
Школьная программа по литературе с 1 по 11 классы + внеклассное (чтение на лето)
AleksSar
- 847 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Рассказа «Багульник» Юрия Яковлева — это рассказ, который переносит нас в мир детской литературы. Автор рисует мальчика, который изначально всех раздражает своей молчаливостью, замкнутостью и «зеванием» на уроках. Для одноклассников он темный человек, который всегда молчалив и не с кем не общается, а для учительницы «неудобный» ученик, который каждый раз готов уснуть на ее уроке.
Но, что скрывается за этим молчаливым и закрытым ребенком? Чем же это занимается ребенок, что на уроках постоянно зевает и готов вот-вот уснуть? Это именно и попыталась выяснить молодая учительница, когда отправилась за юным молчуном сразу после уроков. Она шла по пятам и мальчик для нее стал раскрываться как багульник, который он ранее принес в класс и он среди зимы распустился нежными цветами с легким приятным ароматом. Так и Коста, зацвел для окружающих когда раскрыта была его маленькая «тайна».
Коста зевал на уроках не потому что весь день просидел у телевизора, а занимался спасением обездоленных, брошенных, преданных и забытых собак. Он помогал выгуливать собак, когда их хозяева не могли этого делать из-за болезни, спешил на помощь оставленной на балконе брошенной собаке — кормил и гулял, а потом спешил туда, где остался верный пес, который все время ждал своего хозяина… который погиб. Ему невозможно было объяснить, что хозяин уже не появиться…
Рассказ вызывает много переживаний, мыслей и чувств при прочтении. А при чтении концовки слезы сами наворачиваются на глаза (или я стала слишком сентиментальной, или Юрий Яковлев пишет невероятно пронзительно).
Рассказ учит ответственности, заботе, и главное напоминает нам, что за молчаливым, скромным человеком может скрываться большое и открытое сердце. Оно, это сердце, всегда будет биться в такт доброты и заботы, а слова… они важны, но не главное. Есть люди, которые не словами, а делами доказывают свою широту души.
В советской литературе очень часто писатели прибегали к животным как образец преданности и чистоты. Автор показывает, как через свой выбор мальчик раскрывается, приобретает свой внутренний стержень, проявляет милосердие, заботу об близких и более слабых.
Язык Юрия Яковлева простой, доступен для детского восприятия, но именно с помощью этой простаты и раскрывается сила произведения. Язык работает на уровне чувств и символов, глубоко проникая в нашу душу и душу ребенка. Юный читатель учится чистоте, заботе,а для взрослых это лишнее напоминание, что не все однозначно в этом мире. И скрытый, молчаливый ребенок, может обладать огромным сердцем и широтой души.
Так является ли «Багульник» Юрия Яковлева детским произведением? По форме да — это детский рассказ, который заставляет задумываться не только ребенка.

Рассказ о том, как повседневное и привычное всем поведение человека может не соответствовать его внутреннему миру, о скрытой доброте человека и о взаимоотношении человека с животными.

Ю. Яковлев "Багульник".
Как много писатель создаёт произведений о "незаметных" людях.
"Люди недоверчиво относятся к молчальникам". Чтобы не бояться таких, узнать, с ними надо общаться. Женечка-Евгения Ивановна, учительница- не сразу поняла это.
Коста не стремился никогда к общению. Он настолько погружён в свои заботы, что не замечает происходящего. Когда он в класс принёс багульник, даже внимание на смешки одноклассников не обращает. Радуется, что веточки расцветут для всех. "Все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником". Коста учился "скромно": на тройки, четверки. Женечка замечала, что он "клевал носом". Никто в классе не знал, что мальчик спешит домой, так как его очень ждут.
"...через пять минут он появился снова. За это время он успел бросить портфель, не раздеваясь, проглотить холодный обед, набить карманы хлебом и остатками обеда". Мысли о собаках, с которыми надо гулять, кормить, гнала Косту.
"Дверь отворилась, и огненно-рыжий пёс бросился на Косту...и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок. -Артюша, перестань!"- так ласково и весело мог произнести только любимый хозяин. С таким ожиданием рванулся давно ждущий пёсик. "...они бегали, догоняя друг друга. А потом нехотя шли домой",- Юрий Яковлев подчёркивает: "нехотя". Расставание на время было тягостно и собачке, и Косте. А ведь он не хозяин, просто помогает. Собака ли, кошка всегда чувствуют искреннюю любовь, в ответ сами не скупятся на чувства. "Худой человек с костылём" встретил их. Видимо, не мог выгуливать пёсика.
На балконе "боксёр не сводил глаз с ворот. И когда появился Коста, глаза собаки загорелись тёмной радостью. -Атилла!-крикнул Коста, вбегая во двор". "Он стал тереться о штаны мальчика. При этом поджимал лапу. У него болела лапа". Сразу ясно, как предельно предан четверолапый друг мальчугану. Дворничиха даёт понять жестокость взрослых людей и доброту Косты: "Выставили собаку на балкон и уехали. А она хоть помирай с голоду! Люди ведь!..". Ведь мальчик никому и никогда не говорит о своём "... боксёр провожал его глазами, полными преданности". Веками люди убеждаются в любви тех, кто никогда не предаст: собака.
Как же трогательно дальше читать: "Рядом с сапогами, ботинками, туфлями на кривых ножках семенил чёрный Лапоть",-больной мальчик не мог выгуливать друга, а Коста помогал. "Мать хочет продать Лаптя. Ей утром некогда с ним гулять",-говорит больной. Понимает Коста, что больше помочь некому. Лежачий мальчик не пользуется добротой Косты, он искренне переживает и о собаке, и о нём, спрашивает, как тот учится. "Ничего... тяну...на тройки... Только спать хочется, поздно уроки делаю",- говорит Коста.
Следуя за учеником, Женечка задумывается. "Расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. Но она молчала, шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в её глазах, как веточка багульника".
Собака у моря будто подводит черту, олицетворяя собою преданность любимому хозяину навсегда: "Она стояла неподвижно, в странном оцепенении. Большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. Её взгляд был устремлён в море. Она ждала кого-то с моря". "Он провёл рукой по свалявшейся шерсти. Собака едва заметно шевельнула хвостом". На еду, которую Коста достал, "собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище". Лишь убеждения мальчика заставили её взять кусочек: "Она ела для того, чтобы не умереть. Ей нужно было жить. Она ждала кого-то с моря". "Она никогда не поверит, что хозяин погиб...Я сделал ей дом из старой лодки. Подкармливаю. Она очень тощая...Сперва укусила меня. Теперь всё зажило". Будто собаки существуют для того, чтобы люди поняли: любовь- вечное. Нельзя купить собаку и оставить одну на балконе, уехав на отдых. Нельзя собаку продать, если гулять с ней нет времени. Это любовь- делай всё для того, кто дорог.
Желание Евгении Ивановны узнать Косту выделило в нём то скрытое, что никто не видел, даже родители. В скромном, тихом мальчике- огромная душа. Она дарит добро и любовь, кто ждёт их, братьям нашим меньшим. Тем, кто сам отдаёт нам ценнейшее,- преданность и любовь.
У Юрия Яковлева во многих рассказах герои-собаки. Сам вёл передачи на советском телевидении, где участвовали наши питомцы. Он знал их "сердца", отсюда произведения пронзительны.
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово

Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое.

В море переливались нефтяные разводы. Будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и ее обломки прибило к берегу.















