
Ваша оценкаРецензии
Аноним30 октября 2024 г.Ещё одна тургеневская девушка
Читать далееРассказ - чистая мистика, незамутнённая стараниями объяснить необъяснимое и "очеловечиванием" потусторонних существ - типа вампиров, у которых и с миром и между собой вполне понятные отношения. Здесь же проявление потустороннего - полностью непонятно и загадочно и "не только наука его не объясняет, но что даже в сказках, в легендах не встречается ничего подобного".
Итак, к главному герою, молодому русскому помещику, по ночам стала приходить некая загадочная сущность по имени Эллис. И хотя она говорит, что любит его и не сделает ему зла, выглядит эта особа довольно жуткой и холодной.
...Я взглянул в ее глаза… и мне стало жутко: в этих глазах что-то двигалось — медленным, безостановочным и зловещим движением свернувшейся и застывшей змеи, которую начинает отогревать солнце.
...— Не бойся, — промолвила Эллис, — не бойся, мой милый! — Ее лицо обернулось и придвинулось к моему лицу… Я почувствовал на губах моих какое-то странное ощущение, как бы прикосновение тонкого и мягкого жала.В чём тогда выражалась ее любовь? А она хотела просто летать вместе со своим возлюбленным куда он только скажет, в любые места на земле где царила ночь. Да и не только летать могли они, оказаться на любой высоте, но даже переносится в любые времена. Кай Юлий Цезарь, Сарынь на кичку... - всё, что ни пожелает предмет её любви.
Оказалось, главный герой не очень то и желал этого.
...— Поставь меня на ноги, — начал я. — Что за удовольствие летать? Я не птица.
— Я думала, что тебе приятно будет. У нас другого занятия нет.
— У вас? Да кто вы такие? Ответа не было.
...— Эллис! — простонал я, — я не хочу, я не могу, не надо мне Рима, грубого, грозного Рима… Прочь, прочь отсюда!
— Малодушный! — шепнула она, — и мы умчались. Я успел еще услыхать за собою железный, громовый на этот раз, крик легионов… Потом всё потемнело.Эллис ничего не рассказывала ни о себе ни о своём, потустороннем мире, пока они не столкнулись с невообразимо жуткой, зловещей, могущественной сущностью. И как и положено настоящей тургеневской девушке, она, в смертельной опасности, не бросила своего возлюбленного неизвестно где, а стала спасаться вместе с ним.
Рассказ атмосферный, красивый, даже захватывающий. И лучше все таки держаться подальше от всего сверхъестественного, полезней для здоровья.
74749
Аноним7 сентября 2015 г.Что такое Элис?
Читать далееМистический рассказ о любви девушки-призрака (вампира? мистической птицы? больного воображения?) к смертному.
Да, это была она, моя ночная гостья. Когда я приблизился к ней, месяц засиял снова. Она казалась вся как бы соткана из полупрозрачного, молочного тумана — сквозь ее лицо мне виднелась ветка, тихо колеблемая ветром, — только волосы да глаза чуть-чуть чернели, да на одном из пальцев сложенных рук блистало бледным золотом узкое кольцо.Не скажу, что захватило дух, или было ооочень интересно. Но Тургенев мне всегда нравился. Он умел красиво писать и интриговать читателя.
А тут ещё и путешествия по ночной Европе: Рим, Петербург, Париж... Не призрак, а какой-то реактивный самолёт.Честно говоря, смысл этого рассказа ускользнул от меня, как Эллис от предмета своей страсти. Но это неважно. Красота рассказа поразила настолько, что я не особо вникла в его суть.
"Что такое Эллис в самом деле? Привидение, скитающаяся душа, злой дух, сильфида, вампир, наконец? Иногда мне опять казалось, что Эллис — женщина, которую я когда-то знал..."
35489
Аноним8 июня 2022 г.Миг между бодрствованием и сном
Читать далееВозможность уловить миг между бодрствованием и сном, а затем и записать грёзы - величайшее мастерство писателя. Об этом говорил Аллан По. Тургеневу это удалось. И где-то на этом стыке реального и ирреального развиваются события повести Тургенева "Призраки".
Для меня эта повесть стала неожиданным открытием в творчестве Ивана Сергеевича. Она так не похожа на те произведения автора, что мы читали еще в школе.
