
Ваша оценкаРецензии
Аноним28 января 2024 г.Муки выбора
Читать далееВыбирая между "Женитьбой" и "Ревизором", я помнила, что у меня в загашнике есть шикарная начитка последнего в исполнении Александра Клюквина. Но - "Ревизора" я помнила лучше, возможно, даже когда-то читала. А вот "Женитьбу" помню только по (фееричной) постановке театра Колумба из Илья Ильф, Евгений Петров - Двенадцать стульев .
Пьеса напомнила все то - что я люблю в русской классике и родном искусстве. Начинается все совсем ну как в "Обломове": Иван Кузьмич Подколёсин возлежит на диване и взывает к своему (Захару) Степану. Эту идиллию нарушает энергичный и деятельный Кочкарев, который решает непременно товарища женить - а то тот уже сроднился со своим халатом. И все дальнейшее, что происходит с Подколёсиным, творится исключительно волею Кочкарева.
Еще один интересный персонаж - сваха. Напомнила она мне схожих персонажей из "Женитьбы Бальзаминова" или "За двумя зайцами". Эх - хорошим продажником была бы эта самоотверженная женщина, живи она в наше время. Потому что такие уж дифирамбы она заливает: и о доме, и о женихах, и о невесте. На самом деле, каждый из персонажей получил свой характер и отличительные черты. И наша невеста Агафья Тихоновна - девица, которой "нет еще 27 лет". Своеобразная дама, которая объявляет себя влюбленной, проведя с женихами от силы минут 5. А уж женихи - числом 4 штуки, включая Подколёсина, и один другого краше. Ах, если бы их слепить одного и вылепить - идеальный вышел бы жених! Ну, как сказал один из женихов
То, что дура - даже ничего, лишь бы еще какие бенефиции шлиПьеса - веселая, забавная. Она комична - своей серьезностью в неловких положениях, небольшой бегательной водевильностью, гипертрофированностью реакций, меткими описаниями. Запомнился мне пример, когда к женихам присоединился Подколёсин, и, услышав, что Агафья Тихоновна переодеваются - пошел смотреть. И женихи, не будь дураками, за ним потянулись
Не разберешь ничего. Белеет что-то: то ли женщина, то ли подушка...Не смогла я найти в пьесе недостатков - да особо и не искала. Это было - быстро, ярко, легко, насыщенно. Все, что я люблю в классической литературе - а комизм только добавлял обаяния. Конечно, пьесу лучше хотя бы слушать. Я никогда пьесы не читаю глазами - мне кажется, они от этого становятся плоскими. Конечно, лучше всего смотреть в театре - но, знаю современный театр, подозреваю, что жених Яичница в виде яичницы на сковороде от театра Колумба - это еще самый безобидный вариант. Поэтому советую любителям классической, но легкой и негрузящей литературы - хотя бы послушать в виде аудиоспектакля. Тогда и удовольствия будет больше, и пьеса будет продолжать жить. Она такая - без времени, на века.
1241,3K
Аноним13 октября 2020 г.«Брак во имя брака».
Читать далееНекоторым лучше не жениться. От пола это не зависит. Просто есть люди, которым не стоит связывать свою жизнь с одним человеком, вообще не стоит брать на себя ответственность за семью. Все равно ничего хорошего из этого не выйдет. Это не хорошо и не плохо. Хорошо как раз здраво оценивать себя, понять, чего ты от жизни хочешь, и не принимать нормы общества, если они противоречат внутренним ощущениям.
Чиновник Подколёсин как раз из таких, примерных холостяков. И не нужна ему жена, ему прекрасно в одиночестве. При этом он человек нерешительный и, к сожалению, легко поддающийся влиянию. Жениться он явно хочет не для себя, т.е. не для удовольствия, а «чтобы было». Возраст-то поджимает, у всех приличных мужчин давно семьи есть, а он, понимаете ли, хоть тоже приличный, но живет без женщины и детей. Так личные переживания у него сталкиваются с чужими ожиданиями.
