
Ваша оценкаРецензии
Аноним19 марта 2020 г.Зачем мёртвому воля?
Читать далееГимн свободе и вольности, пропетый молодым Горьким на заре его писательской карьеры, обрел зримое воплощение после выхода яркого и поэтического фильма Эмиля Лотяну "Табор уходит в небо", снятого по этому рассказу. Тем, кто видел фильм, трудно представить Радду в ином образе кроме созданного Светланой Тома, а Лойко Зобара - Григоре Григориу.
Мне кажется, это самый индийский фильм советского кинематографа, в нем были страсти, кровь и любовь, обеспеченные сюжетом рассказа, и знойные, проникновенные цыганские песни. Любовь, кровь и песни - классические слагаемые индийского кино, согласитесь.
Конечно, Максим Горький не думал об Индии, когда писал свой рассказ. Без сомнения, он знал, что прародина цыган - Индия, но табор, о котором рассказывает он, кочует в степях Бессарабии. Горькому удалось поэтизировать бессарабский колорит, сделав его полноправным персонажем своих ранних рассказов.
Главным мотивом раннего творчества будущего пролетарского писателя была воля вольная и полная свобода. Не удивительно, что его внимание привлек народ, сама организация жизни которого была воплощением воли и свободы. Именно цыганский антураж сопровождает лучшие рассказы Горького этого периода.Предпочитает автор, как и в "Старухе Изергиль" прием, при котором присутствует герой-рассказчик, в этот раз это старый цыган, именем которого и назван рассказ.
Главные герои рассказа - молодая цыганская пара - ярки, выпуклы и колоритны. Своей эксцентричностью они насыщают все произведение, превращая его в выраженное романтическое повествование, в котором колоритность и красочность играют чуть ли не основную роль. И Радда, и Зобар гипертрофированно ценят свободу, она является для них самостоятельной ценностью, ради которой можно пожертвовать всем - любовью, счастьем - вплоть до жизни.
Но свободу они воспринимают своеобразно, свобода и воля для них - свобода только для себя, такое понимание предмета превращает общение свободных и волевых людей в единоборство, где кто-то должен сломить волю другого. А если этого не получается, то непокорный должен умереть - гордыня оказывается превыше всего, и любви, и разума, и воли, и свободы. Зачем мертвецу воля и в чем его свобода?
Так что, если вдуматься в текст рассказа, то становится ясно, что молодой писатель, еще не принявший социал-демократическую веру, уже понимал один их главных её догматов: "свобода - есть осознанная необходимость".
1747K
Аноним28 ноября 2020 г.Ай, ромалэ, ай, чавалэ!
Читать далееВ начале года я прочитал пушкинских "цыган" и конечно мне трудно не сравнивать эти два произведения. Ведь они об одном и том же - о свободе! Какая интересная тема!
А для выражения максимальной свободы в обоих произведениях используется один и тот же народ - цыгане. Логично. Но, как оказалось, свобода бывает разной. И книги бывают разными.
Пушкинские цыганы не знают законов внешних, но живут по принципу "моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого". Для радушно принятого Алеко свобода была синонимом вседозволенности. Отвергнув внешние законы юридические и общественные он не смог отбросить внутренние законы западнокультурного общества, провозглашающего собственность высшей ценностью.
По-настоящему свободны у Пушкина цыгане, в частности, Земфира и её отец. Первая свободна любить, кого хочется. Второй обладает ещё более непостижимой для нас свободой. Он способен не наказать убийцу своей дочери. Земфира - его ребенок, но не его собственность. Он скорбит, потеряв дочь, но не мстит, так как не потерял своё имущество.Горьковские цыгане совсем другие. Кочевья, лошади, костры, песни - вся романтика та же. Но свобода другая. Их свобода - это, как ни странно, тоже собственничество. У них нет вещей, нет материальных ценностей, но это ничего не меняет.
Радда обладает выдающимися красотой и умом, которые она не хочет отдать другому, даже любимому. При чем здесь свобода? Это просто гордыня.
Лойко же ведёт свободный образ жизни, исключительный даже по цыганским вольным меркам. Слава - вот его имущество. Вот чем этот гордец не может пожертвовать. Да и Радда, возможно, нужна ему только для упрочения своего статуса. Ещё одна укрощённая кобылица.
Лойко и Радда уже давно стали живыми легендами, предметами гордости родных и близких. А от чужой гордости до своей гордыни - один шаг.
Данило обладал сокровищем, которое у него отняли и за это он отомстил. И это при том, что в отличие от Земфиры, Радда сама спровоцировала своё убийство. Но отца это не интересует. Он тоже гордый собственник, лишившийся своего состояния. Сравните с отцом убитой Земфиры.
Получается, что "Макар Чудра" - это гимн не свободе, а рабству. Ведь человек - раб своих пороков, а гордыня - самый страшный из них.
P.S. Убивать во имя свободы? Что дальше? Во имя равенства и братства? Как всё это революционно, как это не по-пушкински...
P.P.S. Сейчас читаю замечательную книгу Леонид Андреев - Дневник Сатаны , где прозвучала мысль, что единственная свобода - это смерть. Если это так, то Радда и Лойко смогли обрести друг друга, сохранив при этом свою свободу. В таком случае, это оптимистический конец.