У главного героя бессонница. За окном - ущербная луна. Ой, это из Лавкрафта. За окном - полная луна. И вдруг, к нашему герою является призрак женщины. Она просит героя прийти к ней. Герой соглашается, и они встречаются на опушке леса. А дальше начинается, что сам Тургенев назвал "просто рядом картин".
Главный герой вместе с призраком путешествуют. И путешествуют они не только по каким-то местам, но и сквозь время. Эллис, так зовут призрак, переносит героя то на остров Уайт, то в Париж, а то показывая просторы России. И каждое это путешествие сопровождается прекрасными описаниями.
Столь поэтического описания природы не встретить больше ни у одного писателя. Не удивительно, что сам Тургенев говорил про "ряд картин", из которых состоит повесть. Когда читаешь его описания, в голове волей-неволей рисуется образ того, о чем говорит автор:
"Над головой тяжелые дымные тучи; они теснятся, они бегут, как стадо злобных чудовищ… а там, внизу, другое чудовище: разъяренное, именно разъяренное море… Белая пена судорожно сверкает и кипит на нем буграми — и, вздымая косматые волны, с грубым грохотом бьет оно в громадный, как смоль черный, утес".Иван Сергеевич даже козу умудрился поэтично описать:
"Кое-где на опушках виднеются дикие козы; стройно и чутко стоят они на своих тонких ножках и прислушиваются, красиво повернув головы и насторожив большие трубчатые уши"В "Призраках" не только расширяется пространство за счет "волшебного" перемещения, но и стерлись границы времени. Нет больше настоящего, нет прошлого. Эллис показывает главному герою Цезаря с грозными легионами и восстание Степана Разина. Оба эти эпизода описаны жестоко. Видимо потому что Тургенев не делает различий между римским императором и разгулом русской вольницы. И там, и там кровь и жестокость.
Тургенев выступал против крепостного права, но был явным противником насилия. А потому для него нет разницы между кровавым бунтом, хоть и за благие цели, и тираном Цезарем с его легионами, олицетворяющими жестокость и оправдание тирании. Так что, даже в таком романтическом произведении мы видим отражение общественных взглядов писателя.
Форма, в которой ведется повествование - путешествие, где нереалистичное перемещение приводит героев в реальные места. То есть герои существуют на стыке реального и ирреального, словно найдя миг между бодрствованием и сном.
Повесть интересная, читается быстро и открыла для меня Тургенева с необычной стороны. Однозначно рекомендую, особенно, если вы любите красивые описания.
29588
Аноним4 декабря 2015 г.Читать далееС И.Т. у нас давние отношения. Сначала он заставил меня, маленькую девочку, плакать из-за собачки (да, я действительно плакала!), потом были «Записки охотника», потом меня растрогала «Ася», еще через некоторое время я прочитала «Вешние воды», «Накануне», а затем окончательно и бесповоротно я полюбила роман «Отцы и дети», который вошел в десятку моих любимых произведений школьной программы.
Но с поступлением в университет у меня, к величайшему сожалению, руки так и не дошли до остального творчества автора (а амбициозный план перечитать всю русскую классику по авторам застопорился пока на Достоевском). Хотя, честно говоря, не понимаю, почему моя учительница литературы никогда не упоминала об этой повести, которая, как и остальные мистические повести И.Т., прошла мимо меня.
Более того, к своему стыду должна признать, что никогда о данной повести даже не слышала. И, должна признать, мне очень жаль, ведь теперь Тургеневу удалось еще и удивить меня. Не ожидала, уважаемый И. С., не ожидала…
Это совершенно новый для меня Тургенев, таинственный незнакомец, в произведении которого И.Т. я узнавала лишь в описаниях.
Сверхъестественные события. Серьезно?
Если коротко: на протяжении нескольких ночей главный герой совершает мистические путешествия с Эллис.
Возникает множество вопросов. Кто такая Эллис? Плод воображения главного героя (у которого есть явные проблемы со здоровьем, о которых он и сообщает читателю)? Призрак? Демон? Вампир? Почему он все время повторяет, что его преследует ощущение, что он уже видел Эллис ранее? И, почему, будучи нереальной, прозрачной, будто сотканной из тумана, на руке ее видно столь реальное золотое кольцо?