Самое печальное в пьесе – это искреннее участие в судьбе Подколёсина его друга Кочкарева. Сам Кочкарев – человек женатый, и он очень-очень-очень хочет женить Подколёсина. Он сам на себя, женатого, смотрит и думает: «Эх, как хорошо! Чего же тут упрямиться?» Он решительно не понимает, что Подколёсин иного поля ягода. Кочкарев сомнения друга списывает на его нерешительность. Что нужно делать, если твой друг «хочет», но не решается? Конечно же, нужно активно вмешиваться, путаться под ногами, неплохо даже венчание устроить без согласия жениха, а потом, если тот начнет отказываться, обвинять его в неблагодарности. Для тебя же стараются, Подколёсин! А ты разве не ценишь? С таким другом, как Кочкарев, и врагов не нужно, ей-богу.
Больше всего же жалко невесту Агафью. Высмеивая общественные нормы, Гоголь прошелся и по обычаю сватовства. В пьесе у него сватовство ничем не лучше глупости «Давай поженимся». Агафья хочет выйти замуж, ибо тоже возраст поджимает. И хочет выйти обязательно за дворянина (хотя сама ни разу не дворянка). Только вот женихи один другого «краше». Со стороны процесс – сплошная аморальщина. Ну сами посудите: явились какие-то мужчины, оценивают тебя, как лошадь, а если приглянулась, начинают домогаться. О любви и взаимопонимании и речи нет. Вот и не может Агафья выбрать себе мужа. А как выбирать, если ты их не знаешь, этих возможных мужей? И сидит женщина, размышляет: «Хм, этому отказать? Но он кажется хорошим, только курит… А этот? Ну, тоже неплохой… А вон то?» Ярмарка прям, торгашество, покупка скота, а не брак, в котором тебе всю жизнь прожить нужно. Поступок Подколёсина в финале это, конечно, не оправдывает. Но за него я искренне порадовалась. И за Агафью тоже. Поженись они вот так, с бухты-барахты, «чтобы было», точно были бы несчастны. А так у обоих остается возможность обрести счастье. Не стоят пресловутые правила того, чтоб во имя их свою жизнь положить.Содержит спойлеры941,3K
Аноним19 апреля 2019 г.Читать далееОчень задорная и юморная история! Я получила истинное удовольствие от всей этой шебутной компании. Очень веселило, как сваха расхваливала невесту. Прямо цветочек нежный и очень нужный. Как они все пришли на смотрины, но не на смотрины, а якобы "рядом проходил"))) Прямо стадо мужиков рядом проходило и решило зайти в гости к девушке))) И как потом мужики рассуждали, что и нос у невестушки большой, и она не умеет "по-французски"... хотя умеет ли барышня на нём говорить сам проверить жених не мог, ибо сам не умел. Но барышня должна такое уметь!))) И как они якобы выискивали у неё недостатки, чтоб другие женихи отказались)) И как девчушка пыталась сделать свой выбор и разогнать остальных)))
Отличная история, лёгкая, смешная и небольшая))801,4K
Аноним1 августа 2021 г.Вот купец, а вот товар
Читать далее«А ты думаешь небось, что женитьба все равно что «эй, Степан, подай сапоги!». Натянул на ноги да и пошел? Нужно порассудить, порассмотреть».
А и правда, жениться это вам не сапоги обуть) жену так просто, как сапог, не снимешь. Нет, переобуться оно то можно, но вот надо ли? А уж хлопот с этими жёнами не оберёшься. А если ещё детишки пойдут…
Чиновник Подколёсин надумал жениться. Вон и фрак новый заказал, и сапоги. И даже сваху нанял, чтобы дело поскорее пошло. Да за три месяца не продвинулся в этом деле ни на шаг. Оно и понятно, лёжа на диване, трудно куда-то двигаться, ну разве что ко сну отходить.
И вот за дело берётся его друг Кочкарёв. Сам то он женат, надо и приятелю подсобить. Тем более с потенциальной невестой он как бы и в родстве, правда не пойми в каком.Что из этого вышло? А ничего. И это сложно назвать спойлером. Уже с самого начала видно, что Подколёсин настолько ленив, апатичен и нерешителен, что семейный очаг - это вовсе не для него. Ведь почему он хочет жениться? Потому что время пришло, ну пора уж как бы обзавестись семейством, чай не юн.