P.P.P.S. На ум ещё приходит аналогия с О. Генри - Дары волхвов . Там, правда, герои пожертвовали своими сокровищами ради любимых. А здесь наоборот - пожертвовали любимыми ради своих сокровищ.
973,6K
Аноним17 ноября 2023 г.Любовь или воля? Нет, лучше смерть!
Читать далее"Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько... И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгниет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, - дураком... Что ж, - он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!"
Да, да, смешные мы люди, если цыганскими глазами на нас глянуть... Интересная, конечно, философия у этого народа. Не буду я её критиковать здесь, а то как бы далеко не зайти в своих рассуждениях. Но, увы, и восхищаться не стану, воспевая их свободолюбие, часто переходящее границы воспитанности и порядочности. Ну да ладно, пускай себе живут, но я стараюсь обходить стороной этот своеобразный цыганский народ.
Что до рассказа, то при моей любви к слогу Горького, он читался немного "спотыкасто". Может, потому что он был первым и отправным в творчестве писателя? И снова у меня пошла мистическая череда похожих рассказов в отзывах. Не успела описать трагедию в индейском посёлке Хемингуэя со сверкающим металлом и льющейся кровью, как окунулась в страсти цыганской любви молодого цыгана Лойко Зобара и строптивой красавицы Радды. В природе ведь всегда так - только равные по силе самец и самка привлекают друг друга. А значит, зачастую их отношения, особенно в начале, чреваты частыми ссорами, как своеобразным столкновением двух стихий, разных по сути, но одинаковых по силе. И всё это завораживает, будоражит кровь и разжигает страсти... Но это у нас, у "смешных людей" так - сначала столкновение, а потом умиротворение и согласие.
А здесь же ещё и цыганское свободолюбие имеется, которым они так дорожат и гордятся, я бы даже сказала - кичатся. Вот и доходят до безумства такие любовные страсти, когда и вместе нельзя и порознь невозможно, так давай тогда лучше умрём! В общем, легенда эта и красивая на чей-то взгляд, а по мне - так просто дикая. Наверное, потому что я не цыганка, и хоть кровь у меня далеко не холодная, но таких безумств мне не понять, к счастью. Да и к тому же, ну не могу я назвать то, что происходило между этими двумя красавцами чернобровыми, любовью и это меня утешает...53816
Аноним8 марта 2024 г.Они не хотели любви, они выбрали свободу...
Читать далееРанний рассказ Максима Горького.
Написан он в стиле романтизм. И тут идёт рассказ в рассказе. Я не очень люблю такой стиль, потому что потом теряю нить первого рассказа. Но такой стиль присущ Чехову ("Драма на охоте"), Бунину, Лермонтову.Рассказывает нам Макар Чудра о жизни и любви цыган Лойко Зобара и Радды. Очень красиво так рассказывает. И у Максима Горького тут невероятно красиво получилось описать природу и ее состояние. Природа словно отражает состояние героев рассказа. Гордый Лойко в порыве страсти убивает красавицу Радду. Он хочет свободы, она - тоже хочет свободы. Оба горды, и оба очень похожи в своей гордыне и характерах. Они не могут и не могли любить друг друга. В любви надо уступать. А тут были бы бесконечные недовольства и придирки. И смертью бы все и кончилось, даже если б не сразу. И отец Радды мстит за свою дочь. Тут нет любви, один раздор, власть и кровь.
Не могу я понять цыган. Сейчас вроде у них такого нет.Этот рассказ напомнил мне рассказы Михаила Лермонтова и отчасти его роман "Герой нашего времени". А также Проспера Мериме с его неповторимой "Кармен". Ну и темой - Чехов "Драма на охоте".
Написано невероятно красивым языком, выдержана тема, писатель погружает нас в атмосферу цыганского быта и народа.Мне очень нравится фильм "Табор уходит в небо" с потрясающей Светланой Тома. Как она там красиво поет и танцует! Этот фильм для меня стоит отдельно от рассказа. Фильм прекраснее для меня. Наверное, потому что там звучат не менее прекрасные песни и цыганские напевы, а также неповторимые танцы и катания на лошадях, верховая езда.
38716
Аноним19 июня 2023 г.Берегитесь девок, парни!
Читать далееОсеняя ночь в степи, где-то недалеко плещется бесконечное море... У костра сидят двое мужчин — молодой и старый — и разговаривают о том о сём. Слово за слово, и речь заходит о любви. Желая предостеречь своего юного собеседника от ошибок, старый цыган Макар Чудра рассказывает ему то ли быль, то ли небыль о трагической любви молодого цыгана Лойко Зобара и строптивой красавицы Радды.
Говорит Макар Чудра просто, но зрит, что называется, в корень.
Берегись девок! Лгут всегда! Люблю, говорит, больше всего на свете, а ну-ка, уколи её булавкой, она разорвёт тебе сердце.Затаив дыхание, будущий писатель Максим Горький слушает старого цыгана. Позднее он запишет эту легенду и напечатает её в виде рассказа, который и станет его литературным дебютом.
