
Ваша оценкаРецензии
Аноним9 мая 2023 г.Читать далееЗдорово, наверное, синхронно меняться вместе с миром: понемногу каждый день видоизменяется он - так же исподволь меняешься и ты, не замечая резких переходов и катаклизмов. Не волнуемый вопросами "как выжить и где спастись", ты задаешься вопросами куда меньшего порядка: какую книгу почитать вечером или что посмотреть по TV. Последний выбор тоже может быть неудачен (и довольно часто так и бывает), но, конечно, не столь судьбоносен и впоследствии трагичен. А вот кому-то везет куда меньше, и мир нападает, словно разъяренная собака - нет совершенно времени отдохнуть и отдышаться, обдумать наперед и запастись необходимым, подготовиться к неизбежному, которое все равно так или иначе настигнет каждого, кто встает у него на пути...
Такими не-везунчиками стали герои книги с чУдным названием "День триффидов". Последних до прочтения романа я всегда отчего-то представляла некими жучками, что-то типа термитов, вредных и до ужаса прожорливых. Не угадала, конечно) У моего нового знакомого (автора, разумеется) Джона Уиндема фантазия оказалась гораздо богаче моей: на то он и писатель, да еще и любимый многими классик. Триффиды - это... а впрочем, не буду разрушать интригу, прочитаете сами (кстати, настоятельно рекомендую:)
Как в лучших американских блокбастерах, Билл и Джозелла, познакомившиеся в аккурат начала вакханалии, творящейся с таким удобным до сей поры миром, - нет все-таки худа без добра - отстаивают свое извечное право на то, чтобы остаться собой. Остаться в конечном итоге - после всех выпавших на твою долю суровых испытаний - человеком. Порядочным. Сильным. Милосердным. Свободным. Независимым ни от кого. Способным посочувствовать слабому, утешить нуждающегося. Способным любить - сердцем, а не разумом.
Разве это так много?.. Когда мир сходит (или окончательно сошел с ума) - более чем, за это наказывают - за право быть не таким, как все, отличным от других.
Понятное дело, без приключений в таком случае ну никак не обойтись: их будет много, приготовьтесь к захватывающему и стремительному путешествию по осколкам привычного мира. Чтобы не заскучали, автор приберег для вас множество любопытных философских пассажей (по пути мы ведь должны еще и думать, напрягать серые клеточки), щепотку юмора, приправив все это превосходным слогом. Оторваться невозможно. На что похоже? На Ричард Матесон - Я — легенда , написанную на три года позже: видимо, схожие идеи так и витали в то время, 50-е, в воздухе.
Увлекательно и ярко автор поведает нам о судьбе мира, задав пару-тройку очень уж неудобных вопросов и оставив финал до неприличия открытым - додумайте сами, дорогие читатели)
2603,4K
Аноним10 февраля 2020 г.Что случилось? Я ничего не вижу! - Без паники, это - конец света!
Читать далееПризнаюсь честно, наверное, если бы я прочитал роман Уиндема раньше лет так на 15-20, он бы произвел на меня более сильное впечатление. Думаю, тогда, когда он только появился - в 1951 году - это было довольно свежее видение возможного апокалипсиса. Автору удалось найти очень выгодную тему и правильно преподнести её читателю. Это, в какой-то степени, сыграло против книги, породив целый серпантин подобий.
Особенно постарались в этом отношении киношники. Моя зрительская судьба так сложилась, что до момента, когда книга попала в мои руки, я еще не видел её экранизации, но, читая, я постоянно ловил себя на том, что где-то в каком-то другом ракурсе я нечто подобное уже видел. Разные вариации фильмов ужасов брали взаймы у романа Уиндема сюжетные ходы, а подчас и некоторые конкретные сцены. Например, дважды по ходу чтения книги я ловил себя на том, что у меня перед глазами стоят кадры из "Ходячих мертвецов", это когда главный герой, проснувшись в больнице, выбирается из города, и когда группу людей, запертых в доме, окружают монстры. Просто вместо триффидов в сериале зомби, но всё-равно до боли похожие сцены.
Вот все такие нюансы несколько подпортили мои впечатления от знакомством с классикой научной фантастики ХХ века. Однако, я понимал, почему так происходит и старался на этом не концентрироваться, но осадок, как в том анекдоте, всё равно остался.
