
Что читает Сьюзен Зонтаг
SimplyBookish
- 216 книг

Ваша оценка
Ваша оценка
Нельзя читать этот рассказ неподготовленному человеку. Не поймешь , в каком жанре это написано. Будешь прогнозировать , глядя на название, и попадешь впросак.
Мне сначала было весело. Пересказ всемирно известного древнегреческого мифа о Тесее и Минотавре. Повествование идет от самого Тесея, и вся мифичность, сказочность испаряется, уходит. Все буднично, молодой повеса рассказывает о своем приключении весело , с шуточками, с иронией. Как если бы зэк с Колымы пересказывал приятелям пьесу Шекспира .
Зато концовка получилась чисто философской, заставила перестать веселиться. И уже не Тесей, а Дедал заставил нас задуматься перед Лабиринтом, им же придуманном, о серьезных вещах.
Для меня в этом рассказе провалилась куда-то середина. Где годы жизни Тесея после его возвращения от Мидаса? Я надеялась на продолжение, а уже потом собиралась получить подведение итогов его жизни, философский спор с Эдипом…
Правление Тесея мне понравилось. Такой был шалопай в юности, а потом повзрослел, поумнел. Оставил добрую память о себе, как хороший правитель и гражданин. Это очень приятно и урок всем, что можно, если захотеть, измениться, добиться многого и оставить о себе добрую память.
Я эту повесть потом обязательно еще раз перечитаю, потому что её маленькие крючочки меня зацепили.

Пересказ старинного мифа о Тесее, Ариадне, Минотавре и прочей подозрительной компании. Написано от лица простого греческого парня Тесея, не интересующегося ничем, кроме джентльменского набора уважающего себя героя (вино, женщины, подраться, женщины, подраться, вино, спереть девицу, а лучше двух, снова вино, и так далее). Но Жид бы не был Жидом, если б не нашпиговал этот небольшой рассказик философскими размышлениями о Боге, иллюзиях и самообмане, в данном случае поваром был Дедал (тот самый, который отец Икара). И в конце, на склоне дней Тесея, кажется, проросло что-то в его глупой греческой башке...

Так как "Тесей" - это именно притча, старалась читать вдумчиво и впитать философскую мысль автора, его нравственное поучение. Это последнее произведение писателя, где он как бы подбивает итог своего творчества и своей мысли. Мифы о Минотавре, Федре и Эдипе я читала очень давно, в ранней юности, поэтому что то вспоминалось по ходу сюжета, какие то детали я точно уже не припомню. Поэтому не смогу сказать насколько достоверно Андре Жид нам пересказывает истории своих героев, но ясно что они обросли какими то новыми качествами и чертами. Для иносказательной формы притчи это вполне уместный прием автора и очень удачный, так как Тесей не просто воплощение силы, а настоящий гуманист. Античный герой получает развитие в современной прозе.
Тесей у писателя также и социалист, эта черта ярко проявляется в его отношении к частной собственности (что вполне закономерно: автор поддерживал и радовался созданию социалистического государства СССР, несмотря на критику отдельных его структур). Будучи царем он делит землю поровну, давая всем шанс на достойную жизнь, а самых богатых предупреждает что все попытки учредить ими свои собрания будут пресечены. Только союз с представителями всех слоев общества будет в Афинах, при этом Тесей приветствует возникновение "аристократии", но только не денег, а аристократии духа. То есть полезной для общества, которая может направить его к лучшей высшей цели. Есть в притче и место религиозности, опять таки именно в силу воспитания, мне так кажется, автор всегда затрагивает вопрос веры. В разговоре с Эдипом царь Тесей признается что до конца не понимает поступка царя Фив, речь про ослепление. Материалист Тесей - "детище земли" и исходит из имеющихся в наличии вещей, которыми человек может воспользоваться и даже должен. Идеалист же Эдип заслуживает его уважение, он благодарит его за сверхчеловеческую мудрость, но мыслью, Тесей за ним последовать не может, ибо она зиждется на материи не идее. В общем произведение небольшое, стоит прочтения, есть о чем задуматься, автор делится интересными мыслями.
Одно мне не дает покоя, это только мое предположение, но хочется его высказать. Нобелевскую премию Андре Жид получает в 1947 году, в очень преклонном возрасте, закончив писать еще в 46м. И похоже это больше на награждение человека который якобы "предал Советский Союз", ведь его так добродушно приняли, а он взял и раскритиковал многие вещи, более того, он пришел к выводу что страна повернула не туда и скатывается к тому же капитализму, и еще чему похуже. Очень противоречивое было его "Возвращение из СССР", там восторг сменяется нападками. Я это к тому что награды это хорошо, но важно чтобы они читателю глаз не замыливали.

-- Войти в лабиринт легко. Зато нет ничего труднее, чем из него выйти. Каждый, кто оказывался там, начинал плутать.