Вот и невесте уж замуж невтерпёж, как-никак двадцать семь годков стукнуло. Пора-пора уж замужней матроной стать.И вот тут так и хочется воскликнуть: «О времена! О нравы!» Ведь перед нами разворачивается самая настоящая драма, хоть и комедийная. Идёт торг. В качестве лота - незамужняя барышня с приданым Агафья. А вокруг неё шестеро покупцов, один другого «краше», восхваляют и рекламируют самих себя.
Пожалуй, один Подколёсин честен, но всё равно жалок.701K
Аноним27 ноября 2019 г.«Я на тебе никогда не женюсь»
Читать далее
"А ты думаешь небось, что женитьба всё равно что «эй, Степан, подай сапоги!>>. Натянул на ноги, да и пошёл? Нужно порассудить, порассмотреть"Недавно я посетила спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба», где одну из главных ролей сыграла самая обаятельная и привлекательная Ирина Муравьева. Благодаря этим походам в театр мне выпадает возможность познакомиться с русской классической литературой, открыть знакомых авторов по-новому, чему я безмерно рада.
«Женитьба» – искрометная, колоритная и по-прежнему актуальная комедия полная саркастического юмора! Конечно, черты героев, да и сама по себе ситуация слегка утрированы, но вот благодаря такой вот гиперболе автор высмеивает сватовство, мужчин достаточно зрелых, но все еще неготовых к браку, друзей, считающих, что пора покинуть клуб холостяков и отчаянно помогающим им в выборе подруги жизни, девушек, готовых выйти замуж за первого встречного, женихов, которые ищут в невестах те таланты, которыми сами не обладают, людей, для которых брак — это просто сделка, где важен только социальный статус и приданое. Все действия разворачиваются в Петербурге 30-х годов 19-го века, но можно с лёгкостью представить, опустив конечно некоторые элементы, что такое могло бы произойти и в наше время, очень жизненная история, на мой взгляд. Живые диалоги, и плюс все до одного персонажи получились очень харизматичными и яркими – это главные достоинства данной истории. Пьеса мне очень понравилась, она подняла настроение, но, мне кажется, что после прочтения нужно обязательно взглянуть на постановку или фильм, они вместе идеально дополнят друг друга, а по отдельности не так сильно впечатляют.
Финал пьесы немного грустный, но с другой стороны, а на что еще могла рассчитывать невеста, знающая своего жениха чуть больше суток, да и на мой взгляд, такая легкомысленная девушка, как гоголевская невеста, не будет страдать уж очень долго. Да и жених и невеста вроде бы не спешили вступать в брак, но только из-за того, что все вокруг твердили, что «так надо» стремились поскорее сыграть свадьбу, забыв, что брак дело серьезное, и это намного больше, чем просто надеть белое платье, да начистить туфли ваксой. Надо все хорошенько обдумать. Дней пять, как сказал бы Гога из известнейшего фильма.
Эта пьеса безусловно комедийная, но она намного глубже, чем может показаться на первый взгляд, сквозь смех поднимаются важные темы. И мораль, самая важная - не нужно заставлять человека делать то, чему противится его сердце, ведь если нужно избежать какого-то события, то он может не только в окно выпрыгнуть, но и, как пел Укупник, и «паспорт свой съесть перед ЗАГСом».
691K
Аноним14 марта 2024 г.Читать далееНебольшая пьеса, которую Гоголь начал писать в 1833 году (то есть когда ему было 24 года) и закончил в 1835-м, окончательно доправив её в 1841-м (перед выходом собрания сочинений).
Вроде и простенькое произведение, но и не совсем, на самом деле.
Нет здесь ни одного резко отрицательного или (почти) идеально положительного героя (то есть, как оно в жизни и бывает в реальности), а это уже, думаю, по тем временам достаточно революционно (зрителю же (во все времена, а тогда тем более) обычно гротескные персонажи нужны, чтоб если уж ты пришел в театр, сел в кресло и ого-го-го: смеяться, так смеяться, плакать, так плакать и тп).
Сама ситуация, когда для вполне симпатичной девушки (и главное - с хорошим приданым) сваха нашла аж целых 6 женихов-дворян... и это при том, что редкость, и, соответственно, ценность русского дворянства была на порядок выше средневропейского: у нас дворян было всего около 0,9% населения, тогда как в Европе - от 8% до 12%, и бОльшая часть этих женихов (целых четверо) и + ещё один жених-купец Стариков как-то спонтанно (и в то же время практически одновременно) приходят свататься.