Роман же имеет не только научно-фантастическую и приключенческую составляющие, но еще и мистическую. Тот катаклизм - метеоритный дождь невиданной красоты, который стал причиной повальной слепоты, выглядит вполне себе как кара Господня и может восприниматься как знамение Конца света. Да и причина, по которой разгневанный демиург мог наслать наказание тоже вполне очевидна - человек слишком заигрался в творца, упустив из-под контроля свои собственные результаты генной инженерии.
Человек создал сущность, которой предстояло безжалостно уничтожить своего недальновидного создателя. Это, своего рода Потоп, который должен погубить греховное человечество, а главным грехом выглядит именно создание новых биологических видов. А наказаны человеки слепотой тоже неспроста, ибо в слепоте они существовали до сих пор, раз не смогли увидеть опасность, исходившую от их ядовитого и прожорливого детища.
Основная часть романа посвящена проблемам выживания человечества в новых условиях, правильности оценки и выбора стратегии и тактики. Опять же, если обратиться к мистической константе, - Творец вновь даёт шанс выжившим осознать всю глубину своего падения и попытаться вернуться на путь истинный.
Вообще-то Уиндем поднимает колоссальную тему ответственности человечества за свои творения. Природе, чтобы погубить биологический вид, необходима глобальная космическая катастрофа, человечество может справиться с задачей самоистребления гораздо меньшими силами. Когда писался роман, в качестве главной угрозы можно было рассматривать только что обретенное цивилизацией ядерное оружие. Угрозы от него исходящие за прошедшие годы слабее не стали. Уиндем обратил внимание на опасность биологических разработок. А пройдет всего каких-то 30 лет и сценаристы "Терминатора" положат в основу своего детища те же опасения автора "Дня триффидов". Просто, к этому времени компьютеризация уже заявит о своем потенциале, и заставит человечество задуматься о новых опасностях. Так что бунт кровожадных растений предопределил бунт машин Джеймса Кэмерона.
2107,1K
Аноним23 мая 2016 г.Конец всему или о цветах и людях
Читать далееЧерт возьми, что может быть интересней, чем наблюдать за реакцией когда-то всемогущего человечишки на глобальные катастрофы и крушение мира? Смотреть на то, как мелкие зазнайки прощаются с ещё вчера незыблемыми принципами, хваленым чувством долга и высокопарной ответственностью за ближнего… как разлагается общество и куда девается мораль… Для меня это «guilty pleasure»… Книги на темы апокалипсиса и постапокалипсиса я оставляю на десерт…
Подумать только, «День Триффидов» был написан 65 лет назад! 65 лет, ребята! А взгляды Уиндема на конец света и людей в нем настолько современны, что нынешние писатели в этом поджанре могли бы позавидовать его фантазии.
Па-бах и свет потух: 90% населения планеты ослепло, а вокруг затаились прожорливые цветочки, которые только и ждут, как бы полакомиться человеческим мяском. Есть немного зрячих и в их руках (глазах, если читать буквально) будущее человечества. Тут-то и начинается самое интересное.
Это одно из лучших произведений на предложенную тему, потому что:
Во-первых – повествование ведется от первого лица. Тот самый монолог очевидца. Это что-то вроде документального кино. Билл стал моими глазами. Я видела происходящее, я участвовала в этом, я чувствовала его страх и безысходность;
Во-вторых – здесь есть скрупулезное описание мира после катастрофы. Тщательный подход Уиндема к деталям подкупает. Отчетливо понимаешь, как всё могло бы быть... Хотя писатель намерено не делает упор на мародерство, кровь и насилие… Зачем? Без того страшно.
В-третьих, а может и во-первых, - перевод. Вклад Аркадия Стругацкого в русскоязычную фантастику не обсуждается, но что он и его брат сделали для популяризации зарубежной фантастики у нас – это что-то невероятное. И Джону Уиндему повезло, что за перевод книги взялся не простой переводчик, а такой же на всю голову писатель-фантаст. Каким бы мы знали «День Триффидов» если бы его переводил кто-то другой, не такой талантливый?
Что сказать, когда наступит «день триффидов» мы увидим, как на самом деле глупы и заносчивы. А кроме этого не видно будет ничего ;)
1995,3K
Аноним4 февраля 2013 г.Читать далееВы когда-нибудь видели, как природа поглощает творения цивилизации, как быстро, умело, и с каким наслаждением уничтожает она дело рук человеческих? Год, два, и то, что когда-то было верхушкой человеческих достижений, становится не более чем почвой для травы. Природа избавляется от скверны. Не от человека, ибо он тоже часть природы, но от того, что человек насильно пытается вписать в природу.
