Книги, "увидевшие свет" в 1950 году
serp996
- 309 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
Все чаще меня притягивают произведения Матесона. Пока сколько я не читала, все они очень разные, не похожие друг на друга. И поэтому приступая к очередному совсем не знаешь чего ждать. Этот рассказ очень не большой, и слава богу. Большой мне было бы очень тяжело переварить. Повествование идёт от лица восьмилетнего существа. И вроде бы оно рождено от обычного мужчины и женщины, о чём собственно и говорит название. Рассказ- это такой концентрат эмоций, чувств главного героя. Рассказ о том, как он существует, что видит, что слышит, как воспринимает окружающую его среду, как окружающие реагируют на него.
И вот почитав я понимаю умом, что нельзя так относиться к живым сущесотвам. Но....кто знает как бы я повела себя а такой ситуации.

В течение долгого времени творчество Ричарда Матесона в моем активе было представлено одним - но отличным - романом «Я - легенда». Но продолжать знакомство не спешила - все-таки, я не большая поклонница чистых ужасов, а именно это и является отличительной чертой творчества писателя (про «Легенду» я думала, что просто повезло). Хотя, как выяснилось, есть у Матесона вещи и довольно обыденного, если можно так выразиться, содержания, но об этом будет позже и по порядку.
Сейчас речь об очень странном рассказе «Рождённый мужчиной и женщиной». Как раз тот случай, когда я осознаю, что читаю нечто жуткое, но совершенно не понимаю глубинного смысла, не понимаю, зачем я это читаю. И не понимаю, как на это написать хоть сколько-нибудь содержательный отзыв. Хотя, конечно, вру, посыл понятен: отношение общества в целом и конкретных родителей в частности к не таким детям.
Рассказ ведётся от лица именно такого не такого ребёнка. Причём, настолько не такого, что, пытаясь составить портрет этого… существа по единичным фрагментам, которых автор даёт до скудного мало, представляешь все, что угодно, но только не человеческое дитя. И вспоминаешь незабвенное создание Виктора Франкенштейна, добрая душа которого не смогла помочь монстру найти любящую семью, потому что все осложнялось отвратительной внешностью.
И все понятно, каждому существу нужны любовь и тепло, а ребёнку это нужно вдвойне, втройне - любовь, внимание, забота любящих родителей, общение с братьями и сёстрами, если они есть. И если ребёнок отличается от остальных детей, это совершенно не причина для его изоляции, для того, чтобы делать из него изгоя.
Но… возвращаясь к внешности данного конкретного ребёнка - я даже не понимаю, почему рассказ назван именно «Рождённый мужчиной и женщиной», если автор нарисовал того, кто вряд ли мог быть дитем человеческим. И это сильно сбивает с толку и… не то чтобы сводит на нет, но определенно несколько умаляет жуткое впечатление от того, в каких условиях содержится это дитё. И - сейчас прямо чувствую себя монстром - не могу избавиться от некоторого сочувствия родителям. Хотя подвал и цепь - это действительно слишком и этот момент - жутко противоречивые чувства, которые вызывает рассказ, меня совершенно сбивает с толку.
А может быть, Матесон и стремился именно к такому эффекту, чтобы шаблон совсем на разрыв? Но зачем?..

Этот рассказ достался мне в сборнике фантастических рассказов и повестей под общим названием "Не только мертвые". В этот сборник были включены такие "потрясающие" произведения, как фашистско-сексистский роман "Рейд к звездам" Альфреда ван Вогта (разбитый на отдельные рассказы), психоделико-шизофренический рассказ Муркока "Се человек!" (раньше это был роман, в котором присутствовал секс Иисуса и Богородицы), рассказ Ф.Фармера "Самаришистская клятва" (так переводчик решил перевести слово "шумерская"!!!) и т.д. На все эти произведения я писал рецензии, на которые выплеснул всю свою ярость. Да, в юности я читал некоторое дерьмо. Был там разве что один рассказ, который я высоко ценю - "Жизнь, которую я ждал" Желязны.
Было ощущение, что составители сборника решили опозорить нормальных авторов и взять самые их худшие произведения. Вот и бедный Матесон, создатель "Я - легенды", оказался в их числе. Наверно, он писал этот рассказ в глубочайшей депрессии или в подпитии, иначе я не могу объяснить, что за срань господню я прочитал.
Сюжет такой. У двух обыкновенных родителей есть сын-мутант. Они посадили его в подвал на цепь, пряча от окружающего мира. Сын страдает. Иногда он вылезает наверх вопреки воле родителей. за что ему попадает. Иногда в окошко его видят люди, за что ему тоже попадает. Потом какая-то девочка приносит ему животное (то ли кошку, то ли собаку), но мутант убивает его (хотя это ни к чему не приводит). Потом его отец пытается наказать мутанта (не за убийство животного, а за обычные нарушения дисциплины), но тот проявляет агрессию и вообще настроен злобно, мысленно желает всем отомстить.
На этом все и заканчивается. Дальше вроде как "думайте сами".
Матесон попробовал выпендриться, показать внутренний мир отверженного ребенка изнутри. Для этого он описал все глазами ребенка-мутанта. Однако сделал этот так топорно и так малоинформативно. что возникают вопросы, которые возникать не должны.
В тексте напрочь отсутствуют знаки препинания. Почему?! При этом слова написаны без орфографических ошибок. Была сделана попытка продемонстрировать, что у монстра плохо с человеческой речью, но он же не пишет ничего, в отличие от аналогичной ситуации с Чарли Гордоном в "Цветах для Элджернона"? Здесь нет речи о дневнике или ином письменном документе. Это просто мысли! Их можно было писать и по правилам английского (а после перевода и русского языка).
При этом упоминается, что мутант умеет читать, поскольку он прочитывает вывески,которые видит в окне. Значит, родители все же занимались с ним, учили читать, что не так уж и легко. Это даже странно, учитывая, что они ведут себя с ним, как с диким животным, которому они чем-то обязаны.
Не очень понятно, как мутант выглядит и какими свойствами обладает. Из обрывков его малограмотной речи ясно, что говорить он не умеет или разучился. Он может издавать какие-то пугающие звуки и свисты. Еще его конечности прилипают к стенам, и он может ползать по стенам и потолку, как летучая мышь. Судя по всему, он обладает внушительной силой. Кроме того, разбрызгивает вокруг зеленую слизь, по всей видимости, безвредную.
Ну. и что же хотел от нас автор? Чтобы мы его пожалели? Что-то не хочется. Я его родителей прекрасно понимаю. Они могли бы давно избавиться от этого существа, но продолжают о нем заботиться, поэтому осуждать их не за что. С этим существом просто невозможно жить. И его совершенно не жаль. Автору не удалось вызвать сочувствие.

"...Сегодня сверху падала вода. Она везде падала, я видел. Я видел землю в окошке. Земля пила воду, как рот, если очень хочет пить."

А потом, если они ещё попробуют меня бить, я им сделаю плохо, как я сделал живому зверю. Я им сделаю очень плохо.




















Другие издания