Я пришла к выводу, что Эллис – вампир. Но не кровососущий сородич того самого графа. Она – болезнь, которая буквально высасывает из героя всю энергию и жизненную силу, а мистические полеты лишь плод своего рода галлюцинаций, преследующих воспаленное сознание антагониста. Это предположение подтверждается как сочетанием несочетаемого (прозрачный призрак + реальное кольцо), так и тем, что герой все время тщетно пытается вспомнить, где же он видел Эллис, и, естественно, слова самого персонажа, подтверждающие, что он сам осознает наличие проблем со здоровьем. К тому же Эллис больше не появляется в его жизни после того, как он, пережив кризисный момент (который сопровождался видением самой смерти), явно идет на поправку.
Получается, что мистическое произведение Тургенева на поверку оказывается самым что ни на есть реалистичным самоанализом своего состояния главным героем. Пусть и через сны (вспомните того самого всем известного дядечку, который спустя пару десятков лет посвятит анализу сновидений трактат).27390
Аноним3 ноября 2023 г.Читать далее"То ли сон, а то ли виденье"))) А ещё Элис говорит, что любит и зовёт на свидания у старого дуба. И герой поначалу пытается сопротивляться, но всё же в итоге ночные встречи начинаются. И каждая из них проходит в разных городах, и даже странах, ведь Элис может перести куда угодно по твоему желанию. Прямо почти как портал мечты, главное, чтобы в этом месте тоже была ночь в данный момент, и такие колоритные описания, талант Тергенева в этом чувствуется, жаль, что для меня узнаваемым их них только Питер был) И в этих полётах даже есть возможность увидеть почти любую историческую личность, только тут ещё главное самому не испугаться. Только вот странные ощущения потом после этих снов, и тяжесть на сердце, а Элис при этом с каждым разом тоже как будто немного меняется... А вот заканчивается всё мрачно и загадочно, потому что встречают они в одном и полётов саму Смерть? И всё обрывается, и вот герои уже на лугу и рядом Элис, которая всё также кажется знакомой, но узнать её так и не удаётся...
23596
Аноним21 декабря 2014 г.Читать далееНе ожидала увидеть такого Тургенева. Кто бы мог подумать, что этот автор будет писать о мистике.
Очень понравилась идея ночных путешествий, во время которых герой видит некоторые моменты истории, таких колоритных исторических персонажей, как Цезарь, Разин...
Но кто же эта загадочная женщина? Кто же эта Эллис? Вампир? Призрак? Видение?
Наверное, каждый тут уже решает сам для себя, ибо однозначного ответа так и нет.
Очень рада, что познакомилась с «другим» Тургеневым, с его таким интересным произведением.11235
Аноним21 сентября 2012 г.Довольно неожиданно: Тургенев и вдруг мистика.
Эллис – видение, возникающее в ночи. Кто она, эта ночная птица: призрак, вампир?
Почему появилась, зачем?
Честно, я не очень уловила смысл произведения, а может и не надо искать так глубоко.
Возможно, это об иной любви, о любви к неземному существу.
Но как всегда у Тургенева, красивый, поэтичный язык превосходен и искупает все.11187
Аноним30 июня 2020 г.Ночные полёты с Элис
Тургенев открылся для меня с новой стороны. Я всегда считала, что он писал в жанре реализм.
К повествователю ночами стал прилетать дух женщины, которая звала его на свидание к ветхому дубу. Рассказчик не сразу согласился на встречу, но призрак не оставлял его и возвращался каждую ночь до тех пор, пока не услышал «да».
Прекрасный русский язык, лёгкий и едва страшный сюжет. Люблю читать такие рассказы. Особенно перед сном.9690
Аноним25 мая 2016 г.Не впечатлила меня эта повесть. Несмотря на не очень типичный для автора жанр, Тургенев здесь все-таки явно виден в описаниях природы и городов. Обычно за эти описания я его и люблю, но в этот раз не прониклась. Ну и главное - совсем не было ни страшно, ни тревожно, ничего, при том что я большая трусиха) Я ждала чего-то типа Гоголя, читать которого мне было по-настоящему страшно. А тут мистики я почти не увидела.
6284