Много раз множество разных писателей в несметном количестве произведений уничтожали нами любимый мир. Будь то ядерная война (в рейтинге катастроф на первом месте), или глобальный катаклизм, столкновение с кометой, вирус (второй номер в рейтинге), сход земли с орбиты, вторжение инопланетян (куда же без третьего места в нашем чарте). В любом случае, итог всегда один: миллиарды трупов и горстка выживших. И, чаще всего, книги подобного рода (как и фильмы-катастрофы) несут в себе одну составляющую – экшен, развлечение, построенные на всевозможных препятствиях, учиненных в погибшем мире выжившему человеку. У Уиндэма все несколько иначе.
Для начала, катастрофа не приводит к гибели людей. Ну, по крайней мере, сразу. Без гор трупов и здесь не обошлось, но не все сразу. Такое положение отнюдь не скрашивает картину, наоборот, помимо вполне насущных вопросов о выживании, перед выжившими встает не менее тяжкий выбор: спасать себя, забыв о нуждающихся в помощи или начать помогать всем подряд, забыв о себе любимом. Об этом Уиндэм даст возможность поразмышлять читателю.
Второе отличие от собратьев это отсутствие чересчур динамичных сцен, включающих в себя взрывы, погони, перестрелки, потасовки, секс, девочек, наркотики… это уже лишнее. Но не спешите скисать, и без мордобоев книга затягивает, здесь достаточно сцен, держащих читателя в напряжении. Уиндэм не даст вам заскучать.
В целом автор показывает нам картину вполне реальную. Если отбросить условности можно понять, что слепцы – это обычные городские люди, цивилизованные люди, изнемогающие от дискомфорта две недели летом, когда отключают горячую воду, впадающие в панику, если в доме отключили свет, не знающие в какую сторону направить свои стопы, если не работает GPS. А если отключить Интернет???? Да я уже не помню, как с живым человеком общаться!! Большинство из ныне живущих вряд ли смогут выжить в условиях дикой природы. Они-то и есть настоящие слепцы по-Уиндэмски. И им необходимы будут зрячие – те кто еще не утратил связь с природой.
Есть у книги и минус. Очень большой минус. И этот минус – размер произведения. Книга довольно маленькая. А это плохо, когда книга хорошая. Хорошей книги должно быть много.
1531,9K
Аноним28 октября 2023 г."И мы танцевали перед лицом неизвестного будущего под эхо ушедшего прошлого"
Читать далееПожалуй, если так дальше будет продолжаться, то я причислю жанр научной фантастики к одному из своих самых любимых. Будучи неизменным приверженцем реализма в литературе, я всегда с изрядной долей скепсиса отношусь к любым фантазиям и выдумкам. Но роман Джона Уиндема, несмотря на свою фантастичность и откровенно вымышленный мир, гораздо более реалистичный и близкий нам по духу, нежели кажется в начале…
Не могу не выразить свое восхищение силой воображения и изобретательностью Джона Уиндема: его постапокалиптический мир со всеобщей слепотой и триффидами, ходячими хищными растениями, - это что-то невероятное. Современного читателя очень сложно удивить чем-то новым: зомби-апокалипсис, восстание машин и искусственного интеллекта, новый и неизвестный науке вирус - чего только мы не видели на экране или не читали в книгах. Но Уиндем создал нечто совершенно иное, свое особенное, что до сих пор будоражит даже самые искушенные умы читателей.
Атмосфера романа достаточно мрачная и пугающая, с первой же страницы нас, как и главного героя, преследует предчувствие ужасной катастрофы и краха человечества.
Если день начинается воскресной тишиной, а вы точно знаете, что сегодня среда, значит что-то неладно. Я ощутил это, едва проснувшись. Правда, когда мысль моя заработала более четко, я засомневался. В конце концов не исключалось, что неладное происходит со мной, а не с остальным миром.- это пожалуй, одно из самых эффектных и интригующих книжных начал в мировой литературе.
