
Драматургия
Julia_cherry
- 1 100 книг

Ваша оценкаЖанры
Ваша оценка
"Я не допущу, чтобы у меня отняли то единственное, что у меня осталось, - мой укор совести..."
Пьеса с таким явно политическим оттенком, но для меня она прежде всего о человечности. О том, как важно оставаться человеком в любых политических условиях, в любых обстоятельствах и т.д. Ничто не может служить оправданием человеческой подлости и жестокости. Ничто. Никогда.
Можно, конечно, попытаться "отмазаться" (оправдаться), что мол время было такое. Обычное время. Не лучше и не хуже, чем сейчас. Не все ведь писали доносы. Да, за это ждала их суровая расплата. Но зато совесть оставалась чиста. О том и пьеса. Нельзя пойти на сделку с совестью и жить как ни в чем не бывало. Бартодий, главный герой произведения, когда-то написал донос на своего товарища, Анатоля. И совесть (в виде погибшего от вынесенного смертного приговора друга) каждый день приходила к Бартодию. Это что-то типа раздвоения личности, но гораздо более тяжелый случай, ведь он отягощен чувством вины...Но со временем и совесть изнашивается, мы забываем вину перед другими, и самобичевание Бартодия начинает походить на фарс: он не хочет прощения или раскаяния, он хочет какого-то минутного освобождения, а потом - очередных самоистязаний. Надеется искупить вину перед прошлым? Вряд ли...Он хочет успокоения себе самому. И это лишь какое-то самолюбование, бессмысленное и притворное.
"Время, дорогой, время. Все со временем изнашивается. даже укор совести. Чем более я становлюсь материей, тем менее остаюсь идеей. Я уже существую настолько самостоятельно, что имею право на собственное мнение"
Совесть становится удобным предлогом, чтобы привнести в жизнь новую струю, чем-то заполнить свое унылое и скучное (и такое же бессмысленное) существование. Совесть вообще становится удобной штукой. Так легко сказать: я страдаю от душевных мук, внутренние противоречия раздирают меня...
"Ты всегда нуждался в том, чтобы тебе подавали что-нибудь извне, что-нибудь готовенькое, вроде костюмчика, который можно сразу носить. Наденешь на себя, и он уже твой, тебе сразу приятненько. А сам шить не умеешь..."
Вот и совесть (твой внутренний голос, твоя вечная вина) становится таким же милым костюмчиком. Никому от нее ни холодно, ни жарко. Ну а главному герою тем более...
Есть ошибки, которые уже никак не исправишь. Тем более таким позерством. Нужно совершать реальные поступки, приносить добро в мир, в который ты уже однажды принес зло...5/5 Страшная пьеса, но до жути реальная: ведь действительно полно на Земле вот таких Бартодиев, которые могут в одночасье предать друга....

Два друга по разные стороны баррикад политических убеждений. Время смутное. Вторая половина двадцатого века. Польша.
Один ярый поклонник Сталина. Другой прямо противоположного мнения.
Один сделал донос. Второй отсидел за это пятнадцать лет.
Вот только не думайте, что это спойлеры и пересказ сюжета.
Пьеса сильна не этим. Это только маленькие зарисовочки к большому действию, которое разворачивается всего на девяноста восьми страницах.
Да и вообще, вряд ли можно тут что-то проспойлерить или передать сюжет.
Призраки, кролики, муки совести, раскаяние, любовь, искупление, всепрощение, - смешалось всё в этом абсурдном коктейле.
Затейливые диалоги, неожиданные повороты - не детектив, но интрига гарантирована.
Цена человеческой жизни. Цена людской совести.
Один живёт отрицанием, другой утверждением.
Один размышлял, лёжа на диване, другой жил действием.
15 лет жизни. 15 лет ада.
Здесь совершенно ясно, кто прав, кто виноват.
И всё же как они выкрутятся? И вообще, уместно ли это слово к Анатолю? А к Бартодию? Ведь последний считает, что он тоже отсидел в одиночке, добровольно, хотя и невольно. В маленькой одиночке с большим портретом на стене.
У него и правда муки совести?
Клуб Драматургии. Читаем пьесы вместе.

«Ну-ну, удиви меня» - снисходительно думала я, берясь за пьесу малоизвестного (мне) польского автора, на которую нет ни одной рецензии.
И он удивил.
Такая классная оказалась вещь, небольшая, но очень емкая.
Мужчина как-то «настучал» на своего друга, и того взяли за антигосударственную деятельность (или как называется статья за то, что со Сталиным не согласен?), собирались расстрелять, потом изменили на пожизненное. Потом амнистировали. И вот этот самый стукач должен с ним встретиться.
На какой-то сотне страниц диалогов происходит очень многое, и главное, неожиданное. Вот намеренно молчу не только о происходящем, но даже о персонажах, чтобы никому не портить удовольствие. Скажу только, что там есть о чем подумать и за что переживать, и главное – чему удивиться. Отличная пьеса.
Еще, что ли, что-нибудь у Мрожека почитать. Знатоки, подскажите, он весь такой хороший?

Сколько можно жить в оппозиции ко всему? Быть против можно лишь время от времени, но быть против всю жизнь, непрерывно - это извращение.











