицый», который может изнасиловать 15-летнюю девушку и ему за это ничего не будет (целый абзац для себя выделила, до мурашек по коже зазвучало мне это "встаньте из могил, призраки поруганных!"), вот её тётка, которая может до смерти избить несчастную, и никто в аиле слова не скажет. А вот школа и учитель, который положит всему этому конец и теперь каждый сам будет выбирать свою судьбу, ибо времена поменялись. А поменялись они не сами собой, а … правильно, благодаря Ленину. Уж каким бы морализаторством это не показалось, как бы избито не звучало, как наших родителей в советские времена не мучили начётничеством и заучиваниями цитат марксизма-ленинизма, действительности не отменить. Даже если Айтматову сам Ленин лично денег дал на эту повесть, разве это что-то меняет?
Повесть небольшая, действия разворачиваются очень быстро, поэтому она несколько проигрывает более объёмным произведениям автора. Однако, характерные для Айтматова моменты, всё же заметны. Это и упоминание прошлых диких порядков, и меняющаяся жизнь людей, и связка сюжета посредством возвращения к воспоминаниям (два тополька). И здесь для меня был очень сильный момент, кульминация повести, которую можно охарактеризовать одним словом: «обозналась» (кто читал, поймёт).
Я нашла здесь всё, что так ценю в творчестве автора. Главное –конечно же, смысл, и эта приятная щемящая тоска, которая также характерна для его произведений. Богатый язык уже отметили до меня, присоединяюсь к голосам восторгающихся – и здесь он прекрасен. Соглашусь, что форма не совсем удачная, хотя, как посмотреть? Я не буду придираться, это вообще не недостаток, хоть и несколько необычная подача. Я не от всех произведений автора получаю одинаковое количество удовольствия, но «Первого учителя» не могу оценить ниже 5 из 5.
1242,2K