Главному герою Биллу Мейсену придется выживать в новом мире, где практически всё население планеты, за редким исключением в виде таких случайных счастливчиков как Билл, ослепло, везде царят страх, хаос и разрушение, а триффиды, вышедшие на волю, начинают свою охоту на людей…
Мне очень импонирует то, что помимо увлекательного и динамичного научно-фантастического сюжета, автор по ходу повествования поднимает очень много философских и общечеловеческих вопросов, которые, на самом деле, важны в любое время, но особенно во время краха привычного нам мира.
Например, это вопросы морали. Мы привыкли думать. что гуманность, милосердие, сочувствие и готовность прийти на помощь другим людям - это безусловные ценности, то есть это всегда хорошо и правильно. Но что, если наши самые благие побуждения приведут не к спасению людей, а лишь к продлению их страданий и боли? Что если для некоторых смерть - это не что иное, как счастливое избавление?
В ближайшем будущем огромное большинство всех этих предрассудков должно исчезнуть или радикально измениться. Мы можем признать и сохранить лишь один первостепенный предрассудок, то, что гласит: человечество пребудет вовеки. Этому соображению должны быть подчинены, по крайней мере временно, все остальные. Что бы мы ни делали, мы должны задавать себе вопрос: «Поможет это или помешает человечеству в борьбе за существование?» Если поможет, то мы обязаны делать, даже если это вступает в конфликт с идеями, в которых мы были воспитаны. Если помешает, то мы должны устраниться, даже если наше бездействие столкнется с нашими прежними идеями о долге и справедливости. Это будет нелегко: старые предрассудки умирают с трудом.Любопытно, что выжившие люди настолько по-разному представляют себе новый мир. Кто-то хочет построить его на феодальных началах, кто-то видит спасение в социалистическом строе, где каждый работает для общего блага, а кто-то продолжает следовать христианским догмам. Какой из этих путей самый правильный и самый приемлемый для выживших? Хотя писатель не говорит об этом напрямую, мне кажется, истину нужно искать где-то посередине.
Один из главных мотивов романа - одиночество. Человек, будучи прежде всего социальным существом, всегда будет нуждаться в человеке рядом, а особенно остро - когда весь привычный мир рушится на глазах. Вот и Билл страдает, будучи совсем один, пока в его жизни не появляется Джозелла - встретились два одиночества, как говорится…
Раньше одиночество было для меня просто чем-то нежелательным, невозможностью перекинуться словом, чем-то, разумеется, временным. В тот день я узнал, что это нечто гораздо более страшное. Оно могло давить и угнетать, могло искажать привычные масштабы и играть опасные шутки с разумом. Оно зловеще пряталось всюду, натягивая нервы и звеня в них тревогой, не давая ни на минуту забыть, что никто тебе не поможет и никому ты не нужен. Оно доказывало тебе, что ты атом, летящий в пустоте, и оно ждало случая напугать тебя, напугать чудовищно – вот чего оно добивалось и чего нельзя было ему позволить...Ну и конечно, в конце перед нами раскрывается завеса самой главной тайны: почему и кто виноват в случившемся? Ответ прост - люди.
Люди, создающие ядерное и биологическое оружие, которое может уничтожить весь мир. Люди, создавшие триффидов и использующие их для своего обогащения. Люди, которые хотят денег и власти. Люди, которые попирают человеческие законы. Люди, которые эгоистичны и глупы…
Мы сами обрушили на себя эту кару.
Финал истории получился светлым обнадеживающим, несмотря на недомолвки и расплывчатое будущее Билла и Джозеллы.
- Я дам тебе честный ответ: с нами еще не покончено. И пока будет жизнь, будет и надежда.
15211,2K
Аноним27 мая 2016 г.Читать далееРастения правят миром
Очень интересное по сюжету, богатое и насыщенное событиями произведение, одной фразой классическая фантастика. Все началось с зеленого дождя. Люди, увидевшие это прекрасное явления, на следующий день обнаружили, что ослепли. Постепенно человечество начало погибать и на смену им пришли полурастения-полуживотные твари по имени Триффиды. Триффиды – это существа, которых разводили для получения растительного масла, но никто и не мог предположить, что они настолько опасны.
«Едва ли не самое страшное – это то, с какой легкостью мы утратили мир, казавшийся нам таким устойчивым»Наш главный герой по счастливой случайности не увидел зеленый дождь и не лишился зрения, но впереди его ждали другие опасности. К счастью главный герой хорошо знаком с этими существами, умеет с ними общаться, уворачиваться от них, иначе если триффиды ужалят человека, то он погибнет, поэтому с этими существами всегда нужно быть на стороже.