Поведение Подколесина кажется странным (и даже как-то жалостливо-раздражительным) - он ведь, вроде волнуется-готовится... а когда ожидаемая событийность слишком резко готова вдруг произойти... он (вполне, кстати, резонно) так же вдруг понимает, что всё это слишком резко... - А разве нет? Как это вы себе представляете: люди в первый раз видят друг друга, толком даже не успевают пообщаться (я уж не говорю: разглядеть) - и вот тебе сразу: надо идти под венец?! - Что, и вправду в те времена были такие порядки?
Поэтому поступок Подколесина вполне даже интуитивно-разумный поступок, не очень красивый, это да, но тем не менее... И конечно же Гоголь в Подколесине (осознанно или неосознанно) во многом ассоциирован сам с собой, думаю... А вот эти резкие "перформативные" ходы (такие, как выход-убегание в окно) многие писатели будут в дальнейшем конечно же использовать (Достоевский, в первую очередь)... Гоголь феноменально умел чувствовать как структуру и энергетику текста, так и читательское восприятие и смакование смыслами и словами...611K
Аноним16 февраля 2024 г.Не хочу учиться, а хочу жениться? Как бы не так...
Читать далееКомедия нравов. Комедия положений.
Вот, в общем-то, всё, что можно сказать об этой пьесе не впадая в анализ характеров и поступков персонажей всех мастей.
А суть моралисей баснив аннотации изложена верна: оженить старого холостяка — практически невозможно.
Жениться надо сразу, как только женилка вырастает, а потом начинает накапливаться опыт бессупружеской жизни, и весьма часто холостяк с опытом уже не решается променять налаженный спокойный свой быт на риски появления в его постоянном почти безмятежном существовании ещё одного человека.
А всякие физиологические потребности — что ж, человек к этому времени наверняка уже научился решать разного рода потребности разными способами — Гоголь об этом ничего не пишет, ну и мы не будем.Слушал текст пьесы в исполнении чтеца, отчего скорее всего она проиграла, наверное было бы интереснее послушать запись спектакля с актёрской игрой.
Надо будет поискать...49736
Аноним10 декабря 2025 г.«... а ведь хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба!... то, да се, да это... чтобы то да это было исправно, – нет, черт побери, это не так легко, как говорят...»
Читать далееВыдавали, выдавали... да не выдали...
Для меня Николай Васильевич Гоголь — автор, которого я не смогла в полной мере раскрыть для себя в школьную или студенческую пору. И только не так давно, спустя уже столько лет, он по праву стал одним из моих самых любимых русских писателей. Определённо большой вклад в это открытие внёс театр. Спектакли по произведениям великого классика идут с большими аншлагами практически в любом театре любого города. Это и «Ревизор», и «Мёртвые души», и «Игроки», и, конечно, «Женитьба».
Пьеса эта довольно смешная внешне, содержит много печали между строк. Лучше всего на этот счёт высказался литературный критик В.Г. Белинский:
Смешная комедия, которая начинается глупостями и оканчивается слезами, и которая, наконец, называется жизнью...И действительно, настоящая жизнь разворачивается на книжных страницах. И герои — отчасти самые обычные люди, которые в этой самой жизни и встречаются. Этакий срез общества, представленный во всей красе: у каждого своя цель и свой путь её достижения.
Агафья Тихоновна — купеческая дочка, которая жаждет соединить свою судьбу с настоящим дворянином. И вот уже кружит вокруг неё хоровод женихов разных мастей и достоинств, выбрать из которых она сходу не в состоянии.
Право, такое затруднение – выбор! Если бы еще один, два человека, а то четыре. Как хочешь, так и выбирай. Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурен. Да если сказать правду, Иван Павлович тоже хоть и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Балтазар Балтазарович опять мужчина с достоинствами. Уж как трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно!
Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай! просто голова даже стала болеть. Я думаю, лучше всего кинуть жребий. Положиться во всем на волю божию: кто выкинется, тот и муж...В результате долгих и мучительных метаний невеста делает свой выбор в пользу надворного советника Подколесина и в итоге остаётся ни с чем... Мораль сей пьесы такова: погоня за выгодой и духовная пустота счастья не приносят. Коммерческое предприятие под названием "женитьба" с треском провалилось.