Очень красивая романтическая история, пусть и с трагической развязкой. Да и сам рассказ очень хорош, а Макар Чудра так и вовсе кладезь мудрости. Юные читатели, скорее всего, оставят без внимания его рассуждения о смысле жизни. А зря. Ведь это не просто красивая легенда, это рассказ в рассказе, и философские размышления старого цыгана представляют ничуть не меньший интерес. Хотя о чём это я? Кому это надо в 16-17 лет! (Рассказ входит в программу по литературе для 11-го класса.)
Кто скажет, зачем он живет? Никто не скажет, сокол! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и все тут. И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда.P.S. На момент написания этого рассказа Максиму Горькому (тогда ещё Алёше Пешкову) было 24 года, а "старому" цыгану — 58 лет.
271K
Аноним25 сентября 2011 г.Читать далееНастала очередь Горького пасть жертвой моих рецензий.
Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.
Макар Чудра, волевой цыган, закоренелый циник, побывавший везде и твёрдо уверенный в своих жизненных принципах. Самый симпатичный герой из этого произведения. Есть в нём стать, сила, мощь и очарование. Является он рассказчиком престранной истории. Разве это история о любви? Нет, это история о Радде, девушке вольной и высокомерной. Красота её черноокая и огненная. Парни вьются вокруг неё, тщетно ожидая благосклонности. Но Радда непреклонна. Пока не встречается ей Лойко. Уж сколько девушек он повидал, а сердце готов отдать только Радде. И сделал бы он ей предложение, а она бы согласилась и кончилось бы всё чинно и счастливо. Но нет, гордость не позволила воссоединиться двум любящим сердцам.211,1K
Аноним1 декабря 2013 г.Читать далееКаким же все-таки большим художником слова был Максим Горький!
Казалось бы давно избитый сюжет страстной цыганской любви, описанный в широко известных художественных произведениях в прозе и стихах, в музыкальных спектаклях и на киноэкранах, но он сумел найти новые краски, по новому обнажившие души влюбленных и заставившие читателя с волнением и неослабеваемым вниманием следить за разгоревшимися страстями, заставляя переживать вместе с главными героями. И заслуга в этом старого цыгана Макара Чудры, в которого воплотился писатель, талантливо рассказавшего эту зажигательную, трагическую легенду о Радде и Лойко.
Мы и догадаться еще не успели, что хочет делать Зобар, а уж Радда лежала на земле, и в груди у нее по рукоять торчал кривой нож Зобара. Оцепенели мы.
А Радда вырвала нож, бросила его в сторону и, зажав рану прядью своих черных волос, улыбаясь, сказала громко и внятно:
— Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!..— да и умерла...151,6K
Аноним9 октября 2013 г.Читать далееВ рамках школьной программы
Наверное, это одна из первых книг в этом учебном году, которая меня действительно зацепила.
Эта грустная история не только о большой любви людей друг к другу, но и еще и о большей любви к свободе.
Цыганская девушка Радда, гордая, черноокая, огненная и неприступная. И такой же гордый и горячий цыган-скрипач Лойко. Они безумно любят друг друга, но свобода для каждого из них, словно воздух, без которого никто не может из нас существовать. Для них - это стиль жизни. А быть вместе для них было бы просто невыносимо, они бы просто стали оковами друг для друга.
Даже по определению, у этой истории нем может быть счастливого конца, что называется, "нашла коса на камень".Ребят, а еще я, кажется, влюбилась в Лойко :)
101,4K
Аноним1 июля 2011 г.Читать далееЕсли честно, не понимаю, почему книга называется "Макар Чудра", а не "Лойко и Радда", например. Конечно, он рассказчик и присутствовал при описываемых событиях, но этого мало. Возможно, я что-то упустила...
Тем не менее, это потрясающий рассказ о любви двух прекрасных, гордых и вольных людей, Лойко Зобара и Радды. Безумно жаль, что их любовь и свободолюбие не смогли примириться в их душах! Ведь они любили друг друга, но в этой жизни быть вместе не могли. Они стоили друг друга!
Кстати, сравните две истории с разными концовками, с разным отношением окружающих в похожей ситуации: в "Старухе Изергиль" Ларру, убившего девушку, которая оттолкнула его, изгнали, сочтя смерть слишком легким наказанием; здесь же отношение было несколько другим, ощущалось даже некоторое уважение к поступку Лойко, несмотря на весь ужас произошедшего, впрочем, и ему не сошло это с рук, его убил отец Радды, и Лойко "отправился догонять Радду". В этом случае Горький даже описывает все так, что читатель не осуждает Лойко.10652
Аноним6 ноября 2021 г.Любовь – кровь
Рассказ напомнил о любимой рифме поэтов. Вечное противопоставление воли и любви, свободы и несвободы. Красивые чувства и безграничная страсть не имеют права на долгое существование…
Грустно, что любовь в литературе часто предстает как некий ограничитель свободы, характера, да и вообще жизни. Как-будто любовь превращает человека в раба и нехозяина своей жизни. Но, ведь в том и проявление воли человека, когда он принимает решение быть с любимым, быть счастливыми и свободными вместе.81,1K