На протяжении всей книги не было скучно, потому что постоянно что-то происходит, очень много действий, сменяются другими, сюжет развивается очень быстро и единственное, что остается так это успевать за ним.
Людям придется приспособиться к новой цивилизации, научиться выживать в экстремальных ситуациях, чтобы не стать кормом для растений – убийц. Но даже не смотря на сложившуюся ситуацию, в книге присутствуют теплые и романтические моменты.
Очень рекомендую к прочтению, интересная книга и замечательный сюжет, читается на одном дыхании.
1373,3K
Аноним31 июля 2021 г.«Нашествие сумасшедшего родственника борщевика с секретной базы, которую неудачно отправили в космос»
Читать далееЗнаете, какие только безумные названия не встречаются в категории B-фильмов! Скажем, меня очень впечатлило название фантастического фильма «Нападение гигантского нечеткого пальца». И «замечательная» аннотация к этому творению: «Гигантский нечеткий палец прямиком из космоса спускается на Землю и начинает преследовать молодую женщину» (да, это не моя больная фантазия, этот фильм существует, его кто-то снял, и это не комедия!).
Мне кажется, этой книге отлично бы подошло схожее безумное название и столь же ненормальное описание. До «нечеткого пальца», конечно, далеко, но потенциал имеется, есть, куда и зачем расти.
Увы, но мне «День триффидов» не понравился. Совсем. Это было скучно, бессмысленно… спасибо хоть, что не затянуто. И, что самое неприятное, толком не раскрыта ни одна из поднятых проблем. Мешанина всего и вся.Хорошо, есть странные зеленые кометы, которые ослепляют почти все население планеты. Но что это за астрономическое явление, коего раньше не было (а человечество не вчера появилось), не объясняется. У этого события нет предпосылок и глубинных последствий, это просто сюжетный костыль – нужно же как-то ослепить жителей Земли! При этом удивляет количество ослепших людей. Мне слабо верится, что 99% жителей планеты разом отбросят свои дела (работу, свидание, сон), чтобы уставиться в небо, будь там хоть зеленые кометы, хоть единственное полное солнечное затмение в столетии (кстати, а если посмотреть на зеленые кометы, скажем, в телевизоре… что, тоже ослепнешь?). Не говоря уж о разнице в часовых поясах. Когда в Америке день, в России ночь. А явление длилось не сутки, чтобы все могли с ним «познакомиться». Какая-то часть Земли совсем бы не пострадала или понесла бы незначительные потери (5-10% населения), так как почти все люди в это время смотрели третий сон. Это не говоря о том, что явления такого плана никогда не захватывают всю планету, обычно звездопад или затмение можно видеть лишь в определенной точке Земли: если затмение хорошо видно в Южной Африке и Южной Америке, жители России могут вообще его не заметить.
Потом – триффиды. С ними тоже ничего не ясно. Это хищные растения, способные нанести вред человеку. Реалистично? У меня к этому претензий нет. Но книга в итоге так и не раскрывает своих «главных героев» – есть у них разум или нет? сознательно они хотят причинить зло людям или нет? Понятно, что людям плевать на мотивы своих антагонистов, но мне, читателю, хотелось бы понять, так сказать, источник зла. Одно дело – бороться с сознающим себя и свои цели существом, другое – с неразумной тварью, у которой, кроме банальных рефлексов, ничего и нет.
Потом – антиутопия, навязанная случившейся глобальной катастрофой. Но и тут все глухо, малоинтересно. «Выживач» описан уныло, поверхностно, проблемы, с которыми сталкиваются герои, в основном, завязаны на потреблении еды. Остальные утраченные (или нет?) блага цивилизации остаются за кадром, словно трагедия затронула не высокоразвитое общество, а этак 15-16 века.
И, конечно же, герои. Они никакие. Картонные. Им не хочется сопереживать. Они клишированы настолько, что в них просто не верится. Вот, кажется, опасность, герой может пострадать, но драйва нет, не чувствуется опасность, и переживать за персонажа не хочется. Отдельное «спасибо» за линию «великой любви», которая возникает из ниоткуда, после пары случайных разговоров (и учитывая, что у влюбленных нет индивидуальных черт, кроме, разве что, профессиональных – он биолог, а она – бывшая писательница).