Да у меня пусть такие и эдакие женихи, общипанные и всякие, да уж таких, чтобы прыгали в окна, – таких нет, прошу простить...Наряду с пьесами других известных писателей, например А.П. Чехова, это произведение ещё ярче переливается всеми красками, когда идёт на сцене. Артисты часто вкладывают много от себя в образы героев, и от этого хорошо известная вещь становится только лучше. Понятнее становятся многие смыслы, глубже открываются образы, и само произведение каждый раз словно звучит по-новому. Вечные темы человеческих взаимоотношений, поиски любви или жажда наживы будут актуальны всегда.
Времена меняются, люди - остаются...4076
Аноним21 февраля 2020 г.Сватовство
Читать далееЖанр: литературная классика о работорговле
О чём: о том как выходили замуж/женились зажиточные люди во времена Николая Гоголя.
Понравилось:
Язык. Богат и красочен русский язык. Гоголь гений без преувеличения. Читать его произведения просто песня для глаз и ушей (я в основном слушаю). Описания, герои, ситуации - как живые не смотря на вековые различия между писателем и читателем. Это не литературное произведение, а исторический документ.
Разочаровало:
Рабство. Красиво написано, но какую ужасную ситуацию описывает классик. В современных реалиях подобное можно было бы выпускать по новостям с ярким заголовком. Сложилось впечатление, что сватовство схоже с работорговлей. К женщине относятся как к скоту, как к обязательному приложению к хозяйству в доме. Как хорошо, что сейчас совершенно по другому... хотя у очень богатых мало что изменилось.
Девушка поступает не лучше, подходя к мужчине с той же стороны. Мужчина рассматривается как выгодное предложение. Очень хотелось тут же прочитать более современную книгу на ту же тему. Сравнить как свадьбы проходят сейчас.
Кому хочется посоветовать: даже не знаю. Мне было не приятно читать.30909
Аноним20 февраля 2022 г.Жениться - это не сапоги на ноги натянуть
Читать далееЗдорово! И главное, понимаешь это с самого начала первого действия, с разговора надворного советника Подколесина и его слуги Степана. Лежа на диване с трубкой, Подколесин рассуждает , как бы здорово было жениться. Вот с кого, оказывается, позже родился Обломов у другого нашего замечательного классика. Сваха Фекла Ивановна тут как тут и, как вихрь, врывается к своему другу Кочкарев, человек деятельный и настоящий всезнайка. Есть люди, как говорил Аркадий Райкин, которые чувствует себя плохо, когда другому хорошо. Поймав тему, Кочкарев начинает расписывать своему нерешительному товарищу все прелести женитьбы, и читать становится уже не просто здорово, но и очень смешно.
А в доме невесты тем временем девушка-"перезролок" Агафья Тихоновна, двадцати семи лет от роду, купеческая дочь мечтает о женихе дворянине. Великолепно сыграла роль в одноименной экранизации 1977 года Светлана Крючкова, как и гениальные актеры в роли женихов (Петренко, Стржельчик, Леонов, Брондуков). Сваха постаралась, женихи все сплошь дворяне, но "без гроша в кармане". Да к тому же один староват, другой толстоват, третий наоборот субтилен, четвертый попивает, а пятого никак не уговорить с дивана подняться. Начинается сватовство и завязка сюжета, когда все женихи собираются в доме в одно время. Настоящая галерея образов, где центральное место занимает Подколесин, которого его друг характеризует
просто старый бабий башмак, а не человек, насмешка над человеком, сатира на человекаВечный жених, человек мечтающий, инертный, сомневающийся.
А ведь и невеста под стать жениху. Агафья Тихоновна мечтает о замужестве и настоящей любви, но неплохо было бы, если бы всех четверых сложить, вычесть недоброе и некрасивое, оставить лучшее и тогда за это "лучшее" она согласна замуж выйти. С другой стороны, надо ли так спешить, в девушках толком еще не побыла, а дети пойдут, а как их жизнь сложится, о-хо-хо. И все же женское пересиливает страхи, что не скажешь о женихах.
27870