И финал – он заслуживает отдельного упоминания. Он никакой. В прямом смысле. Будто автору надоело, и он решил все бросить: авось и так прокатит! Может, герои что-то решили? Уничтожили злодеев? Вылечили слепых? Построили корабль и улетели на Марс? Ага, сейчас. Мы там, может, что-то решим, за кадром, изобретем невероятное, но, знаете, у меня закончилась бумага, так что вы сами нафантазируйте, что мы придумаем.Я понимаю, что для 50-х книга неплоха, читатели не имели такого широкого выбора в жанре, их легко можно было удивить историей о хищных растениях и кометах неизвестного происхождения. Но нынче это наивно. Даже немного смешно. Если бы автор больше вложился в антиутопию, получилось бы намного лучше, но он разрывался между социальным и фантастическим – и последнее сожрало действительно интересные конфликты. Очень жаль.
P.S. Простите, но я просто не могла не вспомнить это оптимистичное наступление флоры на человека:
03:26
1212,2K
Аноним17 ноября 2023 г.Читать далееРоман я читала впервые ещё в подростковом возрасте и вот, наконец, добралась перечитать. И он понравился мне не меньше, чем при первом чтении и совершенно не выглядит устаревшим, хотя написан в 1951 году.
Автору получилось рассказать историю очень динамично, но при этом не свести её к одномерному боевику, в тексте есть вкрапления социальных размышлений. Это сделало книгу классикой апокалипсиса и постапокалипсиса. В результате явления неизвестной природы все люди, которые его наблюдали, потеряли зрение. Считанные единицы пропустили небесную иллюминацию и сохранили здоровые глаза. При чтении о такой трагедии перед воображением предстают ужасающие картины. Даже начались размышления о том, что бы я смогла делать неожиданно ослепнув. Но собственная слепота такая мелочь по сравнению с массовой эпидемией потери наиважнейшего человеческого чувства. Но при этом автор не нагнетает саспенса, не смакует ужасающие подробности картин массовой гибели людей.
Действие начинается в мае одного года, точно неизвестно какого, но я попробовала пофантазировать по этому вопросу. Кроме первоочередной беды с массовой потерей зрения, людям знатно угрожают ходящие, стреляющие ядом, ещё и обладающие чем-то вроде роевого сознания растения. Эти триффиды, насколько известно рассказчику, выведены искусственно и это приводит нас к ГМО. Очень уж напрашивается мысль о внесении в гены масличной культуры генов насекомых и, возможно, кого-то из морских обитателей ради получения ценного масла и увеличения стойкости растений к различному климату. В реальности первые исследования на эту тему дали плоды в начале 70х. Думаю какие-то годы на исследования и изобретение новых видов ушли, но триффиды появились не позднее 90х. На последнюю дату я опираюсь, исходя из того, где были изобретены триффиды.
Мне понравилось, что автор поместил это место в Советский Союз. При этом нашествие триффидов на Землю вышло не из-за безалаберности ученых/работников лабораторий или теплиц или где там выращивались экспериментальные образцы нового вида. Нет, житель другой страны захотел заработать, и уже из-за его действий по краже семян и вывозу их за пределы Союза (правда, плюс действия подкупленных русских), семена этих впечатляющих детищ авторской фантазии распространились по миру. А то вспомнилось мне научно-популярное кино из серии "Эвакуация с Земли", где эпидемия зомби-бешенства началась как раз из-за безалаберности русских ученых. Сам сериал меня очень впечатлил когда-то, хотя и не все серии посмотрела, надо это как-нибудь исправить.
Зато потом прошло ещё лет тридцать, так как должно было смениться поколение или два растений для их повсеместного распространения из впервые рассеянных свехлетучих семян, а ведь лет пять уходит на их рост. Потом уже полувзрослая особь в лондонском садике при доме ужалила героя книги в детстве. Правда не помню, чтобы упоминался точный возраст Билла, но он успел выучиться и поработать биологом в питомнике триффидов. Соответственно, роковая комета прилетела к Земле примерно в 2020е годы.
Но и без триффидов герою и встреченным им другим зрячим не весело. Встает роковой вопрос о собственном выживании и выживании человеческой цивилизации или хотя бы вида. Сразу формируется несколько стратегий поведения, и далее на протяжении романа автор отбрасывает нежизнеспособные. Также, неоднократно за книгу автор возвращается к страху одиночества, а ещё добавляет герою приключений по пути к месту будущего проживания.
Книга прочиталась влёт, к тому же за прошедшие годы я довольно много забыла, поэтому получала удовольствие почти как от новой, незнакомой.1181,1K
Аноним13 ноября 2021 г.Под эхо ушедшего прошлого
Читать далееНе перевариваю фантастику пятидесятых годов, но Джон Уиндем, нужно отдать должное, - это исключение из правил. Во многом его тексты, мне так кажется, опережают своё время, а сам писатель опрометчиво недооценён.
Что, если я скажу вам, что День триффидов - предтеча безумно модных в недавнем прошлом зомби-апокалипсисов? Ну сами посудите. Толпы взбешённых горожан, творящих беспредел, медленно передвигающийся полуразумный враг, реагирующий на звуки и боящийся огня и воды. Что-то в этом есть от зомби, не правда ли?
Донельзя таинственное глобальное событие, в данном случае загадочный зелёный звездопад, спровоцированный неизвестным оружием (оно так и начинается почти во всех зомби-фильмах), приводит к тому, что все видевшие его, на следующий день просыпаются слепыми как кроты.
Хотя про это самое оружие нам придётся догадаться между строк, ведь Уиндем, хитрый такой, набрасывает картину мира очень грубыми мазками, что ни в коем случае книге не вредит, ведь и герои совершенно ничего не смыслят в происходящем, а значит, нам-то откуда в нём разбираться? Если вы внимательно читали первые главы, то наверняка зацепились за рассуждения главного героя, его зовут Билл Мэйсона, раз на то пошло, об их гонке вооружений и полчищах боевых спутников, кружащих по Земной орбите. Судя по всему какое-то экспериментальное оружие вышло из под контроля, запустив ослепляющее явление.
Это только мои догадки, но в целом достаточно логично. Тем более сами триффиды - это тоже что-то из разряда биологического оружия, выкраденное у... кого, как вы думаете? У СССР, отсылки к чему почти начисто отсутствует в русском переводе. И это ни в коем случае не камень в огород небезызвестного Аркадия Стругацкого, который со своей работой справился просто потрясающе, а цензуры, которая вычистила произведение от немногих отсылок на плохих и злых коммуняг. Ну что поделать, время такое было.Начало книги, так вообще почти идеально похоже на фильм "28 дней спустя": герой, из-за недавней травмы оказавшийся в больнице и тем спасшийся от худшей участи. И тоже Лондон, ха!
В отличие от Джима из фильма, который спустя месяц комы может без проблем носиться по городу, наш герой, Билл Мэйсон вынужден пройти операцию по восстановлению зрения из-за нападения триффида, с которыми он вынужден взаимодействовать на своём рабочем месте в качестве специалиста-биохимика. Потому необычное явление и не застаёт, так как восстанавливается после операции на глаза.Эта часть романа просто прекрасна. За Биллом невероятно интересно наблюдать, тем более когда ты сам, читатель, ничего не знаешь о произошедшей катастрофе и, по сути, исследуешь новый мир вместе с героем.
Герой, опутанный бинтами и повязками, ничего не видит и вынужден догадываться обо всём через сплошные умозрительные заключения: почему нет медсестры, которая проводит утренние процедуры, где завтрак, отчего так тихо на улице и в помещении, и прочее.Мне понравилось то, что Уиндем не ограничился только лишь полным ослеплением человечества, как было у Сарамаго , но добавил героям ещё опасностей, таких как ходячие разумные кусты или непонятная смертельная болезнь, которой страдают почему-то только слепые, ну и, без этого в таком жанре не обойтись, мародёров, вояк и просто неадекватных личностей, на волне гибели человечества задумавших возвратить феодальный строй.
Здесь нет никакой жести или старого-доброго ультранасилия, которые мы любим находить в современных драмах. Понятное дело, книга писалась и выходила в довольно-таки бородатые года, и автор, даже желай он этого, был не в силах описывать всякие непотребства. Потому книга невероятно наивная и добропорядочная, и, хоть это, по идее, должно быть серьёзным минусом, на деле придаёт произведению такой милый и приятный шарм интеллигентности.
Герои много рефлексируют о падении цивилизации и о том, что это значит в целом для рода человеческого.
Мэйсон по началу не может заставить себя "ограбить" магазин-другой ради пропитания. Выпив в пустующем баре, он кладёт купюры рядом с кассой. Это герой сверх культурный, но он, просвещённый, осознаёт, что не в силах помочь несчастным ослеплённым. Да и кому помогать, как сделать выбор, от которого напрямую зависит жизнь человека? Обуреваемый этими и многими другими рассуждениями, Билл отправляется в долгий заезд по Англии, встречая друзей и врагов, теряя их и продолжая свой внутренний монолог о существовании, по сути, с нуля.Смыслом жизни для человечества, особенно в подобных декорациях, автор называет продолжение рода. Ох уж эти пятидесятые, просто смиритесь с этим. Во всяком случае главный герой быстро находит себе избранницу, являющуюся, к слову, довольно-таки эмансипированной мадам.
Мне понравился диалог Коукера с женщиной в общине Дюрран, которая не додумалась, как включить электрогенератор. Коукер тут выступает гласом автора, обличающий женское поведение в его время, которое сводится к тому, что женщины пользуются своими "слабостями" и не выходят из режима нахлебничества. Если бы я могла пообщаться с Уиндемом, я бы указала ему на то, что такой образ жизни женщинам навязали их мужчины-интеллектуалы. Но в любом случае то, что автор через персонажа хочет "расшевелить" дам и не делает из них несчастных принцесс, требующих еженощного спасения, меня радует. Это вам не Азимов с его мизогинией.
Финал открыт донельзя. Я слушала книгу в аудио и не сразу поняла, что последние минуты записи - это действительно последние страницы книги. Даже проверила в печатном издании, что точно - конец. Автор закончил будто с огромным клиффхэнгером, оставив задел под вторую часть, которой, увы, не случилось.
Да, я знаю, что есть продолжение от Саймона Кларка , но это ж совсем как если принимать Проклятое дитя за сиквел цикла о Гарри Поттере. Не канон, проще говоря. Я подумаю над тем, чтобы почитать Кларка. Но пока я пойду смотреть экранизации 1962 и 1981 годов.
Кадр из фильма "Вторжение похитителей тел", неплохая фантастика 1956-го года и тоже про кровожадные растения.1171,8K
Аноним8 октября 2022 г.«Возврата к прежнему не будет, не будет никогда»
Читать далееЕсли кто-то ещё не знаком с этим произведением, то не надо откладывать в долгий ящик. Очень актуальное чтиво, да ещё и с увлекательным сюжетом. У нас пока триффиды по улицам не бродят, но лучше быть готовым ко всему.
Сюжет крайне прост- после «чудесного» и красочного действия, зрителями которого стали почти все жители нашей планеты- все ослепли, а те счастливчики, которые пропустили этот праздник жизни, по тем или иным причинам- это люди на которых ложится вся надежда на продолжение эры человека.
Хаос, который начался- напоминал сериал «Ходячие мертвецы», но это была моя ошибка… мне реально рисовалась именно такая картинка. Разбой и воровство, чистая анархия, переход человека от законопослушного гражданина в заядлого преступника- всё это реальность, которая обрушилась на людей в один миг. Для меня вся эта масса людей, превратилась в парад зомби, но когда я осознал, что всё же это люди, то книга заиграла другими красками. Тут было два пути: собраться в группы зрячих и создать новый мир, при этом не тратить время на помощь слепым людям, или всё же попытаться совместить эти две группы людей, и просто жить согласно новым реалиям. Всё бы ничего, и с точки зрения гуманизма выбор очевиден, но есть другая проблема- Триффиды. Это существа, которые заполонили планету, не без участия человека конечно же, и когда всё было под контролем, то они приносили только пользу, но теперь, порядок сил изменился. Незрячий человек стал слабее Триффида, и поэтому человечество больше не находится на верхушке этого мира.
Сюжет книги - это путь главного героя в разрушенном мире, душевные терзания и жизнь в постоянном выборе. Выход из зоны комфорта одиночки, и принятия ответсвенности за других людей.
Всё это приправлено рассуждениями и вопросами - Почему это случилось со мной? За что мне всё это? Где моя тихая и спокойная жизнь, которая была раньше?
В тоже время наши главные герои понимают, что другой жизни у них больше не будет, нужно бороться до конца и отстаивать своё право на существование. Правила игры очень просты «Или ты, или тебя»!1151,7K